Презентация на тему :" Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста"
презентация к уроку по логопедии

Материал для логопедов ДОУ и общеобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.pptx151.09 КБ
Office presentation icon 2.ppt971 КБ
Office presentation icon 3.ppt729 КБ
Office presentation icon 4.ppt1009.5 КБ
Файл 5.pptx108.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста»

Слайд 2

Нейропсихология детского возраста наука о формировании мозговой организации психических процессов человека

Слайд 3

нейропсихология детского возраста психогенез человека обусловлен двумя обстоятельствами: системно-динамическими перестройками мозговой организации психологической структурой частных психических функций.

Слайд 4

Нейробиологическая зрелость определенных подкорковых, и корковых комплексов, их межсистемных динамических связей обеспечивает возможность адаптации ребенка к требованиям, которые предъявляются ему в процессе развития. Но в первую очередь — социального развития, поскольку в условиях ограничения общения ребенка с внешним миром в целом и прежде всего с другими людьми эти церебральные механизмы модифицируются, искажаются и нарушаются вплоть до полной деградации (сначала функциональной, а затем и нейробиологической ). Между тем не менее важны для нормального развития адекватность и своевременность внешних требований (задач, предлагаемых ребенку социумом)

Слайд 5

Базовая аксиома нейропсихологии детского возраста Взаимообусловливающее единство мозговые психические соматические

Слайд 6

Психическое развитие процесс динамический системно энергоинформационный иерархически организованный

Слайд 7

Главная цель нейропсихологической коррекции Сформировать новую систему актуализации межфакторных связей или надфункциональных (в том числе — поведенческих) моделей.

Слайд 8

коррекционный процесс в детском возрасте пластичности нейробиологических систем.

Слайд 9

Принципиальной для нейропсихологии детского возраста является « взрослоцентрическая » модель рассмотрения онтогенетических перестроек и первичная точка отсчета от момента зачатия ребенка (включающая весь «багаж» его наследования по обеим линиям) ( обсуждая тот или иной феномен в конкретном возрасте (в норме или патологии), мы должны поставить перед собой вопросы: - «К чему, к какому результату стремится данный возрастной нейропсихологический альянс?» - «Для достижения какой (подчас весьма отдаленной) цели?» - «Когда, почему и как в онтогенезе сформировались или нарушились нейропсихологические предпосылки мозговой организации психической деятельности данного ребенка ?»

Слайд 10

Необходимо знать не только теорию и соответствующие нейропсихологические технологии, но и грамотно квалифицировать, какие процессы дефицитарны или искажены у данного конкретного ребенка. А это возможно только в случае полноценного освоения теории и практики , и, конечно, при взаимосвязанной работе педагогов и специалистов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно- развивающая работа с учетом нейропсихологического подхода 1 блока мозга .

Слайд 3

Энергетический блок мозга 1 – энергетический блок - формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, Ребѐнок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%. включает: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Слайд 4

Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1-й ФБМ) Дыхательные упражнения Массаж и самомассаж Растяжки. Релаксационные упражнения. Глазодвигательные упражнения Сенсомоторные упражнения .

Слайд 5

Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения активизируют работу Стволовых структур мозга , улучшают мозговое кровообращение, укрепляют нервную систему, успокаивают и расслабляют ребенка.

Слайд 6

Массаж и самомассаж Массаж пальцев рук, ушных раковин,головы,шеи стимулирует нервные окончания на теле. Развивает память,интеллект,улучшает речь. Развивается тонкая двигательная координация а следовательно активизируется работа Мозолистого тела головного мозга , медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Слайд 7

Растяжки. Релаксационные упражнения Улучшают тонус мышц Нормализуют гипертонус (мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, память, воображение, внимание, образное мышление активизируют работу Левого полушария мозга Медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Слайд 8

Коррекционная ритмика Подвижные игры, музыкальная терапия увеличивают работоспособность мышц, снимают раздражение, нервное напряжение, развивают мыслительные процессы и повышают работоспособность. Коррекционная ритмика активизирует работу Лимбической системы мозга,мозжечок

Слайд 9

Глазодвигательные упражнения Позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга .. Развитие и коррекция глазных мышц способствует развитию нервных сетей центрального зрительного поля и моторного слежения активизирует неспецифические структуры среднего мозга.

Слайд 10

Кинезиологические упражнения помогают улучшить Память Внимания Речь Пространственные представления Мелкую и общую моторику Снизить утомляемость Повысить способность к произвольному контролю Упражнения активизируют неспецифические структуры среднего мозга,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второй блок (приема, переработки и хранения экстероцептивной информации .

Слайд 2

Второй блок (приема, переработки и хранения экстероцептивной информации Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. Включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга

Слайд 3

Нарушения второго блока: - в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; -поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечѐт за собой потерю чѐткости движений); -поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приѐма и обработки зрительной информации .

Слайд 4

Второй блок Зрительные нарушения Расстройства слухового восприятия Понимание речи Артикуляция Развитие памяти нарушения внимания Развитие моторики Тактильные расстроиства Нейропсихологическая коррекция нарушений второго блока

Слайд 5

Зрительные нарушения Зрительные нарушения. Упражнения должны быть направлены на опознавание реальных предметов, если у ребенка есть сложности в их узнавании. Опознание реалистичных изображений. Ребѐнок учится определять соответствие между картинкой и предметом. Опознание зашумленных изображений. После того, как ребѐнок научился устанавливать взаимосвязь между предметами и их иллюстрациями, задачу усложняют. Ему предлагают схематичные, контурные, черно-белые или зашумленные картинки. Полезно конструирование изображений. В этом случае ребѐнок учиться узнавать картинку по еѐ фрагменту.

Слайд 6

Слуховое восприятия Расстройства слухового восприятия. В этом случае нейропсихологическая коррекция детей включает в себя задания на различение: звуков неречевого характера, речевых контрастных звуков. Ребенка, научившегося различать разные шумы, может заинтересовать и речь.

Слайд 7

Тактильные и кинестетические процессы развивают: Память Внимания Речь Пространственные представления Мелкую и общую моторику Снизить утомляемость Повысить способность к произвольному контролю Активизируют теменные структуры мозга двух полушарии

Слайд 8

Понимание речи. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте осуществляется от простого к сложному. Сначала ребѐнка учат понимать простые отдельные слова. Затем ребенок учится воспринимать и выполнять инструкции . В процессе работы необходимо включать упражнения в игровой контекст. В таком случае ребѐнок не выполняет какое-либо задание, а совершает действие.

Слайд 9

Развитие памяти . Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребѐнка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные, принятые другим способом.

Слайд 10

Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребѐнка постепенно вырабатывается чѐткая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Третий блок ( программирования, регуляции и контроля) .

Слайд 2

Третий блок ( программирования, регуляции и контроля ) Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет . Включает : моторные, премоторные отделы коры лобных долей мозга .

Слайд 4

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) Формирование произвольности внимания Программирование, целеполагание и самоконтроль. Коммуникативные навыки. Причинно – следственные отношения .

Слайд 5

Коррекционная работа 3 блока мозга Подвижны игры (стоп- упражнения,зеваки,хлопки) Коррекционно- развивающие игры( внимание,память) Развитие мелкой моторики

Слайд 6

Развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария , преимущественно лобной доли , что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Слайд 7

Подвижны игры Подвижные игры снижают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают работоспособность школьников. Активизируют работу левого полушария, преимущественно лобной доли

Слайд 8

Коррекционно- развивающие игры Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности . Для маленького ребенка такой ведущей деятельностью является – игра. Именно в ней развиваются те качества , которые становятся основой успешного обучения- самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий. Коррекционно- развивающие игры сложное явление- они являются игровыми методами обучения детей и формой обучения , и средством всестороннего воспитания личности детей . Способствуют развитию высших психических функций (память,внимания)

Слайд 9

Взаимодействия всех трех функциональных блоков мозга Все это делает очевидным, что только учет взаимодействия всех трех функциональных блоков мозга, их совместной работы и того, каков специфический вклад каждого из них в отражательную деятельность мозга, позволяет правильно решать вопрос о мозговых механизмах психической деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нейропсихологический подход в решении вопросов своевременного в ы явления детей группы риска»

Слайд 2

Критерии оценки возможного отклонения в поведении 1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка 2. Длительность сохранения расстройства 3 . Жизненные обстоятельства 4. Социокультурное окружение 5. Степень нарушения 6. Тип симптома 7. Тяжесть и частота симптомов 8. Ситуационная специфичность симптома 9. Изменение поведения

Слайд 3

Категории детей «группы риска» Дошкольники «группы риска» : 1. Нарушения поведения: - Агрессивность - Вспыльчивость - Пассивность - Гиперактивность 2. Отставание в психическом развитии. Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, ЗПР, обусловленной определенной органической недостаточностью ЦНС, а также общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости . Младшие школьники «группы риска» : 1. Дети с синдромом дефицита внимания ( гиперактивные ) 2. Леворукие дети 3. Эмоциональные нарушения: • агрессивные, • эмоционально-расторможенные (на все реагируют слишком бурно) • слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети.

Слайд 4

Демонстративные дети Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. В основе повышенная потребность во внимании к себе. Утрированные эмоции служат средством достижения главной цели обратить на себя внимание, получить ободрение. Источником демонстративности , ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям. Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах . Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Слайд 5

Типы демонстративности : Детское кривляние имеет 2 закономерности: А) ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Б) когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. Причины: 1). поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых (родители практически не общаются, общаются мало или формально, если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет). 2). Кривляние является способом выйти из под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, отругать (распространено в семьях (группах) с авторитарным стилем воспитания, властными родителями, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям); 3). Желание ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность» .

Слайд 6

Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого - педагогической помощи с учетом нейропсихологического подхода. - Н е стремиться уничтожить демонстративность . В этом случае она может трансформироваться в негативистическую , а при неблагоприятном развитии событий приобрести патологический характер и перейти в клиническую истерию. - Отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) – одно из первых условий преодоления демонстративности . - Отказ от соревновательного начала в играх и занятиях. Для преодоления демонстративности главное показать ребенку, что оценка и отношение других – далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие. - Объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой «фиксированности» на себе можно открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. - Найти возможность самореализации. - Но самое главное снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать. - « Негативист » . Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Отказ от ярких эмоциональных реакций, ибо их то ребенок и добивается.

Слайд 7

Агрессивное поведение Источники: 1. Биологические аспекты. 2. Социальные аспекты: Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Во-вторых , агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. В -третьих , дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и символических. Сюда, в частности, относятся факты демонстрации сцен насилия с экранов телевизоров, что, несомненно, способствует повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Слайд 8

Критерии агрессивности Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении стойко проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. (иногда выделяются 6 признаков.

Слайд 9

Р абота воспитателей и специалистов с данной категорией детей должна проводиться с учетом нейропсихологического подхода в трех направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии , доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Слайд 10

Г иперактивные дети. Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев): Гиперактивность Ребенок: ◦ суетлив, не может сидеть спокойно; ◦ вскакивает с места без разрешения; ◦ бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях; ◦ не может играть в тихие игры, отдыхать. 2. Импульсивность Ребенок: ◦ выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. ◦ не может дождаться своей очереди

Слайд 11

Особенности лечения СДВГ Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и коррекцию с учетом нейропсихологического подхода. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, специалиста, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход коррекции.

Слайд 12

Нейропсихологический подход предлагает схему комплексной многоуровневой коррекционной помощи детям с СДВГ - Первый уровень метаболический предполагает медикаментозные воздействия; выбор препаратов диктуется структурой поведенческого симптомокомплекса . - Второй уровень нейропсихологический включает нейропсихологическую диагностику и комплексную психомоторную коррекцию онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка. - Третий уровень включает комплекс развивающих игр. - Четвертый уровень поведенческий предполагает отработку желаемых моделей поведения.

Слайд 13

Тревожные дети - Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. - Тревога - это эпизодические беспокойства, волнения, п роявления. - Тревожность является устойчивым состоянием.

Слайд 14

Критерии определения тревожности у ребенка 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении .

Слайд 15

Основные направления работы Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики по программе А.В. Горячева в 3-м классе по теме "Аналогичная закономерность"

Цели урока:отработать умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы;закрепить умение располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;з...

Презентация по теме "Путешествие по страницам детских журналов".

В презентации собраны материалы о детских журналах начиная с 1921 года по наши дни....

Презентация на тему : "« Закономерность в записи ряда чисел. Закрепление пройденного материала."

Каждый слайд презентации отражает определенный этап урока.Первый  и второй слайд  помогает нам встретиться с королевой осени и определить с ее помощью настроение на урок .Это организационный...

Презентация по теме: Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина и его сказкой « Волшебное кольцо».

На открытом  игровом занятии в 3 «В» классе  по теме «Знакомство с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина» дети познакомились со сказкой «Волшебное кольцо», со своеобразным д...

Педагогический совет по теме:"Агрессивное поведение в детском возрасте. Понятие, виды, методы коррекции"

Материал предназначен для родителейи педагогов, работающих с агрессивными детьми....

Презентация «Развитие научных понятий в детском возрасте»

Презентация «Развитие научных понятий в детском возрасте»  ...

Презентация на тему: " Игры на сплочение детского коллектива в начальной школе".

Игры на сплочение коллектива. Помогут установить положительный контакт между детьми. Проявить интерес и внимание к сверстникам....