музы не молчали
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzy_ne_molchali_1_kl.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музы не молчали»

1 класс. 3 четверть. Урок № 6.

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи урока: 

  • Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
  • Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
  • Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок - историческое путешествие.

Информационно-методическое обеспечение: аудиозаписи, методические пособия, иллюстрации, хрестоматия, учебник-тетрадь, презентация «Музы не молчали».

Содержание: 

  • «Богатырская» симфония А.П.Бородина;
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня;
  • «Песня о маленьком трубаче» музыка С.Никитина;

Новые понятия: Симфония, унисон.

Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.

Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки?

Прогнозируемый результат: 

  • Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
  • Назвать произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
  • Раскрыть образы русских героев-воинов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

      Дети входят в класс под музыку «Торжественного марша». Учитель приветствует учащихся (музыкальное приветствие), обращает  внимание на музыку, сопровождающую их вход в класс, просит вспомнить к какому жанру относится это произведение (марш), где оно может звучать (концерты, парады и т. п.). Сообщает название военного марша, его автора.

II. Вступительное слово учителя

  – Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников. И сегодня  я предлагаю вам поговорить об образе русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.

     Показать разворот учебника-тетради  с темой урока - «МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ». Познакомить со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I, Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.

– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК? (ответы детей)

- Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.

III. Слушание: «Богатырская симфония» А.П.Бородина

– Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.

   Обратить необходимо внимание детей на новое слово «CИМФОНИЯ». Это большое многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра.
    В дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская».

– Послушайте, как звучит главная тема из I части симфонии и подумайте, почему Бородин дал этой симфонии такое название? Пусть дети прислушаются к тому, что впечатление тяжёлой поступи возникает у слушателей благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага.

Вопросы для общения: 

– Подумайте, почему Бородин дал этой симфонии такое название?
– Каков характер музыки этой темы?
– Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность?
– Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?

IV. Разучивание песни: «Солдатушки, бравы ребятушки» 

Памятник какому полководцу мы видим в нашем учебнике-тетради?

           Ученики 1 класса рассказывают дополнительный материал, который они самостоятельно нашли в библиотеке, со слов родителей, учителя начальных классов.
– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью.
Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.

  • Чему учил этот великий русский полководец?
  • Показ песни.
  • Беседа об истории создания этого произведения.
  • В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога.
  • Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная.
  • О чём эта песня?
  • Современная ли эта песня или старинная?

V.  Музыкально - ритмическая игра «Не опоздай» (Приложение 1).

VI.  Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С.Никитина.

– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы. Но главное при их разучивании – добиваться следует естественного звучания детских голосов, чтобы учащиеся не форсировали звучание мелодии.

  • О каких событиях повествуется в данной песне?
  • В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?

(различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом):

– Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»

V. Домашнее задание: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.

Приложение 1.

Музыкально - ритмическая игра

«Не опоздай»

Цель: развитие чувства ритма, слуховое внимание.

Игровой материал: любой ударный музыкальный инструмент.
Содержание игры: Учитель импровизирует несложный ритмический рисунок (можно взять изучаемую песню), дети хлопают в ладоши во время паузы (остановки). Таким образом организуется ритмическая игра, в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребенок, РИТМ может быть разным.

           учитель  дети  учитель  дети  учитель  дети

1.
2.
3.

– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью.
   Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки по теме "Музы не молчали" (1 класс)

Технологическая карта, сценарный план урока и компьютерная презентация к уроку...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)

Слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Ре...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).

Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старят...

Методическая разработка урока "А музы не молчали...", 4 класс

Цель урока: познакомить с культурной жизнью жителей блокадного Ленинграда, рассказать о героизме жителей блокадного города;развивать умение анализировать исторические события, систематизировать истори...

Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе

Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе...

«Музы не молчали»

Комбинированный урок по музыке, 1 класс, программа по музыке "Музыка. Начальная школа" Г.П. сергеевой, Е.Д. Критской, Т. С. Шмагиной)...

Урок "Музы не молчали"

Урок музыки "Муззы не молчали"...