Урок обучения грамоте "Буквы С.с."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок обучениния грамоте был проведён в 1 классе 30.10.2013г. Это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогического обчения с системно-дятельностным подходом. На уроке проводились разные виды чтения, работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_bukvy_s.s.docx34.25 КБ
Файл prilozhenie_1_s.s.docx46.26 КБ
Файл prilozhenie_2_s.s.docx10.36 КБ
Файл prilozhenie_3_s.s.docx10.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок обучения грамоте «Буква Сс »

Венкова С. С. – учитель начальных классов

УМК «Гармония»

Предметная область: Обучение грамоте  «Мой первый учебник» (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С…)

Класс: 1(часть 1)

Тема: «Буквы Сс»

Раздел: 2.3. Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков

Урок по счёту № 33

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, системно-деятельностный подход.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Методы:

  • наблюдения;
  • частично – поисковый;
  • метод самообучения (метод открытий);
  • наглядный;
  • эвристическая беседа;
  • педагогической поддержки;
  • создание ситуации успеха
  • рефлексия;

Формы работы:  парная, фронтальная, индивидуальная.

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету и познавательной деятельности;
  2. Способствовать овладению необходимыми навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. Формирование нравственных качеств личности: целеустремлённости, товарищества, терпения, трудолюбия.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные  УУД:

  1. Формировать умение планировать своё действие, определять цель деятельности на уроке;
  2. Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
  3. Формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  4. Развивать познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  1. Развивать умение  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
  2. Развивать умение  на основе анализа делать выводы;
  3.  Формировать умение устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД:

  1. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли в устной форме;.
  2. Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Познакомить с новой буквой русского алфавита Сс и звуками, которые эта буква обозначает [с], [с’];
  2. Формировать умение выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова;
  3. Создать условия для овладения техникой чтения слогов, слов и предложений с изученными буквам.

Необходимое оборудование и материалы для урока: «Город Буквоград», карточки «листочки» с индивидуальными заданиями; звуковые модели для анализа слов, карточки со  словами  для игры «Разведчики».


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

2мин

Самоопределение к деятельности.

Учитель организует эмоциональный настрой  учащихся к уроку,  читает строчки:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде

На уроках и в игре –

Чётко, внятно, говори,

Слушай, думай и ищи.

- Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками.

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Психологический настрой на совместную работу

Регулятивные

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

4мин.

Актуализация знаний.

Мы продолжаем путешествие по городу Буквограду.

- Кто в нём живёт? Буквы решили поиграть в «Путаницу» и встали друг за другом.

- Рассмотрите рисунок, какие буквы перепутались?

- На какие группы мы можем разделить эти буквы?

Мальчики - образуйте слоги  согласных с буквой а.

Девочки – образуйте слоги с буквой и.

Какие слоги у вас получились? Прочитайте их.

Какая буква ещё осталась на рисунке?  (С)

Учащиеся выделяют буквы из рисунка и называют их.

Р М Н Л И А

Гласные и согласные

Дети выкладывают слоги на парте (буквы в конверте)

Ар ам ан ал ра на ма ла

Ир им ин ил ли ми ри ни

Буква С

Познавательные

Анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.

Использование звуково-символических средств

Извлечение необходимой информации из рисунка,

3.1

Постановка темы и цели урока

- Кто догадался, о какой букве  будем говорить на уроке?

Какова цель нашего урока?

Будем говорить о букве С

Узнать новое про букву.

Коммуникативные

Умение точно и полно высказывать свои мысли.

3.2

4мин.

Постановка учебной задачи.

- Определим задачи урока. Закончите предложения.

1. Узнать ____________________.

2. Определить какие ___________.

3. Научиться  _____________.

Дети читают и договаривают предложения.

1. Узнать название буквы.

2. Определить какие звуки эта буква обозначает.

3. Научиться  читать слоги, слова с новой буквой.

Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действия.

Личностные

смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

Регулятивные

Установка последовательности в работе

4.

8мин.

Открытие новых знаний. Решение учебной задачи.

  1. – Итак, первая задача нашего урока: Узнать название новой буквы.

- Ребята, где мы можем узнать название новой буквы?

- Откройте форзац и найдите в алфавите новую букву.

- После какой буквы она стоит?

- Перед какой буквой она стоит?

На какой вопрос мы с вами ответили?

  1. - Какая вторая задача урока?

Поработаем с  иллюстрацией по букварю Стр 84

- Рассмотрите рисунок. Найдите предметы, в названии которых есть звук [с], [с’]?

Давайте поработаем парами.

  1. Работа в парах (1мин)
  • Вспомните правила работы в паре.
  • Выберите модель слова для анализа
  • Нарисуйте недостающий звук.
  • Докажите товарищу по парте правильность вашего выбора.
  • Покажите готовность.

Проверка

- какой звук обозначает буква эс?

Создание кластера

                        С с

                      «ЭС»

На какой вопрос мы ответили?

  1. Физминутка. Игра «Поймай звук» Девочки приседают, если услышат мягкий согласный звук. А мальчики – если твёрдый.

Синица, сыч (ночная птица), сорока, сёмга, сойка, сипуха

- Какое слово можно назвать лишним?

  1. Переходим к третьей задаче урока, …

- Необходимо ответить на вопрос. Как может читаться в словах буква? И твёрдо и мягко. Почему? Потому что обозначает и твёрдый и мягкий согласный.

- С какими буквами  гласных звуков она читается твёрдо? Мягко?

1. Работа по таблице. Букварь стр. 84 Повторим правила чтения.

 а) Сопровождающее чтение: Учитель, ученик.

Название новой буквы мы можем узнать в алфавите.

Это буква называется «ЭС»

Она стоит после буквы «ЭР»

Она стоит перед буквой «ТЭ»

Мы узнали название новой буквы.

Определим, какие звуки обозначает буква «эс».

Сосна, лес, лось, лоси, листья

Учащиеся работают в парах, проводят звуковой анализ слов с новым звуком.

ПРОВЕРКА (слушаем пару)

- Я выбрал слово ЛЕС

Последний звук в слове

[с]- с., тв., гл.

- Я выбрал слово ЛОСЬ

Последний звук в слове

[с’]- с., мяг., гл.

Дети выполняют движения, запоминают слова.

Слово сёмга в ряду лишнее, так как это рыба, а остальные птицы. (если дети не называют, говорит учитель)

Научиться читать слоги и слова с буквой «эс»

Если после согласного стоит А О У Э Ы – то согласный читается твёрдо, если и – то мягко.

Дети читают слоги с новой буквой за учителем, за ведущим из учащихся.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу; следовать плану её реализацию;

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Познавательные

- анализ, синтез, сравнение, обобщение

- структурирование знаний

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации.

Коммуникативные

- развитие внимания;

- развитие диалоговой речи.

Познавательные

Развитие фонематического слуха у учащихся.

Расширение словарного запаса, логики.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знание, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

5.

5мин.

Первичное закрепление.

б) Прочитать слоги в парах (девочки с мягким согласным звуком, а мальчики с  твёрдым согласным звуком)

в) Какие слоги  являются словами?

2. Я предлагаю разные виды чтения:

  • Прочитаем

  • Прочитаем

  • Прочитаем

(ус, си, ми, сам, сом, сны)

Дети читают с увеличением громкости чтения: от тихого до громкого.

Чтение с чередованием: громко, тихо.

Чтение с ускорением: 1, 2, 3 …слога

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные

Осознание способа чтения слогов с новой буквой.

6.

5мин.

Самостоятельная работа с проверкой.

Физкультминутка пройдёт в игре «Разведчики» (3мин)

Задание: 6 разведчиков должны найти слова, в которых буква «ЭС» обозначает согласный твёрдый или мягкий, но в разных позициях в слове.

- Ребята прочитайте каждый своё слово, знаете ли вы значение этого слова?

Вы можете обратиться к книге атлас –определитель «От земли до неба»., автор Плешаков Андрей Анатольевич.

- Прочитаем частоговорки стр. 85

СУ-СУ-СУ – мы _____________ лису.

СЫ-СЫ-СЫ – у лисы усы.

СНЫ- СНЫ-СНЫ – лиса у сосны.

Слова у детей: (сова, барсук, сойка, осина, сныть, ирис, неясыть, сирень, лиса, рысь, синичка, лоси, сипуха, сосна, ясень, сорока, барбарис, овсянка, подосиновик, сыроежка, брусника, костяника, барбарис) (слова подчёркнутые – для начинающих читать, а остальные для читающих)

Дети читают своё слово, делят на слоги для чтения, ставят ударение

ПРОВЕРКА Разведчики читают слова, которые выбрали.

Дети читают частоговорки (мальчики - девочки) .

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по проведению контроля и самоконтроля выполнения заданий.

Познавательные

Извлечение из текста нужной информации

7.

8мин

Включение знаний в систему.

Работа с текстом. Стр. 85

1. -Рассмотрите картинку, о чём будет говориться в тексте?

2. - В тексте встретятся слова, давайте прочитаем их, чтобы подготовиться к прочтению текста.

Прочитайте слова с ударением. (про себя)

Проверка

Прочитайте слова с ударением, правильное чтение повторяют все.

3.Мы готовы прочитать текст.

- Прочитайте название рассказа. Почему не можем? - Что нужно сделать, чтобы найти нужное слово?

- У вас на парте ещё один текст:, выберите тот текст, с которым вы хотите поработать.

(текст дан на осенних листочках)

В лесу росла старая осина. Однажды в осину ударила молния. Большая ветка обломилась. Она придавила лосиху. Лось поднял ветку рогами. Лосихе удалось выбраться.

  • Ветка придавила лося или лосиху?
  • А молния ударила в лося?

Выберите текст для чтения.

Работа с текстом (3мин)

Проверка Прочитайте текст, какое слово вы выбрали для заголовка?

Ответы на вопросы после текста?

(о лисе, лосях)

Чтение слов в полголоса друг другу.

В заголовке пропущено слово

- Чтобы найти нужное слово, надо прочитать текст.

АЛГОРИТМ

  1. Прочитайте тест.
  2. Подумайте, какое слово нужно вставить в название.
  3. Объясните, почему вы выбрали это слово?

Текст 1.

ЛИСА и ЛОСИ.

Текст 2.

ОСИНА и ЛОСИ.

Регулятивные

Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Учащиеся выполняют задание по учебнику

Познавательные

Чтение текста, нахождение ключевого слова для названия текста. Ответы на вопросы.

Работа по алгоритму.

8.

3мин.

Итог

Рефлексия.

Все ли задачи урока мы выполнили?

Что нового узнали на уроке?

Вспомните урок и попробуйте закончить предложения:

Я сегодня узнал …

Я сегодня научился …

Мне было трудно

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.

Спасибо всем вам за внимание  и  за урок!

Ученики высказывают свои впечатления от урока

Регулятивные:

Оценка своих достижений на уроке.

Личностные: самоопределение.

9

1мин

Задание на выбор.

  1. Вспомните слова, которые начинаются с тв. или мягк. согл с, которые можно найти в лесу?
  2. Лабиринт (карточка с заданием)
  3. Узнай птиц  напиши их названия.

Дети выбирают задания по интересу



Предварительный просмотр:

сова

лиственница

барсук

сойка

сыроежка

осина

брусника

сныть

костяника

ирис

неясыть

лиса

сирень

рысь

синичка

 лось

сипуха

осина  

подосиновик

ясень

сорока

барбарис

овсянка



Предварительный просмотр:

УЗНАТЬ _____

ОПРЕДЕЛИТЬ КАКИЕ ___

НАУЧИТЬСЯ ____

Я СЕГОДНЯ УЗНАЛ…

Я СЕГОДНЯ НАУЧИЛСЯ…

МНЕ БЫЛО ТРУДНО



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....