"Мои поступки и прпоступки" 19.10.2023
классный час (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_postupki_i_prostupki.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мои поступки и проступки»

Цель:  формирование у детей умений анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи:

- помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки;

- воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки;

- способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.

Организационный  момент:

-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, почувствуйте теплоту ваших сердец.

- Обменявшись добрыми приветствиями, мы как будто сделали что-то хорошее, правда?

- Сегодня мы с вами проведем  занятие, а о чем мы будем говорить, вы мне сами должны сказать.

- Я буду читать предложения, а вы будете заканчивать, подобрав подходящие выражения.

- Человек поступает хорошо, когда…….

- Человек поступает плохо, когда……

- Как вы думаете, о чём пойдет разговор? (О поступках) ( слайд 1) (Вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо,   помог  убрать посуду, делает уроки). ( слайд 2)

- Как вы понимаете слово поступок? (Поступок-это какое-либо действие, совершенное человеком). Где можно узнать точное значение слова?

Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем. (слайд 3)

Поступок - это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями;

- решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

- Какие бывают поступки? (хорошие и плохие)

- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет?

(Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям) (слайд 4)

-  (слайд 5) Плохие поступки по- другому еще говорят - проступки. 

(Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)

Каждый человек совершает и поступки, и проступки. За хорошие поступки нас благодарят и любят, а что мы получаем за проступки? (наказывают, ругают)

- Для чего вас ругают и наказывают? (чтобы не совершали впредь таких поступков)

- Какой вывод сделаете? (мы в ответе за свои поступки)

-За плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность! 

 Ответственность.

- А как вы понимаете, что такое ответственность? ( слайд 6 )

( Ответственность - это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия)

- Послушайте, какое толкование этого слова дается в словаре.

Из словаря С.И. Ожегова: ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

 ( слайд 7)

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно и почему.  

  1. Тимур очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
  2. Давид складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих? на других людей?

- Перед кем вы несете ответственность? ( перед собой, перед родителями, перед товарищами).

- Какого  человека можно назвать ответственным?

Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.
- Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.
( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.


- А теперь давайте обратимся к себе и вспомним такие случаи, когда вы были не очень ответственны.

- Почему вы иногда принимали безответственное решение?

( не хотели брать на себя ответственность за свои действия, из-за лени, легкомыслия, не думали, к чему может привести ваш поступок).

- Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?

- Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

- Всегда ли поступки и ответственность ходят рядом?
Ответ на этот вопрос люди нашли давно. Подумайте над смыслом этих пословиц (дать разъяснение).
• На добрый привет – добрый ответ.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
• Заварил кашу – расхлёбывай

 Разбор ситуаций .  Групповая работа.

Сейчас мы с вами рассмотрим ситуации. Возьмите карточки №1. Обсудите в группе и  расскажете нам.

1.Твой одноклассник забыл дома ручку, ты ему одолжил. После уроков выяснилось, что ручка сломана. Как бы вы поступили?

3. После уроков Петя предложил Вите вместе побить Колю. Как бы вы поступили?

4.Ваши приятели позвали поиграть в чужом дворе. Как бы вы поступили?

5. Ваш товарищ не сделал задачу, так как не знает, как делать. Как бы вы поступили?

6. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять. Как бы вы поступили?

Обсуждение ответов.

Мы обсудили различные ситуации.

Вывод: Каждый должен думать о том, как повлияет его поступок не только на его самого себя, но на окружающих его людей. Хороший и добрый поступок приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение. Нас наказывают, ругают, чтобы мы не совершали впредь таких поступков. Поэтому, прежде, чем совершить какой-либо поступок, проступок (словесный, физический) нужно хорошо подумать (как в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»). Подумать о том, как будут чувствовать себя те люди, которые имеют отношение к твоим поступкам и подумать об ответственности, которую ты несешь за свои слова и действия.
 Человек должен отвечать даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело - не поймаешь». Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Чего не хочешь для себя – не делай другим.

 

Игра «Составь пословицу»

-Я предлагаю вам сыграть в игру под названием «Составь пословицу».(слайд 8)

Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение.

Заварил кашу - расхлёбывай.

На добрый привет - добрый ответ.

За любой тобою сделанный поступок надо отвечать.

- Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

-Ребята, ответьте мне на такой вопрос. К чему может привести безответственное решение врача? Пилота? Шофера?

- Какой вывод можно сделать из этого?(Ответ: безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем).

- Легко ли быть ответственным?

 -А теперь давайте вместе составим правила ответственности. (слайд 9) Закончите предложения, подберите по смыслу недостающие слова.

За свои поступки надо …отвечать.

За добрые поступки добром …отплатят.

Прежде чем совершить поступок, …подумай!

Анализируйте свои …поступки.

Учитесь признавать свои …ошибки.

А теперь посмотрите на экран и выберите каждый для себя вывод.  (слайд 10)

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

- Кто хочет, может прочитать, что выбрал.

Рефлексия. (слайд 11)

- Сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, к какому выводу вы пришли?

Сегодня я понял..

Я бы хотел…

  Итог классного часа.

-  Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность? Ответы детей.

- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

- А ведь задумайтесь, ребята, кто больше всего страдает от необдуманных ваших поступков? Люди, близкие вам, переживающие за вас – бабушки, мамы, сестренки, друзья по школе, учителя. Неужели вам хочется, чтобы у мамы стали печальные глаза, чтобы схватилась за сердце ваша бабушка, ушла в слезах домой ваша одноклассница?! А что, если привычка делать «просто так» мелкие гадости приведет к тому, что, став взрослым, вы будете делать гадости большие. Ведь гораздо проще и приятнее просто так улыбнуться друг другу, подарить тепло взгляда, сказать доброе слово незнакомому человеку, поблагодарить учителя за урок… просто так, чтобы всем было радостно и тепло оттого, что вы рядом.

- Закончить наш воспитательный час я хочу словами педагога В.А. Сухомлинского: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо».

- Давайте, ребята, возьмемся за руки и мысленно пожелаем друг другу добра и успеха.

Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.

Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром, и вы сделаете для себя соответствующие выводы.

Спасибо за урок. (слайд 12)

Приложение

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

      Твой одноклассник забыл дома ручку, ты ему одолжил.    После урока выяснилось, что ручка сломана.

            Как бы вы поступили в таком случае?

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

    После уроков Петя предложил Вите вместе побить Колю.

    Как бы вы поступили на месте Вити?

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

        Ваши приятели позвали вас поиграть в чужом дворе.

            Как бы вы поступили?

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

Ваш друг не сделал задачу, так как не знает, как ее делать.

               Как бы вы поступили в данном случае?

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

        Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.

          Как бы вы поступили?

Карточка №2

Составь пословицы

Заварил кашу -                                         добрый ответ.

На добрый привет -                                 надо отвечать.

За любой тобою сделанный поступок      расхлёбывай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Занятие на тему «Поступки твои и других (их оценка)»

Целью данного занятия является: научить детей давать нравственную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступки окружающих....

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час "Влияние характера на поступки и поведение человека".

В данном материале предлагается познакомить учащихся с  понятием "характер", учить воспитывать детей в себе положительные черты характера....

Риторика. Тема: По маршруту добрых дел, поступков и чувств.

Развивать умение сопереживать; формировать гуманность; расширять кругозор учащихся....

Классный час "Поступки и ответственность"

Классный час на тему: «Поступки и ответственность: вместе или врозь». Цели:Знакомство учащихся с понятиями «поступок», «проступок», «ответственность», с их значением в жизни человека.Задачи:- По...

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...