Из опыта работы "Реализация социально – ориентированных проектов в начальных классах"
проект (4 класс) на тему

Гаврилкова Татьяна Викторвна

Одним из практических результатов работы является реализация социально – значимых проектов во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся не только получить опыт социального взаимодействия, но и проявить свои лидерские качества, создать ситуацию успеха, формировать чувство ответственности за коллектив

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация социально – ориентированных проектов

в МБОУ Школа «Кадет» № 95

     

          В данном проекте я  предлагаю  обобщенный опыт работы за 9 лет в этой школе. Одним из практических результатов работы является реализация социально – значимых проектов во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся не только получить опыт социального взаимодействия, но и проявить свои лидерские качества, создать ситуацию успеха, формировать чувство ответственности за коллектив.   Все проекты можно разделить:

       Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать «в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» (ст. 6). Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно-транспортного травматизма является попадание детей в ДТП. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Проблему травматизма детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников Госавтоинспекции и активном участии родителей.  А для школы эта проблема имеет  особую актуальность. Каждый ученик должен знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит его жизнь и безопасность.  Создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей – вот цель данного проекта. При реализации проекта «Азбуку дорожную знать каждому положено»  мы смогли решить ряд таких задач:

  • расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
  • формирование практических умений пешеходов;
  • формирование культуры участника дорожного движения;
  • воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
  • развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
  • поддержка у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения

       Это был первый удачный опыт реализации проекта. Далее выбирать  темы для  проектов я  решила по уровням.  Первый уровень  духовно – нравственного  направления «Я и моя семья». На этом уровне мы реализовали проекты: «Теперь мы с тобой не просто  мальчишки, мы гордо зовемся кадеты». Целью этого проекта было выяснить: почему я поступил учиться в эту школу».  Проект «Национальный венок дружбы кадетской школы»  помог выяснить  национальности  наших учащихся, поддерживают ли семьи национальные традиции, знают ли национальные языки дети, побудил интерес к истории и культуре своей родины, своего народа и народов Поволжья.   Целью этого проекта - воспитание нравственно – патриотических чувств, а именно воспитание у ребенка любви и привязанности к   близким, к  дому,  школе, городу, родному краю.

Проекты  «Доброта спасет мир» и «Передай доброту по кругу»  помогли решить проблемы личностного роста ученика, его готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через процесс социализации обучения и воспитания  с позиции ученика. Мы подумали, что это неправильно: делать добрые дела один день в году. И решили это делать чаще и все вместе. Отличительной особенностью организованной нами деятельности является организация «зачатков» волонтерского движения в начальной школе. Объединение средней  и младшей школы способствует вовлечению младших школьников и подростков в социальную активность под одной идеей, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Волонтерские идеи принимаются младшими школьниками, воспринимаются ими как традиция. Добровольно выбранная социально значимая деятельность, которая не навязана взрослым, а вдохновлена примером  старших ребят,  неизмеримо выше для личности младшего школьника.

   Следующий уровень «Мой  город». Здесь были реализованы проекты «А у нас во дворе» и «Наследники Тимуровцев», «Мы в ответе кого приручили», который победил на конкурсе «Лучший проект года». Цель этих проектов: воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающихся: доброты, сострадания, активной жизненной позиции.

При реализации  этих проектов была проведена большая работа совместно с родителями. Наш социальные проекты направлены на оказание необходимой помощи и поддержки тем людям, которым она нужна, кто в ней нуждается.

Проект «Память сильнее времени» реализовался во 2«Б»,  3«Б»  классах нашей школы в 2014-2015 учебном году. В подготовке и реализации проекта участвовали ученики, их родители, члены семей.

Целью данного проекта являлось: создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, укрепление связи поколений. 

Одним из результатов проекта стала «Книга Памяти», в которую вошли рассказы о родных и близких, погибших в годы Великой Отечественной войны и вернувшихся с полей сражения, о тружениках тыла.

Наш проект - творческий, он включает в себя информационный и исследовательский блоки. Материалы исследования помогут учителям и учащимся при подготовке к мероприятиям, посвященным празднованию

70-ой годовщины Великой Победы.

Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств у наших учеников  мы постарались  использовать личный, семейный материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.

       Развития работы по  краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России,  и для любого уголка  нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся.  Изучение краеведения  мы  занимаемся не только на уроках, но и во внеклассной работе в исследовательском  кружке. Именно в  начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Поэтому мы определили следующий этап: «Мой город». Первым проектом на этом этапе был проект «Золотые страницы Кировского района», затем проект «Со времен былинных и до наших дней, Самарский край, горжусь историей твоей!» При реализации данных  проектов были достигнуты результаты:

  • привлекли внимание детей и взрослых к природному, историческому и культурному наследию своей малой родины.
  • созданы энциклопедия, карта путешествия по Самарской губернии и журнал «Лента времени». Изготовлен макет первой крепости Самары (лента времени).
  • стимулирование и поддержка социально - значимой деятельности классного самоуправления.
  • положительная ценностная мотивация участников образовательного процесса.
  • выпуск учебно-методического пособия в помощь учителю начальных классов

Опыт внедрения проекта может быть интересен классным руководителям, работающим по программам духовно – нравственного воспитания.

При подготовке к реализации проекта «Озаренные светом Золотой звезды» был поставлен  Проблемный  вопрос:  за какие поступки человека его именем может быть названа улица? Предметом  исследования бло определение жизненных  путей героев - самарцев, а объектом  исследования: подвиги людей, именами которых названы улицы в микрорайоне Крутые Ключи. Цель проекта была достигнута. Ребята узнали  биографии героев –самарцев,  смогли рассказать другим о подвигах людей, именами которых названы улицы в микрорайоне Крутые Ключи.

     Следующий уровень «Моя страна».  В 2016 – 2017 учебном году  мы готовим проекты: «Великой стране – достойное будущее», который расскажет многим о выпускниках нашей школы, которые прославили не только нашу школу, наш город, но и нашу страну. Мы надеемся, что благодаря идее этого проекта, в нашей школе,  как и во всех кадетских корпусах, появится  традиция заносить на мраморные доски имена выпускников закончивших с отличием и фамилии выпускников прославивших школу при совершении подвига, но оставшихся  в живых.              

        Второй проект, который мы планируем реализовать в этом году – это  «Герои Земли Самарской». Самарская область всегда славилась людьми, которые своим самоотверженным трудом внесли неоценимый вклад в становление и развитие Российского государства. Эти люди - поистине золотой фонд не только нашего региона, но и всей страны.   Каждый из наших Героев – человек - легенда. Благодаря стойкости, мужеству, патриотизму и высочайшей самоотдаче таких людей,  наша страна выдержала суровые испытания в годы ВОВ и других локальных войнах.

   К мы мало знаем конкретных примеров из новейшей истории о том, какими они были, наши сверстники, живущие в конце XX – начале XXI века, что сделали наши современники, выполняя свой долг перед Родиной, в переломные моменты ее истории. А ведь именно благодаря им, сохранено единое государство - Россия. Многие люди не знают о тех героях, которые жили и живут рядом с нами. Одним из «белых пятен» истории является память о наших земляках, которые восстанавливали конституционную законность, помогали народу Чечни в борьбе с бандами международных и местных террористов. Наш долг помнить и рассказывать о них.

        Результаты своей деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио». По итогам каждого модуля проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат.

       Анализ результатов позволяет сделать вывод, что ученики согласно намеченному индивидуальному маршруту, переходят на более высокий уровень. Тем самым один из показателей личностных результатов – отношение к себе - начинает носить устойчиво-позитивный характер.

       Подводя итог вышесказанному, отметим, что деятельность в нашей школе по выстраиванию индивидуально - образовательных маршрутов учащихся, это первый опыт, хотя уже сейчас становится очевидным, что – это и удачная попытка решения проблемы личностного роста школьника, его готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть весь процесс: социализации, обучения и воспитания с позиции ученика.

         Индивидуальная траектория развития – это целенаправленная дифференциальная программа, обеспечивающая учащемуся выбор в развитии и реализации личностных качеств  при педагогической поддержке, которая позволяет каждому ученику класса, на основе реализуемой образовательной и воспитательной деятельности, корректировать уровень самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность. Индивидуализация образования и воспитания обеспечивает разностороннее развитие личности школьника, позволяет формировать навыки самообразования и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-ориентированный проект «Доброта»

             Рядом с  нашей гимназией есть Центр социальной помощи семье и детям Калининского района. Там содержатся дети, которые оказались в трудной жи...

Обобщение опыта по теме "Личностно-ориентированное развитие учащихся начальных классов"

Работа по теме "Личностно-ориентированное развитие учащихся на уроках и во внеурочное время"...

Учебно-методическая разработка. Социально ориентированный проект «Осень» по предмету «Предметно-практическая деятельность» с поурочными разработками.

В материале предсталени опыт работы с детьми с ТМНР по пректной деятельности. Учебно-методическая разработка содержит структуру проекта, а также конспекты занятий  для каждого этапа проекта....

Учебный проект на тему «Открытка ветерану» по курсу ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)(4 класс) (Из опыта работы Дуркиной Н.Н., учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

9 мая 2020 года наш народ будет отмечать 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе планируется много праздничных мероприятий. Но самым трогательным из них будет традиционная ...

Социально – ориентированный проект "РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ"

Одной из болевых точек в развитии современного общества является фальсификация (а иногда и полное забвение) исторической действительности. Поэтому патриотическое воспитание стало, в последнее время, о...

Социально-ориентированный проект "Банкир, фермер иль портной...Кто я буду такой?"

Знакомство с профессиями и ориентация в океане человеческих занятий как важнейшее звено социальной адаптации ребенка. привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с...