Рабочая программа "Шахматы"
рабочая программа (2 класс)

Мутагирова Гулия Наилевна

Рабочая программа "Шахматы" 2-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx77.89 КБ

Предварительный просмотр:

  МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

       

       

                         «Принято»

                                                                                        Педагогическим советом

                                                                                        протокол от  16.08.2018г.№1

                                                                              Введено приказом от 16.08.2018г. №___

                                                                              Директор МБОУ «Бетькинская СОШ»

___________   Шагимарданова Р.А.

Подпись              Ф.И.О.

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Шахматы»

 для 2-4  классов,

Составитель: Мутагирова Гулия Наилевна, учитель начальных классов,

I квалификационная категория

«Согласовано»

Заместитель директора________ ____________________ от_________2018 г.

                                         Подпись                Ф.И.О.

«Рассмотрено

на заседании МО, протокол от____2018 г. №____

Руководитель МО ________ ________________________ от_________2018 г.

                                 Подпись                Ф.И.О.

Тукаевский район

2018 г

Планируемые результаты изучения предмета (внеурочная деятельность по ФГОС)*

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик

научится

Ученик получит возможность научиться

2 класс

1.Шахматная доска.

использовать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья

ориентироваться на шахматной доске

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

2. Шахматные фигуры.

определять  названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса

3. Начальная расстановка фигур.

правильно расставлять фигуры

правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой

4.Ходы и взятие фигур.

правилам  хода и взятия каждой фигуры

различать горизонталь, вертикаль, диагональ

5.Цели шахматной партии.

правилам шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка

рокировать,

объявлять шах; ставить  мат, решать элементарные задачи на мат в один ход

6.Игра всеми фигурами из начального положения.

правильно начинать шахматную партию

играть всеми фигурами

3 класс

1.Краткая история шахмат.

рассказывать историю шахмат, использовать шахматные правила FIDE

записывать шахматную партию

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

2.Шахматная нотация.

 использовать обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур

правильно вести себя за доской

3.Ценность шахматных фигур.

различать ценность шахматных фигур, сравнивать силу фигур

записывать шахматную партию

4.Техника матования одинокого короля.

осваивать технику матования одинокого короля

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей

5.Достижение мата без жертвы материала.

осваивать учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры).

проводить элементарные комбинации

6.Шахматная комбинация.

достигать мат путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения

проводить элементарные комбинации.

4 класс

1.Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

принципы игры в дебюте, основные тактические приемы

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

2.Основы дебюта.

что означает термин дебют

находить несложные тактические удары и проводить комбинации

3.Основы миттельшпиля.

что означает термин миттельшпиля

точно разыгрывать простейшие окончания

4.Основы эндшпиля.

что означает термин эндшпиль

находить несложные тактические удары и проводить комбинации

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

2 класс

1.Шахматная доска.

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

2

2. Шахматные фигуры.

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

2

3. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

1

4.Ходы и взятие фигур.

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

16

5.Цели шахматной партии.

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

9

6.Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. 

4

Итого

34

3 класс

1.Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. 

3

2.Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

2

3.Ценность шахматных фигур.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

4

4.Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

4

5.Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

3

6.Шахматная комбинация.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

18

Итого

34

4 класс

1.Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.

3

2.Основы дебюта.

Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Принципы игры в дебюте: 

  1. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».
  2. Борьба за центр.
  3. Безопасная позиция короля. Значение рокировки. 
  4. Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
    Классификация дебютов.

11

3.Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

10

4.Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

10

Итого

34

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности ФГОС

№п/п

Название разделов

Тема занятий

Количество часов

Основные формы  организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

План

факт

2 класс

1

Шахматная доска.

2

Знакомство с шахматной доской

1

Беседа

Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами

Шахматная доска

1

Инсценировка сказки, беседа, дидактические игры

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

2

Шахматные фигуры.

2

Знакомство с шахматными фигурами

1

Беседа

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

Знакомство с шахматными фигурами

1

Беседа, дидактические задания

3

Начальная расстановка фигур.

1

Начальное положение

1

Практическая работа, наблюдение, дидактические игры

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

4

Ходы и взятие фигур.

16

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1

Опрос, наблюдение, практическая работа

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Ладья в игре.

1

Дидактические задания и игры

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1

Практическая работа

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Слон в игре.

1

Практическая работа, дидактические игры

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

Ладья против слона.

1

Практическая работа, дидактические игры

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

1

Практическая работа, опрос

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Ферзь в игре.

1

Дидактические игры, беседа

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Ферзь против ладьи и слона.

1

Дидактические задания

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

1

Практическая работа

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Конь в игре.

1

Дидактические задания и игры

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

Конь против ферзя, ладьи слона.

1

Наблюдение, дидактические игры

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Знакомство с пешкой.

1

Практическая работа, беседа

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

Пешка в игре.

1

Дидактические игры

Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Обсуждение ситуаций

Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1

Беседа, наблюдение

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

Король против других фигур.

1

Дидактические игры

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

5

Цели шахматной партии.

9

Шах.

1

Практическая работа, дидактическая игра

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

Шах.

1

Практическая работа

Мат.

1

Практическая работа

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

Мат

1

Опрос, наблюдение, игры

Ставим мат.

1

Беседа, практическая работа

Ставим мат.

1

Беседа, дидактическая игра

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Ничья, пат.

1

Круглый стол, дидактическое задание

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

Рокировка.

1

Наблюдение, беседа

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Рокировка.

1

Дидактическое задание

6

Шахматная комбинация.

4

Шахматная партия.

1

Игры

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Шахматная партия.

1

Демонстрация партий

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

Повторение программного материала.

1

Повторение, игра всеми фигурами

Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.

Повторение программного материала.

1

Повторение, игра всеми фигурами

3 класс

1

Краткая история шахмат.

3

Повторение изученного материала.

1

Беседа, просмотр мультфильма

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.  Шах, мат, пат. Начальное положение.  Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Повторение изученного материала.

1

Практическая работа

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.

Краткая история шахмат.

1

Беседа

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира  по шахматам. Игровая практика.

2

Шахматная нотация.

2

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

Беседа, дидактические игры

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на е2».

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

Практическая работа

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая  и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

3

Ценность шахматных фигур.

4

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

Беседа, дидактические игры и задания

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

Наблюдение, практическая работа

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1

Беседа, наблюдение

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя).  Игровая практика.

Ценность шахматных фигур. Защита.

1

Практическая работа

Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

4

Техника матования одинокого короля.

4

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1

Практическая работа, игры

Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1

Беседа, игровая практика

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

1

Практическая работа, дидактические задания

Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

1

Обсуждение ситуаций

Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

5

Достижение мата без жертвы материала.

3

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

Наблюдение, практическая работа

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  

1

Практическое занятие, игры

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

Игровая практика

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

6

Шахматная комбинация.

18

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

1

Игровая практика

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

Игровая практика, беседа

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема блокировки.  

1

Игровая практика

Матовые комбинации. Тема блокировки.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

Беседа, практическая работа

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1

Дидактические игры

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

1

Игровая практика

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

Круглый стол

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  

1

Разбор ситуаций

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

1

Практическое занятие, наблюдение

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  

1

Игровая практика

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  Дидактические игры и задания «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  

1

Игровая практика

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

1

Беседа, игровая практика

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.  Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

1

Дидактические игры и задания

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.  Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

Типичные комбинации в дебюте.

1

Игровая практика

Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

Беседа

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.

Повторение программного материала

1

Игровая практика

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

Повторение программного материала

1

Игровая практика

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

Повторение программного материала

1

Игровая практика

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

4 класс

1

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

3

Шахматная партия.

1

Просмотр мульфильма, беседа, опрос

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Правила и законы дебюта.

1

Беседа

Дебютные ошибки.

1

Практическое занятие

2

Основы дебюта.

11

Двух- и трехходовые партии.

1

Дидактическое задание

Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).

Решение задания “Мат в 1 ход”

1

Беседа

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

Дидактические задания

Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

        

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

1

Дидактические задания

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1

Дидактические задания

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

1

Дидактические задания, беседа

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

1

Дидактические задания

Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1

Дидактические задания

Дидактическое задание “Выведи фигуру”.

 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

1

Дидактические задания, беседа

Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.

Связка в дебюте. Полная и неполная связка

1

Дидактические задания

Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

Дидактические задания, игровая практика

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

3

Основы миттельшпиля.

10

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1

Дидактические задания

Дидактическое задание “Выигрыш материала

Игровая практика

1

Игровая практика

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1

Беседа, наблюдение

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

1

Игровая практика

Решение задания “Выигрыш материала”.

1

Опрос, беседа

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

1

Дидактические задания

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

1

Игровая практика

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

1

Игровая практика

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

1

Игровая практика

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

1

Игровая практика, дидактическое задание

Дидактическое задание “Сделай ничью”.

4

Основы эндшпиля.

10

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

1

Игровая практика, дидактические задания

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

1

Беседа, наблюдение

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

1

Дидактические задания

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.

1

Дидактическое задание, беседа

Дидактическое задание “Квадрат”.

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

1

Дидактические задания

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

1

Дидактические задания, беседа

Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

1

Наблюдение, беседа

Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

Повторение программного материала. Решение заданий

1

Повторение

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

Повторение программного материала. Решение заданий

1

Повторение программного материала. Решение заданий

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...