внеурочная деятельность в начальной школе
классный час (4 класс)

Котец Людмила Анатольевна

Материалы по воспитательной  работе. Внеурочная  деятельность в начальнй  школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина   к 70-летию Великой  Победы.( ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА)        

           Цели викторины: привлечь внимание учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны; используя игровую форму, сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях того периода; продолжить через внеурочную форму работы воспитание чувства признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны.

Задачи:

формирование межличностных отношений в процессе группового взаимодействия;

 побудить интерес к организаторской деятельности;

воспитание  сопричастности к героическому прошлому нации,  гордости за свою Родину и народ;

развитие творческих способностей.

Вопросы и задания.

  1. Назови  имя. Герой  Советского  Союза,  совершивший  огненный  таран,  направив  свой  самолёт  на  фашистскую  автоколонну.______________________
  2. Бессмертный    подвиг  лётчика,   лишённого   обеих   ног, послуживший  основой художественного  произведения Б. Полевого.(имя, произведение)___________________________________________________________
  3. Рядовой  солдат, закрывший своим  телом амбразуру  вражеского  дота__________
  4. Комсомолка, партизанка, попавшая в плен  к фашистам. Была зверски замучена и повешена_______________________________________________________
  5. Город,  в котором во время войны действовала  подпольная  комсомольская  организация____________________________________________________________
  6. Назови  города – Герои         ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Назови  решающие   битвы Великой Отечественной  войны по освобождению Родины ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Военная  техника времён Великой Отечественной  войны,  названная  женским  именем_________________________________________________________________
  9. Дата вероломного   вторжения Германских   войск  на  территорию СССР_________________________________________________________________
  10. Дата  подписания  Акта о капитуляции Германии_____________________________
  11. Советские военачальники, командующие  фронтами____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Когда   произошла Курская  битва_________________________________________
  13. Когда произошла Сталинградская битва____________________________________
  14. Сколько  дней  длилась блокада  Ленинграда________________________________
  15. Страны –союзники  СССР во  II Мировой войне__________________________________________________________________
  16. Фамилия  самого  известного  диктора  радио во время войны__________________________________________________________________
  17. Назови  оружие  советских  солдат в период  Великой  Отечественной войны________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, класс_________________________________________________________)

        



Предварительный просмотр:

Ведущий : Внимание! Внимание! Внимание!

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час.Более 60 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Ученик:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Ведущий: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против СССР получил название "Барбаросса". Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

Ученик:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали 
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

Ведущий: Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш город, а остальных превратить в своих рабов.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года : "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Ученик

Враг бешенный на нас пошел войной. 
Жестокий враг на наше счастье поднял руки,
Враг топчет мирные луга,
Он сеет смерть над нашим краем,
Иди смелее в бой, рази врага, 
Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям 
Как дом, в котором ты живешь. 
Оберегай страны просторы. 
Завод родной, сады, леса и рожь,
И воздух наш, и степь широкую, как море.
Храни, как дом, в котором ты живешь!

Ведущий: Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки - сыновья полков и юнги.

Ученик:

Горим! К бою! Трубы полковые, 
Военный гром катился над горою.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели -
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по взрослому сильны.
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.

Ведущий. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!". В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.

Поэт Николай Тихонов обратился к своим землякам:

Ученик

Пусть тянет руку дерзкий враг
К нам в Ленинградские пределы.
Их было много, тех волков,
Чья рать сюда войти хотела.
На непреступном берегу
Отрубим руку мы врагу.
На крыльях черные кресты
Грозят нам нынче с высоты.
Мы стаи звезд на них пошлем,
Мы их таранить в небо будем,
Мы те кресты перечеркнем,
Зенитным росчерком орудий.
Стой, ленинградец, на посту,
Смотри в ночную высоту,
Ищи врага на небосклоне, -
С тобой на вахте боевой,
Стоит суровый город твой,
И дни и ночи в обороне!

Ведущий: 21 октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт:"

Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними концертами.

8 сентября 1941 года захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.

"Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Ученик

А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы. Тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалобы слышны.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина везет куда-то мужа
Серая полумаска на лице.
В руках бидончик - это суп и ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
Товарищи мы в огневом кольце:
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, к вечеру добраться б :
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят:
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Ведущий: Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.

Ученик:

Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется : 
А за Невою Клубится пожарища дым.
А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
Пауза. Стук метронома.

Ведущий: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"

Ученик.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".

Ведущий: При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.

В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Ученик:

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто 
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
Пауза. Стук метронома.

Ведущий: А. Фадеев писал, что "навеки сохранились в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя:". Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову -было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком". "Все для фронта! Все для победы!" - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.

Подростки - рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями. Однажды на завод "Полигравмаш" где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады". Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени - отчеству.

Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: "Для фронта Василий Васильевич". Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

Ученик.

И было так на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.

Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен - еще одна победа Ленинграда.

В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах.

Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топлива для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.

Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!

Ведущий. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ученик.

Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут 
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость слишком велика -
Но боль
Заговорила и прорвалась.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня Ленинградцы
Плачут:

Ведущий: Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене - строки Ольги Берггольц:

Ученик:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ведущий: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".

Ученик:

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые, 
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых. 
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни 
Стоишь или нет?

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй:
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Ведущий. Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

(все встают).



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой город Ухта.

Слайд 2

В России первое письменное упоминание о получении нефти появилось в XVI веке . Путешественники описывали, как племена, жившие у берегов реки Ухта на севере Тимано-Печорского района , собирали нефть с поверхности реки и использовали её в медицинских целях и в качестве масел и смазок. Нефть, собранная с реки Ухта, впервые была доставлена в Москву в 1597 году . Население города составляет. 120 800 , после Сыктывкара это второй по количеству жителей город в Республике Коми . В Ухте началась первая в России добыча нефти.

Слайд 3

Аэропорт Ухта . Автобусы. железнодорожная станция Городская больница № 1 ,№ 2 находящаяся в пригородном посёлке Шудаяг (ранее Сангородок ) Подстанция скорой медицинской помощи Детская городская больница Детская поликлиника Республиканский центр микрохирургии глаза Грязелечебница

Слайд 4

43 детских сада 1 начальная школа- детский сад 2 начальные общеобразовательные школы: одна в посёлке Ярега, вторая — негосударственная школа для детей-инвалидов им. Троханович 1 негосударственная основная общеобразовательная школа «Росток» 1 основная общеобразовательная школа посёлка Югэр 2 лицея : Технический лицей имени Г. В. Рассохина и Гуманитарно-педагогический лицей 1 гимназия — Гимназия иностранных языков 3 средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов 17 средних общеобразовательных школ

Слайд 5

Ухтинский промышленно-экономический лесной колледж. Ухтинский медицинский колледж. Ухтинский техникум железнодорожного транспорта. Ухтинский горно-нефтяной колледж. Ухтинский индустриальный техникум. Ухтинский педагогический колледж. Центр обучения кадров ООО «Газпром трансгаз Ухта» Технический колледж

Слайд 6

Высшее образование - Ухтинский государственный технический университет (УГТУ) основан в 1958 году как учебно-консультационный пункт Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И. М. Губкина -Филиал Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), до 2009 год - Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС) -Институт управления, информации и бизнеса (MIBI) -Филиал Столичной финансово гуманитарной академии (СФГА) -Филиал Современной гуманитарной академии (СГА)

Слайд 7

Спорт и физическая культура -Плавательный бассейн «Юность» -Спортивный комплекс «Нефтяник» -Спортивный комплекс «Буревестник» -Спортивный комплекс Центр силовых видов спорта Ухты «ЦСВСУ» -« Ледовый дворец спорта» им. С. Капустина

Слайд 8

Родившиеся в Ухте Капустин , Сергей Алексеевич (1953—1995) — спортсмен ( хоккей с шайбой ), заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр 1976 года. Коблов, Александр Петрович (род. 1956) — спортсмен ( пауэрлифтинг ), двукратный чемпион мира. Климов, Юрий Михайлович (род. 1940) — спортсмен ( гандбол ), заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр 1976 года. Державин, Андрей Владимирович (род. 1963) — музыкант, композитор . Апрельский, Сергей Александрович (род. 1967, настоящая фамилия Гондюхин ) — киноактёр. Захаров, Эдуард Фёдорович (1975—1997) — спортсмен ( бокс ), мастер спорта международного класса. Ольга Фонда (род. 1982) — американская актриса и фотомодель . Сухоруков, Александр Николаевич (род. 1988) — спортсмен ( плавание ), заслуженный мастер спорта, серебряный призёр Олимпийских игр 2008 года . Порохова , Валерия Михайловна (род. 1940) — переводчик-синхронист , мусульманский общественный деятель. Волженцев , Станислав Валентинович (род. 1985) — спортсмен ( лыжные гонки ), мастер спорта международного класса. Алексеев, Александр Иванович (1952—1996) — участник Первой чеченской войны , Герой Российской Федерации . Скрипников , Илья Николаевич (1962—2000) — участник Афганской и Второй чеченской войны и боевых действий в Таджикистане и Приднестровье , Герой Российской Федерации . Павлов, Арсений Сергеевич (род. 1983) — активный участник вооружённого конфликта на востоке Украины , командир противотанкового спецподразделения Донецкой Народной Республики .

Слайд 9

Жившие в Ухте Абрамович, Роман Аркадьевич — крупнейший российский предприниматель . Жил в Ухте с 1970 по 1974 год. Бруни , Николай Александрович (лётчик) (1891—1938) — учёный , музыкант и футболист, поэт и прозаик, лётчик, изобретатель и художник , автор памятника А. С. Пушкину к 100-летию смерти поэта (памятник восстановлен в бронзе и установлен к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина), священник и авиаконструктор, Георгиевский кавалер . Жил (в заключении ) в Ухте с 1935 по 1938 год ( расстрелян на Ухтарке ). Будзуляк , Богдан Владимирович — профессор, доктор технических наук, действительный член (академик) Академии горных наук, Академии технологических наук, Российской инженерной академии. С 1991 по 2008 год — член Правления ОАО « Газпром », с 1997 по 2008 год — начальник Департамента ОАО «Газпром» по транспортировке, подземному хранению и использованию газа. Жил в Ухте с 1970 по 1991. Васильев Роман Александрович (1899—1988) — садовод, краевед. Одессит, был репрессирован в 1938 году, в Ухте осел после Ухтпечлага . Одним из первых горожан разбил в 1950-х годах века настоящий сад (ул. Гоголя, 5а). В климате, далёком от идеального, Васильев выращивал в открытом грунте клубнику, малину, смородину, иргу, множество цветов. В парнике вызревали помидоры и огурцы. Много лет вёл частные метеорологические наблюдения за климатом в Ухте, а также фотолетопись города. Часть фотоархива Васильева передана в 1980-х годах в городской музей Ухты. Демидов, Георгий Георгиевич (1908—1987) — учёный-физик, изобретатель, писатель [21] , прототип героя рассказа Варлама Шаламова «Житие инженера Кипреева » [22] . Жил в Ухте после возвращения из колымских лагерей с 1954 по 1972 год, работал на Ухтинском механическом заводе сначала мастером цеха, затем — ведущим конструктором, инженером. Названов , Михаил Михайлович — актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Жил (в заключении) в Ухте с 1935 по 1940 (?) год, работал в лагерном театре Россель, Эдуард Эргартович — экс- губернатор Свердловской области , лидер общественно-политического движения « Преображение Урала », доктор экономических наук. Жил в Ухте с 1947 по 1957 год. Спиридонов, Юрий Алексеевич — государственный и общественный деятель, народный депутат СССР , Глава Республики Коми с 1994 по 2002 год, член Совета Федерации с 1996 по 2000 год, депутат Государственной думы с 2003 по 2007 год. Доктор экономических наук, кандидат технических наук, академик Российской Академии естественных наук . Жил в Ухте с 1964 по 1981 год. Ханжин, Михаил Васильевич — генерал от артиллерии, один из руководителей Белого движения в Сибири. Жил (в заключении) в Ухте [23] . Рекемчук , Александр Евсеевич — писатель, сценарист. Жил и работал в Ухте с 1954 по 1963 год.

Слайд 10

Основа экономики города — газовая и нефтяная промышленность.

Слайд 11

Растительный покров достаточно разнообразен, характеризуется преобладанием еловых и сосновых лесов. Среди ельников на более возвышенных участках преобладают зеленомошники , на пониженных — заболоченные сфагновые типы ельников. Сосняки преимущественно лишайниково-зеленомошные и зеленомошные, а в понижениях и по краям болот — заболоченные. Болота распределены небольшими мелкими участками по всей площади. Много вторичных мелколиственных, преимущественно березовых , лесов.

Слайд 12

Животный мир представлен млекопитающими 35 видов из 6 отрядов и 15 семейств. Значительная часть млекопитающих имеет практическую значимость, являясь либо объектами промысла, либо объектами охоты промысловых хищников (мелкие мышевидные грызуны). К промысловым млекопитающим относятся: белка , лисица , медведь бурый , куница лесная , горностай , норка европейская , выдра речная , лось , кабан .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пионеры-Герои Советского союза Погибшие в Великую Отечественную войну Боева Елена Викторовна

Слайд 2

Список пионеров – героев Великой Отечественной войны Аксён Тимонин Алёша Кузнецов Альберт Купша Аркадий Каманин Валерий Волков Валя Зенкина Валя Котик, Герой Советского Союза Ваня Андрианов Ваня Васильченко Вася Коробко Вася Шишковский Витя Коваленко Витя Коробков Витя Хоменко Володя Дубинин Володя Казначеев Володя Колядов Володя Саморуха Володя Щербацевич Галя Комлева Гриша Акопян Зина Портнова, Герой Советского Союза Камилия Шага Киря Баев Коля Мяготин Коля Рыжов Костя Кравчук Лара Михеенко Лёня Анкинович Лёня Голиков, Герой Советского Союза Лида Вашкевич Лида Матвеева Люся Герасименко Марат Казей, Герой Советского Союза Мария Мухина Маркс Кротов Миша Гаврилов Надя Богданова Нина Куковерова Нина Сагайдак Павлик Морозов Павлуша Андреев Пётр Зайченко Муся Пинкензон Саша Бородулин Саша Ковалёв Саша Колесников Толя Шумов Шура Кобер Шура Ефремов Юта Бондаровская

Слайд 3

Юта Бондаровская Куда бы ни шла синеглазая девочка Юта, ее красный галстук неизменно был с нею... Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В тот день и синие глаза Юты, и красный ее галстук сияли, как кажется, никогда. Но еще стонала под вражеским игом земля, и отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.

Слайд 5

Валя Котик Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Слайд 7

Марат Казей ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Слайд 9

Зина Портнова Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Слайд 11

Галя Комлева Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу" Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени

Слайд 13

Костя Кравчук 11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева... Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их. Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном... И всю долгую оккупацию не пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию. Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами. 11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей замена.

Слайд 15

Лара Михеенко За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

Слайд 17

Вася Коробко Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Слайд 19

Саша Бородулин Шла война. Над поселком, где жила Саша, надрывно гудели вражеские бомбардировщики. Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин, пионер с горячим сердцем юного ленинца. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о нем жива. Память о героях вечна!

Слайд 21

Витя Хоменко Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр". ...В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали "Николаевский центр". Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке... Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.

Слайд 23

Володя Казначеев 1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали (Елена Кондратьевна была убита фашистами). В отряде была "партизанская школа". Там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на "отлично" усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей... Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее, искуснее. За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник - совсем еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя - освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Слайд 25

Надя Богданова Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями .

Слайд 27

Леня Голиков Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Слайд 29

Валя Зенкина Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

Слайд 31

Нина Куковерова Каждое лето Нину и её младших братишку и сестрёнку мама вывозила из Ленинграда в деревню Нечеперть, где чистый воздух, мягкая трава, где мёд и парное молоко... Грохот, взрывы, пламя и дым обрушились на этот тихий край в четырнадцатое лето пионерки Нины Куковеровой. Война! С первых дней прихода фашистов Нина стала партизанской разведчицей. Всё, что видела вокруг, запоминала, сообщала в отряд. В деревне горы расположился карательный отряд, все подступы перекрыты, даже самым опытным разведчикам не пробраться. Вызвалась пойти Нина. Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали внимания фашисты на продрогшую, усталую девочку с торбой, а от её внимания ничто не укрылось - ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых. И когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух фашистские склады, вспыхнул штаб, пали каратели, сражённые яростным огнём. Не раз ещё ходила на боевые задания Нина - пионерка, награждённая медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени. Юная героиня погибла. Но память о дочери России жива. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны 1 степени. Нина Куковерова навечно зачислена в состав своей пионерской дружины.

Слайд 33

Аркадий Каманин Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Слайд 35

Вечная им память! Никто не забыт, ничто не забыто


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письмо ветерану. Классный час 2 класс

Слайд 2

задачи Научить детей правильно писать личные письма. Развивать у детей умение передавать свои эмоциональные чувства . Развивать интерес к истории. Формировать активную жизненную позицию, чувство сопереживания. Воспитывать уважение, почитание старших и пожилых людей, к дому, семье.

Слайд 3

Значение слов. Ветеран Полевая почта Почтальон Письмо Адресат

Слайд 4

словарик Ветеран Полевая почта Почтальон Письмо Адресат защитник Отечества вид почтового обслуживания в войсковых частях служащий почтового ведомства Текст, переписка(эпистолярный жанр) участник переписки, предполагаемый получатель письма

Слайд 5

ветераны Рядом с нами живут ветераны, Что прошли по дорогам войны Пусть болят у них старые раны, Но по-прежнему духом сильны. Ветеранам нельзя на покой уходить, Когда мир вновь тревогой объят. Люди новой войны не должны допустить. По ночам ветераны не спят. Им погибших друзей не забыть никогда, Хотя в этом и нет их вины. Но в душе рядом с ними они навсегда И не могут уйти от войны. Потому ветераны себя не щадят, Без волнения жить - не для них, Ярким пламенем жизни сердца их горят, На борьбу вдохновляя других.

Слайд 6

ветераны Живут на земле ветераны войны, Солдатскому братству как прежде верны. У них на груди ордена, У них на висках седина. Живут среди нас ветераны войны Под небом просторным, среди тишины. И только ночами порой не до сна- Ночами врывается в сердце война. Живут среди нас ветераны войны, О подвиге их забывать не должны, Дети и взрослые всей страны.

Слайд 8

М. Исаковский Этот маленький белый листок Посылаю в землянку к тебе, Чтобы строчками этими мог Часто думать в бою обо мне. Не давая пощады врагу, Чтоб, в землянке порой находясь, Знал: любовь я твою берегу, Вспоминаю тебя каждый час.

Слайд 9

Получит ветеран твое письмо И может вспомнит и свое, Которое писал с войны Домой любимым и родным. Смахнет слезу, помянет друга, Как им бывало туго, Как до победы долго шли, Как верили в нее они.

Слайд 10

Памятка: 1. Зачин: приветствие, обращение. («Здравствуйте», «многоуважаемый»). 2. Информационная часть: основная информация, которую нужно передать. (Интересуются здоровьем. Высказывают причину, цель написания письма. «Приветствую», «обращаюсь», «хочу рассказать», «ценю ваше мнение», «глубоко благодарен», «хочу рассказать о своих») 3. Концовка, заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения («До свидания!», «Всего хорошего!», «С благодарностью к вам…» Ребята, почти в каждом письме могут стоять две буквы –Р.С. или Р.S.. Это означает, что автор письма хотел бы поделиться ещё одной важной мыслью .

Слайд 11

Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. · Жизнь прожить – не поле перейти. · Жизнь одна на добрые дела. - Что эти пословицы означают?



Предварительный просмотр:

Проект.  Снежные фигуры.

Тип: творческий

Количество участников: индивидуальный

Продолжительность: краткосрочный

Актуальность:  в нашем краю зимы снежные, город зимой преображается, поднять настроение можно , украсив улицы снежными фигурами.

Гипотеза: забавная  фигура  из снега может подарить хорошее настроение окружающим.

План:

  1. Подготовить эскиз   фигуры.
  2. Выяснить, в какую погоду снег удобен для лепки фигур.
  3. Выполнить работу. Построить фигуру

- собрать комки снега

- сформировать  основу

-проработать детали снежной фигуры

- украсить фигуру.

     4. Сфотографировать работу

     5. Презентация работы

     6. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника Великой Победы танки

Слайд 6

Т 34-76 После поражения германских войск под Сталинградом в феврале 1943 года руководству Рейха и прежде всего самому фюреру стало окончательно ясно, что немцев ждет война на истощение. К этому периоду основным танком Красной Армии становится «тридцатьчетверка», а именно танк Т-34, вооруженный 76,2-мм орудием Ф-34. К началу 1943 года производством вышеозначенного танка занимались сразу пять предприятий: завод № 183 — Уральский танковый завод (УТЗ) в Нижнем Тагиле, завод* № 112 «Красное Сормово» в Горьковской области, завод № 174 в Омске, завод УЗТМ в Свердловске и завод ЧКЗ (Челябинский Кировский завод) в Челябинске*. *В отечественной литературе Уральский танковый завод № 183 также именуется Уралвагонзаводом или УВЗ; УЗТМ - это Уральский завод тяжелого машиностроения или Уралмашзавод ; ЧКЗ иначе именовался ЧТЗ - Челябинский танковый завод.

Слайд 7

Ко второй половине 1943 года наши танки Т-34-76 окончательно утратили качественное превосходство над германской бронетехникой. Эволюционное развитие модели, пошедшей в производство еще в начале 1941 года, завершалось. Однако «тридцатьчетверки» продолжали оставаться основой бронетанковых войск Красной Армии. Эта тема посвящена облику и конструктивным особенностям танков Т-34-76, которые выпускались сразу на нескольких заводах Советского Союза с середины 1943 года и до 1944 года, пока все предприятия отечественной танковой промышленности не перешли на качественно новую модель «тридцатьчетверки» — Т-34-85. Детальный анализ технического противоборства советских и германских конструкторов, изложенный в этой работе, ясно указывает на реализованную перспективу совершенствования танка Т-34 — «революционную» модернизацию.

Слайд 8

T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка» ) — советский средний танк периода Великой Отечественной войны , выпускался серийно с 1940 года , был основным танком РККА до первой половины 1944 годa , когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85 . Самый массовый средний танк Второй мировой войны Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина .

Слайд 9

Т-34 имеет классическую компоновку . Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя и стрелка-радиста, располагающихся в отделении управления и заряжающего с командиром, выполняющим также функции наводчика, которые находились в двухместной башне

Слайд 11

т анки Техника Победы в филателии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проблема Недостаточная сформированность понятия дружбы в коллективе и между народами нашей страны. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях.

Слайд 3

Цель Способствовать формированию ценностного отношения понятия дружбы детей и дружбы народов

Слайд 4

Задачи Конкретизировать понятие «дружба» , показать, как представители разных народов нашей страны относятся к дружбе; подвести учащихся к выводу, что понятие дружбы различных народов совпадают. Способствовать формированию нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Активизировать диалог детей и родителей о дружбе; Организовать творческую деятельность школьников по подготовке к фестивалю.

Слайд 5

Методы поисковые дискуссионные игровые

Слайд 6

Риски Пассивность участников Слабая мотивация школьников и родителей в работе с первоисточниками; Восприятие масштабности подготовки как «лишней» нагрузки

Слайд 7

Ожидаемые результаты обучающиеся будут ознакомлены с понятием «дружба», с тем, как разные народы России относятся к дружбе; они сделают вывод, что ценность дружбы различных народов совпадают; культуры разных народов интересны друг другу; научатся сравнивать, анализировать, выделять существенное; каждый вложит свой вклад в подготовку и проведение фестиваля; получат положительный опыт творческого взаимодействия внутри коллектива.

Слайд 8

Ход работы Подготовительный этап проведение уроков по теме формирование творческих групп -поиск пословиц, поговорок, сказок, песен , притч разных народов о дружбе знакомство с традициями, праздниками, кухней народов России создание сочинений о дружбе -подготовка тематического номера для заключительного концерта -подготовка материалов для оформления школы (плакаты, стенгазеты, стенды)

Слайд 9

Основной этап проведение Фестиваля дружбы В форме отчета творческих групп работа с пословицами и поговорками разных народов инсценирование сказок исполнение песен и танцев игры разных народов представление костюма презентация блюд национальной кухни

Слайд 10

Заключительный этап Рефлексия Что объединяет друзей? (взаимная симпатия и общность интересов) Различаются ли представления народов о дружбе? Что вы чувствовали, когда знакомились с культурой разных народов? Хотелось бы дружить с людьми разных национальностей?

Слайд 11

Авторы проекта Лобасенко Е.Н. – МОУ «СОШ № 18» г.Ухта Котец Л.А. - МОУ «СОШ № 18» г.Ухта Голубенко Н.В - МОУ «СОШ № 18» г.Ухта Донцова А.А. - МОУ «СОШ № 19» г.Ухта Глайборода А.А. - МОУ «СОШ № 19» г.Ухта Цвенгер Е.А. - МОУ «СОШ № 20» г.Ухта Сняткова О.Ф. - МОУ «СОШ № 20» г.Ухта Соколова Г.В. – МОУ «СОШ № 20» г. Ухта Макарова С.В. - МОУ «СОШ № 20» г. Ухта Жукова Т.В. – МОУ «СОШ№32» г. Ухта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3а класс МБОУ «СОШ 18»

Слайд 3

Брестская крепость

Слайд 4

Битва под Москвой

Слайд 6

Битва на Курской дуге

Слайд 7

Пионеры - герои

Слайд 8

Помним. Гордимся.

Слайд 9

День Победы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Реализация ФГОС вначальной школе

Выступление на родительском собрании с презентацией...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...