Рабочая программа "Искорки"
методическая разработка

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Она оказывает огромное воздействие на весь духовный мир человека. Поэтому так важно с детства уделять внимание музыкально-эстетическому воспитанию детей с тем, чтобы научить отличать высокохудожественные произведения от низкопробных».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokal.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

На 2019-2020 учебный год.

Вокальная группа

«Искорки»

(1 год обучения, разновозрастная группа 5-6 года)

Музыкальный руководитель: Голубь О.С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Она оказывает огромное воздействие на весь духовный мир человека. Поэтому так важно с детства уделять внимание музыкально-эстетическому воспитанию детей с тем, чтобы научить отличать высокохудожественные произведения от низкопробных».

Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня.

Пение связано с физическим развитием ребёнка, оказывая влияние на формирование певческого голоса. Пение, в свою очередь, активизирует, по мнению врачей, функции голоса и дыхательного аппарата. Работа над певческой установкой (поза во время пения) существенно влияет на выработку правильной осанки. Пение способствует развитию речи. Слова проговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

     Вокальный кружок даёт детям возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт, формирует самостоятельность, творческую активность, дисциплинированность, уверенность в своих силах, что очень важно в работе с детьми в коррекционных группах с общим недоразвитием речи, т. к. у них неразвито фонематическое восприятие, имеются речевые нарушения, ослаблено внимание, память, мышление, пространственные ориентации. Для того, чтобы дети с удовольствием занимались в коллективе, процесс обучения надо сделать интересным.

     Для успешного решения задач музыкального воспитания дошкольников руководитель вокального коллектива должен вести свою работу в контакте с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями, родителями детей.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена необходимость формирования такой базовой национальной ценности как«искусство и литература» являющейся частью системы нравственных ценностей, развивающей красоту, гармонию, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

В соответствии с ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, становление эстетического отношения к фольклору; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Обучение пению имеет целью выработать у детей дошкольного возраста вокально-хоровые навыки. В данной программе учитываются музыкальные способности детей, их развитие и возраст. Отсутствие разноуровневых программ по предмету вокал ставит педагога в сложное положение, так как они продиктованы необходимостью удовлетворить меняющиеся социокультурные, образовательные потребности детей и их родителей. Программа должна обеспечить условия для самореализации детей и позволить более успешно решить данную проблему, такую актуальную сегодня. Возникает необходимость в дифференцированном подходе ведения групповых занятий.

Вокальная работа в системе занятий ДОУ занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала дошкольников.

Цель кружка: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально – выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, чёткости дикции

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.
  3. Развитие музыкального слуха, координация слуха и голоса.
  4. Развитие умений различать звуки по высоте.

  1. Развитие чистоты интонирования, чёткой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  2. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песен.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Хоровая, в том числе и вокальная музыка представляет собой синтез музыки и речи. Работа над формированием певческо-голосового аппарата, создание методической базы и выбор исполнительского репертуара, художественное воплощение его в пении, необходимая работа по культуре речи – всё это объективные условия для накопления новых знаний, формирования высокого уровня развития умственных способностей, вокальных умений и навыков, развития художественного вкуса дошкольников.

Задача музыкального руководителя – формирование у детей интереса к музыке, развитие вокально-слуховых способностей, включение дошкольников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда, реализация стремления к личному самовыражению ребёнка.

Музыкальный руководитель должен:

  • Охранять и воспитывать детские голоса по средствам развития правильных вокально-хоровых навыков, уделяя внимание постановке голоса.
  • Организовать свою педагогическую работу так, чтобы к школьному этапу своей жизни дети подошли с подготовленным голосообразованием, хорошим музыкальным слухом и заложенными основами художественно-эстетического вкуса.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

В работе с детьми 5-6 лет следует учитывать психические и физические особенности развития. В этом возрасте появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Музыкальный руководитель на занятиях кружка должен научить детей самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов, направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, различать звуки по высоте и длительности. Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.

Состав вокально-хорового кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокально-хоровых навыков. Возраст детей,

посещающих кружок – 5-6 лет. Наполняемость группы на занятиях – 10-12 детей.

Работа вокально – хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года методом наблюдения. На занятии должны иметь место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокально-хоровом кружке проводится 1 раз в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий – 30 минут.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

Основная часть образовательной программы.

Основные направления вокального кружка.

  1. Певческая установка и дыхание.

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.

  1. Звуковедение, дикция.

Использование дикционных упражнений, скороговорок.

  1. Вокальные упражнения – распевания.

Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного лёгкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности музыкального произведения.

  1. Строй и ансамбль.

Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам «цепочкой». Этот приём помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжать песню, точно интонируя. Первоначальные навыки пения a capella способствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.

  1. Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста: (указания дирижёра: внимание, дыхание, начало, окончание пения).

6. Работа над исполнением хорового произведения.

Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического

вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребёнку осознать содержание, вызвать определённое отношение к произведению, соответствующее настроение.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • У детей появится интерес к произведениям различного характера, расширится общий музыкальный кругозор.
  • Дети будут активнее, эмоциональнее, увереннее, самостоятельнее.
  • Дети смогут исполнять песни выразительно, с удовольствием, искренне, глубоко выражать свои чувства, настроения в процессе пения.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Т.М.Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь», Москва, «Просвещение», 1988г.
  • Т. Н. Шикалова Программа «Вдохновение» Ижевск, 2005г.
  • Т. Н. Шикалова «Соловушка» Игры и упражнения для развития певческих навыков у дошкольников. Ижевск, 2006г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА.

1 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Проговаривание скороговорки «Шла Саша»

Упражнение «Задуй свечу»

Разучивание попевки «Листопад»

Знакомство с песней «Осень –раскрасавица»

2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Проговаривание скороговорки «Шла Саша», пропевание её на одном звуке.

Упражнение «Надуваем шарик»

Попевка «Листопад»

Песня «Осень -раскрасавица»

3 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Игра «путешествие язычка»

Упражнение «Ветер листья шевелит»

Разучивание попевки «На пельмени и окрошку»

Работа над песней «Осень –раскрасавица»

4 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Голосовая игра «Лошадка»

Упражнение «Задуй свечу»

Музыкально-дидактическая игра «Спой по-разному»

Песня «Осень…» - выступление на осеннем празднике.

Ноябрь

1 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Голосовая игра »Машина»

Упражнение «Летающая тарелка»

Попевка «На пельмени и окрошку…» - исполнение с ускорением темпа.

Песня «С музыкой дружат все дети земли» - Знакомство с песней, беседа о содержании, о характере музыки, разучивание текста.

2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Звукоподражания «Ку-ку», стрекочет кузнечик «Тр-р-р»

Музыкально-дидактическая игра «Звуковая коробочка».

Попевка «На пельмени и окрошку…» - исполнение на различные слоги

Песня «С музыкой дружат…» - разучивание текста.

3 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Игра «Путешествие язычка»

Упражнение «Греем ладошки»

Разучивание попевки «Качели»

Песня «С музыкой дружат все дети земли» - работа над чистым интонированием.

4 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Речевая игра «Анко – дранко» - разучивание соответствующих движений.

Упражнение «Мне грустно…» - дети на выдохе говорят «О-о-ох»

Попевка «Качели» - исполнение попевки по фразам.

Песня «С музыкой …» выразительное, эмоциональное исполнение на празднике, посвящённом Дню матери.

Декабрь

1 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Речевая игра «Анко – дранко».

Упражнение «Снежинки».

Упражнение «Мне грустно» - на выдохе говорить «О-о-ох»

Попевка «Качели» - исполнение попевки по фразам.

Песня «Снег» - знакомство, беседа о характере музыки и содержании текста.

2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Я обиделся», «Маляр».

Упражнение «Мыльные пузыри» - с действиями.

Разучивание попевки «Макаронина».

Песня «Снег» - работа над чистым интонированием, над чётким произношением текста.

3 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Голосовая игра «Обезьянки»

Упражнение « Понюхай цветок»

Попевка «Макаронина» - исполнение в разных темпах.

Песня «Снег» - разучивание соответствующих движений.

4 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Я радуюсь», «Футбол».

Упражнение «Шарик мой воздушный» - с действиями.

Попевка «Макаронина» - пропевание на различные слоги по выбору детей.

Песня «Снег» - исполнение с движениями рук.

Январь

2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Поезд»

Упражнение «Снежинки» - с действиями.

Попевка «Макаронина» - исполнение шёпотом

Песня «Идёт зима-красавица» - знакомство, беседа о характере музыки и содержании текста.

3 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Игра «Обезьянки»

Игра «Звуковая коробочка»

Попевка «папа напевает» - разучивание.

Песня «Идет зима – красавица» - разучивание текста.

4 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Весёлый язычок»

Упражнение «греем ладошки»

Попевка «Папа напевает» исполнение по фразам.

Песня «Идет зима – красавица» - работа над чистым интонированием, над чётким произношением текста.

Февраль

1 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Машина»

Упражнение «Вьюга» - на выдохе долго произносить звук «У»

Попевка «папа напевает» - пропевание на слоги по выбору детей.

Песня «Идет зима – красавица» - выразительноеЭ эмоциональное исполнение с движениями.

2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «наша Таня»

Упражнение «Снежинки» - на выдохе произносить «А-а-ах» тихо, долго.

Попевка «2 курицы» - разучивание.

Песня «Мамина Улыбка» - знакомство, беседа о характере музыки, о содержании текста.

3 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «самолёт»

Пражнение «Ах, какой аромат!»

Попевка «две курицы» - пропевние на слоги по выбору детей.

Песня «мамина улыбка» - разучивание работа над мелодией, над текстом

4 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Зима»

Игра «нарисуй мелодию голосом»

Попевка «две курицы» - исполнение шёпотом и вслух по фразам.

Песня «Мамина улыбка» - дальнейшее разучивание

Март

1 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Медведь»

Упражнение «Самолёт»

Попевка «две курицы» - индивидуальное исполнение.

Песня «Мамина улыбка» - выразительное, эмоциональное исполнение.

2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Ветер»

Упражнение «горячая картошка»

Попевка «Три синички» - разучивание.

Песня «радужная песенка» - знакомство, беседа о характере музыки, о содержании текста.

3 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «наша Таня»

Упражнение «Одуванчик»

Попевка «Три синички» - пропевание в медленном и быстром темпах.

Песня «Радужная песенка» - разучивание текста, работа над мелодией.

4 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Солнышко»

Упражнение «Морковка»

Попевка «Три синички» - пропевание с закрытым ртом.

Песня «радужная песенка» - дальнейшее разучивание.

Апрель

1 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Ручьи бегут»

Игра «Звуковая коробочка»

Попевка «Три синички» - пропевание по фразам.

Песня «Радужная песенка» - выразительно, эмоциональное исполнение

2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Игра «Что случилось?»

Упражнение «Я грустный»

Попевка «Тары – тарарёшки» - знакомство, разучивание.

Песня «Светит солнышко» - знакомство, беседа о характере музыки, о содержании текста.

3 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнение «Обезьянки»

Упражнение «лесенка»

Попевка «Тарарёшки» - пропевание по фразам вслух и шепотом.

Песня «Светит солнышко» - разучивание текста, работа над мелодией.

4 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Упражнгение «Прогулка»

Упражнение «Задуй свечу»

Попевка «Тарарёшки» - пропевание в разных темпах.

Песня «Светит солнышко» х дальнейшее разучивание, работа над текстом и мелодией.

Май

2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Игра «Весёлый язычок»

Упражнение «Ветерок и ветер»

Попевка «тарарешки» - исполнение попевки сначала тихо, а потом – громко.

Песня «Светит солнышко» - выразительное, эмоциональное исполнение на весеннем празднике.

3 неделя

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание

Игровое распевание

Пение

Речевая игра «Анко – дранко» - четкое проговаривание текста игры с движениями.

Упражнение «Одуванчик»

Попевка «тарарешки» - индивидуальное исполнение.

Песня «Светит солнышко» - исполнение на заключительном концерте .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...