Рабочая программа "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Надежда Александровна Балашова

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx63.27 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ловецкая средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ"Ловецкая средняя общеобразовательная школа"

Сорокина Л.А.

Приказ №161

от "01" сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2143261)

учебного предмета

«Окружающий мир»

для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Балашова Надежда Александровна

учитель начальных классов

г.о. Луховицы 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе.

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета.
  • Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности.
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового

культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.

  • Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,

«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса

«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;
  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,

«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 66 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и общество

Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.

Человек и природа

Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.

Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
  • на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
  • различать символы РФ;
  • различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
  • группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);
  • различать прошлое, настоящее, будущее.

Работа с информацией:

  • различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
  • читать информацию, представленную в схеме, таблице;
  • используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
  • соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
  • понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
  • понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);
  • понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
  1. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;
  2. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
  3. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
  4. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);
  5. описывать современные события от имени их участника.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
  • контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;
  • оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Совместная деятельность:

  • строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
  • проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;
  • определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. Базовые логические действия:
  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
  1. Базовые исследовательские действия:
  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
  1. Работа с информацией:
  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Самоорганизация:
  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
  1. Самоконтроль:
  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
  1. Самооценка:
  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
  • ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

  • находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
  • распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
  • приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;

важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;

  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
  • приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
  • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
  • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
  • ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу;
  • создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
  • соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
  • соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
  • соблюдать режим дня и питания;
  • безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет;
  • безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и общество.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.

1

0

0

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

Устный опрос;

Государственные символы России, символика своего региона.

1

0

0

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

Устный опрос;

Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы.

2

0

1

Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу»; Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»;

Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург, наш регион на карте РФ;

Устный опрос; Практическая работа;

Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.

1

0

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках;

Устный опрос; Практическая работа;

Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники.

1

0

Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках;

Устный опрос; Практическая работа; Тестирование;

Родной край, его природные и культурные достопримечательности.

2

0

0

Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации);

Устный опрос;

Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте.

1

0

0

Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации);

Устный опрос;

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

3

0

1

Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»;

Дидактическая игра по теме

«Профессии города и села»;

Устный опрос; Практическая работа;

Семья коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции.

1

0

Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых;

Практическая работа по теме

«Составление схемы родословного древа семьи»;

Устный опрос; Практическая работа;

Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.

1

0

0

Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых;

Практическая работа по теме

«Составление схемы родословного древа семьи»;

Устный опрос;

Правила культурного поведения в общественных местах.

2

0

0

Учебный диалог по теме «Оцени себя

— умеешь ли ты сдерживать эмоции?»;

Устный опрос; Тестирование;

Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению

и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.

2

1

0

Учебный диалог по теме «Оцени себя

  • умеешь ли ты сдерживать эмоции?»; Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям;

Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый

  • жадный, смелый — трусливый, правдивый — лживый и др.);

Устный опрос; Контрольная работа;

Итого по разделу

18

Раздел 2. Человек и природа.

Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.

6

0

1

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;

Практическая работа с глобусом;

Устный опрос; Практическая работа; Тестирование;

Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.

2

0

0

Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;

Практическая работа с глобусом; Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле;

Устный опрос;

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

2

0

1

Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав;

Игра-соревнование по теме «Кто больше вспомнит названий деревьев»; Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам;

Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные;

Практическая работа по теме

«Рассматривание растений, обсуждение условий благополучного роста и развития растения»;

Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме

«Каким бывает растение в разные сезоны»;

Устный опрос; Практическая работа; Тестирование;

Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения).

2

0

1

Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»; Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно»;

Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни животных для других групп;

Устный опрос; Практическая работа; Тестирование;

Мир животных (фауна).

3

0

1

Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»; Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно»;

Устный опрос; Практическая работа; Тестирование;

Дикорастущие и культурные растения.

2

0

1

Игра-соревнование по теме «Кто больше вспомнит названий деревьев»; Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам;

Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные;

Устный опрос; Практическая работа;

Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.

1

0

Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме

«Каким бывает растение в разные сезоны»;

Устный опрос; Практическая работа;

Сезонная жизнь животных.

1

0

Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно»;

Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме

«Как живут животные в разные времена года»;

Ролевая игра по теме «Собрание в лесу

— кто как готовится к зиме»;

Устный опрос; Практическая работа;

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

2

0

Учебный диалог по теме «Что такое Красная книга?»;

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Растения и животные Красной книги»;

Рассказ учителя: «Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу»;

Устный опрос; Практическая работа;

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

2

0

Коллективное составление памятки по теме «Правила поведения в заповедных местах»;

Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном;

Устный опрос; Практическая работа;

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности.

2

0

1

Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»;

Устный опрос; Практическая работа;

Изображения Земли: глобус, карта, план.

4

0

Практическая работа с глобусом; Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»;

Устный опрос; Практическая работа;

Карта мира. Материки, океаны.

5

1

1

Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»;

Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа;

Итого по разделу

34

Раздел 3. Правила безопасной жизни.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).

2

0

0

Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»;

Устный опрос;

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

2

0

Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»;

Устный опрос; Практическая работа;

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории).

3

0

Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»;

Анализ дорожных ситуаций.; Практическая работа по теме «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя»;

Устный опрос; Практическая работа;

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи.

3

0

0

Анализ дорожных ситуаций.; Работа в паре: соотнесение изображений и названий дорожных знаков;

Практическая работа по теме «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя»; Обсуждение с опорой на иллюстрации потенциальных опасностей бытовых предметов и ситуаций;

Беседа по теме «Правила поведения в общественном транспорте»;

Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование;

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

4

1

0

Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»;

Письменный контроль; Контрольная работа;

Итого по разделу

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

3

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...