Статья «Актуальность психического и физического здоровья».
статья по зож на тему

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_i_fizicheskoe_zdorove_sportsmena.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

 «Актуальность психического и физического здоровья».

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь  это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ)  это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье  это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

1. Психическое здоровье спортсмена.

Спорт отличается от других видов деятельности человека тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор – соревнование. В силу его изменчивости и непредсказуемости полностью адаптироваться к этому стрессору практически невозможно. Поэтому спортивный успех неизбежно связан с уровнем нервно-психического здоровья. В зарубежных исследованиях установлено, что спортсмены с признаками невротизации проигрывают спортсменам той же квалификации[1].

Известно, что у каждого человека существует строго индивидуальный барьер психической адаптации, имеющий биосоциальную основу. Если истощаются резервы психической активности, то может произойти его “прорыв”, что ведет к пограничным состояниям – невротизации и психопатизации. Ведущим фактором является нехватка “степеней свободы” для адекватного реагирования в условиях стрессовой ситуации. При психопатизации на первое место выходят расстройства биологической ос- новы адаптационного барьера. В результате расстройств личности акцентуации характера могут трансформироваться в психопатию. При невротизации личности происходит «прорыв» социальной основы адаптационного барьера, и повышенная нервность человека сопровождается возбудимостью, тревогой, раздражительностью (В.Д. Менделевич, 1998). Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в критических ситуациях. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным средовым условиям сопровождается изменением психологических реакций на границах нормы. Здесь организму приходится жертвовать какой-то одной или несколькими функциями для сохранения более жизненно важных, без которых существование в данных условиях невозможно. Предпатология представляет собой выход организма за пределы адаптационных «лимитов». При этом возможны: а) сохранение высокого уровня интеграции при одновременной утрате менее важных функций; б) переход на более низкий уровень интеграции функций; в) сочетание первого и второго вариантов. Границы адаптивной психофизиологической нормы различны для отдельных функциональных систем (И.Г. Малкина Пых, 2005). Частые нарушения соматического здоровья являются одним из проявлений дезадаптации, которая может быть как следствием, так и причиной общей социальной дезадаптации. Поэтому так важен вопрос о своевременном выявлении среди спортсменов тех, состояние нервно-психического здоровья которых свидетельствует о возможных нарушениях в работе адаптационных механизмов.

Адекватность восприятия для спортсменов также имеет весьма существенное значение. Причем из всех известных видов восприятия для лиц, занимающихся разными видами спорта, более важными будут не все имеющиеся, а определенные виды восприятия, доминирующие в конкретном виде спорта. Например, для единоборцев – это восприятие движений соперника, а для легкоатлетов (бегунов) или лыжников – восприятие времени и т.д.

При сильном физическом и нервно-психическом утомлении адекватность восприятия нарушается, что не может не отражаться на психическом здоровье спортсмена. Это означает, что адекватность восприятия является важным фактором в процессе сохранения психического здоровья личности спортсмена.

Следующим фактором, упоминаемым многими авторами, является благополучие. Смысловое пространство этого термина широко. Так, термин «благополучный» трактуют как счастливый, пребывающий в хорошем состоянии, имеющий успешное окончание, добрый.

В понятие благополучие личности, например, Л. Куликов вкладывает представление о том, что это «обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности». Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния – «благоприятного состояния – способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению, поддерживающему психическое и физическое здоровье или, напротив, неблагоприятного».

Благополучие является всегда субъективным, и часто его связывают с чувством удовлетворенности и самосознанием. Психологическое благополучие трактуется с разных, часто противоположных позиций. Так, в исследовании Т.  Шеленкова и П. Фесенко выделяется два противоположных взгляда на это понятие. Приверженцы первого объединяют понятие «психологическое благополучие» с такими понятиями, как психологическое здоровье, качество жизни, социальная адаптация и др.

Почитатели второго подхода и взгляда на психологическое благополучие, наоборот, считают, что это понятие является близким по значению к названным понятиям, однако оно не тождественно им.

Эти авторы, на наш взгляд, справедливо относят психологическое благополучие к субъективной эмоциональной оценке человеком себя и собственной жизни, они делают акцент на том, что при наличии благополучия субъект стремится к самоактуализации и личностному росту. Действительно, психологическое благополучие напрямую не связано с наличием каких-либо негативных психических состояний, хотя от степени их выраженности зависит.

Благополучие как субъективно воспринимаемое пребывание в хорошем удовлетворенном состоянии определяется его составляющими: физическим, психологическим, духовным, материальным благополучием. Следует подчеркнуть, что все компоненты благополучия между собой тесно связаны и взаимно влияют друг на друга, что определяет ощущение целостности, внутреннего равновесия и слаженности психических функций и процессов.

В то же время Л. Куликов выделяет только два основных компонента благополучия: когнитивный и эмоциональный[2].

На наш взгляд, психологическое благополучие личности является интегральным фактором, отражающим субъективно воспринимаемое состояние удовлетворенности собой, процессом самоактуализации, окружением и качеством жизни.

Чаще под психическим здоровьем подразумеваются состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, а также отсутствие каких бы то ни было «болезненных» симптомов, благодаря чему человек может гармонично функционировать в социуме.

         Для сохранения и укрепления психического здоровья, и здоровья в целом, большинство молодежи активно занимается спортом. Огромное число работ, посвященных физической культуре и спорту, показывают положительное влияние на организм человека физических нагрузок.

Многие авторы подчеркивают, что природа спорта обладает мощным фактором преобразования личности. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, умение управлять собой. Спорт позволяет формировать систему нравственных позитивных ценностей. Отмечалось, что участие в спортивных соревнованиях способствует воспитанию упорства, ценных моральных и волевых качеств, мужественности и т. п. Вместе с тем, это – люди, которые испытывают огромные мышечные нагрузки и даже перегрузки, чрезмерные нервно-психические напряжения. Вследствие этого спорт может оказывать негативное действие на становление личности, а значит и на психическое здоровье человека[3].

 Концепция  А.В. Алексеева «Оптимального боевого состояния» и уникальная методика обучения вхождению в это состояние, доступная любому психически здоровому человеку, является эффективным ресурсом для психического развития спортсмена.

Все, чем занимаются спортсмены и тренеры, все, что приносит им радость и страдания, травмы и награды, все это делается ради одной конечной цели – успешно выступить на соревнованиях. Успех возможен лишь при условии, что спортсмен сможет в нужный момент вывести все свои резервы и возможности на самый высокий уровень самомобилизации и удержать такое предельно мобилизированное состояние столько времени, сколько этого потребует ход соревновательной борьбы. Именно это состояние А.В. Алексеев назвал оптимальным боевым состоянием, или сокращенно ОБС.

Оптимальное боевое состояние – это наилучшее психофизическое состояние, это состояние вдохновения, которое достигается за счет

правильно организованной самомобилизации и обеспечивает предельно успешную реализацию всего имеющегося опыта спортсмена в экстремальных условиях соревновательной борьбы. Поэтому каждый, кто хочет выступить наилучшим образом, должен непосредственно перед началом состязания ввести себя в свое оптимальное боевое состояние и сохранять достигнутую мобилизованность буквально до самых последних секунд своего выступления.

Хотя ОБС для каждого спортсмена весьма специфично и строго индивидуально, в нем можно и нужно выделить три основных компонента, общих для всех, несмотря на вид спорта, пол и возраст.

Физический компонент ОБС – это совокупность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких, как, например, сила, гибкость, легкость, подвижность, расслабленность, чувство свободного глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т.д. Подобные ощущения полностью зависят от качества физической (сейчас чаще говорят «функциональной») и технической подготовки спортсмена. Итак, чем лучше спортсмен подготовлен функционально и технически, тем богаче возможности его физического компонента ОБС[4].

 Эмоции.

Сила волнения является ни чем иным, как уровнем эмоционального возбуждения или психическим напряжением. Изменения психического напряжения перед стартом прямо связаны с навыком двигательной деятельности и рядом физиологических показателей. Так, качество двигательных навыков улучшается с возрастанием эмоционального напряжения. Но как только напряжение поднимается выше линии оптимума, переходя в напряженность, возможности спортсмена координировать тонкие детали в технике, своевременно и хорошо расслаблять неработающие мышцы, существенно ухудшаются.

Очень важно отметить следующее: спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на оптимальном для данного вида деятельности уровне эмоционального возбуждения.

Существует по крайней мере, два метода измерения эмоционального возбуждения: подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) и регистрация электрокожного сопротивления (ЭКС).

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения может проявляться весьма различно: от высочайшего, на грани непереносимого напряжения, до просто хорошего настроения, которое тоже является выражением определенной степени возбуждения нервно-психической сферы.

2. Физическое здоровье.

Негативные черты современного спорта обусловлены также его профессионализацией и коммерциализацией, появлением новых технических элементов и даже новых видов спорта, сопровождающихся высоким риском для здоровья и жизни спортсменов, вовлечением в спорт высоких достижений детей и подростков, расширением диапазона женских видов спорта из арсенала тех, которые ранее считались исключительно мужскими, и пр.

Все перечисленные и другие особенности все более приближают спортивную медицину, обеспечивающую большой спорт, к экстремальной медицине, призванной сохранять здоровье и работоспособность тех лиц, профессиональная деятельность которых связана с экстремальными воздействиями (авиационная и космическая медицина, подводная медицина и т.п.).

Особенности влияния экстремальных факторов на организм человека всегда связаны с необходимостью максимальной мобилизации функциональных резервов и компенсаторно-приспособительных механизмов, кумуляцией происходящих под влиянием этих факторов изменений в структуре и функциях органов и систем, постоянной опасностью срыва компенсаторно-адаптационных механизмов с последующим развитием острых или хронических "отклонений" в состоянии здоровья, а попросту говоря  профессиональных заболеваний (повреждение межпозвоночных дисков у летчиков-истребителей, последствия микроэмболии сосудов, питающих центрально-нервные образования и костную ткань у водолазов и т.п.)[5].

Таким образом, тезис Э. Дойзера о том, что современный спорт высших достижений имеет малого общего со здоровьем спортсмена, становится все более аргументированным. И спортивно-медицинская практика подтверждает это. За последние 1,5-2 десятилетия заметно возросло количество случаев внезапных смертей и серьезных отклонений в состоянии здоровья спортсменов. При этом количество этих отклонений четко связано с периодами предолимпийского цикла или графиком других соревнований мирового уровня: чем ближе старт, тем больше и выраженное отклонения в состоянии здоровья спортсменов.

Говоря о профессиональном и олимпийском спорте, необходимо отметить высокую мотивацию спортсменов, направленную на подготовку и участие в соревнованиях, что вынуждает их, как правило, диссимулировать изменения в субъективном состоянии и избегать исследований, которые могут выявить отклонения в состоянии их здоровья. И тренер поддерживает их в этих устремлениях. Те социальные блага, которые получают спортсмен и тренер в случае выигрыша призового места в престижных соревнованиях, оправдывают (с их точки зрения) эти действия. Врач команды, пытающийся отстранить спортсмена от участия в соревнованиях, в случае сохранения им высоких результатов всегда вступает в конфликт с тренером и рискует расстаться со своим местом в команде. И жизнь, диктуя свои суровые законы, заставляет врача на многое закрывать глаза, нарушать этические нормы, сформулированные в клятве Гиппократа. А проведение самых совершенных лечебно-восстановительных мероприятий не в состоянии предотвратить в этих случаях негативные последствия перегрузок и приёма препаратов[6].

Адаптация к экстремальным воздействиям, в том числе и характерным для спорта высоких достижений, всегда сопровождается выраженной "платой" за адаптацию. Компенсаторные механизмы, проявляющиеся в этих случаях, нередко формируются за счет резервов структуры и функции органов и систем, напрямую не связанных с достижением конечного результата. Эти компенсации могут подвергаться обратному развитию (аниммуноглобулинемия, регистрируемая у некоторых спортсменов на пике спортивной формы или иметь стойкий непреходящий характер (нарушение структуры и функции почек при хронической ишемии почечной паренхимы, развивающейся вследствие перераспределения крови при физических нагрузках. Многие функциональные показатели у спортсменов высокого класса выходят за пределы статистической нормы. Например, сердечный индекс в покое у стайеров находится на уровне, характерном для клинической картины сердечной недостаточности (менее 2,1 л/мин/м2), частота сердечных сокращений заставляет заподозрить полную АВ-блокаду (менее 40 в 1 мин), лишь у 30% спортсменов электрокардиограмма не имеет отклонений от нормы и т.д. Таким образом, "абсолютное" здоровье (если иметь в виду критерий "нормы") как критерий допуска спортсмена к участию в учебно-тренировочном процессе и соревнованиям  фикция, идеал, недостижимый в условиях нагрузок в современном профессиональном и олимпийском спорте[7].


[1]  Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 8(66) – 2010 год.

[2] Психические состояния. Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. - СПб: Издательство “Питер”. 2000.

[3] http://xn--80ablbaanka7beun6ae4de9e.xn--p1ai

[4] Алексеев А.В. Познай себя, или Ключ к резервам психики. - Ростов-на-Дону: ”Феникс”.2004.

[5] Доктор медицинских наук, профессор Г.Л. Апанасенко, Ю.С. Чистякова Статья: Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования

[6] Дойзер Э. Здоровье спортсмена. - М.: ФиС, 1980. - 135 с.

[7] Суздальницкий Р.С. Адаптация иммунной системы организма высококвалифицированных спортсменов в динамике тренировочного цикла и соревнований // Механизмы адаптации центрального и периферического кровообращения к физической нагрузке. - М.: ВНИИФК, 1985, с.109-127.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сохранить психическое и физическое здоровье

Данное выступление поможет вам в подготовке к работе с использованием здоровьесберегающих технологий!...

Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя

Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для ...

Родительское собрание «Понятие физического, психического и духовного здоровья, их взаимосвязь».

Родительское собрание «Понятие физического, психического и духовного здоровья, их взаимосвязь» предназначено для проведения в 1-4 классах. В нем отражаются основные проблемы здоровья и пути ...

Создание условий успешной адаптации к учебному процессу при сохранении психического и физического здоровья младшего школьника.

Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной...

Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье

Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье...

Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня

В основе охраны и укрепления  психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня лежит оздор...

Статья «Актуальность применения здоровье сберегающих образовательных технологий на логопедических занятиях»

В статье раскрываются вопросы актуальности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной практике учителя-логопеда....