Программа воспитательной деятельности с коллективом
рабочая программа (3 класс) на тему

Разработана программа воспитательной деятельности с коллективом 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                     «Ойская средняя общеобразовательная школа»»

   «Согласовано» на заседании МС                                                   «Утверждаю»

    МБОУ «Ойская  СОШ»                                                                Директор  МБОУ  

   Протокол №_____                                                                               «Ойская  СОШ»

    От «___»_____________2018 г.                                                             _________Баженова М.Е.                                              

Программа

 воспитательной деятельности

с классным коллективом

 

                                                     

                                                                  Составитель:

                                                                  классный руководитель

                                                                  Демченко Оксана Валерьевна

                                                   

                                                       п. Ойский, 2018 г.

                                   Пояснительная записка

    Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

      Можно с уверенностью сказать, что воспитывать – это, значит, развивать субъективный, внутренний мир каждого конкретного человека. С одной стороны воспитание основывается на идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, необходимо максимально развивать индивидуальные особенности каждого ребенка. При таких условиях можно утверждать, что результатом является личность, гармонично социализированная в обществе. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Но школе, как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в воспитании и социализации ребенка.

Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих какие-либо отклонения, детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве.  Воспитатель должен ориентировать детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания. Одним из важнейших компонентов воспитательной системы школы является системообразующая деятельность, то есть, деятельность, общая для всех учащихся, порождающая межличностные, межколлективные связи и отношения. В нашей школе таким центральным звеном является гражданско-патриотическое воспитание, призванное формировать у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина. Таким образом, воспитательная система школы предполагает, что выпускник нашей школы – это высоконравственная, социально компетентная личность, способная эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества. Он – гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и  будущее  нашей страны, ценящий духовное и культурное наследие российского народа.

Я считаю, что учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.

      При разработке своей программы я, стараясь учитывать требования общешкольной воспитательной программы, новые условия жизнедеятельности современного ребенка, руководствуясь требованиями о соблюдении прав ребенка, пыталась найти наиболее эффективные подходы к организации воспитания и социализации учащихся, направленные на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:

- современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей.

- иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребенка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию, нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми приводящее к росту агрессивности, грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребенка в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми.  

- произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявлять заботу о других.

На вопрос: «Как это сделать» я попыталась ответить своей воспитательной программой.

Она должна помочь организовать работу в классе в течение четырех лет.

  Я считаю, чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть атмосфера понимания, поддержки. Ребенка должна окружать красота, игра, творчество. Я стремлюсь, чтобы такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив». «творчество», «самостоятельность» составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы «Радуга дружбы» помогла моим ребятам становиться высоконравственной, социализированной личностью, а класс – дружным коллективом. Нельзя добиться хороших результатов изолированно, поэтому работа в классе ведется в тесном содружестве, с учащимися средних и старших классов, с родителями, с внешкольными учреждениями.

Срок реализации программы – четыре года.

Цель образовательной программы школы является— воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

- формировать основы морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- формировать патриотизма и гражданской солидарности;

- воспитывать ценностное отношение к национальным традициям и культуре своего народа;

- формировать отношение к семье как основе российского общества;

- формировать толерантность и основы культуры межэтнического общения представителей народов России;

    Исходя из цели и задач образовательной программы начального общего образования школы целью и задачами работы с классным коллективом являются цель воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе.

   Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебную и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции класса и школы и достигается путем решения  задач воспитания и социализации младших школьников.

Задачи:

- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования;

- формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

- принятие учащимися общенациональных ценностей, духовных традиций;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- формирование в нравственно и эмоционально благоприятной среде классного коллектива и развитие личности ребенка в нем;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- формирование у учащихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

- осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирования умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья.

                                      Анализ воспитательной работы во 2 классе

                                             2017- 2018 учебный год

      Во 2 классе особая роль в воспитательном процессе отводилась развитию рефлексии собственного поведения, общению со сверстниками и взрослыми, воспитанию всесторонне и гуманитарно-развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребёнка в социальную среду. С целью психологической адаптации и закреплению организационных навыков и умений для учёбы в школе были проведены беседы, игры, сюжетные уроки, обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ. Дети закрепляли основные школьные правила, отрабатывали приёмы обратной связи, навык индивидуальной, парной и коллективной работы.

    На протяжении всего учебного года велась работа по формированию детского коллектива. Дети учились общаться не только с одноклассниками, но и с разновозрастными учениками других классов, решать возникающие проблемы. Иногда им приходилось отстаивать честь своих одноклассников, заступаться за них. Это, безусловно, положительно сказывалось на формировании классного коллектива.

    Хочется отметить теплое отношение между девочками и мальчиками. Девочки и мальчики относятся с уважением друг к другу и учителям школы. Я постоянно обращаю внимание на необходимость здороваться со взрослыми, замечать не только своего учителя, но и других учителей школы, родителей учащихся и т.д. Это дает свои положительные результаты. В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками. Ученики, не смотря на свой возраст, не бояться высказывать и отстаивать свое мнение. Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности соответствует их возрасту.  Многие обучающиеся ежегодно участвуют в конкурсах: «Столовая для пернатых», «Новогодняя игрушка» (в районе победитель), «Ёлочка». Всем классом принимали участие в акциях: «Сделай посёлок чистым!», «Осенняя неделя добра». Активно ребята принимают участие в спортивных мероприятиях: «День здоровья», «Весёлые старты». Ребята нашего класса активно принимали участие в школьном смотре, празднике марша и строя.

Главное достижение классного коллектива за прошедший год:

- коллективное участие в конкурсах;

- воспитание сознательной дисциплины и сознательного отношения к учению, - воспитание коллективизма.

                     Характеристика классного коллектива.

    В классе 23 ученика: 14 девочек и 9 мальчиков.  Дети в основном одного  возраста - 2009 г(18 учеников)   Четыре ученика 2008 г (Киктева Г., Моногарова Д., Ондар В., Лалетина В.) Одна ученица  2010 года (Целютина А.)

   Данный класс существует 2 года, в прошлом году появилась новая ученица Калашникова Елена.

   Дети пытаются организовать свою деятельность, но под чутким руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, организованность. Над этим предстоит работать в 3 классе. Ребята ещё не умеют распределять между собой работу и рационально её выполнять. Не все ребята умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга.

    В классе одобряются такие поступки как взаимопомощь и выручка одноклассников, помощь старшим. Осуждаются такие поступки как обзывание, драки. В случае неодобрения ребята могут сделать друг другу замечания. На не все ребята реагируют на замечания адекватно. В классе образовался актив класса, и все ребята относятся к ним с уважением. Уважением класса пользуются и отличники класса. К неуспевающим учащимся ребята относятся хорошо и стараются им помочь.  К ребятам

которые нарушают дисциплину одноклассники относятся с осуждением.

      Учащиеся класса очень любят проводить вместе время и после уроков. Особенно дружат те ребята, которые живут близко друг к другу. Учащиеся переживают за свой коллектив. Очень радуются победам класса и сильно переживают, когда класс терпит неудачу. Ребята класса внимательны друг к другу, всегда готовы выручить друг друга (дать ручку, карандаш, краски, лист бумаги и т.д.). Ребята очень любят угощать друг друга сладостями. Некоторые ребята предъявляют требования к своим друзьям, указывая им на их недостатки.

         Дисциплина в классе немного страдает. Есть ребята, которые любят на уроках поговорить. Эти ребята постоянно получают замечания. Проводятся беседы с родителями, беседы на классных часах. На переменах ребята любят играть в коридоре в шумные и неспокойные игры.

         Традициями класса являются: поздравление именинников, дежурство по классу, поздравление своих девочек и мам с 8 марта, а мальчиков и пап с 23 февраля, совместные походы с родителями, ежегодно дарить игрушки ребятам детских домов, праздник и чаепитие по окончанию учебного года.

   


Общая карта занятости обучающихся 3 класса во внеурочной деятельности

                                                                             2018 – 2019 учебный год

Ф.И.

обучающегося

Направления внеурочной деятельности (программа и количество часов)

Всего часов

(в неделю/

за год)

Общекультурное

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Спортивно- оздоровительное

«Звонкий каблучок»

«Как хорошо уметь читать»

«Я рисую музыку»

«Я- исследователь»

Шахматный клуб

«Белая ладья»

«Наглядная геометрия»

Лапта

Баскетбол

1

Бушукина А.

1

1

1

1

1

1

6/204

2

Воржев  Н.

1

1

1

1

2

6/204

3

Воробьёв К.

1

1

1

3/102

4

Демченко М.

1

1

1

1

2

6/204

5

Джус Д.

1

1

1

1

1

1

    6/204

6

Калашникова Е.

1

1

1

1

4/136

7

Киктева Г.

1

1

1

1

1

2

7/238

8

Лазуткин Н.

1

1

1

1

2

6/204

9

Лалетина В.

1

1

1

1

1

2

7/238

10

Любивая В.

1

1

1

1

1

2

7/238

11

Любивый А.

1

1

1

1

1

2

7/238

12

Моногарова Д.

1

1

1

1

1

5/170

13

Ондар В.

1

1

1

1

1

5/170

14

Поздеева Ю.

1

1

1

1

1

2

7/238

15

Рыбакова Т.

1

1

1

1

1

1

2

8/272

16

Рясик А.

1

1

1

1

1

1

2

8/272

17

Савченко А.

1

1

1

1

1

1

2

8/272

18

Сидорова А.

1

1

1

1

1

1

6/204

19

Сунцов И.

1

1

1

1

1

2

7/238

20

Тюрин А.

1

1

1

1

1

2

7/238

21

Хромина Д.

1

1

1

1

1

1

2

8/272

22

Целютина А.

1

1

1

1

1

2

7/238

23

Чердынцева В.

1

1

1

1

1

1

2

8/272

Количество обучающихся по каждой внеурочной деятельности

14

23

23

13

23

14

17

Направления

Содержание

Формы работы и виды деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание

Ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;

представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательная организация;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей  страны, уважение к защитникам Родины.

Беседы, классные часы, музейные уроки, исследовательская и краеведческая деятельности, оформление стендов, праздники, участие в социальных проектах, акциях и мероприятиях различного уровня, проведение военно-патриотических игр, конкурсов, соревнований, встречи с очевидцами ВОВ, военнослужащими

Формирование общечеловеческих ценностей

Формирование навыков эффективной коммуникации, развитие способности к рефлексии;                               сознательное принятие бережного и гуманного отношения ко всему живому;

       элементарные представления о взаимосвязи и взаимообусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека;

формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни,первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;                  формирование негативного отношения к вредным привычкам, различным зависимостям;

      знакомство с основными способами и методами здоровьесбережения;

      формирование уважительного отношения к своей семье, семейным традициям, представления о своей будущей семье.

Проведение совместных праздников и мероприятий с детьми и родителями. Участие в соревнованиях, эстафетах, спортивных праздниках различного уровня, в  туристических слётах, походах. Родительские собрания. Беседы, классные часы

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

        Первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно­трудовых проектов;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Классные часы, субботники, трудовые десанты, участие в акциях «Осенняя неделя добра», «Весенняя неделя добра».

Формирование коммуникативной культуры

       Первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;

первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими;

понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию;

первоначальные знания о безопасном общении в Интернете;

ценностные представления о родном языке;

первоначальные представления об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;

элементарные представления о современных технологиях коммуникации;

элементарные навыки межкультурной коммуникации;

Проведение совместных классных и общешкольных праздников и мероприятий.

В процессе изучения учебных предметов, классных часов

                                                                           Работа с родителями

Воспитание младших школьников осуществляется не только классным руководителем, но и семьей. Взаимодействие учителя и родителей имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни ученика. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания младших школьников.  Поэтому необходимо вести работу по повышению педагогической культуры родителей.

Система работы классного руководителя с родителями основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность учителя и семьи;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания

В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы:

- родительское собрание;

- анкетирование;

- беседа;

- посещение на дому;

- организационно-деятельностная игра;

- семейная гостиная;

- вечер вопросов и ответов;

- тренинг для родителей

Темы информационно-просветительских родительских собраний

1 класс

3 класс

Трудности адаптации первоклассников к школе.

«Мой ребенок меня обманывает» Урок духовности

Режим дня – основа успешной учебы школьника.

«Трудовое участие ребенка в жизни семьи.»

Дети и телевидение

«Учим детей мыслить».

Друзья моего ребенка

«Семейное чтение: книга или компьютер».

2 класс

4 класс

Здоровый образ жизни семьи – залог физического и психического здоровья ребенка

Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка

Детская агрессивность и ее причины

Шалость и хулиганство – в чем различие?

Наказание и поощрение в семье

Слабоуспевающий ребенок не значит «плохой человек»

Итоги прошедшего года «Мы и наши таланты»

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

                                            План родительских собраний на 2018-2019 уч.год

Месяц

Тема

Цели и задачи

1.

Сентябрь

Организационное родительское собрание

-составить список на бесплатное питание;

-уточнить состав родительского комитета;

-уточнить социального паспорта класса;

- спланировать работу на год.

2.

Октябрь

«Мой ребенок меня обманывает»

 Цель:

-формирование у родителей умения выявлять причины детской лжи и корректировать поведение ребёнка.

Задачи:

- ознакомить родителей с причинами детской лжи;

-дать рекомендации по поведению в ситуациях, когда ребёнок обманывает; на примере детской литературы;

-разобрать ошибки и удачное поведение родителей. 

3.

Декабрь

«Трудовое участие ребенка в жизни семьи.»

Цель: 

-сформировать у родителей отчётливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей-школьников в семье.

Задачи:

- обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;

-доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

4.

Март

«Учим детей мыслить»

Цель:

-оценить значимость процесса развития мышления ребёнка как механизма решения значимых проблем.

Задачи:

-сформировать представления родителей о мышлении.

-уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников.

- отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления детей.

5.

Май

«Семейное чтение: книга или компьютер».

Цель: 

-сформировать у родителей отчётливые представления о роли чтения.

Задачи:

 -определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.

-рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике

Планируемые результаты

Направление

Планируемые результаты

Гражданско-патриотическое воспитание

Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества

Формирование общечеловеческих ценностей

Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда,  к учебному труду.

Формирование коммуникативной культуры

Первоначальные представления о культуре общения, о межличностной и межкультурной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности классного коллектива воспитанников 14-16 лет

Программа работы классного руководителя с учащимися 9 класса по направлениям программы "Содружество", принятой в школе....

ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА...

Организация учебной деятельности классного коллектива.

Работа классного руководителя по организации учебной деятельности классного коллектива составляет существенную часть его воспитательной деятельности в целом....

Организация совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов в обучении и воспитании младших школьников

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»

Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»...