План воспитательной работы.
учебно-методический материал (4 класс)
План воспитательной работы на 2 полугодие для 4 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО ________________ ________________________ ________________ Протокол №____ от «____» ________ _____ г.
| СОГЛАСОВАНО ________________ ________________________ ________________ Протокол №____ от «____» ________ _____ г.
| УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ № ________________________ Приказ №____ от «____» ________ _____ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по воспитательной работе
для обучающихся 4 класса
Составитель: Воронин Е.С.
г. Петровск-Забайкальский, 2025 г.
Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)
Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
- гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности (проведение общешкольных ключевых дел к Дню защитников Отчества, Дням воинской славы, Дню Победы, Дню освобождения от немецко – фашистских захватчиков и другие);
- духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства (посещение музеев и театров, экскурсионное поездки по городам Подмосковья);
- физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных;
- трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты окружающей среды;
- познавательное направление воспитания - стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей.
Содержание воспитательной работы
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка школы;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр «Умники и умницы», викторины, тестирование кейсы, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, помогает приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Главное предназначение классного руководителя - изучение особенностей развития каждого обучающегося в классе и создание условия для становления ребенка, как личности, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.
Важное место в работе классного руководителя занимает организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия:
- классные часы: тематические, посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране, способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину;
- игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу; здоровье сберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
Классное руководство подразумевает и индивидуальную работу с обучающимися класса:
- со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью обучающихся класса;
- с учащимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта;
- с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на контроль за свободным времяпровождением;
- вовлечение учащихся в социально значимую деятельность в классе.
Модуль «Работа с родителями или их законными представителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для лучшего достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Только когда все участники образовательного процесса едины и находят контакт, тогда воспитание наиболее эффективно.
Профилактическая работа с родителями предусматривает оптимальное педагогическое взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.
Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное образование»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями;
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- поощрение детских инициатив, проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций.
Модуль «Ключевые школьные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий реализуются через:
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
- экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Деятельность по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, по формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько направлений:
- организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, организация просветительской и методической работы, профилактическая работа с участниками образовательного процесса;
-разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений.
План работы с детьми группы «риска»
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Составление социального паспорта класса | Сентябрь |
2. | Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации | В течение года |
3. | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | В течение года |
4. | Организация досуга и кружковой деятельности | В течение года |
5. | Организация работы и отдыха школьников в летний период | Май - август |
6. | Контроль посещаемости занятий | В течение года |
7. | Контроль текущей успеваемости | В течение года |
8. | Проведение профилактических бесед | В течение года |
9. | Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися | В течение года |
10. | Направление на консультацию к психологу | По мере необходимости |
11. | Индивидуальные консультации для учащихся | В течение года |
12. | Акция «Неделя без двоек» | Раз в четверть |
13. | Посещение семей группы «риска» | В течение года |
14. | Проведение консультаций для родителей | В течение года |
15. | Родительский всеобуч | В течение года |
16. | Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания | Раз в полугодие |
17. | Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками | В течение года |
18. | Организация воспитательных мероприятий в каникулярное время. | В каникулы |
Тематическое планирование классных часов в 4 классе
Дата | Тема | Направление |
Январь 11.01.25 | «Поговорим о взаимоотношениях» | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
18.01.25 | «Дружба дороже богатства» | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
25.01.25 | «Береги природу!» | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. |
Февраль 08.02.25 | «Книга – твой верный советник, помощник и друг» | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
15.02.25 | «Мир моих увлечений» | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
22.02.25 | «Защитники Родины моей» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
Март 01.03.25 | «Как предостеречь себя от вредных привычек» | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
07.03.25 | «Я горжусь своей мамой и бабушкой» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
18.03.25 | «На что имеем право?» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
Апрель 05.04.25 | «В здоровом теле – здоровый дух» | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
11.04.25 | «Земля – наш общий дом» | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. |
24.04.25 | «Обычаи и традиции русского народа» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
Май 08.05.25 | «Этих дней не смолкнет слава» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
15.05.25 | «Экология – это наука о том, как сберечь дом» | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. |
22.05.25 | «Правила дорожного движения и профилактика ДТП» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
Планирование родительских собраний в 4 классе
Январь | Поговорим о поощрениях и наказаниях в семье. |
| Беседа |
Февраль | О родных и близких людях с любовью | 1.Обсудить с родителями проблемы обучения и поведения учащихся в школе, дома. 2.Способствовать формированию уважительного отношения к своим родителям, к взрослым людям. 3.Продолжить влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей. | Беседа |
Март | Эффективное общение – залог успеха | 1. Способствовать формированию уважительного отношения к своим родителям, к взрослым людям. 2. Продолжить влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей. | Беседа |
Апрель | Детская агрессивность и её причины, пути преодоления | 1.Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы. 2.Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуацией , трудностей в обучении. | семинар - тренинг |
Май | «Прощай начальная школа!» | Подвести итоги года, совместной деятельности родителей и учителя. | Торжественное собрание (праздник) совместно с детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в 1 классе
План воспитательной работы для 1 класса, содержащий основные внутриклассные мероприятия их цели и задачи....
Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс
План воспитательной работы в 3 классе на 20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе
Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию. Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

План воспитательной работы по модулю "Работа с родителями"
План воспитательной работы по модулю "Работа с родителями". Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания...

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн
2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...

План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов
План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов...
Опыт работы в классе - комплекте. План воспитательной работы в классе - комплекте 2/3.
План воспитательной работы в классе - комплекте 2/3....
