Состояние слухового восприятия у школьников с недостатками слуха
статья по логопедии на тему

Правова Людмила Алексеевна

    Развитие у глухих словесной речи в устной форме предполагает формирование навыков ее восприятия и воспроизведения. Эти два процесса взаимно связаны, их формирование осуществляется в условиях широкого использования развивающегося остаточного слуха глухих школьников в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Потенциальные возможности в восприятии материала зависят от уровня владения языком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние слухового восприятия у школьников с недостатками слуха.

     Развитие у глухих словесной речи в устной форме предполагает формирование навыков ее восприятия и воспроизведения. Эти два процесса взаимно связаны, их формирование осуществляется в условиях широкого использования развивающегося остаточного слуха глухих школьников в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

    Задачу работы по развитию слухового восприятия глухих школьников составляет развитие их остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.

    Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение учащихся воспринимать устную речь слухо-зрительно и на слух.

    Специальная работа предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и воспринимать только на слух, исключая зрение, речевой материал. Это обучение осуществляется в условиях слухо-речевой среды, которая предусматривает широкое использование звукоусиливающей аппаратуры (стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов) в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего уроки, индивидуальные и воспитательные занятия, свободную деятельность детей.

    Учитывая значение устной речи в жизни неслышащего человека, мы решили посмотреть, как неслышащие школьники средних и старших классов воспринимают устную речь педагогов нашей школы.

    В эксперименте участвовали учащиеся средних (5-6 классы) и старших(10-11 классы)  классов, всего 22 человека.

    В средних и старших классах при контрольных проверках прежде всего выявляется навык слухо-зрительного восприятия устной речи, т.к. основная задача обучения в этот период – это работа над точностью восприятия неслышащими детьми устной речи. С этой целью учащимся этих классов предлагались по два варианта тестового материала, состоящих из наиболее употребительных в общении фраз. В каждом варианте содержалось по 24 фразы и предложений. Один из вариантов предлагался для слухо-зрительного восприятия. Эти фразы воспринимались  с помощью индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 70 см  - 1 метра. Каждая фраза или предложение произносились педагогом класса дважды. Учащиеся записывали в протокол, что они восприняли слухо-зрительно. Второй вариант предлагался только для зрительного восприятия. Каждая фраза или предложение также дважды произносилась педагогом класса. Учащиеся записывали в протокол, что они восприняли зрительно. При повторном произнесении фразы учителем, у учащихся была возможность исправить написанное, если они понимали, что была допущена ошибка.

    При оценке результатов мы использовали данные о восприятии устной речи глухими школьниками. Для достаточно свободного общения уровень восприятия фраз должен составлять не менее 80 %.

    Нами получены предварительные результаты на разных возрастных группах (5-е, 6-е классы и 10-е классы).

    Получены такие результаты:

Таблица №1. Уровень восприятия устной речи.

                                   Среднее звено

Кол-во

детей

Хороший уровень

(100% - 80 %)

Уровень удовлетв.

(79% - 60%)

Неудовдетв.уровень

(менее 60 %)

12 чел.

2чел. (16,6 %)

3 чел. (25 %)

7 чел. (58%)

                                  Старшее звено

Кол-во

детей

Хороший уровень

(100% - 80 %)

Уровень удовлетв.

(79% - 60%)

Неудовдетв.уровень

(менее 60 %)

12 чел.

7чел. (58 %)

4 чел. (33 %)

1 чел. (8,3%)

                                             

    Результаты, представленные в этой таблице, показывают, что только 2 ученика из проверяемых (12человек)в средних классах могут хорошо воспринимать речь своего учителя. А уже в старших классах результаты намного лучше, 7 детей из проверяемых (12 человек) могут хорошо воспринимать речь своего учителя.

    Основная масса детей сегодня не воспринимает речь своего учителя. Тем более они испытывают наибольшие трудности при восприятии речи посторонних людей.

    Затем мы отобрали пять фраз, которые хорошо знакомы детям, включенные в программный материал школы. Фразы такие:

  1. Какое время года вы любите?
  2. Ты будешь сегодня дома?
  3. Когда у тебя день рождения?
  4. Ты умеешь играть в волейбол?
  5. Где ты проведешь выходной день?

    Мы получили следующие результаты. Они представлены на второй таблице.

Таблица №2   Уровень восприятия хорошо знакомых фраз.

Кол-во

детей

Хороший уровень

(100% - 80 %)

Уровень удовлетв.

(79% - 60%)

Неудовдетв.уровень

(менее 60 %)

25 чел.

14чел. (56 %)

6 чел. (24 %)

5 чел. (20%)

    В итоге мы выяснили, что хорошо знакомый материал 56% учащихся воспринимают хорошо и 24% - удовлетворительно, т.е. 80% детей в состоянии воспринимать речь хорошо знакомого материала  и только 20% учащихся не в состоянии были удовлетворительно воспринимать материал.

    Это свидетельствует о том, что потенциальные возможности в восприятии материала большие, они зависят прежде всего от уровня владения языком.

Поэтому в средних и старших классах остро стоит вопрос об обучении детей устной речи, о выполнении программных требований по данному разделу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ППО – как один из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с недостатками слуха». Подготовила: Учитель начальных классов

Главной целью уроков ППО в школе глухих детей является:формирование устной речи детей с нарушениями слуха,формирование трудовых навыков у детей с нарушенным слухом,  реализация которых прои...

«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»

Обучение различению на слух высоты звучанийЦель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.Игра: «Высоко - низко»Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), табличкиРечевой материал: буде...

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....

Эффективность развития слухового восприятия речи у детей с недостатками слуха

В данной презентации представлен методический материал по развитию слухового восприятия.Презентация раскрывает:-цели, задачи, -условия работы,-учет состояния слуха,-критерии отбора речевого матер...

Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"

Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам,  учителям начальных классов, родителям....

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....