Воспитательная программа "Созвездие"
методическая разработка на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Актуальность программы

Самое важное дело на Земле – это воспитание подрастающего поколения, так как это будущее планеты. Воспитание у людей высоких духовных и интеллектуальных потребностей, воспитание совести, честности, сострадания, ответственности, терпимости, трудолюбия, привитие здорового образа жизни, все это важнейшие составляющие истинного гражданина страны.

Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №

ПРОГРАММА

«СОЗВЕЗДИЕ»

Срок реализации программы 4 года

                                               

Учителя начальных классов

Миляева Ирина Владимировна

Шуляк Татьяна Олеговна                                                            

 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Содержание программы воспитания

6

Прогнозируемый результат реализации программы

12

Методическое обеспечение

15

Список литературы

16

Приложения

17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Самое важное дело на Земле – это воспитание подрастающего поколения, так как это будущее планеты. Воспитание у людей высоких духовных и интеллектуальных потребностей, воспитание совести, честности, сострадания, ответственности, терпимости, трудолюбия, привитие здорового образа жизни, все это важнейшие составляющие истинного гражданина страны.

Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в различных мероприятиях  во внеурочное время – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

Данная воспитательная программа направлена на становление личности ребенка в начальной школе, учитывая такие возрастные особенности, как любознательность, эмоциональность, стремление к смене деятельности.

Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Задачи программы:

  • создать условия для интеллектуального и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
  • развить любознательность и познавательный интерес учащихся;
  • создать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нем;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья, приобщать ребёнка к здоровому образу жизни;
  • содействовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, творческих способностей;
  • воспитывать у детей гражданскую позицию: патриотические чувства, нравственно-правовую позицию, толерантность, трудовую активность;
  • создавать условия для участия семьи в воспитательном процессе.

Сроки и этапы реализации программы

Программа разработана для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Программа состоит из 3 этапов:

  • 1 этап – организационный (целеполагание; программирование и планирование работы);
  • 2 этап – реализация воспитательной программы (отлаживание механизмов сотрудничества, совершенствования отношений в классных коллективах; участие обучающихся в общешкольных и внешкольных мероприятиях);
  • 3 этап – мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.

Условия реализации программы

Материально-технические условия

Организация воспитательной программы осуществляется в кабинетах, соответствующих нормам техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормам. В актовом зале школы организуются и проводятся культурно-массовые мероприятия, общешкольные собрания.

Кадровые условия

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: развитие умений и навыков в сфере общения; создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления.

Задачи:

  • развить у обучающихся чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других;
  • развить социальную восприимчивость, доверие, умение выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
  • развить способность к самопознанию, самоанализу;
  • обучить коммуникативным навыкам;
  • развить ученическое самоуправление.

Формы реализации: тренинги общения, ролевые игры, вечера отдыха, экскурсии, походы, внеклассные мероприятия различного уровня, деловые игры, собрания актива класса.

Практическая деятельность:

«Выборы» (игра);

«Суд идет»;

«Дискуссионный клуб».

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры.

Задачи:

  • познакомить с историей государственной символики страны;
  • расширить исторические знания об истории своей семьи, района, области, России;
  • повысить социальную активность учащихся.

Формы реализации: уроки мужества, беседы, классные часы, диспуты, творческие работы, конкурсы, посещение музеев, выставок.

Практическая деятельность:

 «Ветеран живёт рядом» (изготовление альбома «Мы говорим спасибо»; беседа с ветераном ВОВ/тружеником тыла);

«Достопримечательности нашего города» (экскурсия, фотовыставка, проектная деятельность);

«Ярмарка чудес» (экскурсия, проектная деятельность);

«Дети – герои» (групповая проектная деятельность);

«Природа родного края» (экскурсия в краеведческий музей).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: развитие творческой активности; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи:

  • формировать способность воспринимать красоту природы и творения рук человеческих;
  • воспитывать эстетический вкус через ознакомление с изобразительным искусством, живописью, музыкой, театром;
  • развивать эмоциональные чувства, умение видеть прекрасное в природе, в жизни людей;
  • выявить и развить индивидуальные способности, умения и навыки в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся.

Формы реализации: конкурсы, уроки творчества, выставки работ, кружки, тематические вечера, проектная деятельность, беседы, встречи с интересными людьми, посещение музеев, выставок, экскурсии, музыкальные гостиные, посещение библиотеки.

Практическая деятельность:

«Алло, мы ищем таланты!»(конкурс);

«Картинная галерея» (экскурсия);

«Ярмарка чудес» (выставка);

«Встреча с Ингой Оболдиной»;

«Отражение».

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: сохранение и укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
  • формировать чувство ответственности к своему здоровью и  здоровью окружающих людей;
  • привить соблюдение санитарно-гигиенических правил, и здоровьесберегающего режима дня;
  • мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

Формы реализации: посещение спортивных секций,  прогулки, динамическая пауза, зарядка,  дни здоровья, конкурсы плакатов, газеты по теме "Здоровый образ жизни", беседы, диспуты,  спортивные соревнования.

Практическая деятельность:

«Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки» (театральная постановка; индивидуальное составление режима дня, еженедельная рефлексия);

«Панорама развивающих курсов» (знакомство с различными секциями, центрами и кружками города, проектная деятельность);

«Зимние забавы» (проведение зимнего спортивного праздника для всей семьи);

«Осенний кросс» (неформальное соревнование-праздник);

«Береги здоровье смолоду» (встреча с известным спортсменом/тренером);

«Мои спортивные успехи и достижения» (проектная деятельность).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: развитие познавательной активности обучающихся.

Задачи:

  • формировать потребность в самообразовании;
  • развить умения и навыки учебной деятельности;
  • выявить индивидуальные способности каждого ученика;
  • развить самостоятельность и креативность мышления.

Формы реализации: олимпиады, интеллектуальные марафоны, викторины, интегрированные образовательные путешествия, смотры знаний.

Практическая деятельность:

«Кто лучше считает?» (математический ринг);

«Клуб почемучек» (проектная деятельность/клубы по интересам);

«Лингвистический кросс»;

«Математический кросс»;

«Что? Где? Когда?»;

«Имею право. Мои права» (деловая игра).

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: формирование навыков бережного взаимодействия с окружающей средой.

Задачи:

  • развивать знания об окружающей среде;
  • формировать и развивать ответственное отношение к природе;
  • воспитывать экологическую культуру.

Формы реализации: беседы, классные часы, участие в акциях, участие в праздниках, конкурсы, подготовка газет, плакатов, фотографий, проектная деятельность.

Практическая деятельность:

«Помоги братьям меньшим»;

«Птицам нужна помощь» (изготовление кормушек, ежедневные рейды, проектная деятельность).

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ; формирование единого коллектива.

Задачи:

  • повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей;
  • вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.

Формы реализации: индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, открытые уроки, общешкольные конференции, посещение учащихся на дому, анкетирования, консультации, проведение совместных походов и внеклассных мероприятий, родительские конференции, круглые столы, социально-ролевые игры.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является улучшение состояния здоровья детей; осознание норм социального поведения; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления; снижение уровня конфликтности; участие родителей в учебно-воспитательном процессе. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Конкретные ожидаемые результаты развития и воспитания учащихся будут исходить из задач по каждому направлению воспитательной деятельности.

Портрет выпускника начальной школы должен соответствовать требованиям  ФГОС:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
  • умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Критерии оценки результатов

Показатели

Методики

Интеллектуальная развитость

1. Освоенность образовательной программы.

 2. Развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска,  олимпиадное движение

Анализ текущей и итоговой аттестации.

Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.

Нравственная развитость, воспитанность

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся

Методика диагностики жизненных ценностей Л.М. Фридмана.

Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

Педагогическое наблюдение

Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение

Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству

Педагогическое наблюдение

Сформированность классного коллектива

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

Сформированность индивидуальности классного коллектива

Методика выявления уровня развития самоуправления М.И. Рожкова.

Педагогическое наблюдение.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формы воспитательной работы: тренинги общения, ролевые игры, вечера отдыха, экскурсии, походы, внеклассные мероприятия различного уровня, деловые игры, собрания актива класса, уроки мужества, беседы, классные часы, диспуты, творческие работы, конкурсы, посещение музеев, выставок, конкурсы, уроки творчества, выставки работ, кружки, тематические вечера, проектная деятельность, беседы, встречи с интересными людьми, посещение музеев, выставок, экскурсии, музыкальные гостиные, посещение библиотеки, посещение спортивных секций,  прогулки, динамическая пауза, зарядка,  дни здоровья, конкурсы плакатов, газеты по теме "Здоровый образ жизни", олимпиады, интеллектуальные марафоны, викторины, интегрированные образовательные путешествия, смотры знаний, участие в акциях, участие в праздниках, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, открытые уроки, общешкольные конференции, посещение учащихся на дому, анкетирования, консультации, проведение совместных походов и внеклассных мероприятий, родительские конференции, круглые столы, социально-ролевые игры.

Методы воспитательной работы:

  • по источнику получения информации (словесный, наглядный, практический);
  • по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский);
  • по форме организации деятельности учащихся (фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
  2. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2007.
  3. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2007.
  4. http://festival.1september.ru/articles/556781/
  5. http://www.menobr.ru/products/273/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося

и ученических коллективов. М., 1988)

Цель: выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Moжет быть выявлено несколько  различных сфер взаимоотношений подростков в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш коллектив  очень дружный и сплоченный.

2. Наш коллектив  дружный.

3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтной нашу группу  назвать нельзя.

5. Наш коллектив  недружная, часто возникают ссоры.

6. Наш коллектив  очень недружный. Трудно учиться в такой группе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как ощущает он себя в системе отношений.

Изучение уровня воспитанности учащихся

(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)

Инструкция: «Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале.

0 – всегда нет или никогда.

1 – очень редко, чаще случайно.

2 – чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

3 – чаще да, чем нет, иногда забываю.

4 – всегда да, постоянно.

Долг и ответственность

  1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
  3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
  4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

Бережливость

  1. Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
  2. Бережно отношусь к школьной мебели.

3.  Бережно отношусь к своей одежде.

4. Экономлю природные ресурсы.

Дисциплинированность

  1. Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
  2. Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.
  3. Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе.
  4. Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

Ответственное отношение к учебе

  1. Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.
  2. При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.
  3. Использую дополнительную литературу.
  4. Аккуратен, исполнителен, точен.

Отношение к общественному труду

  1. Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
  2. Принимаю участие в трудовых рейдах.
  3. Выполняю трудовые поручения родителей.
  4. Добросовестно выполняю все поручения.

Коллективизм, чувство товарищества

  1. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
  2. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
  3. Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.
  4. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Доброта и отзывчивость

  1. Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
  2. Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
  3. Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .
  4. Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

Честность и справедливость

  1. Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
  2. Честно сознаюсь, если что-то натворил.
  3. Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.
  4. Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

Простота и скромность

  1. Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
  2. Понимаю, что человека уважают не за деньги.
  3. Иногда люблю похвастаться.
  4. Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

Культурный уровень

  1. Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.
  2. Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.
  3. Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.
  4. Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное количество баллов)

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10.                                                                  До 0,5 – низкий уровень воспитанности

0,6- уровень воспитанности ниже среднего

0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Низкий уровень:

слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень:

свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень:

положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень:

устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....