Анализ работы МО учителей начальных классов
статья на тему

Гаврилова Татьяна Владимировна

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов в период с 01.09 2013 по 25.05 2014 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_mo_nach.klassov_gavrilova_t.v.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

работы методического объединения учителей начальных классов ГБОУ СОШ №910 в 2013-2014 уч.г.

1. Введение

Деятельность МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 910 в 2013-2014 уч.г. строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Освоение новой системы требований к структуре образовательного процесса, условиям ее реализациии и выработке критериев оценки достижений обучающихся начальной школы в рамках перехода на ФГОС нового поколения» на уроках. В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

  • начать разработку основной образовательной программы начального общего образования;
  • разработать план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществить повышение квалификации учителей начальных классов через посещение курсов, научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам введения ФГОС общего образования второго поколения;
  • создать условия для перехода к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться. Формировать у них учебную деятельность;
  • обеспечить условия для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся;
  • использовать в образовательном процессе современные методики, формы и новые технологии, которые стимулируют активность учителей и детей, раскрывают их творческий потенциал;
  • активнее вести работу, направленную на педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность;
  • изучать и внедрять достижения творчески работающих педагогов в практику работы других членов МО.

     

     Все поставленные задачи способствовали достижению цели:  «Обновление содержания образования через освоение федеральных государственных образовательных стандартов».

2. Анализ условий деятельности методического объединения

Организационные условия. Методическая работа МО учителей начальных классов организовывалась в соответствии с планами работы методического совета школы и МО, основными требованиями к работе школьного МО, утвержденными в Положении о методическом объединении учителей-предметников.

В течение учебного года МО провело 7 заседаний, на которых обсуждались вопросы по утверждению рабочих программ, утверждению плана работы МО на 2013-2014 уч.г., единому оформлению электронног журнала и другой документации, помощи в работе молодым специалистам и прикрепления их к наставникам, новых информационных технологий и стандарт второго поколения, определения основных умений и навыков, которые необходимы младшим школьникам для овладения учебной деятельностью,  знакомства с особенностями системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ,  оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, изучения планируемых результатов как основы системы оценки достижения требований стандарта, организация накопительной системы оценки, портфолио, знакомства с формами организации внеурочной деятельности школьников, изучение нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы, изучения изменения в личности школьника – субъекта внеурочной деятельности.  Анализировались учебные достижения за 1,2,3,4 четверти, проведения предметных недель

Работа с педагогическими кадрами, ее результативность. В МО учителей начальных классов работают 6 опытных и высококвалифицированных специалистов и 3 молодых специалиста (табл. 1). Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования школы.

Педагогический коллектив МО учителей начальных классов

Ф. И. О.

Образование

Стаж (лет)

Категория

Романова Н.Н.

Высшее

39 лет

Высшая

Левтева Н.В.

Среднее

20 лет

I

Кубась И.И.

Среднее

31 год

II

Зелинская М.Н.

Высшее

40 лет

Высшая

Карпенко Г.И.

Высшее

24 года

Высшая

Гаврилова Т.В.

Высшее

24 года

Высшая

Перцева А.В.

Среднее

3 года

Специалист

Пузатых Н.А.

Среднее

2 года

Специалист

Горбач К.А.

Среднее

2 года

Специалист

Казначеева Е.Н.

Среднее

2 года

Специалист

Теплякова С.О.

Высшее

11лет

Специалист

Учителя МО начальных классов имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе. Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса в начальной школе остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для ОУ РФ.

Учебный план на 2013–2014 учебный год выполнен, учебные программы пройдены. Все учащиеся, в т. ч. обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли курс и переведены в следующий класс.

Повышение квалификации педагогов. Основными формами повышения педагогического мастерства стали обучение на проблемных курсах и прохождение плановой курсовой переподготовки в МИОО, «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», самообразование, обучающие и методические семинары в   ОУ города.

В 2013–2014 учебном году:

  • 6 учителей начальных классов прошли курсовую переподготовку.
  • 4 учителя МО выступили с сообщениями о системе своей работы над темой самообразования на заседаниях МО и методического совета школы.
  • 2- учителя представили свои мастер-классы и открытые уроки на методических семинарах в рамках распространения актуального педагогического опыта.

Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных задач образования и, в конечном счете, повышению качества образовательного процесса по  в начальной  школе.

Анализ тематики заседаний МО.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей начальных классов является участие в заседаниях школьного МО. В течение 2013–2014 учебного года были организованы и проведены заседания МО по следующим темам:

  • учебно-методическая обеспеченность к началу учебного года;
  • работа методического объединения по изучению теоретических основ и введению ФГОС нового поколения;
  • планируемые результаты начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
  • оценка достижения планируемых результатов в начальной школе;
  • как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе;
  • внеурочная деятельность школьников;
  • подведение итогов работы за год.

Анализ информации показывает, что тематика заседаний МО определялась задачами методической работы школы на 2013–2014 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний МО уделялось вопросам:

  • Качественного освоения учебно-методических задач .
  • Совершенствования технологии проведения современного урока по предметам.
  • Организации учебной деятельности обучающихся и их итоговой аттестации.
  • Работы с одаренными детьми.
  • Повышения профессионализма учителей.

Анализ работы МО над единой методической темой. Основная методическая тема, над которой работает МО начальных классов, – « Освоение новой системы требований к структуре образовательного процесса, условиям ее реализации и выработке критериев оценки достижений обучающихся начальной школы». Она и определяет стратегию работы МО.

В своей педагогической деятельности учителя успешно применяют элементы информационных, коррекционно-развивающих, компьютерных, педагогических технологий. Также используют известные инновационные методы и приемы обучения, которыми делятся на методических семинарах и методическом совете. Анализ посещенных открытых уроков показал, что учителя активно используют на своих уроках различные методы обучения, способствующие формированию коммуникативной личности школьника, развитию мотивации обучающихся и благоприятного климата обучения.

Анализ инновационной деятельности МО.

Педагоги МО начальных классов постоянно ищут способы «оживления» урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. В традиционном уроке они используют различные виды учебной деятельности, множественные приемы, активизирующие всех учеников, повышающие интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающие быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников. Творчески работающие учителя используют необычные разновидности урока, новые способы построения учебных занятий.

3.Анализ деятельности других форм работы МО.

С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока , а также обмена опытом по вопросам преподавания предметов было организовано взаимопосещение уроков учителей. В течение года педагоги МО посетили множество уроков в различных ОУ (в т. ч. в самом школе). 9 педагогов показали открытые уроки  для учителей школы и родителей, два учителя выступали на международном семинаре.

В заключение каждого открытого мероприятия проводились его анализ и самоанализ, в ходе которых основное внимание уделялось выполнению требований к организации и проведению личностно-ориентированного развивающего урока. Большинство учителей осознают необходимость изменения организации образовательного процесса, понимают сущность концепции реализуемой образовательной модели. Ответы обучающихся свидетельствуют о понимании ими содержания изучаемых понятий, осознании и установлении межпонятийных связей, умении применить изученные знания в новых условиях при выполнении нестандартных заданий. Учителя не испытывают трудностей во взаимоотношениях с детьми, учебное сотрудничество и организация диалогового общения на уроках в их классах хорошие.

Одна из действенных форм повышения профессионального уровня педагогов – участие в деятельности городских МО учителей начальных классов. В течение 2013–2014 учебного года учителя  посетили  научно-практические семинары. Участие в подобных мероприятиях позволяет педагогам глубже изучить теоретические вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, познакомиться с опытом работы коллег из разных ОУ города. Это способствует повышению уровня их профессионального мастерства, переоценке и переосмыслению собственных профессиональных позиций.

Учителя начальных классов тесно сотрудничали с преподавателями и специалистами МИОО, сотрудниками Пушкинского музея, библиотеки Бабушкинского района. Также педагоги МО участвовали в конкурсах различных педагогических сообществ, 6 стали членами «Педагогического клуба» учителей, активно сотрудничающих с сайтом «Сеть творческих учителей» .

  •  Участие в научно-практических конференциях ).

Итоги индивидуальной методической работы учителей. Большое внимание на заседаниях МО учителей начальных классов уделялось изучению и распространению лучшего педагогического опыта его учителей.

           Все  темы рекомендованы к использованию на уровне округа и города.

Анализ актуального педагогического опыта свидетельствует об изменении позиции педагога в отношении целей и задач деятельности школы. На первое место выходят задачи, связанные с развитием личности школьника, его творческих способностей и индивидуальных особенностей.

2 учителя МО провели мастер-класс.

 Учителя МО приняли активное участие в городском конкурсе «Новая формула урока». Ими были представлены разработки уроков в рамках ФГОС, которые в дальнейшем будут применяться в практике.

Значительную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. В 2013–2014 учебном году каждый учитель работал над интересующей его методической темой (в рамках единой методической темы МО)

  Работа над данными темами позволила учителям освоить новые методы и приемы изучения предметов, узнать о новых технологиях преподавания и применить их на практике, углубить свои теоретические знания в области педагогики и психологии.

Работа в этом направлении будет продолжаться и дальше. Каждый учитель должен пропагандировать и распространять свой педагогический опыт посредством публикаций в различных изданиях своих методических статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий.

В течение года учителями МО были проведены предметные недели, праздники, тематические экскурсии.

Романова Н.Н., Гаврилова Т.В., Карпенко Г.И., Левтева Н.В. в этом году являлись наставниками Пузатых Н.А., Перцевой А.В., Казначеевой Е.Н., Горбач К.А. Ими была проведена огромная работа по оказанию методической помощи молодым специалистам. СТАЖЕР – МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ:

- входят в состав школьного и окружного методических объединений и принимает участие в их работе  ; в первой четверти совместно была организована и проведена «Неделя литературного чтения», в которой не только Анастасия Владимировна, но и ее дети приняли самое активное участие; выступала на школьном педагогическом совете;

- изучают лабораторное оборудование, ТСО, наглядные пособия школы с последующим использованием их в учебной работе; А.В. постоянно применяет на своих уроках все это;

- регулярно посещают уроки учителя-наставника, участвуют в их анализе;

- за время стажировки провели по два открытых урока, на которых присутствовали заместитель директора по УВР и психолог школы;

- провели анализ знаний учащихся, используя различные формы опроса (контрольные работы, зачеты, устный индивидуальный и фронтальный опросы, тесты и др.), оформляет результаты анализа;

- систематически знакомятся с педагогической и методической литературой и участвует в ее обсуждении; посетили семинары для молодых специалистов; приняли участие в окружном конкурсе написания конспектов по новым стандартам; учащиеся 2 класса «В» ККО и 2 класса «Б" приняли участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», учащиеся 1 класса «В» ККО, 2 класса «В» ККО, 3 класса «В» ККО, 4 класса «Б» ККО приняли участие в Международном конкурсе по русскому языку «ЁЖ», учащиеся 2 класса «В» ККО, 3 класса «В» ККО и 4 класса «Б» ККО приняли участие в Международном конкурсе по ОБЖ «Муравей».

Использование учебных кабинетов в образовательном процессе по предмету и эффективность использования ТСО с мультимедийными приложениями.

Учителя МО начальных классов проводят уроки в 11 учебных кабинетах, 11 из них полностью соответствуют основным требованиям, предъявляемым к учебным кабинетам.

В 2013–2014 гг. все кабинеты МО были оснащены компьютерами. Функции ТСО не ограничиваются реализацией наглядности в обучении, в ряде случаев они используются для проверки знаний.

 Каждый учитель старается создать свою коллекцию цифровых образовательных ресурсов по всем темам образовательной области.

       Большое внимание учителя МО уделяли вопросам подготовки обучающихся к итоговой аттестации при переходе в среднее звено. В декабре 2013 г. проведено заседание МО, где были рассмотрены вопросы о подготовке обучающихся к тестированию по русскому языку и математике на уроках и во внеурочное время

Итоговая аттестация в 4-х классах в 2013–2014 учебном году проводилась в новой форме.

Анализ и результаты работы с одаренными детьми.

 Оптимальный способ выявления и поддержки одаренных детей – организация и проведение школьных предметных олимпиад. В 2013–2014 учебном году были проведены олимпиады по математике, русскому языку среди обучающихся 2–4-х классов.  

Результаты олимпиад продемонстрировали, что учителя МО приняли активное участие в их проведении и подготовке участников. Среди победителей – воспитанники  учителей МО, что свидетельствует о высоком профессионализме педагогов и их умении заинтересовать учеников своим предметом. При подготовке к олимпиадам учителя применяли как систематичный, научный подход, так и творческий.

Педагогами МО были созданы условия для организации качественной подготовки одаренных обучающихся к городскому этапу всероссийских олимпиад «Русский медвежонок», и международным конкурсам «Муравей» по ОБЖ и «Ёж» по русскому языку (1-4 классы).

В будущем учебном году следует продолжать работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время, организуя индивидуальную работу.

4. Задачи МО учителей начальных классов на 2013–2014 учебный год

Деятельность МО учителей начальных классов осуществлялась на основании нормативных документов, методических рекомендаций методического совета школы, Департамента образования  и стала эффективной для развития педагогического мастерства учителей и качества  образования и нравственного воспитания каждого школьника.

На основе анализа работы МО в 2013–2014 учебном году определились следующие задачи:

  •  Создание условий для изучения особенностей ФГОС НОО нового поколения
  • Продолжение работы по организации внеурочной деятельности младших школьников
  • Реализация принципов здоровьесбережения при проведении уроков в начальной школе
  • Изучение и использование в учебно-воспитательном процессе исследовательской и проектной деятельности
  • Организация работы со способными и одаренными детьми
  • Организация работы с детьми в классах компенсирующего обучения
  • Создание условий для повышения качества знаний учащихся, используя инновационные технологии
  • Продолжение мониторинга результативности работы учителей начальной школы

Руководитель МО учителей начальных классов Т.В. Гаврилова.