Методическая разработка уроков - праздников по предмету "Слушание музыки" 3 класс
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Сливкова Галина Борисовна

Методическая разработка уроков - праздников: "Золотая осень", "Рождество. Святочные посиделки", "Масленица", "Веснянка". Праздник можно провести по сценарию на уроке или как внеклассное мероприятие. В приложении есть необходимый материал для работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Министерство образования Московской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методическая разработка

уроков – праздников по предмету

«Слушание музыки» 3 класс

Сливкова Галина Борисовна

Преподаватель теоретических дисциплин

Луховицы  2015

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена методике организации уроков - праздников для учащихся 1-3 классов по предмету «Слушание музыки» в системе дополнительного образования детей.

Данная методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, педагогам музыки в общеобразовательных школах.

Данная методическая разработка может быть использована для проведения уроков – праздников в ДШИ или в ДМШ, а также как внеклассное занятие.

Пояснительная записка

Цель урока – праздника:

познакомить учащихся с фольклором русского народа.

Задачи урока – праздника:

  1. Способствовать развитию интереса к произведениям народного творчества.
  2. Развивать речевые умения, музыкальные и творческие способности.
  3. Воспитывать любовь к своей стране.
  4. Знакомство с видами русской народной песни.

  Фольклор охватывает самые разные виды человеческой деятельности. Это и сочинение песенных мотивов, танцевальной музыки, и произведения народной живописи, создание одежды, изготовление посуды, постройку зданий, храмов, изготовление игрушек и т.д.

В программу по учебному предмету ПО.02.УП.02. «Слушание музыки» входят темы по народному творчеству.

Третий год обучения

Раздел 1: Народное творчество. Годовой круг календарных праздников.
Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен.

Народное творчество - этимология слов. Традиции, обычаи разных народов. Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря.
   
Музыкальный материал: Колыбельные, потешки, считалки, хороводные,
игровые: «Каравай», «Заинька», «У медведя во бору», «Во саду ли»
(два варианта), «Курочки и петушки», «Дрема», «Где был, Иванушка».

        Раздел 2: Протяжные лирические песни, плачи.

Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни.  Чтение текстов песен, пение и анализ.

Музыкальный материал: «Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле дороженька», «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль моя».

          Раздел 5: Обычаи и традиции зимних праздников.

Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки.
Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания.

 Драматизация, разыгрывание сюжетов.

Музыкальный материал: Песни «Зазимка-зима», «Сею-вею», «Коляда-маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Слава», «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Ой, авсень», «Уж я золото хороню» и др.

Раздел 7: Масленица. Цикл весенне-летних праздников.

Сретенье - встреча зимы и весны. Масленица - один из передвижных
праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы в опере Н.А.Римского-
Корсакова «Снегурочка». Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки.
Различные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла.

Музыкальный материал:  «А мы Масленицу»,  «Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися, плетень», «Ай, во поле липенька», «Во поле береза», «Со вьюном», «Ходила младешенька», «Бояре».

      На моих уроках в 1-3 классах ведётся беседа о календарных и народных праздниках по плану. Учащиеся слушают песни и песнопения к проходящим праздникам: Рождество Христово, Святки, Масленица, Пасха, весенне – летним праздникам.  Урок превращается в праздник, где можно петь, водить хороводы, поиграть в весёлые народные игры. Предварительно я знакомлю детей с темой урока, раздаю листочки с готовым материалом. Мы читаем, пропеваем, записываем  и объясняем непонятные слова (см. Приложение)

Цель составления методических разработок:

Оказать методическую помощь педагогам, организаторам воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.

От использования данных методических разработок можно ожидать хорошего результата в подготовке и проведения школьного урока - праздника для учащихся младшего школьного возраста, дети узнают и полюбят русские народные песни.

Особенность методических разработок является то, что они выходят из многолетнего опыта проведения различных детских праздников: календарных, православных, народных, с применением сюжетных игр, оркестра детских инструментов, народные игры, праздники с применением различных технологий и различных форм: игровые, концертные.

Содержание методических разработок.

  1. Урок – праздник «Золотая осень»

Дети в классе встали по кругу. Песни, игры поются с движениями по тексту.

Педагог:  Поворотило лето на осень. Подул ветер – «Осенник», принёс с собой «Осенницу» – пасмурную, холодную, дождливую погоду. А уж дождь полил, все лунки налил. Солнце взялось «засыпаться». Журавли на юг потянулись. «Колесом дорога» - кричат дети, чтобы их воротить, а, увидев «Гусепролёт», кричат вдогон диким гусям:

                          «Гуси: Га-га-га! Вы куда? Вы куда?

                          Уга-уга-уга, до юга-юга-юга;

                          Север-шуг, север-шуг,

                          С севера на юг, с севера на юг».

   Окончив жатву, убрав последнюю копну с поля, и  сложив хлеб в одонья и клади, праздновали «Осенины». Дети забирали последний сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы.  Хозяевам дарили снопики, желали добра и сытости на весь год и пели песни, призывая осень с её щедрыми, богатыми «дарами».

Педагог: Давайте споём на простой мотив:

                               Осенница» - царица

                              По злату мастерица,

                              С пряльцем, с донцем,

                              С гребнем, с веретёнцем,

                              С высоким колосочком –

                              С широким снопочком –

                              Журавли – то за моря!

                             «Осенница» - на поля!

Педагог: Ребята, посмотрите песню «Осень, осень, в гости просим». Давайте сначала споём песню, а потом повторим песню с движениями.

(Поём все вместе песню)

 Я спою следующую песню «Осень, осень пришла», а вы подпевайте и показывайте руками дождевые струи.

(Поём все вместе песню)

Педагог:  Давайте поиграем в игру «Дождик».

(Дети стоят по кругу)

Дети:   Дождик, дождик лей сильней,

Разгони моих гусей,

Мои гуси дома, не боятся грома.

«Дождик» в центре:      Радуга – дуга

 Перекинься на луга – 2р.

  Перебей дождя.

(Дети приседают, а ребёнок – «дождик» пытается поймать того, кто не успел присесть. Игра повторяется)

   Педагог: Осень до трескучих зимних морозов ещё далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идёт подготовка к листопаду. В листьях происходит удивительные превращения.  Перво - наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он поглощается более сильным  - зелёным.  Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень дождливая – окраска листвы от избытка влаги будет тусклой. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – солнечными и яркими.

Педагог:  Давайте споём на простой мотив:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Осень, осень,

                          Погости недель восемь;

                         Со громами сильными,

                         Со дождями, с ливнями,

                         С обмолоченным снопом

                         И румяным пирогом!

Педагог:  Давайте поиграем в игру «Солнышко».

( Дети, разделились на 4-е группы - квадрат )

Поём и двигаемся хороводным шагом, «солнышко»  в центре.

Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошко.

            Где твои детки? Сидя на загнетке.

           Лепёшки валяют! Тебя дожидают.

           Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошко.  

(Дети разбегаются, а ребёнок – «солнышко» пытается поймать того, кто не успел убежать. Игра повторяется)

Педагог: Ребята, посмотрите песню «У нас серпы – то золотые». Давайте сначала споём песню, а потом повторим песню с движениями.

Педагог:  Осень, осень, в гости просим,

                 С обильными хлебами,

                С высокими снопами,

                С листопадом и дождём,

                С перелётным журавлём.

Педагог:  Садитесь, ребята. Нарисуем журавлей и послушаем «Осеннюю песню» П.И.Чайковского. Домашнее задание: сыграйте и спойте ещё раз календарные песни – жнивные и покосные.

Приложение.

(Для самостоятельной работы)

Календарные осенние обряды.

 Жнивные обряды не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва в отличие от пахоты и сева была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни - прежде всего женские.

     Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:

  • зажиночные - в начале уборки урожая;
  • жнивные - во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле);
  • дожиночные (обжиночные) - поются после окончания жатвы.

В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев ("бороду") и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом. "Завивание бороды" было направлено на то, чтобы возродить силу земли, отданную ею на взращивание колосьев.

Жали мы, жали,

Жали – пожинали,

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью.

У нас серпы то золотые,

А мы жнеи молодые.

Время жито жать,

Во снопочки вязать,

На ток возить,

Цепами молотить,

У печи сушить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить!

  1. Урок – праздник «Святочные посиделки»

                   Звучит колядка, дети встали по кругу.

Педагог:    Гости мои дорогие, пожилые и молодые.

Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки,

Как когда – то наши прадедушки,

  Ну а с ними и прабабушки, приходили на весёлые святки,

  На песни, пироги да на колядки.

Ребёнок:    Что не слово, то загадка.

 Это что такое – святки?

Педагог:    Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели – веселились две недели

С Рождества и до Крещенья, приготовив угощенья!

По дворам ходили в святки, пели разные колядки.

Праздник ждали и любили, наряжались и шутили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

Дети (в руках колокольчики, трещётки, бубенцы) поют все:

Коляда пришла – Рождество принесла,

Мы малёшеньки – колядошеньки,

Пришли прославлять – хозяев величать!

Хозяину – жития сто лет!

    Хозяюшке – да здоровица!

        Малым детушкам – послушаньица!

Кто подаст пирога, тому радость три ведра!

Кто не даст ни копейки – тому завалим все лазейки!

У скупого мужика – родись рожь хороша,

Колосками пуста, соломкой густа!

С Новым годом!

    Со всем родом!

       Чтоб здоровы были!

            Много лет прожили!

Ребёнок: Принимай, хозяйка, гостей со всех волостей!

Педагог: Милости прошу! Для дорогих гостей и двери настежь!

Ребёнок: А сорить тут у вас можно?

Дети (хором): Сорите сколько хотите – приберёмся!

Дети идут по кругу, будто берут из мешочка зерно и, рассыпая по полу, припевают:

Сеем, веем, посеваем, мы пшеницей посыпаем,

С Новым годом поздравляем, вам здоровья всем желаем!

          Сеем, веем, посеваем, мы пшеницей посыпаем,

          Чтобы было много сил, чтоб достаток в доме был!

Сеем, веем, посеваем, мы пшеницей посыпаем,

Чтобы новый урожай подарил нам каравай!

Дети (хором): Ты, хозяйка, не скупись,

Всем, чем можешь – поделись!

Педагог:    Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте –ка загадки.

Будет вам и угощенье, всем гостям на удивленье!

А теперь послушайте мои загадки!

              (Загадывает загадки)

Педагог: Молодцы, ребятки! Давайте поиграем!

         Игра «Звонари»  

( Все дети встали по кругу, несколько человек с колокольчиками в кругу; бегают под музыку из круга и в круг, а дети «Закрывают» и «открывают воротики».

Ребёнок: Дайте нам передохнуть и водички отхлебнуть.

Педагог:  А зачем вам воду пить? Самовар пора вносить!

Мы заварим крепкий чай, а ну, дружище, выручай!

                             ( Под музыку выносят самовар)

Педагог:   Чай хорош от всех болезней,

Защитит от всех недуг,

Он всех снадобий полезней,

Чай здоровью первый друг.

Ребёнок: В чае я души не чаю,

Пью я утром чашку чая,

Ну а на ночь с мёдом пью,

Это дело я люблю!

            Хороводная песня «На столике самовар»

  1. На столике самовар, самовар, самовар,

Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,

Да кто ж будет хозяин, хозяин, хозяин,

Эван – лёли хозяин, хозяин, хозяин.

  1. На столике самовар, самовар, самовар,

Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,

А хозяйка кто у нас, кто у нас, кто у нас,

Эван – лёли кто у нас, кто у нас, кто у нас.

  1. На столике самовар, самовар, самовар,

Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,

Иван – сударь хозяин, хозяин, хозяин,

Эван – лёли хозяин, хозяин, хозяин.

  1. На столике самовар, самовар, самовар,

Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,

Выпей чашку за меня, за меня, за меня

Эван – лёли за себя, за себя, за себя.

  1. На столике самовар, самовар, самовар,

Эван – лёли, самовар, самовар, самовар,

Ну а третью за гостей, за гостей, за гостей

Эван – лёли за гостей, за гостей, за гостей.

Педагог: А вот, ребятушки дорогие, и пироги удалые:

Румяные с начинкой, с капустной серединкой.

Есть пряники, ватрушки, поджаристые плюшки,

Крендельки, печенье – всем на угощенье!

Дети (хором): Сеем, веем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!

Счастья будет пусть горой, урожая воз большой.

1-й ребёнок: Уродись у вас овёс, чтобы на два метра в рост.

2-й ребёнок: Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.

3-й ребёнок:  Чтоб гостей невпроворот в доме было целый год.

На столе большой пирог, лёгких вам всегда дорог!

Сценарий составлен на основе сборника «Святочные посиделки» Автор Л.А. Яртова. Издательский дом «Родник- Московия», 2004.

Приложение.

(Для самостоятельной работы)

Рождественские праздники – одни из немногих в христианском календаре, в которых тесно переплетаются церковные и народные традиции. И сегодня не утратила своей актуальности прекрасная традиция колядования, когда дети ходят по домам, поют рождественские песни-колядки и желают хозяевам мира и процветания, посыпая при этом пол, "засевая" зернами пшеницы или ячменя, что по поверьям несет в дом благосостояние и счастье. В благодарность хозяева одаривают детей сладостями и монетками, которые, как верят многие, приносят удачу на весь год.

http://ny.liga.net/files/tHTMLEditorPicture_file_path_32.png

     Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии  более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.

 Рождественские святки - это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился - славите!». Во многих школах и детских садах проходят рождественские утренники. Дети делают вертепы, где показывают историю, которая произошла более двух тысяч лет назад. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!..      Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Рождество Христово является одним из самых красивых христианских праздников. Рождество Христово у восточных христиан

Во всем христианском мире, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. 

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января).

Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» 

Рождественские святки - это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился - славите!» Дети делают вертепы, где показывают историю, которая произошла более двух тысяч лет назад. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, выплывает ангел и возглашает Радостную Весть! Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Muraveva_Svetlana

  1. Урок – праздник «Масленица»

Сцена 1:

(Приветствие, ребята встают в круг и поют песню)

         Песня «Ой, вставали мы ранёшенько»:

  1. Ой, вставали мы ранёшенько,

                            Умывалися белёшенько

Припев:

Пришла к нам масленица!

                                   Принесла блины и маслице.

  1.  Ой, ребята собирайтеся

                             Во наряды наряжайтеся!

Припев.

  1.  Будем вместе хороводы мы водить

                             Надо нам ещё и зиму проводить.

Припев.

  1. Ой, стояли мы у жаркой печи –

                            Выпекали мы блины и калачи.

Припев.

      Педагог: Мир вам, люди добрые – и большим, и малым! Слышите, что нынче делается? То первые капели звенят! То звонкие птичьи голоса звучат! Весна к нам в окошки стучится. Её нынче встречали – а с ней свет, тепло, пробуждение жизни! Встали, ребята, в две шеренги.

         

         Хороводная  песня «Вот уж зимушка проходит»:

  1. Вот уж зимушка проходит,

                  Белоснежная проходит,

                  Люли, люли, проходит – 2р.

  1. Снег и холод прочь уводит,

                  Весну красную приводит,

                  Люли, люли, приводит – 2р.

  1. Встаёт солнышко пораньше,

                  Светит красное подольше,

                  Люли, люли, подольше – 2р.

  1. Тёплый луч на снег бросает,

                  От него снежок растает,

                  Люли, люли, растает – 2р.

  1. Почернеет на дорожках,

                  Побежит ручьём в канавках,

                  Люли, люли, в канавках – 2р.

  1. Прощай, саночки, конёчки,

                  Наши зимние дружочки,

                  Люли, люли, дружочки – 2р.

Чтец:     Собрался народ – во широкий хоровод;

Чтец:     Масленицу отгулять;

Чтец:     Да с зимою провожать!

Чтец:     Весну красную встречать!

                               Пост Великий привечать!

Сцена 2:

Педагог: Масленицу, говорят, гуляем. Пост Великий привечаем! А что же это, честной народ, за время такое  - Масленицей зовётся?

(Слушаем ответы детей)

Верно, Масленица – неделя перед началом Великого поста, когда люди блинками объедаются, маслицем угощаются, гуляют – потешаются!

Чтец:     У древних славян существовал старинный обычай; встречая весну, совершать изгнание Зимы.

Чтец:     И таким обычаем был праздник – Масленица.

Чтец:     Каждый день Масленицы имел своё название:

              понедельник – «Встреча».

Педагог:  В этот день мастерили соломенное чучело, похожее на человека. Это чучело Масленицы возили на санях по деревне. Детвора радостно кричала: «Масленица  приехала». Встали, ребята, по кругу.

            Хороводная песня «Мы Масленицу состречали»:

  1.  Мы Масленицу состречали – 2р.

                     Люли, люли, состречали     – 2р.

  1. На горушке мы побывали – 2р.

                     Люли, люли, побывали     – 2р.

  1.  Наши горушки катливы,

                     Наши девушки игривы,

                    Люли, люли, да игривы – 2р.

  1.  Молодушки все веселые – 2р.

                     Люли, люли, веселые      – 2р.

  1. Стары бабушки ворчиливы – 2р.

                    Люли, люли, ворчиливы      – 2р.

  1. Вы бабушки не ворчите,

                     Дайте Масленицу погуляти,

                    Люли, люли, погуляти – 2р.

Педагог:    Второй день – вторник, назывался «заигрыш». Парни и девушки  катались и с ледяных гор и на санях. Сани украшали цветными лентами, колокольчиками, а ещё веселились, играли в игры и пели в избах весёлые песни да частушки.

          Плясовая  песня «Как на масляной неделе»:

            1.  Как на масляной неделе

                 Со стола блины летели

                 И сметана, и творог –

                 Всё летело под порог.

                            Припев:

                  Эдак-так, да эдак-так

                  Да вот эдак, да вот так.

2. Эх, шире круг,                             3.  Эх, топни нога,

    Рукавички с рук.                               Топни правенькая

    Моя правая нога                               Я плясать пошла,

    Заплясала трепака.                          Хоть и маленькая.

            Припев.                                                Припев.

4. Плясать пойду                       5. Уж я топну ногой,

    По соломушке.                           Да притопну другой.

    Раздайся народ,                         Выходи ко мне (Серёжа)

    По сторонушке.                         Попляши-ка ты со мной.

           Припев.                                                  Припев.

6. Дроби бей, дроби бей            7. Я плясала в три ноги,

    Под ногою воробей.                    Потеряла сапоги,

    Под другою серый гусь,             Оглянулася назад –

    Я плясать-то не боюсь.               Сапоги мои лежат.

            Припев.                                                Припев.

8. Пляши (Андрей)               9. Встал наш (Ваня) на носок

    Не жалей лаптей.                   А потом на пятку

    Сходим, лыка надерём –      Стал он «русскую»  плясать

   Лапти новые сплетём.            А потом вприсядку.

            Припев.                                                   Припев.

                            10. Уж, ух, во весь дух

                                   Попляши (Иван) за двух.

                                   А ты, (Гриша) – пастушок,

                                   Подыграй-ка нам в рожок.

                                               Припев.

 

(Все хором):  Всё!

Сцена 3:

Педагог:  Среда – «лакомка», немыслима Масленица без вкусных, горячих блинов, похожих на жаркое солнышко, которое так все ждали  после холодной зимы.

Чтец:    Как дрова в печи пылают,

               Круглобоки и пышны,

               Гордой шапкой восседают

               Бело-жёлтые блины.

Чтец:  Ой, мамочка, что же ты стоишь? Ты же тесто для  блинков замесила! Как бы твоя квашня по дому не пошла.

Педагог:  Ой, и впрямь – что же я стою? Разговоры разговариваю! Ой! Кабы моя квашня по дому  не пошла! Где моя кадушка? Где моё тесто?

 (Звучит музыка. Дети встают в два круга.)

Педагог:  Ой, в кадушке мало места.

Дети:         «Подымалось наше тесто!

                               Вылезало наше тесто!

                    Убегало наше тесто!»

Педагог:   У меня квашня по избе пошла!

                       Песня - игра «А у нас квашня»:

  1. А у нас квашня по избе пошла

                       Ну да, ну да, ну да ну!

                       По избе пошла.

  1. До дверей дошла – двери выставила!

                       Ну да, ну да, ну да ну!

                       Двери выставила!

  1.  Вот пойду, пойду вдоль по улице гулять

                        Ну да, ну да, ну да ну!

                        Вдоль по улице гулять.

  1. Вдоль по улице гулять – свое тесто догонять.

                       Ну да, ну да, ну да ну!

                      Своё тесто догонять.

Педагог:  (вместе с детьми):  Тесто, тесто - знай своё место.

Педагог: Четверг – «разгуляй четверток», самый разгар праздника!

А в пятницу – «на тёщины вечёрки» - угощали блинами близких родственников и просто знакомых. Садитесь, ребята, рисуем солнышко и блины. Слушаем русскую народную песня «Субботея».

Педагог:  Суббота – «золовкины посиделки» - молодая невестка принимала у себя гостей, родных мужа.                 

Песня «Субботея»:

  1. У нас нонче – субботея,

                  А назавтра – воскресенье.

                  Барыня ты моя, сударыня ты моя.

                  Э-эх! Воскресенье.

  1. А к нам нонче друг Ванюша приходил,

                 Наш Ванюша три кармана приносил.

                 Барыня ты моя, сударыня ты моя.

                  Э-эх! Три кармана.  

  1. Первый карман со деньгами,

                  Другой карман с орехами.

                  Барыня ты моя, сударыня ты моя.

                  Э-эх! С орехами.

  1. Третий карман со изюмом,

                  Третий карман со изюмом.

                  Барыня ты моя, сударыня ты моя.

                  Э-эх! Со изюмом.

Педагог:  Так, так, так.… Погодите, постойте. Скажите – ка, наелись вы блинчиков на масленичной неделе? В понедельник длины ели? Во вторник ели? В среду? В четверг? Ой, это дело опасное. Проверить бы надо – не повредились ли в уме от обжорства.… А то, знаете, как бывает: заплывут мозги маслом и всё… не до ученья. А ну – ка! Послушайте  загадки.

  1. Весной веселит, летом холодит.

           Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

                                                                 

  1.  Маленький, удаленький,

            Сквозь землю пошёл,

            Красну шапочку нашёл.  (Гриб)          

  1.  В лесу у пня суетня, беготня.

           Народ рабочий весь день хлопочет,

            Себе город строит. (Муравейник)                   

Педагог: Давайте прочитаем стихи о празднике.

Чтец:  Пришла Масленица годовая,

            Наша гостья дорогая!

Чтец:   Она пешей к нам не бывает,

             Всё на кониках приезжает,

             Её коники вороные, у них гривы золотые,

              А саночки расписные.

Чтец:  Идёт Масленица по льду,

            Несёт блинов сковороду.

Чтец:  Принимайте молоду –

           Разбирайте по блину!

Чтец: Ты весёлая наша Масленица

           Ты на чём же к нам приехала?

Все хором:   На лошадках, на кареньках.

                                Да на саночках маленьких.

                                Что сама-то под пологом,

                       Рукава долги-то под полозом.

Педагог:  Масленица во двор въезжает,

                   Широкая на двор выступает,

                           А мы, девушки, её встречаем,

                           А мы, красивые, её привечаем

Чтец:  Масленица, погости недельку,

            Широкая, погости другую!

Чтец:  А я, Масленица, солнышка боюсь,

           Я, широкая, тёплого страшусь!

Чтец:  Солнышко то – за морями,

            Тёплое то – за высокими горами.

Чтец:  Солнышко, Солнышко,

             Красное вёдрышко,

             Выгляни за горы,

             Выгляни до вешней поры!

Педагог:  Воскресенье – « прощёный день», просили друг друга прощение. Прощались с Масленицей. Давайте послушаем русскую народную песню «Прощай масленица»

Песня «Прощай, Масленица»:

  1. Раным-рано петухи запели,

Про весну-красну возвестили.

Прощай, прощай, прощай, Масленица! – 2р.

  1. Уж проталины меж снегом зачернели,

С крыш сосульки звонко зазвенели.

Прощай, прощай, прощай, Масленица! – 2р.

  1. Мы весны-красны прихода ожидаем,

С пеньем зимушку провожаем.

Прощай, прощай, прощай, Масленица! – 2р.

Педагог:  Вот мы на Масленицу повеселились, поиграли, а пост нам для того дан, чтобы и душа возрадовалась, к празднику великому приготовилась. Вот послушайте пословицы.

Чтец:      Умеренность – мать здоровья!

Чтец:      Не все за раз – оставь про запас!

Чтец:      Не хлебом душа жива – молитвою!

Чтец:      Не гордись брюхом, смирись духом.

Педагог:  Без смиренья – нет спасенья. С миром пришли, с миром и пойдём. С добрым настроением и бодрым духом проведём последние денёчки масленичной недели. Прощенье друг у друга испросив, в Великий пост вступим.

                                                  Приложение

(Для самостоятельной работы)

Масленица.

      На Масленицу, по народной примете, зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка, со своего хотенья только потеет.masl-d-blin-02

    Встречают Масленицу в феврале или начале марта, а уж февраль солнце на лето поворотит, рассечёт зиму пополам, сам слывёт бокогреем, да таким, что медведю в берлоге бок греет.

    И всё же как зима ни даёт отчаянный бой выезжающей на солнечных лучах молодой весне, после этих дней старая зима наутёк торопится, избегая весны. Вот и день подрастает всё заметнее, стоят оттепели, с крыш льёт капель. Всё ликует на земле, чувствуя приближение весны.

    Поэтому с незапамятных пор слывёт Масленица самым весёлым, разгульным, предвесенним праздником. Ожидая добрый урожай, труженик – земледелец начинал готовиться к предстоящим полевым работам.

    Празднуя Масленицу, он как бы способствовал весеннему и летнему плодородию земли, приближал весну и отодвигал в прошлое зиму, устраивал ей проводы.

    На Масленицу было принято особенно широко веселиться и пировать, вот и прозвали её: «широкая, весёлая, честная, затейливая, сырная».

    На Масленицу – необычайные пиршества, изобилие всяческих яств, всевозможные весёлые развлечения, всё это символизировало благополучие, которое мог принести с собой будущий богатый урожай. К традиционным обычаям относилось приготовление и поедание блинов, форма которых была как бы символическим «знаком» солнца, а так же традиционное катание на лошадях – вокруг деревень.

   Масленица продолжалась целую неделю.

     Встреча её проходила в понедельник. С первой зарёй строили снежные горы, забирались на них, пели масленичные песни и кричали:

«Душа ль ты наша Масленица, перепелиные косточки, бумажное тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широкий двор, на горох кататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться! Приезжай к нам на семидесяти семи санях козырных, на лошадках вороных – к нам не пир пировать, а блины поедать! Слава тебе, барыня Масленица! Слава тебе!»

   Вторник - второй день Масленицы, звался «заигрышным». В этот день начинали собираться игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катание с ледяных гор, воздвигались снежные городки.

Среда – «лакомка», в этот день лакомились масленичными яствами. А детвора обходила дворы, и за исполнение масленичных песен получали от хозяев блины.

Четверг  - слыл разгульным и назывался «широкий четверг», или «разгуляй – четвертог», на него жгли масленичные костры.

Пятница и Суббота были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.

Воскресение – последний день Масленицы – проходил как обычай «Проводы зимы» - сжигалось соломенное чучело, а главное прощёное воскресение – «Прощение друг, у друга испросив, в Великий пост вступим».

        

             

                   

  1. Урок – праздник «Веснянка»

Педагог:  Встречают весну в начале марта, когда прилетают первые весенние птицы – грачи. А коли грачи, прямо на старые гнёзда летят, весна, по старинной примете, будет ранняя. В эти дни бегают деревенские ребята к роще, занятой прошлогодними грачиными гнёздами – «грачей следить». Послушайте загадку:

 Чтец:   Всех перелётных птиц черней,

   Чистит землю от червей,

   Вдоль по пашням мчится вскачь,

   А зовётся птица - … (хором)  Грач!

Педагог: Встали, ребята, по кругу. Споём закличку про птиц.

Все хором:  Грачи летят, на всю Русь кричат,

           Гу-Гу-Гу-у, мы несём весну.

           Журавли летят, на всю Русь кричат,

           Гу-Гу-Гу-у, не догнать нас никому.

Педагог:  Солнце – символ возродившееся весны. В апреле, по старинному преданию, солнце начинало играть на небе, радуясь победе над зимой, происходили «солнечные заигрыши». Рано на зорьке молодёжь выходила на пригорки и холмы – смотреть игру солнца. По народной примете считалось, если семь дней кряду солнце на безоблачном небе – быть красному лету и богатому урожаю.

Хороводная песня «Веснянка».

(Дети встали по кругу)

  1. Ой, бежит ручьём вода, нету снега, нету льда!

Ой, вода – 2 раза. Нету снега, нету льда!

  1. Прилетели журавли и соловушки малы.

Журавли – 2 раза. И соловушки малы.

  1. Мы весняночку поём – Весну красную зовём.

Ой, поём – 2 раза. Весну красную зовём.

Педагог:  Послушайте загадки Весны – красны:

  • Птицы прилетают, почки набухают, солнце пригревает, когда это бывает?     (весной)
  • Скажите, кто на улице поёт весной весь день?

Одну и ту же песенку: «Кап – кап, динь – дон?»  (капель)

Педагог:  А сейчас наш хоровод будет журчать как ручеёк.

Хороводная, игровая песня « Идёт матушка – весна»

(двое детей встали « воротами »)

Идёт матушка – весна, отворяй – ка ворота:

Первым март прошёл, всех детей провёл.

А за ним  - апрель – отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май – сколько хошь теперь гуляй.

Первый раз прощается, второй запрещается, а на третий навсегда закрываем ворота.

(дети опускают руки и пойманные дети становятся «воротами»)

Педагог:  Все дети встают в две шеренги. Хоровод «стенка на стенку».

Хороводная песня «Вот уж зимушка проходит»

  1. Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит.

Люли, люли проходит – 2 раза.

  1. Снег и холод прочь уводит, весну красную приводит.

Люли, люли приводит – 2 раза.

  1. Встаёт солнышко пораньше, светит красное подольше.

Люли, люли подольше – 2 раза.

  1. Тёплый луч на снег бросает, от него снежок растает

Люли, люли растает – 2 раза.

  1. Почернеет на дорожках, побежит ручьём в канавках

Люли, люли в канавках – 2 раза.

  1. Прощай, саночки, конёчки, наши зимние дружочки.

Люли, люли дружочки – 2 раза.

Педагог: Дождь с незапамятных времён олицетворялся в природе с плодородием. Древний земледелец видел зависимость урожая от того – прольёт ли дождь вовремя, напоит ли землю. Прочитаем стихи про дождь.

  • Дождик лей, лей, лей,

                            Будет травка зеленей,

                            Вырастут цветочки,

                            На зелёненьком лужочке.

  • Туча, туча, дождь не прячь,

                           Лейся, дождик, дам калач!

  • Дождик, лей! Дождик лей!

                          На меня и на людей.

Чтец:  С просьбой прекратить зарядивший в ненастье дождь – дети обращались к радуге. Прочитаем стихи о радуге.

  • Радуга – дуга, принеси дождя!

    Нам по ложечке,

    Медведю по плошке,

   Серому волку – по целому ведёрку!

  • Пала радуга – дуга,

    На зелёные луга,

    На холодную водицу,

   На шелковую травицу.

  • Радуга – дуга!

    Не пей нашу воду

   Перекинься на колоду!

Педагог:  Ну, что ж! давайте Весну звать –  закликать!

Чтец:  Весна! Приди! Землю от сна пробуди!

Чтец: Солнышко – солнце, плесни, Весна, в оконце!

Чтец: Приди, Весна с радостью

          Приди с Божьей милостью:

          С рожью зернистою

С пшеницей золотистою.

Чтец:  Приди, Весна с Божьей милостью!

  С красной калиной,

  Со сладкою малиной,

  С солнцем ясным,

  С Пасхой красной!

Все вместе:  Приди Весна, буди землю ото сна!

Педагог:  Давайте споём закличку на простой мотив:        

                          Нам, зиму провожать,

                Весну – красну закликать.

                               Гу – у.

                С солнышком, с цветами,

                С песнями с журавлями!

                                 Гу – у.

                Побежит кругом вода,

                Растает снег, не будет льда.

                                 Гу – у.

Педагог:  Полно, беленький снежок, на талой земле лежать.

       Время, беленький снежок, тебе таять, пропадать.

       Во долину стекать и сыру землю питать.

Педагог: Давайте запишем пословицы и поговорки о природе, послушаем пьесы «Март» и «Апрель» П.И.Чайковского «Времена года».

Пословицы и поговорки о природе:

  • Много снега – много хлеба.
  • Вода с гор потекла – весну принесла.
  • Апрель с водой, май с травой.
  • Май, май, да шубу не снимай.
  • Жаворонки, прилетите – красно лето принесите.
  • Землю красит солнце – а человека труд.

Приложение

(Для самостоятельной работы)

Встречаем весну.

Есть много песенок-приговорок, посвященных весне, например:

Весна-красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
                                              На овсяном снопочке.
                                              Ржаном колесочке!
                                                                      Весна-красна! Что ты нам принесла?
                                                                       Красное летечко!

       Дети, забираясь на солнечные пригорки, залезая на крыши домов, прямо на резные коньки весело распевали весенние заклички:

Весна, весна красная! 
Приди, весна, с радостью, 
С великой милостью, 
Со льном высоким, 
С корнем глубоким, 
С хлебом обильным.

Будем песней закликать весну:

«Нам зиму провожать, весну – красну закликать.         Гу-у-у!

С солнышком, с цветами, с песнями, с журавлями.         Гу-у-у!

Побежит кругом вода, растает снег, не будет льда.  Гу-у-у!»

Споём закличку про солнышко:

«Солнышко – 2 р. красное вёдрышко, где твои детки, сидят на загнетке,

Лепёшки валяют, тебя дожидают. Солнышко – 2 р. красное вёдрышко»

  • Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей.

И в овраге звонко льётся разговорчивый ручей.

После зимней тишины, после стужи зимней,

Из – за гор, из – за морей прилетают птицы.

      В эти весенние дни бегают деревенские ребята к роще, занятой прошлогодними грачиными гнёздами – «грачей следить».

Споём закличку про птичек:

«Ой, кулики, жаворонушки, прилетайте к нам в одонушки,

летел кулик из- за моря, принёс кулик девять замков,

кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну, тёпло летечко»

      Жаворонок – предвестник весны. Они могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, находилась недосягаемая для человека обитель духов – покровителей. Поэтому эта птица является символом добра и счастья.

Жаворонки – жаворонушки, прилетите к нам!

Принесите лето тёплое, лето красное. Прилетают птицы.

Лета дорогого, с сохой, бороной

И с кобылой вороной.

Жаворонки – жаворонушки, летите из – за моря,

Несите здоровья! Кому крошку, кому ложку,

А мне – целую лепёшку!

      Преображение природы связывали с солнцем и дождем. Весной  ребятишки призывали на землю дождик, манили солнечный жар:

Солнышко, ведрышко! 
Выгляни в окошко: 
Посыплю горошку.

Дни за днями бегут 
В красненьких сапожках, 
В беленьких чулочках. 
Твои детки плачут, 
Пить, есть хотят.

Дождик, дождик, пуще! 
Дадим тебе гущи; 
Дождик, дождик, пуще — 
Дай хлеба гуще!

Дождичек, роси, роси, 
Девушка, расти, расти!

Я у Бога сирота, 
Отпираю ворота 
Ключиком, замочком, 
Золотым платочком.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей. –  М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2006.
  2. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. –  М.: «ВАКО», 2006.
  3. Картушина М.Ю. Народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,  2007.
  4. Тарасова Т., Хрестоматия (по программе Гармония). – М.: Центр «Гармония», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival"

Методическая разработка открытого урока-праздника на английском языке для 4 класса  "Autumn Festival". Урок можно просести в рамках недели английского языка. Урок разработан в форме сор...

Методическая разработка.Урок-праздник "До, свидания, 1 класс".

В данном материале содержится урок-праздник, который можно провести в конце 1 класса....

Методическая разработка урока - праздника "Путешествие в Страну Знаний"

Урок - праздник "Путешествие в Страну Знаний" - запоминающееся яркое событие! Тут и игры, и весёлые задачи. и занимательные конкурсы, и даже лепка из солёного теста своего колобка...Детей ждёт увлекат...

Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе "Зимний праздник"

Добрый день, уважаемые коллеги! Данный урок возможно провести с 1 по 4 классы, облегчая или усложняя задания с учётом развития художественных навыков детей и  их возвастных особенностей развития....

Методическая разработка урока - праздника « Прощай, букварь!»

Заключительный урок по обучению грамоте, проходящий в  нетрадиционной форме, напрвленный на обощение знаний воспитанников о звуках и буквах русского  языка....

Методическая разработка урока-праздника «Американский праздник Halloween»

Урок-праздник «Американский праздник Halloween» является заключительным уроком первой четверти. На подготовительном этапе урока учащиеся вспоминают лексику, связанную с темой урока и уже и...