Урок "Музы не молчали"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Урок музыки "Муззы не молчали"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzy_ne_molchali.docx49.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки

3 класс,

Тема урока: «Музы не молчали»

Цель урока: заложить основы нравственности на основе чувства патриотизма, любви к Родине через произведения искусства, рассказывающих о защитниках Отечества, истории России.

Задачи:

сформировать представления обучающихся о защитниках Земли русской через произведения различных видов искусств;

показать взаимосвязь жизни и искусства, роль искусства в сохранении памяти об историческом прошлом нашей страны;

познакомить с жанром симфонии, понятием «симфонический оркестр»;

развивать умение воспринимать и анализировать музыку, умение высказывать свое отношение к прослушанному произведению;

развивать музыкальную память, звуковысотный слух, певческие навыки, чувство ритма, творческие способности учащихся;

воспитывать чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое страны, чувство сострадания, сопереживания, доброты, справедливости.

Музыкальный репертуар: А. П. Бородин, симфония №2 «Богатырская» (фрагмент I части), А. Новиков, сл. М. Левашова «Учил Суворов», А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Наша Родина сильна».

Оборудование: фортепиано, компьютер, рисунок «Муза», репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, учебник «Музыка.1 класс», доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вход обучащихся в класс. Исполнение в ансамбле с учителем музыкального приветствия.

  1. Введение в тему урока. Вступительное слово учителя. Постановка проблемного вопроса урока.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живем?

Очень часто на нашу страну нападали враги, но русский народ никогда не был покорен. Нашу родину в разное время защищали разные люди, которые по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее. Что же это? Сильная любовь к Родине. Каких героев- защитников нашей Родины вы знаете? Откуда вам о них известно? Нам о них рассказали писатели, художники, композиторы. Они во все времена воспевали силу и отвагу русских витязей, храбрость богатырей и воинов в своих песнях, легендах, былинах, картинах, кинофильмах. И в этом им помогали Музы – царицы живописи, музыки, литературы. И сегодня на уроке мне бы хотелось, чтобы мы вместе нашли ответ на вопрос: «Когда говорят пушки, Музы молчат или не молчат?».

Муза, (показ рисунка, на котором изображена Муза) добрая волшебница и фея, которая присутствует на каждом уроке, предлагает вспомнить, познакомиться с героями, которые в разное время защищали нашу Родину от врагов.

  1. Раскрытие темы урока. Анализ картины В. Васнецова «Богатыри», слушание и анализ I части Симфонии № 2 «Богатырская» А.П. Бородина.

Ребята, каких былинных героев вы знаете? (Показ репродукции картины В. Васнецова «Богатыри».)

Кто из защитников самый старший и самый сильный? (Илья Муромец.) Он сидит на мощном коне. Нелегко ему было когда-то подобрать коня, но он послушался мудрецов и в маленьком жеребенке отгадал будущего коня себе под стать.

Илья Муромец был крестьянским сыном. А кто из богатырей был звания благородного, княжеского? У кого доспехи самые богатые, а конь самый умный? У Добрыни Никитича. Он уже увидел врага, и меч из ножен вынимает, готовится к бою. А кто подсказал ему о приближении врага? Его верный конь Белеюшка: учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку. Кажется, сейчас он помчит как стрела, навстречу опасности, только грива и хвост будут виться.

А кто из богатырей самый младший? Кто «не столько силен, сколько напуском смел»? Кто возьмет врага смелостью и хитростью? Конечно, кудрявый, лукавый Алеша Попович. Он мастер и воевать, и сказки рассказывать. А ведь у него за плечами не только колчан со стрелами, но и гусли спрятались.

Обратите внимание на маленькие елочки, которые изображены под ногами коней. Елочки - слабые, беззащитные, а богатыри - сильные, могучие. Земля, которую они защищают, всех может напоить из своих рек и родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в прохладных лесах. Не может она только одного – защитить себя. Чтобы выросли эти елочки и стали могучими, их надо защищать, как и всю нашу родную землю.

Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы написали, глядя на эту картину? (Ответы детей) Я вам предлагаю послушать фрагмент одного произведения, подойдет ли оно к картине?

А. П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Фрагмент I части – слушание

(Ответы детей после слушания фрагмента произведения). Какой музыка была по характеру? Кто исполнял произведение? Произведение, исполняемое симфоническим оркестром, называется симфония. А. П. Бородин, русский композитор, написавший эту симфонию, назвал ее «Богатырской», как вы думаете, почему? (Ответы детей)

  1. Раскрытие темы урока. Работа с учебником (стр. 56-57). А. Новиков, сл. М. Левашова «Учил Суворов» - слушание, исполнение в ансамбле с учителем. Музыкально-дидактическая игра «Сражение» на повторение основ музыкальной грамоты.

А теперь Муза – добрая фея и волшебница приглашает нас на страницы учебника. Что мы видим на странице 56? Мы видим перед собой памятник Петру I. Кем был Петр I? (Ответы учащихся) На следующей странице мы видим А.В. Суворова. Кем был А.В. Суворов? Еще мы видим скульптурные изображения участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.

А знаете ли вы, что когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, часто болел. Но ему очень хотелось стать военным. А его даже не записали в армию. В дворянских (богатых) семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастет, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, несмотря на протесты врачей, стал по утрам обливаться холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошел и дослужился до чина очень высокого - генералиссимуса. За всю свою службу он не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что очень любил и берег русских солдат. И солдаты отвечали ему любовью и были ему преданны.

О великом русском полководце поется в песне «Учил Суворов», с которой мы познакомимся.

А. Новиков, сл. М. Левашова «Учил Суворов» - слушание, анализ содержания, фрагментарное исполнение в ансамбле с учителем.

В воинских наставлениях «Наука побеждать» Александр Васильевич Суворов писал: «Тяжело в ученье - легко в бою», «Ученье - свет, а неученье – тьма». Я вам предлагаю поучаствовать в учебном сражении на «музыкальном поприще». Для этого мы разделимся на две команды (ряда), каждой команде надо прохлопать ритмический рисунок. Выигрывает та команда, которая сделает это правильно под аккомпанемент песни. https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/21/s_5921e5d558415/630467_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/21/s_5921e5d558415/630467_2.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/21/s_5921e5d558415/630467_3.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/21/s_5921e5d558415/630467_1.png https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/21/s_5921e5d558415/630467_6.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/21/s_5921e5d558415/630467_7.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/21/s_5921e5d558415/630467_6.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/21/s_5921e5d558415/630467_7.png

  1. Раскрытие темы урока. Разучивание песни А. Филиппенко, на сл. Т. Волгиной «Наша Родина сильна».

Завтра вся наша огромная страна будет отмечать праздник - День защитника Отечества. Когда наши мальчики вырастут, они пойдут в армию и станут защитниками нашей России, России 21 века. А что вам известно о нашей армии? Какие рода войск вам известны?

Я вас познакомлю с песней, которую вы сможете подарить своим папам, дедушкам, которые когда-то служили в армии. Кто стоит на защите нашей Родины, какими качествами обладают современные воины? Вам об этом расскажет песня.

А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Наша Родина сильна» - слушание, анализ, разучивание.

6. Обобщение темы урока. Ответ на проблемный вопрос урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Обобщение темы урока в виде кроссворда с выделенными буквами, прочитав которые, можно узнать ответ на вопрос: «Молчат ли Музы, когда говорят пушки?»

МУЗА

МУРОМЕЦ

ЗАЩИТНИК

БОГАТЫРИ

ДОБРЫНЯ

ПЕСНЯ

СИМФОНИЯ

СУВОРОВ

АЛЕША

ОТЕЧЕСТВО

АРМИЯ

ГЕНЕРАЛИССИМУС

ГУСЛИ

Домашнее задание – найти стихи, иллюстрации, репродукции картин, песни о защите нашей Родины в сражениях разных времен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музы не молчали

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве....

урок музыки по теме "Музы не молчали" (1 класс)

Технологическая карта, сценарный план урока и компьютерная презентация к уроку...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)

Слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Ре...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).

Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старят...

Методическая разработка урока "А музы не молчали...", 4 класс

Цель урока: познакомить с культурной жизнью жителей блокадного Ленинграда, рассказать о героизме жителей блокадного города;развивать умение анализировать исторические события, систематизировать истори...

Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе

Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе...

«Музы не молчали»

Комбинированный урок по музыке, 1 класс, программа по музыке "Музыка. Начальная школа" Г.П. сергеевой, Е.Д. Критской, Т. С. Шмагиной)...