Воспитательная программа "Школьный год"
статья на тему
Воспитательная программа "Школьный год" включает цели, задачи, основные идеи работы с детьми, направления работы. Программа расчитана на 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
«Школьный год»
Существует распространенное мнение, что главная задача школы — дать знания, развить умения и организовать деятельность, основанную на том, что знает и умеет школьник. Однако, школа не только учебное заведение — это также коллектив, в котором протекает важная для подрастающего поколения часть жизни, школа решает многочисленные и разнообразные задачи воспитания. Безусловно, целей и задач воспитания можно поставить огромное множество, но классный руководитель выбирает из них приоритетные для себя, т.е. те, которые он считает наиболее важными. Я в своей воспитательной программе «Школьный Год» придерживаюсь следующий цели.
Цель: на основе диагностики организовать психолого-педагогического просвещения родителей, совместно с родителями осуществлять процесс обучения и воспитания детей, поощрять инициативу родителей, принимающих активное участие в жизни класса.
В начале первого класса совместно с родителями учащихся были поставлены задачи на ближайшие 4 года:
- Вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями;
- Воспитывать уважение, чувство ответственности к семье и школе;
- Познакомить с историей семьи и школы;
- Сохранить и укрепить здоровье школьников;
- Сплотить коллектив для совместной творческой деятельности;
- Создать благоприятную атмосферу для совместной работы родителей, педагогов и учеников;
- Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Но нельзя возложить всю ответственность за воспитание и организацию досуга детей на школу. Школа, конечно, должна приобщить младших школьников к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков и воспитательный процесс необходимо обеспечивать в тесном контакте с семьёй. Работа педагога и родителей невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
Что же такое воспитание? В своей педагогической деятельности я пользуюсь таким определением:
ВОСПИТАНИЕ — это «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него создается такая атмосфера, такие условия, где ему будет так же хорошо и уютно, как и в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться. Он обязательно станет интересен себе и другим. Однако, главное условие воспитательного воздействия заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего товарища. Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации воспитания и обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально — типологические особенности учащихся.
Идея воспитательной программы «Школьный год» заключается в том, чтобы в жизни класса появились такие События, которые приносили бы их участникам радость «здесь и сейчас» и давали бы надежду на то, что эта радость повторится. Поэтому в практике «Школьный Год» представляет собой спираль, но только тогда, когда сами праздники из года в год остаются теми же, но каждый из них получает развитие, становится интереснее, дополняется новыми сюжетными ходами и жанрами.
Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть детей отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях таким семьям необходимо оказывать систематическую и квалифицированную помощь. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Сотрудничество учреждения и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Социальная работа проводится по следующим направлениям:
- Посещение семьи (с целью изучения социально-бытовых условий жизни ребенка);
- Индивидуальные собеседования с целью определения основных проблем, возникающих между родителями и детьми, которые проводились также в рамках «Совета по профилактике» и школьного ПМПк;
- Анкетирование совместно со школьным психологом с целью выявления основных тенденций нарушения во взаимодействии родителей и детей, удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Для более эффективного коррекционного процесса детей необходима определенная психологическая грамотность родителей. В практику программы вводится «Родительский всеобуч».
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованны в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основная задача состоит в педагогическом просвещении родителей младших школьников, которая может осуществляться в различных формах:
- чтение лекций
- индивидуальные консультации
- стендовая информация
- практикумы
- дни открытых дверей
- родительские собрания
- посещение семьи
- совместные мероприятия и т.д.
Особое внимание следует уделять активному привлечению родителей к организации и участию во всех школьных и классных мероприятиях.
Функционирование воспитательной программы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Среди направлений воспитательной работы выделяют следующие направления:
- учение
- здоровье
- творчество
- общение (коллектив)
Учение.
Цели: развитие познавательной активности.
Формы работы: викторины, тематические КВНы; дни открытых дверей; дни самоуправления.
Здоровье.
Цели: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Формы работы: лекции и беседы; конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни; спортивные соревнования; ролевые игры.
Творчество.
Цели: развитие творческой активности.
Формы работы: конкурсы, концерты, дни рождения, урок труда, посещение музеев, выставок.
Коллектив.
Цели: развитие умений и навыков в сфере общения и создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.
Формы реализации: тренинги и общения; ролевые игры; дни рождения; встречи с интересными людьми; экскурсии; коллективно творческие дела.
Планируемые результаты воспитательной деятельности.
Безусловно, результаты любой деятельности должны соответствовать целям, поставленным перед ее началом. Прежде всего, дети должны с уважением относиться к своим родителям, быть благодарными им за то, что они не только материально обеспечивали их, но и переживали за все их неудачи и радовались их успехам и достижениям. Все мероприятия направлены на сближение детей и родителей, на совершенствование семейных связей, на приобщение детей к истории своей семьи, школы, города. В тоже время эта программа должна способствовать совершенствованию взаимоотношений учащихся, их родителей и учителей, привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу класса и школы.
Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.
Литература.
- Максименко Н.А. Спутник классного руководителя 1-4 классов. - М.: «Учитель», 2001.
- Данилов С.В., Илюшин Л.С. Праздник длиною в учебный год. - Спб: «Каро», 2001.
- Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. - М.: Глобус, 2007.
- Праздник — ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2006.
- Джелелей О.В. Колобок. Литературные игры и забавы для учеников и учителей, для родителей и детей. - М.: Просвещение, 1994.
- Дик Н.Ф. Методы семейного воспитания. Методические рекомендации. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ
- Классному руководителю: учебно-методическое пособие/Под ред. М.И. Рожковой. - М.: ВЛАДОС,2001.
- Енин А.В., Великородная В.А. Планирование воспитательной работы в школе. - Воронеж, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс
План воспитательной работы в 3 классе на 20011-2012 учебный год ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/13/picture-167804-1473791176.jpg)
Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе
Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию. Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/14/picture-136357-1671035908.jpg)
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-355540-1416751256.jpg)
Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.
Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606644-1426163323.jpg)
Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/11/picture-124097-1591902062.jpg)
«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе - залог успешной воспитательной работы с учащимися»
Инновационность-важный признак современного качественного образования....