Урок русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тема урока "Многозначные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx88.93 КБ
Файл prezentaciya1.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 «Однозначные и многозначные слова»

2 класс

 

Тип урока: изучение нового материала.                                                                                       Учитель: Соловьева Е.В.

Средства реализации УУД:  проблемно-диалогическая технология, организация работы в парах, методический аппарат учебника.

Задачи урока:

  1. Познавательная: сообщить о многозначных и однозначных словах.
  2. Практическая:  учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;

                               приобретение навыков работы со словарём.

 3.Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.

 4. Воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному  языку, вызвать интерес к урокам  русского

                                 языка.

 5.  Развивать внимание, образное мышление, языковую   культуру, умение сравнивать и анализировать.

В результате:  

  1. ученики должны знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова,
  2. способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;
  3. знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.

Уметь:

  1. распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;
  2. находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;
  3. находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением;
  4.  определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова;

Оборудование: мулитимедийный проектор, компьютер, презентация «Однозначные и многозначные слова».

Программа «Перспектива»

Учебник и пособия:   Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» 2 класс, изд. «Просвещение»; «Универсальный словарь русского языка» (начальная школа), изд. «АСТ-ПРЕСС», электронного приложение к учебнику русского языка                                  

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок у нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Вижу, класс наш, хоть куда.

И урок начать пора.

2. Мотивация.

Сегодня понедельник, а значит, все вы полны сил и энергии начать урок русского языка.

Какое у вас настроение?

Замечательно. Поделитесь своим хорошим настроением с  гостями. Поздоровайтесь с ними.

  1. Чистописание

Начинаем урок, как обычно, с минутки чистописания.

Отгадайте, какую букву мы будем писать.

Эта буква широка

И похожа на жука.                          (Буква Ж)

Какое опасное сочетание с данной буквой встречается в русском языке?

                                                                                                               (жи-ши)

Жж  жи

Запишем слова, начинающиеся с согласной Ж.

(на доске)

жеребёнок      жираф        журавль

Что общего у слов? (животные)

Какое слово может быть лишним? Почему?

Объясните значение записанных слов.

(дети объясняют слова – жеребёнок и жираф, учитель вывешивает картинки на доску). Если у слова одно значение, значит оно – однозначное.

Ой, ребята! Слово осталось одно, а картинок – две.

  1. Формулирование учащимися темы и целей урока.

Посмотрите на оставшиеся картинки. Может ли такое быть?

Какое слово вызвало сомнение? Где можно узнать значение слов?

(толковый словарь)

Работа с толковым словарем стр.224.

Прочитайте, какое значение имеет слово журавль.

Что заметили?

(слово – одно, а значений – два)

Как называются такие слова в русском языке? (многозначные)

Сформулируйте тему нашего урока.

«Многозначные слова»

Какую цель поставим перед собой? (научиться различать многозначные слова и растолковывать их лексическое значение)

5. Новый материал

Растолкуйте, что значит многозначные слова?

Какие вы знаете многозначные слова? Запишем слова, выделяя орфограммы.

(звезда, лисички, кран, ручка, ключ, кисть, нос, коса, лук, иголки и т.д.)

Какие же слова называются многозначными?

6. Закрепление знаний и способов действий.

Прочитайте стихотворение, найдите многозначное слова:

Говорят,

На быках

Мосты стоят!

Вот он, мост,

Под ним река –

Ни единого быка!..

НЕ пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или все до одного

Убежали в поле

От нелегкого труда?

Ну а мост на чём тогда?                                        А. Шибаев.

- Почему участники диалога не могут понять друг друга?

(В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора моста»,

Составьте и запишите предложение со словом бык. Можно использовать разные значения этого слова.

(проверка)

Физминутка.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Среди многозначных слов есть и словарные. Отгадайте, что это за слово.

Всегда во рту,

А не проглотишь.                         (язык)

Какие значения есть у этого слова?

8. Работа в парах.

Поработаем в парах.

Прочитаете предложение, объясните значение слова «язык» и подберите соответствующую картинку. Впишите в окошко номер картинки.

Языки пламени лизали березовые дрова.

Врач попросил Кирилла показать язык.

Настя купила в кондитерском магазине язычок.

В глубине океана медленно плывёт морской язык.

  1.                2.                3.               4.

(проверка на доске)

Запишите любое предложение в тетрадь.

9. Контроль и проверка знаний.

Для чего человек использует многозначные слова?

Послушаем профессора Самоварова.

(электронное приложение)

А сейчас проверим свои знания по новой теме.

(проверочная работа)

10. Итог урока.

Чтобы знания были впрок,

Давайте кратко повторим урок!

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?

Дома поработайте с многозначными словами, выполнив упр.28 стр.21. 

11. Рефлексия.

-Что больше всего понравилось на уроке?

- Мне было приятно работать с вами. Вы сегодня молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

03.02.2013 3

Слайд 4

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (много значений) 03.02.2013 4

Слайд 5

Говорят, На быках Мосты стоят! Вот он, мост, Под ним река – Ни единого быка!.. Не пойму я ничего: Утонули, что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелегкого труда? Ну а мост на чём тогда? 03.02.2013 5

Слайд 6

Я зыки пламени л и зали б е рёзовые др о ва . Врач п о пр о сил К ири лл а п о к а зат ь я зык. На ст я купила в к о ндит е рском м а г а зине я зычок. В глубине о к е ана медл енно плывёт м о рской я зык. 03.02.2013 6

Слайд 7

Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок ! - Какие слова мы называем однозначными ? - Какие слова мы называем многозначными? - Где мы можем узнать значение слова? 03.02.2013 7

Слайд 8

Упр.28, стр.21 03.02.2013 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...