Методического сопровождения курса Основы религиозных культур и светской этики
учебно-методический материал (4 класс)

Богатырева Светлана Ивановна

В нашем центре   №44  в 4 классах   учителями было отдано предпочтение  модулю ОСЭ.   «Основы светской этики.

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, столь остро вставшая перед современной школой в связи с введением учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является курс «Основы светской этики», вызвала необходимость задуматься над самим значением понятия «духовность» и определением сущностных задач учебного предмета воспитательной направленности в его реализации.

Преподавателю этики важно учитывать светский контекст значения понятия «духовность» как высших смыслов, определяющих человеческую жизнедеятельность. Именно

такой  это определяет содержание и логику модуля«Основы светской этики», что позволит ребёнку осознанно определить своё Я в отношении к окружающему миру, людям и к самому себе в процессе изучения этических понятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar25.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Методического сопровождения курса Основы религиозных культур и светской этики»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.  Я являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов ЦО №44 города Тулы.

Сегодня мне бы хотелось онлайн   поговорить на тему методического сопровождения курса Основы религиозных культур и светской этики.

Давайте начнем все с основ и постараемся разложить все по полочкам.

С момента введения в учебный план   комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который делится на учебные модули

  • Основы православной культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы религиозных культур народов России
  • Основы светской этики

В нашем центре   №44  в 4 классах   учителями было отдано предпочтение  модулю ОСЭ.   «Основы светской этики.

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, столь остро вставшая перед современной школой в связи с введением учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является курс «Основы светской этики», вызвала необходимость задуматься над самим значением понятия «духовность» и определением сущностных задач учебного предмета воспитательной направленности в его реализации.

Преподавателю этики важно учитывать светский контекст значения понятия «духовность» как высших смыслов, определяющих человеческую жизнедеятельность. Именно

такой  это определяет содержание и логику модуля«Основы светской этики», что позволит ребёнку осознанно определить своё Я в отношении к окружающему миру, людям и к самому себе в процессе изучения этических понятий.

Главный этический принцип этих отношений —уважение и доброжелательность, проявленные к другому человеку.Основываясь на обновленных ФГОС НОО по учебному модулю «Основы светской этики» определяются следующие  предметные результаты

  • формирование умения строить суждения оценочного характера о роли личных усилии для нравственного развития человека;
  • формирование умения анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
  • способность осуществлять и обосновывать нравственный выбор, опираясь на принятые в обществе нормы морали и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
  • знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина;
  • формирование   умения соотносить   поведение и поступки   человека с основными нормами российской светской (гражданской) этики;
  • формирование умения строить суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, коллектива, семьи, общества;
  • знание и готовность ориентироваться на российские традиционные семейные ценности, нравственные нормы поведения в коллективе, обществе, соблюдать правила этикета;
  • понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
  • формирование   умения   объяснять   значение   слов   «милосердие»,

«сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

  • формирование        умения        приводить        примеры        проявлений         любви к ближнему, милосердия и сострадания в истории России, современной жизни;
  • готовность проявлять открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждать любые случаи унижения человеческого достоинства.

В ФГОС НОО обозначены линии духовно-нравственного развития и воспитания детей, где выделено принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также укрепление физического и духовного здоровья.

Воспитательные позиции Стандарта ориентированы на содержательные основы личностных характеристик ребёнка, формируемых к периоду окончания начальной школы. Особо обозначены: любовь к Родине, уважение и принятие ценностей семьи и общества, заинтересованное познание окружающего мира, способность к организации собственной деятельности, умение отвечать за свои поступки.

В результате освоения основной образовательной программы предполагается сформировать у ребёнка готовность к саморазвитию, мотивацию к познанию, ценностно-смысловые установки. Необходимо отметить также в качестве обретённого ребёнком нравственного опыта поведения уважение к иному мнению, истории и культуре других народов. Важное значение при этом имеет построение рассуждений школьником, готовность слушать других и вести диалог, излагать

своё мнение и аргументировать его, адекватно оценивать поведение своё и окружающих, а также готовность находить выход из конфликтных ситуаций.

Особо выделены в качестве характеристики личности младшего школьника готовность к нравственному самосовершенствованию, следование внутренней установке поступать по совести, осознание ценности человеческой жизни, овладение коммуникативными навыками. Таким образом, в требованиях к достижению планируемых результатов по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» отражены наиболее значимые нравственные критерии моральной воспитанности личности. Достижению именно этих результатов качественно содействует модуль «Основы светской этики». Поэтому педагогу очень важно донести до детского понимания суть этики как науки о нравственной жизни человека

И здесь учителю необходимо учитывать детскую психологию восприятия и особенности мышления учеников данной возрастной группы.

Если рассматривать  методическое сопровождение по реализации курса ОРКСЭ можно   условно распределить на 3 блока:

  • обучение,
  • применение,
  • презентация опыта.

Что касается обучения

Для того, чтобы реализовывать на должном уровне   курс ОРКСЭ,   педагогами проработаны   нормативные документами, регламентирующими ведение курса, с дидактическими и методическими основами изучения светской этики в начальной школе.

Чтобы работа шла слажено и согласно всем нормам нашими педагогами  ЦО было проработан на ШМО учителей начальных классов  в первую очередь приказ ФПУ (федеральный      перечень      учебников) От 21.09.2022. №858  «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»

Согласно ФПУ для реализации образовательного процесса были рекомендованы следующие учебники:

  • «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. (2-х ч) О.Ю. Васильева; А.С. Кульберг; О.В.Корытко
  • «Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. Д.И. Латышина; М.Ф. Муртазин.
  • «Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры» В.Л. Чимитдоржиев
  • «Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры» М.А. Членов, Г.А. Миндрина, А.В. Глюцер
  • «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных  культур народов России» А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токорева, А.А. Ярлыкапов
  • «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской  этики» Алла Ивановна Шемшурина, А.А. Шемшурин

Нашим ЦО используется учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской  этики»автора : Аллы Ивановны Шемшуриной. Так же к этому учебнику имеется разработанная тетрадь, которая призвана сделать   знакомство с предметом более интересным и увлекательным. Вопросы и задания, представленные в тетради, помогают  расширить знания о нравственных ценностях и разнообразной культуре народов, проживающих в нашей стране, обогатить  свою культуру и духовный мир, повысить эрудицию.

  Работа над выполнением заданий   способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки.   Рабочая тетрадь расширяет содержание учебника. Задания рабочей тетради позволяют проявить свой творческий потенциал, высказать собственное мнение по вопросам морали,  учат   поиску, сбору и обобщению информации, совместной работе в группе или паре с одноклассниками.

Хорошим дополнением к подведению итога раздела являются разработанные тесты  Клишиной Ольгой Семеновной к учебнику непосредственно Аллы Ивановны Шемшуриной

Применение.

Для изучения более узких тем и организации образовательного процесса по курсу ОРКСЭ необходимо было организовать работу  школьного  методического объединения. Где нами были проработаны такие темы как:

  • Особенности преподавания курса ОРКСЭ.
  • Формирование УУД на уроке. Деятельность учащихся на уроке.
  • Метапредметность в преподавании курса ОРКСЭ.
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках курса. 
  • Активные формы работы с детьми и родителями в рамках курса «ОРКСЭ».
  • Методика подготовки и проведения урока «Подготовка проектов» и др.

 Педагоги в совместной деятельности конструировали уроки, осваивали технологию диалогового общения.  Показ открытых уроков и их анализ способствовал более глубокому подходу к организации учебного процесса. Организация работы ШМО  позволила объединить педагогов, работающих по ОРКСЭ, способствовала решению конкретных задач и получению положительного результата.

Презентация опыта

Наш ЦО привлекает педагогов для прохождения краткосрочных курсов, семинаров – практикумов.

Выступления на заседаниях  ШМО

Процесс раскрытия детям содержания курса предполагает совместный, ненавязчивый и недогматичный диалог педагога с детьми как основной метод постижения нравственной истины. Учитель способен сделать этот процесс тонким, живым, творческим и деятельным, поскольку важно заложить педагогические условия для открытия ребёнком самого себя и других, для собственного поиска истины через способы включения личности во взаимодействие и осмысление этики как неистощимого источника нравственности.

 Частью презентации опыта можно считать проведение открытых уроков. Мы готовы сегодня поделиться данным опытом с вами и очень надеемся, что вам понравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Учебно-методическая разработка   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...