«Музы не молчали»
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Зятькова Татьяна Александровна

Комбинированный урок по музыке, 1 класс, программа по музыке "Музыка. Начальная школа" Г.П. сергеевой, Е.Д. Критской, Т. С. Шмагиной) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klasc_muzy_ne_molchali.docx26.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1 класс, 3 четверть по теме: «Музы не молчали»

(программа по музыке «Музыка. Начальная школа»

Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т.С. Шмагиной)

Форма урока – комбинированный урок.

Тип урока- расширение и углубление знаний

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

Образовательные: прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.

Развивающие: способствовать развитию музыкального мышления, умения анализировать, сравнивать. Способствовать развитию вокально –хоровых навыков. развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Усвоить понятия: герои, богатырь, батыр, симфония, ритм, марш.

Воспитательные: способствовать формированию интереса и любви к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия музыки русского народного песенного творчества; способствовать формированию чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа. Содействовать духовному развитию учащихся, уважению к ценностям отечественной культуры. Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Методы:

— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; (понимание художественной, нравственно-эстетической значимости данных сочинений);

— метод эмоциональной драматургии; (сценария урока- последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус);

— метод возвращения к пройденному (ретроспективы в обучении);

— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки), (изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства литературы, изобразительного искусства, кино, театра).

Технологии: личностно – ориентированного обучения;

информационно-коммуникативные технологии (интернет-ресурсы, презентации); здоровьесберегающие технологии;

игровые технологии.

Оборудование: фортепиано, барабан, трещётки, кубыз, ложки, фонохрестоматия, мультимедийный проектор, экран, компьютер, СD диски.

Музыкальный материал:

  • Песня «Будущий солдат» автор Д. Трубачев;
  • П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;
  • Песня «Катюша» М. Блантер
  • Главная тема из I части «Богатырская» симфония А.П.Бородина;
  • Песня «Мама» («Зореньки краше…»)
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня

Универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные:

1. Оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.

2.Постановка и выполнение целей.

Познавательные:

1. Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.

3. Формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям.

Коммуникативные:

1.Умение аргументировать свою позицию, сотрудничество при выработке общего решения в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении - размышление о музыке.

Личностные результаты:

1. Познание разнообразных явлений (историй) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку патриотического содержания.

2.Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.

Прогнозируемый результат:

  • Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
  • Называть произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
  • Раскрыть образы русских героев-воинов.

Структурные элементы урока.

I. Организационный момент. Муз.приветствие. Распевание. (5минут).

II. Повторение (10 минут)

III. Основная часть. Изучение нового материала (25 минут).

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока (5 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку песни «Служить России».

Муз.приветствие учащихся.

Распевание (На одном звуке тянуть: у. По трезвучиям: «Родина, наша Родина».

2.Повторение.

(Слайд) Определить песню «Будущий солдат» автор Д. Трубачев

В.: О ком это песня?

В.: В каком характере мы будем исполнять? (бодро, бойко, маршевом, боевом, мужественном)

В.: Что ещё мы будем делать под музыку? (маршировать)

Исполнение.

Определите произведение русского композитора, которое вошло в сборник «Детский альбом» и посвящён маленькому племяннику Володи

(Слайд) (П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков»)

У.: Какой музыкальный инструмент исполняет этот марш? (Фортепиано).

В.: Как звучит музыка? (легко, быстро)

В.: Кто может маршировать? (Игрушки)

В.: Какие инструменты можно использовать для марша? (барабан и труба).

Пластическое интонирование. (Звучит “Марш деревянных солдатиков” дети аккомпанируют в оркестре” (имитируют барабаны и трубы)

3.Изучение нового материала.

(Слайд с темой урока) (Под музыку военного марша, учитель читает стихотворение)

Есть день такой в календаре,

Он красною отмечен датою,

Прекрасный праздник в феврале,

День воина, российского солдата.

И в этот день мы поздравляем

Мужскую половину человечества,

Стихи и песни посвящаем

Своим защитникам Отечества!

В.: Как вы думаете ребята, кому будет посвящён наш сегодняшний урок? (Этот урок приурочен к празднованию Дня защитников Отечества).

В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу.
Вместе с этим особое внимание мы уделяем мальчикам и юношам, тем кому в будущем предстоит встать на защиту Отечества.

Известно выражение: «Когда говорят пушки, музы - молчат».

В.: Кто такие музы? (Слайд) (Напоминаю, что в древнегреческой мифологии, музы - это богини, добрые феи, покровительницы искусств. Музы вдохновляли художников, музыкантов, поэтов. В народе говорят, если человек сочиняет стихи, пишет музыку, то музы наградили его божьим даром).

В.: Т.е. когда стреляет оружие, то стихи и музыка должны отходить на второй план? Вы согласны? (Но это не так. Ведь сколько стихов, песен написано именно в военный период! Во все времена музы не молчали, а воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников).

Тема урока: «Музы не молчали»

В.: В связи с этой темой составим план, что мы с вами будем делать на уроке?

Сегодня Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.

В.: Какие песни военных лет вы знаете? («Катюша», «Священная война», «Тёмная ночь», «Синий платочек» и т.д)

(Слайд) Исполнение 1 куплета песни «Катюша» М. Блантер

В.: Каких героев вы знаете? ((3 Слайда)

Муза знакомит нас со скульптурными памятниками известных полководцев России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову

(Слайд) Герой В.О.В. А.Матросов, также повторил подвиг А.Матросова, закрыл грудью амбразуру танка - Минигалей Губайдуллин. Ну и конечно мы не можем не вспомнить имя поэта, национального героя Башкортостана – Салава́та Юла́ева.(Слайд)

Зарядка для глаз. Рисуем глазами. (треуг.-ракета, прямоуг.-танк, мирное солнце- круг)

Память о полководцах, русских воинах, солдатах, сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины. (Слайд) Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.

Обратить необходимо внимание на новое слово «CИМФОНИЯ» - это большое многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра. В симфонии не поют, а играют на муз.инструментах. В переводе с греческого языка это слово обозначает «созвучие», «согласие».

Симфонию Бородина друзья назвали «Богатырской».

В.: русские воины - это богатыри, а башкирские воины? (батыры).

Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы написали к «Богатырской» симфонии? (По настроению, характеру? (сильная, маршевая, громкая, исполнитель - симф.оркестр)

Послушайте и сравните свои ответы,

звучит главная тема из I части симфонии «Богатырская» А.Бородин.

  • Исполнитель? (Симфонический оркестра)
  • Какой характер музыки? (Музыка сильная, мужественная, военная).
  • Если бы вы были художниками какую картину нарисовали? (картину сражения, войны, сильных людей-богатырей).

«Богатырская» тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.

У.: Возьмём сказки. Какие герои- богатыри вам знакомы? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и т.д.)

(Слайд) Можно сравнить «Богатырскую» симфонию с картиной знаменитого художника В.Васнецова «Богатыри»?

У.: Что вы видите на картине? (Люди сильные, могучие. Илья Муромец на чёрном коне. Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Алёша Попович моложе своих товарищей. Илья Муромец богат - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью)

У.: Как они настроены? (Воинственно, на время успокоились, но всё же готовы к бою так как крепко держат свои оружия: лук со стрелами, копьё, меч)

У.: Что общего между музыкой и картиной? (Тема мужественная, воинственная, сильная)

Вокально-хоровая работа

Солдатам во все времена приходится трудно, они защищают свою Родину, вдали от родных и близких, только лишь в минуты затишья они могут вспомнить о дорогих сердцу людях, ведь только мысль не имеет границ и времени. Вспомним о самом дорогом, родном человеке - мама.

(Слайд) Исполнение песни «Мама» («Зореньки краше…)

(Слайд) Послушайте народную песню и определите современная или старинная песня

Видео песни «Солдатушки, бравы ребятушки» исп. группа «Непоседы»

В.: Современная ли эта песня или старинная? (Это старинная строевая песня- история времён Отечественной войны 1812 года, она дошла до наших дней и стала одной из любимых песен. И костюмы старинные) (Слайд) Посмотрите изображение участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против французских войск Наполеона.)

  • Какие старинные слова здесь звучат? (Держава, пики, сабли, востры)
  • В каком характере? (маршевый, боевой, строгий, чеканный)
  • Как исполняли? Здесь поёт один человек или происходит диалог? (В песне звучит вопрос солиста-запевалы, а ответ- хора. Песня построена в форме диалога.)
  • -Какая здесь мелодия?

(Слайд) Разучивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

(Слайд) 4.Рефлексия

  • Кого сегодня вспомнили на уроке? (защитников Родины, которые воспеты в музыке, изобразительном искусстве)
  • Что исполняли? (песню «Бравый солдат», «Катюша», «Мама», «Солдатушки, бравы ребятушки»)
  • Что слушали? (А.Бородин «Богатырская симфония», П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»)

(Слайд) Наш урок подходит к концу, но нам нельзя забывать ту войну, тех героев и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И мы с вами говорим: «Музы не молчали». И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране.

Но жизнь продолжается и память людская – хранитель истории.

(На фоне песни Газманова О. «Москва, звонят колокола»)

Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.

Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.

ИЛИ

Мальчик мечтает быть тоже солдатом,

Дед рассказал, как в боях воевал.

Праздник навечно останется датой, -

В память о тех, кто страну защищал!

Много солдат полегло когда- то,

Столько людей погубила война.

Вечная память солдатам-героям!

Пусть на земле будет МИР навсегда!

Нарисовать рисунок к песне «Солдатушки, бравы ребятушки»

Урок закончен, всем спасибо.

Выход под музыку «Солдатушки, бравы ребятушки»

Приложение

Песня «Учил Суворов» музыка А.Новикова, М.Левашова.

  • Памятник какому полководцу мы видим?
  • Чему учил этот великий русский полководец?

– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, несмотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.

– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы.


(различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом):

– Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музы не молчали

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве....

урок музыки по теме "Музы не молчали" (1 класс)

Технологическая карта, сценарный план урока и компьютерная презентация к уроку...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)

Слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Ре...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).

Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старят...

Методическая разработка урока "А музы не молчали...", 4 класс

Цель урока: познакомить с культурной жизнью жителей блокадного Ленинграда, рассказать о героизме жителей блокадного города;развивать умение анализировать исторические события, систематизировать истори...

Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе

Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе...

Урок "Музы не молчали"

Урок музыки "Муззы не молчали"...