картотека пальчиковых игр
картотека на тему

Александрова Наталья Евгеньевна

Создана  картотека пальчиковых игр по темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna._mamin_den.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon gorod.doc31 КБ
Microsoft Office document icon zima.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye.doc39 КБ
Microsoft Office document icon domashnie_zhivotnye.doc38 КБ
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.doc33 КБ
Microsoft Office document icon leto.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon osen.doc39 КБ
Microsoft Office document icon mebel.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon nasekomye.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мамин день

Мамочка хорошая,

(воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!

(поцелуй над другой ладонью.)

Очень я ее люблю,

(сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!

(сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Мамин день

Первые подснежники

(подушечки пальцев обеих рук сомкнуты.) (Ладони округлены – «тюльпан»)

Я в руках несу.

(сжать обе руки в кулак)

Нежные цветочки

(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу.)

Маме подарю.

(вытянуть руки вперед, не меняя предыдущего положения кисти.)

Будь всегда красивой,

(рассвести руки в стороны)

Нежной, как цветы!

(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу)

Хорошо, что рядом

(соединить ладони, прижать)

Есть со мною ты!

(разъединить ладони, вытянуть руки вперед ладонями вверх.)

Весна

Раз - весна,

(согнуть мизинец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает.)

Два – капель,

(согнуть безымянный палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает.)

Три – сосульки тают

(согнуть средний палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает.)

Март прошел, идет апрель,

(согнуть указательный и большой пальцы правой (левой руки; левая (правая) рука помогает.)

Птицы прилетают.

(ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие пальцы переплетаются между собой – «головка».)

Мамин день

Мне сегодня просыпаться,

(пальцы обеих рук, сжаты в щепоть, резко раскрыть на уровне глаз.)

Подметать и улыбаться,

(руки перед собой: левая как будто держит совок, а правая – подметает.)

Чашки мыть совсем не лень –

(руки перед собой: левая полукругом согнута – в ней «чашечка», а кистью правой вращаем- «моем».)

Потому, что мамин день!

(рисуем в воздухе большую цифру 8.)

Весна

Вот уж две недели

Капают капели.

(опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Снег на солнце тает

(руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьем стекает.

(обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Весна

Стало солнце пригревать,

(рисуем в воздухе указательным пальцем круг)

И набухли почки.

(соединили ладони – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты.)

Скоро выйдут из земли

(не меняя положения, поднимаем руки.)

Первые цветочки.

(разводим пальцы в стороны.)

Весна

(соединяем пальцы в колечки.)

Тает снег, уходит лед.

И на речке – ледоход.

(смена рук)

Скоро к нам придет апрель –

С крыш опять польет капель.

Весна

В огороде у меня

Пугало стояло.

(покачиваем левую ладонь – «пугало», пальцы выпрямлены.)

Не ушло ли? –

Каждый день птица проверяла.

(правая ладонь, как птица порхает вокруг левой руки)

И мечтала: «вот уйдет –

Все бы поклевала»

(пальцы вместе – «клюют»)

Так что пугало не зря

День и ночь стояло.

(левая рука опять «пугало», правая рука – «улетает от него»)


Весна

Иди, весна, иди, красна

(пальчики «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинца.)

Мамин день

Мама в дом войдет и ахнет:

(шагают пальцами обеих рук по столу.)

- Чем у нас в квартире пахнет?

(пожимают плечами)

Много чем, - ответим маме.

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Раз – горелыми блинами,

Два – разбитыми духами,

Три штанами в рыбьем жире…

Мама скажет:

- а четыре-

Пахнет стиркой и уборкой.

А еще – хорошей поркой!

(поочередно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счет.)

И. Шевчук


Весна

Звенит капель,

(ритмично соединять сразу все пальцы с большим.)

Журчат ручьи,

(пальцы бегут по столу.)

И солнце пригревает,

(скрести руки, развести в стороны пальцы – «солнце».)

К нам возвращаются грачи,

(ладони повернуть к себе и скрестить, прижав большие пальцы друг к другу, - «птичка».)

И снег повсюду тает.

(прижать ладони, а затем, разъединив их, описать руками круг.)

Г.А. Османова

Мамин день

Снова солнце в небе улыбается,

(соединять пальцы правой руки с большим)

Снег растаял, ручейки звенят,

(соединять пальцы левой руки с большим.)

И подснежник первый пробивается

(ладони повернуть вверх, пальцы сложить лодочкой, запястья рук прижать друг к другу; разъединить пальцы, постепенно отодвигая, их друг от друга.)

С юга птицы с песнями летят

(«птичка»)

Г.А. Османова



Предварительный просмотр:

Город

В городах людей немало;

(водим рукой как в считалке.)

Много окон

(указательным пальцем рисуем окно.)

И дверей,

(подвигать ладонью перед собой – «открыть дверь».)

Много улиц и каналов,

(ладони параллельно друг другу движутся вперед.)

Мало водится зверей!

(развести руки в стороны.)

Город

Раз, два, три, четыре, пять,

В город выйду погулять.

(загибать пальцы, начиная  с большого, сначала на правой руке, затем на левой руке.)

Вдоль по улице иду,

Во все стороны смотрю.

(разгибать пальцы, начиная с мизинца, сначала на левой руке, затем на правой с помощью другой руки.)

Как красиво все кругом,

В моем городе родном!

(загибать пальцы, начиная с большого, сначала на левой руке, затем на правой руке.)

Город

(самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку)


Собрание улиц, площадей,

Машин, автобусов, людей

Многоэтажные дома

Стоят, как книжные тома.

Но все же любим город мы

(смена рук)

За то, что с лета до зимы

Встречаем радостных друзей,

А с ними можно и в музей,

И в цирк пойти и на каток

И погулять в любой денек!

Город

Это улица моя,

(левая рука перед грудью ладонью вверх.) (Указательным и средним пальцем правой руки «бежать» по раскрытой ладони.)

Здесь высокие дома

(ладони параллельно друг другу, пальцы подняты вверх.)

Детский садик мой и школа –

(«домик»; затем ладони опустить параллельно на уровень груди, локти развести в стороны, соединить руки, соприкасаясь средними пальцами.)

Там учиться буду я.

(согнув локоть, поднять правую руку вверх.) Левую руку согнуть и приложить вниз к правому локтю.)



Предварительный просмотр:

Зима

Снег ложится на дома,

(руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.

(руки «домиком».)

Тихо (палей к губам.)

К нам идет зима,

(«идем» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы ее не слышим…

(руки за ухом.)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять,

(ладонь правой руки лежит на столе;

Каждый палец  по очереди ударяет по столу)

К нам зима пришла опять

(ладонь левой руки лежит на столе;

Каждый палец по очереди ударяет по столу)

И с собою принесла

(ладонь правой руки лежит на столе;

Каждый палец по очереди ударяет по столу)

Ветер, снег и холода.

(Ладонь левой руки лежит на столе;

Каждый палец по очереди ударяет по столу)

Зима

Снег пойдет и перестанет,

Не заметно он растает

(волнообразные движения руками)

Шубу белую зима

Примеряет всем сама.

(отводят одну руку вправо, а другую влево.)

Шубу – зайцу беляку,

Шубу – лесу и лужку,

Шуба Лене и Николке,

Шуба дубу в чистом поле,

Шуба тополю и вязу.

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно.)

Я уже в сугробе вязну

(высоко поднимают колени)

Но у всех такая шуба,

Что носить всю зиму любо!

(похлопывают обеими руками по плечам.)

М. Садовский

Зима

Летели сто снежинок,

Порхающий народ,

По парочке смешинок

Попало каждой в рот.

(волнообразные движения пальцами обеих рук)

И засмеялся город, машины и дома,

Деревья, на которых качается зима,

Фонтан, качели в парке

Калитка и забор,

И дырка в нем и арка,

И черный пес Трезор.

(поочередно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название.)

Одна из пересмешниц

В ладонь мою легла,

(вытягивают раскрытые ладони перед собой)

Став капелькою нежной,

Она не умерла.

(«заворачивают» пальцы в ладони, как будто пряча капельку)

Л. Богословская


Зима

Падают первые с неба снежинки

(поднятые вверх руки медленно опустить вниз, совершая легкие колебательные движения пальцами)

Легкие-легкие словно пушинки,

Соединить последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших)

Медленно, плавно на землю ложатся

(соединенные вместе пальцы обеих рук поворачивать то вверх, то вниз.)

Белым ковром под ногами искрятся.

(положить ладони на стол, пальцы широко развести в стороны: легко барабанить пальцами по столу.)

Г.А. Османова

Зима

Раз, два, три, четыре,

(Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили

(«Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем.

(Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним

(Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем.

(Хлопнуть в ладоши.)


Зима

Ветер холодный пригнал облака,

(последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

И затянулось все небо с утра.

(последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Лужи замерзли, притихла земля…

(последовательно соединять пальцы обеих  рук с большими.)

Пошел первый снег, наступила зима.

(последовательно соединять пальцы обеих  рук с большими.)

Г.А. Османова

Зима



Предварительный просмотр:

Дикие животные

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке по полю, по лугу.

(указательные и средние пальцы обеих рук идут» навстречу друг другу.)

Встретились и испугались они.

(стукнулись кулачками.)

Быстро бежали - поди, догони!

(снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Дикие животные

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки.

(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Ходит, бродит вдоль дорожек

(Постукивают кулаками по столу.)

Весь в иголках серый ёжик.

(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.          

(Поочерёдно соединяют кончики пальцев обеих рук с

большим пальцем.)

Дикие животные

- Что опять в лесу стряслось? –

Удивился старый лось

(растопыренные руки – «рога» над головой, приподнять брови.)

- Это дерево упало –

(обе руки параллельно друг другу опускаем вниз.)

Дров бобру на зиму мало

(«рубим дрова)

Головой качает рысь:

(указательные и средние пальцы на голове  - «уши»)

 

- Ну-ка, звери берегись!

(погрозить пальцем – покачать вперед-назад.)

Дикие животные

Спит медведь в своей берлоге,

(ладони под левую щеку, голову наклонить влево.)

Спит барсук и черный крот.

(ладони под правую щеку, голову наклонить вправо.)

Только волка кормят ноги,

(растопыренные пальцы- «лапы волка» - «идут по земле».)

А не то живот сведет

(положить руки на живот.)

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(Вращают большим пальцем.)

Дикие животные

Медведь в берлоге крепко спит,

(сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –

(показывают больш. палец, вращая им)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

(соединяют б.палец правой руки с ук. пальцем левой и наоборот)

Напетлял и был таков!

Дикие животные

 Я сейчас вам назову,

(руки лежат на столе ладонями вниз.

Разводить и соединять пальцы правой руки.)

Кто живет в глухом лесу,

(руки лежат на столе ладонями вниз. Разводить и соединять пальцы левой руки.)

Зайцы, белки, барсуки,

Волк, медведи и ежи…

(руки лежит на столе ладонью вниз. Поднимать и удерживать на весу каждый палец, начиная с большого, сначала на правой руке, затем на левой. Край ладони не отрывать от стола.)

А теперь продолжи ты!

Дикие животные

Дикие животные

Водятся в лесу,

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

Здесь увидеть можно

Волка и лису,

(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Зайца и медведя,

Белку, кабана.

(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

Прячет всех надёжно

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)

Лесная тишина.

(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)

Дикие животные

На сучки, как на гвоздочки,

Белка вешает грибочки,

Сушит ягоды рябины,

Ежевики и малины.

Носит жёлуди, орешки.

 Разбирает всё без спешки.

 Вот закончила запас

И в дупло скосила глаз.

(На каждую стихотворную строчку поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой, а затем на левой руке.)

Чтобы было в нём тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей поживать,

Никаких забот не знать.

(Поочерёдные ритмичные удары кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Н.Антонова        

Дикие животные

Зайчик скачет по лужайке,

(Сжать руки в кулаки, а указательный и средний

пальцы поднять вверх – «зайчик».)

Прыг – скок, прыг – скок,

(Сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать

движения.)        

Испугался волка зайка

(Прижать руки к груди.)

И пустился наутек.

(Раскрыть ладошки, вытянуть руки

перед собой.)



Предварительный просмотр:

Домашние животные

Вот, убрав царапки,

Кошка моет лавки.

(«моем руки».)

Мордочку и ушки

(круглые движения по лицу.)

На своей макушке.

(чуть согнувшись ладошки движутся за ушами – показываем как кошка моет ушки.)

Домашние животные

«Мяу»,  - котенок,

(соединить указательный палец с большим на обеих руках)

«Му», - теленок,

(соединить средний палец с большим на обеих руках)

«Ме», - козленок,

(соединить безымянный палец  с большим на обеих руках)

«Гав», - щенок,

(соединить мизинец с большим пальцем на обеих руках)

Дружно песню распевают.

(сжимать, разжимать на руках кулаки)

Жду хозяйку у ворот.

(большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона

ладоней – к себе, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе; средние пальцы соприкасаются – «ворота»)

Домашние животные

Что случилось у котят?

Почему они не спят?

(ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Почему буфет открыли,

Чашку новую разбили.

Уронили барабан,

Поцарапали диван?

Почему их лапки

Влезли в чьи то тапки?

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

(поочередно загибают пальцы, начиная с большого сначала на правой, а затем на левой руке.)

Потому что ловят мышку.

(пальцами изображают коготки – «ловят мышку»)

В. Степанов

Домашние животные

Три крысы в костюмах и шапках из плюша,

Три утки в соломенных шляпках для суши,

Три кошки с вуалью прозрачной и тонкой,

Да три собачонки без теплой попонки

Пошли на прогулку и встретили свинок,

Двух свинок в шелках с головы до ботинок.

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно на каждое название животного.)

Но скоро ударил раскатистый гром

И все по домам побежали бегом.

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

С. Маршак

 

Домашние животные

Кучерявая овечка

(показать кудряшки на голове.)

Переходит через речку.

(идем указательным и средним пальцами)

Щуря желтые глаза,

(прищурить глаза.)

Ей на встречу шла коза.

(показываем рога – «пальцы над ушами»)

Не пущу тебя, овечка

(наклонить голову с рогами вперед)

Не пройдешь ты через речку!

(погрозить)

Лошадь мимо проходила

(пальцы собраны в щепоть,  поочередно поднимаем и опускаем руки)

И овечку пропустила.

(руки отвели в сторону – жест, означающий: «пропускаем»)

Домашние животные

Наша кошка из окошка

(соединять все пальцы правой руки с большим.)

Наблюдает за дорожкой.

(соединять все пальцы левой руки с большим.)

Там гуляет очень злой

(соединять все пальцы обеих рук с большим.)

Пес – лохматый и большой.

(правой рукой изобразить «собаку»)

Г.А. Османова

Домашние животные

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладонями вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводить и соединять пальцы левой руки.)

Кролик, лошадь и коза,

(Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.)

Кот, корова и свинья.

(Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.)

А ещё баран с овцой,

(Сжимать и разжимать  пальцы правой руки в кулак.)

Да верный пёс –

Помощник мой.

(Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак.)

Домашние животные

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

(показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)

А я довольна своими ребятами!

(показывают на себя и разводят ладони в стороны)

 



Предварительный просмотр:

Зимующие птицы

Холодно на улице,

Замерзают птицы.

(на правой руке соединить все пальцы с большим)

Чтобы не замерзнуть,

Надо подкрепится.

(на левой руке соединить все пальцы с большим.)

Мы про них не забываем,

Корм в кормушку насыпаем.

(на обеих руках соединять по очереди все пальцы с большим.)

Зимующие птицы

Шишка ты вкусна, толста

(сцепить указательные пальцы)

И прекрасна для клеста.

(перецепить пальцы)

А снегирь, стряхнув снежинки

(смахнуть снег с тыльной стороны кисти.)

Поклюет зимой рябинки.

(пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины»)

Зимующие птицы

Я решил ворон считать:

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно загибают пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно)

Шесть ворона – на столбе,

Семь ворона – на трубе,

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят….

Ну, а десять – это галка.

(поочередно разгибают пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно)

 

Вот и кончилась считалка!

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

А. Усачев

Зимующие птицы

Зимой холодной, посмотри,

Вновь появились снегири.

(соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.)

А с ними свиристели

К нам в гости прилетели.

(соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)


Зимующие птицы

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)

Галки да вороны

Ешьте макароны

(Тереть ладонь о ладонь)

Зимующие птицы

Зимовать у нас остались

(руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.)

Дятлы, совы, воробьи,

Галки, голуби, синицы

(последовательно поднимать пальцы рук на каждое название птицы.)

Прилетели снегири.

(ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.)



Предварительный просмотр:

Лето

Солнце ласково согрело,

За весной приходит лето.

(идем указательным и средним пальцами одной руки.)

Будем в озеро нырять

(ныряем соединенными вместе ладонями от груди вперед.)

И цветочки собирать.

(«срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

Лето

Нет ни шубы, ни берета –

(положить обе руки на грудь, затем провести одной рукой по голове.)

Потому что греет лето.

(руки развести в стороны и опустить вниз.)

Убираем рукавицы-

(одной ладонью проводим по другой «снимаем рукавицы».)

Будем плавать, веселиться!

(движения руками как при плавании брассом, затем кисти вверх и повращать.)

Лето

Вот и лето наступает,

(последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает,

(соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.)

Будем плавать, загорать

(круговые движения кистями; затем руки ладонями вверх поднести друг к другу, мизинцы вместе.)

И на даче отдыхать.

(показать « домик»)

Г.А. Османова

Лето

До чего хорош денек:

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Веет легкий ветерок,

(плавные движения ладонями на себя)

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи!

(поднимают руки вверх, пальцы растопырены.)

И не надо

Ни сапог,

Ни рубахи,

Ни чулок,

Ни тужурки,

Ни калош…

(поочередно загибают пальцы на двух руках одновременно.)

До чего денек хорош!

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)


А. Шибаев



Предварительный просмотр:

Осень

Вышла осень погулять,

(«идем» указательным и средним пальцем одной руки.)

Стала листья собирать.

(одной рукой «подбираем» листья и «кладем» в другую.)

Осень

Осень, осень, непогода,

(Сжимать, разжимать на руках кулаки,

Потом потрясти пальцами)

Листья по ветру летят,

(Совершать круговые движения кистями рук)

Лужи прямо у порога,

(Положить ладошки на стол, затем поднять руки

Ладошками к себе, соединив средние пальцы-

Ворота- обеих рук.)

Мокнут ножки у ребят.

(Стряхнуть «воду» с рук)

Осень

Лист у клена и каштана –

(раскрыть ладонь левой руки, затем – правой руки.)

Как ладони великана.

(поднять вверх руки с раскрытыми пальцами.)

У березки, у березки –

(показать руками «стволы».)

Белый ствол и листья – слезки.

(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки.

(ладони перед собой, пальцы чуть растопырить.)

Осень

Если на деревьях листья пожелтели,            

(Сжимают и разжимают пальцы)

Если в край далекий птицы улетели,            

(Машут кистями рук)

Если небо хмурится, если дождик льется,  

(Закрывают ладонями глаза, открывают и поднимают руки вверх, вниз)

Это время года осенью зовется.                    

Дует, дует ветер,

(Дуют на кисти рук.)

Дует, задувает,

(Трясут кистями рук.)

Желтые листочки с дерева срывает.            

(Руки медленно опускаются вниз.)

Осень

Солнышко греет уже еле-еле;

(Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету)

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

(Руки сжимают в замок)

Поздняя осень стоит на дворе.

(Разводят руками перед собой)

 

Осень

Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями.)

 Ветер листики считал:

 (загибают по одному пальчику на обеих руках.)

 Вот дубовый,

 Вот кленовый,

 Вот рябиновый резной,

 Вот с березки — золотой.

 Вот последний лист с осинки

 Ветер бросил на тропинку.

(укладывают ладони на коленки.)

 

Н. Нищева

Осень

Разбросала осень листья,

(волнообразные движения ладонями.)

Разукрасила их кистью.

(плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдем,

(«шагают» пальцами обеих рук.)

В букеты листья соберем.

(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.)

На дорожку спрыгнул вниз.

(звонко хлопают в ладони.)

И.Михеева

Осень

Меж еловых мягких лап

(поглаживают ладонями обеих рук колени.)

Дождик как-кап-кап.

(постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох –

(постукивают ребром ладони по коленям.)

Серый мох, мох, мох.

(«мнут мох», сжимая энергично обе ладини.)

Где листок к листку прилип,

(хлопают ладонями.)

Вырос гриб

(сводят руки над головой.)

Осень

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальцы, начиная с большого пальца)

 Будем листья собирать.

(Сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(Загибать пальцы, начиная с большого пальца)

 Маме осенний букет отнесем.

 ("Шагать" средним и указательными пальцами по столу)

Осень

Если листья пожелтели,

(сжимать – разжимать кисти рук.)

Дождь холодный моросит,

(совершать легкие колебательные движения пальцами)

Птицы к югу полетели,

(ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.)

Значит, осень к нам спешит.

(хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед ладошками вверх)



Предварительный просмотр:

Мебель

На кроватке мы поспали,

(руки по щеку.)

Вещи в шкаф уже убрали.

(свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели

(ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.

(вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Мебель

Мебель я начну считать:

(показывать ладошки обеих рук)

Кресло, стол, диван, кровать,

(пальцы обеих рук поочерёдно сжимать в кулачки)

Полка, тумбочка, буфет,

 Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали,

(разжимать кулачки и показывают ладошки)

 Десять пальчиков зажали!

 (сжимать кулачки и поднимают их вверх)

Мебель

Скоро мы переезжаем,

Все с собою забираем.

(сжимают-разжимают пальцы на обеих руках одновременно.)

Стулья, стол, сервант, комод

Переедут тоже.

(ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Вот!

(хлопок)

В новом доме будут с нами

(складывают ладони уголком – «домик».)

Два стола, комод с вещами,

Кресла два, диван, кроватка,

(поочередно загибают пальцы обеих рук на каждое название предметов мебели)

Где братишка спит мой сладко.

(ладони под щеку)

С. Чешева

Мебель

Эту мебель мы купили  

С папой вместе в магазине.

( ритмично сжимать и разжимать пальцы рук.)

Это стул, на нем сидят.

Это стол, за ним едят.  

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

(Загибать или разгибать пальцы на руке, перечисляя мебель.)

Эту мебель мы купили  

С папой вместе в магазине.

(ритмично сжимать и разжимать пальцы рук.)

Мебель

Мне купили для одежды

Шкаф вместительный, большой.

(показать, какой большой шкаф.)

Он красивый и удобный

И зовется «платяной».

Уберу в него одежду:

Майки, шорты и трусы,

Брюки, куртки и рубашки,

Свитера и пиджаки.

И носки с футболками

Уберу на полки я.

(загибать пальцы на двух руках.)

Мебель

Раз, два, три, четыре,

Много мебели  квартире.

(ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

(загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.)

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире.

(ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим    кулачками.)


Мебель

 Эту мебель надо знать:

(сжимать-разжимать кулачки обеих рук)

Стол, комод, диван, кровать.

(соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.)

На диване полежу,

(последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

В шкаф одежду положу,

(последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

На кровати буду спать,

(последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

За столом могу писать

(последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Если стану уставать

(сжимать-разжимать кулачки обеих рук)

Сяду в кресло отдыхать.

(сжать левую руку в кулак, приложить к ладошке правой руки – «кресло»)

Электроприборы

(самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.)

Любопытен пылесос –

Он везде сует свой нос.

Шарит щеткой по углам –

Нет ли сора, пыли там,

Перегладил много брюк

(смена рук)

Электрический утюг

Он в одежде знает толк –

Гладил хлопок, гладил шелк.

Тут и лампочка зажглась –

И горела, не ленясь!



Предварительный просмотр:

Насекомые

Мы пошли гулять на луг,

(«идем» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!

(одна рука ползет по бедру или по другой руке.)

Насекомые

На лугу среди цветов

(«цветок» - соединить запястья, пальцы развести и слегка согнуть.)

Бабочки порхают.

(разъединить ладони, делать легкие, ритмичные движения пальцами - « игра на пианино».)

Разноцветные кругом

(сжать руки в кулаки; вытянуть руки вперед, разжать кулаки)

Крылышки мелькают.

(соединить ладони тыльной стороны, имитировать движение крылышек.)

Насекомые

Паук свою раскинул сеть:

(распрямляем левую ладонь – «паутина»

Ах, как же мухе пролететь?

(правая рука порхает перед паутиной)

Ведь у нее в лесу дела,

Искала путь, но не нашла.

(правая рука, не найдя путь, влетает в паутину и левая рука хватает правую.)

И угодила к пауку,

Попить вечернего чайку.

(левая рука ладонью вверх – «блюдце», правая рука подносит чашку ко рту.)

Насекомые

В избушке из ватрушки

Живут подружки-мушки.

А в пряничном домишке –

Сластены-муравьишки.

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в холупке

Из треснутой скорлупки.

(поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки.)

Т. Крюкова

Насекомые

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

Всех, пожалуй, и не счесть.

(руки через верх разводят в стороны.)

Вот пчела, а вот оса,

Это бабочка – краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

(поочередно загибают пальцы на название насекомого на двух руках одновременно.)

Все спешат, все трудятся,

А она красуется!

(поочередно ударяют кулаками и ладонями.)

С. Чешева

Насекомые

На цветке сидит коровка,

( соединить руки в запястьях, пальцы развести в стороны, немного округлить – «тюльпан».)

Но молчит и не мычит,

(одновременно соприкасаться кончиками одноименных пальцев рук, основания ладоней прижаты друг к другу.)

И летает очень ловко,

(развести руки, легкими движениями пальцев изобразить взмахи крыльев.)

Ярко красками горит…

(руки согнуть в локтях выпрямить пальцы правой руки, одновременно с этим пальцы левой сжать в щепоть. Затем выпрямит пальцы левой руки, а пальцы правой сжать в щепоть.)

Потому что не земная,

(соединить ладони.)

А небесная такая!

(развести руки вверх и в стороны.)

Г.А. Османова


Насекомые

Дружно пальчики считаем –

(сжимают и разжимают пальцы)

Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это жук с зелёным брюхом. Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячут руки за спину)

 

Насекомые

Раз, два, три, четыре, пять

(сжимать-разжимать кулачки)

Насекомых надо знать:

(последовательно соединять пальцы рук с большими)

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса

Шмель, кузнечик и сверчок -

(поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.)

И у каждого шесть ног!

(поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв вверх большой палец – показать шесть пальцев.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...