Рабочая программа "ЗАниматика"
рабочая программа (1 класс)
Программа дополнительного курса по математике, занимательная математика расчитана на развитие познавательнх процессов обучающихся 1 классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Данные УО, а так же школы
Программа рассмотрена на научно-методическом совете Протокол № _____ от ______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор Лицея им. Г.Ф. Атякшева ___________________/ ИОФ приказ № ______ от _____________ |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Заниматика» |
(название курса) |
7-8 лет |
(возраст детей) |
4 академических часа |
(количество часов, отводимых на реализацию программы) Красноперова Д.К, учитель начальных классов |
(Ф.И.О, должность педагога, составившего программу) |
г.Югорск
2023
СодержаниеI. Комплекс основных характеристик программы 3
1.2. Цель и задачи программы 8
1.4. Планируемые результаты освоения программы 12
II. Комплекс организационно-педагогических условий 13
2.2 Формы аттестации (контроля) 15
Список рекомендуемой литературы 18
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы
Курс «Заниматика» направлен на решение практической задачи – воспитание человека, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.
Актуальность программы
Ценность программы заключается в том, что Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Преподавание данного учебного курса «Занимательная математика» строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач и заданий не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи и задания, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Отличительные особенности программы
Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас.
В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны:
-уроки - исследования, -ролевые игры, -уроки - путешествия, -уроки -праздники, -уроки - сказки, -устные журналы.
-практические работы - изготовление наглядных пособий.
-игры (интерес и игра — вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на уроке).
-обсуждение заданий по дополнительной литературе.
-доклады учеников.
Адресат программы
Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся школьного возраста 8-10 лет наполняемостью группы до 12 человек.
Объем и срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы – 4 часа.
Форма обучения - очная, форма занятий - групповая.
Формы организации образовательного процесса
Программа основана на проведении комбинированных занятий: теоретических и практических частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда ребята слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами;
- фронтальная, когда дети синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда учащиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Опора на различные виды деятельности при реализации программы «Заниматика», особенности содержания определяют выбор следующих форм организации образовательного процесса:
- учебные занятия (основа – познавательная деятельность),
-рассказ-показ с применением наглядных пособий (видеоматериалов, презентаций),
- учебная беседа,
- тренинговые упражнения,
- самостоятельная работа.
Самостоятельная работа осуществляется в таких формах, как:
- групповое самообучение,
- самоорганизующийся коллектив,
- Работа в режиме on-line.
Индивидуальные консультации в режиме on-line позволяют оперативно оказывать индивидуальную помощь учащимся по освоению отдельных тем программы.
Основные методы обучения
В образовательной программе «Заниматика» используются следующие методы обучения:
- креативные методы (создание личного образовательного продукта),
- «мозговой штурм» (сбор большего числа идей),
- метод планирования (планирование образовательной деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую работу),
- метод контроля (образовательный продукт оценивается по степени отличия от заданного),
- метод рефлексии (формулировка способов деятельности, проблем, путей их решения и полученных результатов).
- метод самооценки.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут, соответствует санитарным требованиям
Нормативно-правовые документы.
Программа «Заниматика» рассчитана на детей 8-10 лет и составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 – оз «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры»;
- Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09 ноября 2018 г. № 196;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ (письмо от 18.11.2015 № 09 – 3242);
- Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);
- Лицензией на право ведения образовательной деятельности в МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»;
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей им. Г.Ф. Атякшева».
1.2. Цель и задачи программы
Цели курса:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Курс призван способствовать решению следующих задач:
-учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
-обеспечить усвоение ими программного материала, - ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики,
-раскрыть приложения математики на практике.
Планируемые результаты изучения учебного курса «Заниматика»
В результате обучающиеся:
-научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
-овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
-научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, -приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
-научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; накопят опыт решения текстовых задач;
-познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
-приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
1.3. Содержание программы
Общее количество часов – 8 часов.
Учебный план
№ п/п | Название раздел, темы | Количество часов | Формы контроля |
1. | Логические цепочки. Занимательная геометрия | 1 | Опрос, рефлексия |
2. | Магические квадраты. Танграм. Нестандартные задачи | 1 | Рефлексия |
3. | Ребусы с предлогами и числами. Дерево возможностей. | 1 | Рефлексия |
4 | Шифровальщики. Задачи комбинаторного типа. Интеллектуальный аукцион | 1 | Рефлексия. Опрос |
ИТОГО | 4 |
Содержание учебно-тематического плана
- Логические цепочки. Занимательная геометрия . Элементарные геометрические представления у младших школьников, система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.
- Магические квадраты. Несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел. Алгоритм работы с «магическими квадратами»
- Танграм. История «танграм», работа с танграм.
- Ребусы с предлогами и числами. Знакомство с математическими ребусами, выполнение заданий ребусов, составление ребусов в группе и индивидуально.
- Шифровальщики. Решение заданий и задач с применением шифрования.
- Задачи комбинаторного типа. Знакомство с особенностями и способами решения комбинаторных задач.
- Нестандартные задачи. Решение нестандартных олимпиадных задач.
- Дерево возможностей. Интеллектуальный аукцион. Олимпиада. Самостоятельное решение заданий и задач, пройденных в курсе.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение проявлять в работе инициативу.
Метапредметные: иметь представления о создании и ведении блога в сети Интернет.
Предметные: учащийся знает основные понятия, связанные с созданием и ведением блога в сети Интернет.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся в процесс освоения программы приобретают следующие качества:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения данного курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану (алгоритму, по программе действий) сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Название раздел, темы | Количество часов | Дата | Форма занятия | Формы контроля | Место проведения |
1. | Логические цепочки. Занимательная геометрия | 1 | 23.11 | комбинированная | Опрос, рефлексия | Лицей им. Г.Ф. Атякшева |
2. | Магические квадраты. Танграм. Нестандартные задачи | 1 | 30.11 | комбинированная | Рефлексия | Лицей им. Г.Ф. Атякшева |
3. | Ребусы с предлогами и числами. Дерево возможностей. | 1 | 7.12 | комбинированная | Рефлексия | Лицей им. Г.Ф. Атякшева |
4 | Шифровальщики. Задачи комбинаторного типа. Интеллектуальный аукцион | 1 | 14.12 | комбинированная | Опрос. Рефлексия. | Лицей им. Г.Ф. Атякшева |
ИТОГО | 4 |
- . Условия реализации.
Материально-технические условия реализации программы.
Для успешной реализации программы «Заниматика» необходимо помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения материалов, литературы и наглядных пособий.
Средство обучения | Количество единиц на группу | Степень использования (в % от продолжительности программы) |
Мультимедийный проектор | 1 | 100% |
Компьютер преподавателя | 1 | 100% |
Мобильная магнитная доска для учебной аудитории | 1 | 50% |
Видеокамера | 1 | 100% |
Наглядный материал макеты геометрических фигур | 20% | |
Оборудование, приборы линейка | 11 | 100% |
циркуль | 11 | 20% |
таблица разрядов | 1 | 100% |
математические карточки | 11 | 30% |
Информационное обеспечение.
Аппаратные средства:
- компьютер,
- клавиатура и мышь,
- проектор, экран,
- выход в глобальную сеть Интернет.
Кадровое обеспечение.
Педагог с высшим образованием, квалификационная категория высшая.
- Формы аттестации (контроля)
Формы проверки результатов:
- предварительный метод (анкетирование, диагностика, наблюдение, опрос).
- текущий метод (наблюдение, ведение таблицы результатов).
Индивидуальная устная/письменная проверка; фронтальный опрос, беседа; межгрупповые соревнования.
Формы контроля (традиционные):, соревнования, открытые занятия, олимпиады, выставки.
2.4 Оценочные материалы
Диагностика и мониторинг уровня обучения, личностного развития и воспитанности учащихся.
В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение диагностических исследований учащихся.
В мониторинге уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им дополнительной программы.
Оценка результатов выставляется по трехбалльной шкале:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балла – низкий уровень.
Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику уровня обучения и личностного развития детей, занимающихся в объединении, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в программу.
Методические материалы
Особенности образовательного процесса
Образовательный процесс по программе организуется в очной форме. Методы обучения
- Методы обучения по уровню активности детей: активные (работа с технологической картой, книгой); пассивные (рассказ, объяснение, демонстрация).
- Методы по уровню включения в творческую деятельность: объяснительно-иллюстративные; репродуктивный; частично-поисковый.
Формы организации образовательного процесса
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Основная форма работы фронтальная, но также необходимо организовать обучение по группам с тем, чтобы осуществить индивидуальный подход к детям.
- Фронтальная: просмотр видеороликов; участие в обсуждениях; предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному.
- Групповая: выполнение творческого задания;
- Индивидуальная: выполнение практических заданий.
Список рекомендуемой литературы
1)Лысова О.В. Сказочные задачи: 1 класс.//Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып.20. – М: Чистые пруды, 2008.
2)Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2002.
Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). – М: Знание, 1993.
3)Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса четырёхлетней начальной школы. - М: Просвещение, 1987.
4)Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей.- М: Просвещение, 1975.
5)Игнатьев В.А. Сборник арифметических задач повышенной трудности. - М: Просвещение, 1968.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дополнительная литература для учителя и учащихся.
1)Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.
2)Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
3)Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. Москва, «Контекст», 1995.
4)Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы, Волгоград, «Учитель», 2008.
5)Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002.
6)Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Москва, «Академкнига/Учебник», 2002.
7)Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004.
8)Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. Санкт- Петербург, «Лань», 1995 .
9)Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004.
10)Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.
11)«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика, как подружиться с математикой (для занятий с детьми младшего и среднего возраста). Москва, « Амрита-Русь», 2004 г.
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников
Интернет ресурсы:
http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал
Портал Внеурока.ru ( http://vneuroka.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
