Урок по изобразительному искусству во 2 классе «Симметрия вокруг нас», в рамках образовательного модуля «Как измерить все на свете»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Зимина Екатерина Николаевна
Урок по изобразительному искусству во 2 классе «Симметрия вокруг нас», в рамках образовательного модуля «Как измерить все на свете» Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла. Итог урока – коллективное панно «Бабочки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Усть-Илимска, Иркутской области

Урок по изобразительному искусству во 2 классе «Симметрия вокруг нас», в рамках образовательного модуля «Как измерить все на свете»

Автор: Зимина Екатерина Николаевна, учитель изобразительного искусства.

Цель: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла.

Задачи:

Образовательная – обобщить знания по работе цветом, линией, пятном.

Развивающая- способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся.

Воспитательная – формировать у учащихся нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения; формирование навыков работы фломастерами, умение использовать линию симметрии для достижения своего замысла.

развивать воображение и аналитические возможности глаза.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно продумывание замысла и создание рисунка, используя линию симметрии, узор и выразительные свойства художественного материала (фломастеры); оценивание результата своего труда.

Познавательные УУД:

Понимание назначения линии симметрии в изобразительном искусстве и в природе; знакомство с узорами, которые встречаются в природе.

 Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные УУД:

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, вы проверили все ли у вас готово к уроку?

- Кроме этого вы должны и сами быть готовы к работе. У меня сегодня хорошее настроение. А вот какое настроение у вас мы сейчас узнаем. Я попрошу вас выразить свое настроение с помощью цвета. Для этого мы поработаем с цветовыми гаммами. На какие две цветовые гаммы делятся все цвета?  (- холодная и теплая)

- Вы сейчас будете работать в парах. У вас на партах разные листочки  цветной бумаги, разложите их на теплые и холодные цвета.

- А теперь скажите, к какой гамме относится ваше настроение: к холодной, более спокойной и грустной, или к теплой, радостной и веселой. (- дети поднимают цветные листочки таких цветов, которые, по их мнению, соответствуют их настроению.)

- Я вижу, с каким настроением вы пришли на урок, и постараюсь кому-то его поднять, а кому-то не испортить.

2. Включение в тему. Актуализация.

- Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что сейчас звонкое, жаркое лето, и вы босиком мчитесь  по мягкой траве на луг. (учитель открывает часть доски, на которой иллюстрация с изображением луга)…

- Представили? Ну, а кто уже добежал до луга? Открывайте глаза.

Слайд 1. - Перед нами луг. Что мы можем здесь увидеть? (- траву, цветы)

- Трава здесь мягкая, пестреют луговые цветы. Они поднимают нам настроение. А почему? ( - они красивые и хорошо пахнут)

- Действительно, мне даже кажется, что я чувствую их аромат. Своей красотой цветы радуют нас. Человек всегда стремится, чтобы рядом были цветы. Поэтому мы можем встретить их не только на лугу, в поле, но и…

(- в парках, садах, на городских аллеях)

- Даже на балконах высотных домов в больших городах. Это говорит о том, что люди стремятся создать вокруг себя красоту.

- Скажите, а только ли человеку нужны цветы? (- животным, насекомым, птицам) Кого не хватает на нашем лугу?

Слайд 2. - Для чего цветы нужны насекомым? (- насекомые питаются цветочным  нектаром)

- Отгадайте загадки. Скажите, о каких насекомых идет речь?

Слайд 3. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

- О ком идет речь в загадке?

Слайд 4. - Правильно, это бабочка.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и  научитесь украшать  их.

Слайд 5.  И сегодня 1 часть темы нашего урока: Бабочки.(на доске появляется первая часть  темы урока)

3. Работа по теме урока.

- Скажите, а почему автор загадки спутал бабочку с лепестками цветка?

(- они похожи)

- Бабочек можно иначе назвать «летающими цветами». И вряд ли найдется человек, который бы не восхищался красотой бабочек.

- В далекие времена в Древнем Риме люди верили в легенду о происхождении бабочек. Они считали, что бабочки произошли от цветов, оторвавшись от стеблей растений.

- К какой группе животных отнесем бабочек? (- это насекомые)

- Почему? (- у всех насекомых общее строение)

Слайд 6.  - Действительно мы определили это по биологическому строению.  Давайте вспомним из курса «окружающего мира» каково оно? (на доске появляется соответствующий рисунок) (- тело бабочки состоит из головки с усиками и хоботком, груди, брюшка, шести ног, а к средней части брюшка прикрепляются крылья: передние и задние.)

Завязка.

Рассматриваем  бабочек в природе, в рисунках.

- В природе существует большое количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга.

-Давайте внимательно рассмотрим бабочек.

 - Бабочки имеют разнообразную окраску. Посмотрите на эти картинки! Капустница, лимонница, махаон, крапивница, парусник (морячок) -  все они ярко окрашены.

Слайд 7.  Это дневные бабочки.

 Слайд 8.  Но есть бабочки ночные, их окраска соответствует краскам ночи. Брюшко и головка  у бабочек темные, мохнатые.

- Но бабочки отличаются не только окраской. А чем еще?

 (- формой крыльев)

Слайд 9.  - Бабочки очень красивые с изящной формой крыльев. Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в  окраске. Из чего состоит узор на крыльях? (из кругов, волнистых линий, завиточек, пятен.)

. Рассмотрите бабочек. Что можете сказать  «об одежде» бабочек?(нарядная, красивая)

- Сколько крыльев у каждой бабочки? ( четыре крыла .)

- Узор какой бабочки  вам понравились больше всего? Почему?

- Вы заметили, что передние крылья между собой одинаковой формы и задние то же. Передние крылья, как правило, по размеру больше задних.  

- Бабочки порхают над цветами. Подберите слова так, чтобы мы могли понять: как они летают?

(- легко, плавно, изящно, грациозно)

- А теперь покажите это под музыку. А музыку я подобрала особенную - это «вальс цветов». (дети под музыку показывают, как порхают бабочки)

- Итак, мы посмотрели бабочек в полете, выяснили, чем бабочки похожи и чем различаются. И вы догадались, какое будет у нас задание? (- создать и украсить бабочку)

- Но прежде чем приступить к практической работе, нам стоит познакомиться с одним важным свойством, которое есть у всех животных и большинства насекомых, а так же у некоторых предметов. Это – симметрия.(на доске появляется следующая часть темы урока)

Слайд 10.  Тема урока: « Бабочки.Симметрия вокруг нас».

Слайд 11.  - Как действует закон симметрии? Возьмем бабочку. Если провести вдоль ее туловища границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части. Теперь, если наложить одну половинку на другую, крылья одной в точности совпадут с крыльями другой половинки. Так действует закон симметрии: Если части предмета, разделенные проведенной осью, совпадают, эти части симметричны. Это мы должны будем помнить при работе. Как вы думаете, с чего надо начинать работу? (- нарисовать головку, грудь, брюшко)

- Верно. Головка имеет форму круга, брюшко мы рисуем с помощью двух дуг, а затем присоединяем крылья передние и задние, не забывая о законе симметрии (объяснение сопровождается показом на доске). Перед тем как приступить к работе немного отдохнем.

Физкультминутка.  

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась. ( тянутся к верху и улыбаются)

Раз - росой она умылась, (ладошками проводят по лицу)

Два - изящно покружилась, (кружатся на месте)

Три - нагнулась и присела, (нагнулись и присели)

На четыре - улетела. (помахали руками)

Спасибо! Садитесь на места!

 

5.  Творческая практическая деятельность учащихся. Развязка.(Самостоятельная работа учащихся). Регулятивные и личностные УУД.

-Сегодня вы внимательно рассматривали  виды бабочек, существующие в природе.

- А хотите создать и украсить бабочек?

 Учитывая законы симметрии вы будете вырезать бабочек. Сложите лист цветной бумаги пополам, нарисуйте половину бабочки как показано в инструкции. И затем вырежьте.

- Пока вырезаете форму бабочек, продумайте, как их украсите! Не забываем про симметрию и в украшении узором.

 Учащиеся вырезают бабочек. Затем фломастерами придумывают узор.

Инструкция!!!!

- Пофантазируйте и «нарядите» бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье, такое, какое вам захочется.

-  Используйте  для украшения различные пятна, линии и точки. Нарисуйте  различные овалы, кружки неправильной формы сразу фломастером   без карандаша.

- Всем ли всё понятно? Приступайте к работе!!!

6. Подведение итогов. Афиширование.

Коммуникативные и личностные УУД.

- Завершаем работу.

-Ваши бабочки готовы к полёту? Тогда разместим своих бабочек на поляну, чтобы она ожила.

Итог урока – коллективное панно «Бабочки».

Рефлексия:

- Приятно любоваться красивыми узорами бабочек?

- Что нового узнали на уроке? (узнали о разных красивых бабочках.)

- Чему учились на уроке? (рисовать узор на крыльях бабочек.)

- Есть ли работы с ошибками?

- Кому удалось изобразить очень красивую бабочку?

- Соблюден ли закон симметрии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Календарно - тематическое планирование уроков по изобразительному искусству. 1 класс, УМК "Перспектива".

Календарно - тематическое  планирование уроков по изобразительному искусству. 1 класс, УМК "Перспектива"....

Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Одуванчик"

Презентация может быть использована учителем на уроке рисования не только в 3 классе. На слайдах поэтапная работа по теме....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Урок по изобразительному искусству на тему "Симметрия"

Урок по изобразительному искусству на тему "Симметрия"...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б.М. Неменского на тему урока: "Весенний натюрморт"

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему урока: «Весенний натюрморт»...

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс УМК "Школа России" "Загадки черного и белого. Графика: линия, силуэт и симметрия"

Цели деятельности учителя: формирование образного осмысления окружающего мира, восприятие природы и искусств;  ознакомление со значением белого и черного цветов в природе и искусстве; создание ус...