Устойчивые выражения.
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Чеботарева Елена Алексеевна

Урок русского языка. Разработку можно использовать на внеурочке по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass.doc71.5 КБ
Office presentation icon shemy_frazeologizmy.ppt568.5 КБ
Microsoft Office document icon frazeologizm_refleksiya.doc30 КБ
Microsoft Office document icon fizmin.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Устойчивые выражения». 4 класс. УМК "ПНШ"

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма, познакомить с разнообразием фразеологизмов.

Задачи:

  • Формирование речевых, творческих и коммуникативных компетенции обучающихся, познавательных УУД;
  • Создание мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
  • Развитие умения работать в группах, навыков самоконтроля и самооценки.

1.

Этап целеполагания.

а) Создание проблемной ситуации

Цель деятельности учителя:

- познакомить учащихся с темой урока и его задачами

Задачи:

- подготовка учащихся к продуктивной работе через позитивный настрой

- создание  проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

-активизация познавательных УУД

Цель деятельности учащихся:

- выявить проблему и определить учебную задачу

Методы:

-побуждающий от проблемной ситуации диалог.

- Сегодня тут яблоку негде упасть, чтобы показать гостям товар лицом, нам надо засучить рукава и грызть гранит науки! Но намотайте себе на ус – будете баклуши бить, груши околачивать или ворон считать, заработаете себе на орехи!

Почему моя речь показалась вам необычной? Как называются такие словосочетания?  А как это прозвучит на «обычном» языке? (Игра «Переводчик»?)  

Какая тема урока?

В чем сегодня возникло затруднение?

Чего не знаем?

Какую цель поставим? (узнать, что значит этот фразеологизм)

Как ее достичь? (познакомиться с многообразием фразеологизмов)

Составим план урока: словарная работа – чистописание – работа по учебнику – физминутка – работа в группах – итог урока

Груши околачивать. Когда груши созревают, сами падают с ветвей, но можно им помочь, постучав по веткам дрыном. Такие груши портятся быстро, на продажу, компот и варенье не годятся. Очевидно, фразеологизм «груши околачивать» означает злостное безделье. Лучше играть в бирюльки или бить баклуши

2.

Орфографическая минутка.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-развивать орфографический навык и каллиграфию у обучающихся.

Задачи:

-постановка детей в ситуацию определения учебной задачи и поиска рационального ее решения.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- повторить словарные слова,

- отработать письмо буквы «е».

Методы:

- наглядные,

- взаимопроверка.

2. Открыли тетради, записали число.

Словарная работа: На доске записаны фразеологизмы с ошибками – списать без ошибок – взаимопроверка

– На доске фразеологизмы с ошибками:

Не сигодня – завтра, изобретать вилосипед, ковать жилезо пока горячо, сикрет полишинеля

– Предложите задание. (Записать в тетрадь, исправляя ошибки).

В З А И М О П Р О В Е Р К А

- Что общего у словарных слов? (В месте ошибки – буква е) Что знаете о букве е?

3. Чистописание:  Ее

4. О значении этих фразеологизмов

Ни сегодня – завтра – скоро, изобретать велосипед – выдавать старое за новое, ковать железо, пока горячо – быстро действовать, пока обстоятельства благоприятны, секрет полишинеля – (не знаем. Как узнать? Где взять информацию? – интернет, родители, учителя, словарь фразеологизмов) мнимая тайна

3.

Изучение учебного материала.

Открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-получает возможность задуматься.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Задачи:

-формировать знания о фразеологических оборотах,

-развивать способности к анализу, синтезу.

Методы:

-учебный диалог,

-наглядные,

-познавательные.

Дополнительно

           

   

Вы уже знакомы с разными словарями, они даны во 2 части учебника. Откройте Словарь устойчивых выражений на с. 190. Как по-другому он называется? Что значит словарь фразеологизмов? (схема «Фразеология»). Он поможет нам в работе.

  1. Работа с учебником  «Русский язык 4 класс 3 часть» Н.А.Чуракова

Вам предлагают работать по цепочке. Давайте будем работать парами по цепочке, чтобы поучаствовали как можно больше ребят. Заранее договоритесь, кто из вас будет комментировать, а кто – помогать.  

Стр. 29 – 30 упр. 23 (устно.) Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.

В чужом доме она чувствовала себя неуютно. – не в своей тарелке.

Стали искать шутника, но его уже нигде не было. – след простыл.

Никто тебя не заставлял говорить об этом. – тянуть за язык.

В походе он чувствовал себя легко и непринужденно. – как рыба в воде.

Стр. 30 упр 24. (письменно.) Объясни письменно значения устойчивых выражений,

 используя их синонимы из списка слов.

Точить лясы – болтать

Набить карманы – разбогатеть

Навострить лыжи – убежать

Со всех ног – быстро

Клевать носом – дремать

Поднять на ноги – вылечить

Стр. 31 упр. 25 (устно.) Закончи следующие устойчивые выражения, используя слова-антонимы.

Нет худа без добра, вдоль и поперек, ни жив, ни мертв, вопрос жизни и смерти, более или менее.

Физминутка “Фразеологический зверинец”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы?

Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

4.

Закрепление учебного материала

Постановка целей и задач урока через коммуникативное общение учащихся в группах.

Самостоятельное ознакомление с материалом

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-создать условия для формирования познавательных УУД: осмысление понятия, значения и правильного употребления фразеологизма в речи.

Задачи:

-развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

- дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.

Методы:

-учебный диалог,

-наглядные,

-самостоятельная деятельность уч-ся,

- работа со справочным материалом.

Самостоятельная работа по группам.

1. Записать фразеологизм  по его значению.

Говорят об успехе, что получилось, об удачном деле_______(дело в шляпе)

Очень удивиться, поражаться чему-либо услышанному_______(не верить своим ушам)

Сказал все, что думал ______( дал волю языку)

2. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал у двери.
Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.

3. Угадай о чем идет речь?

  1. его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; за него водят; иногда его суют не в свое дело.
  2. они иногда вянут; на них вешают лапшу; некоторые ими хлопают, когда невнимательны; а чрезмерно доверчивые их развешивают.
  3. он – в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги

4. Объясните классу, что такое фразеология?

Замените фразеологизмами:

Уезжая, родители наказывали Аленушке внимательно смотреть за Иванушкой.

Маша поняла, что Миша ее обманывает.

Опять ты плачешь?

5. Объясните классу, что такое фразеологизмы?

Подпишите картинки.

6. Объясните классу, откуда берутся фразеологизмы?

Определи профессию:

  1. Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.
  2. Трещать по швам; семь раз отмерь; шито белыми нитками; на один покрой.
  3. Калачом не заманишь;   заварить кашу;   толочь воду в ступе.

7. Объясните классу, как отличить словосочетание от фразеологизма?

Закончите стихотворения:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят _____________________.

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова,

Ребята слушать их не станут,

От этой песни __________________.

Товарищ просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу,

Окажешь ____________________.

П Р О В Е Р К А

5.

Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока. формировать самооценку учащихся

Задача:  содействовать осознанию учебной деятельности.

Методы:

-самоконтроль.

Дополнительно

Конец – делу венец! Подведем итоги, используя фразеологизмы:

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

На самом деле дело мастера боится! Вы оказались просто семи пядей во лбу и мы свернули горы!

Оценки.

Видеоролик

6.

Домашнее задание

Добавим ложку дегтя в бочку с медом: Домашнее задание

Выбери одно из предложенных заданий и выполни его.

  1. Запиши предложения с фразеологизмами стр. 31 упр. 25.

2.  Выполни упр. 26, стр. 31

3. Напиши рассказ, используя фразеологизмы, если хочешь – проиллюстрируй его


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФРАЗЕОЛОГИЯ - от греческих слов фразис + логос (phrasis) (logos) выражение учение

Слайд 2

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову , либо предложению Их водой не разольешь = Они крепко дружат Лясы точить = болтать Самая главная черта фразеологизмов – переносный смысл

Слайд 3

Из истории нашего народа Из профессий Из мифологии Созданные писателями сматывать удочки, расправлять крылья ахиллесова пята нить Ариадны дамоклов меч играть первую скрипку сгущать краски ход конем счастливые часов не наблюдают а воз и ныне там голый король как зеницу ока, не от мира сего Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! шарашкина контора розовые очки идея фикс Откуда берутся фразеологизмы

Слайд 4

Отличай! Словосочетания Фразеологизмы Нельзя заменять одно слово другими словами Любое слово можно заменить другими словами Два самостоятельных слова, разные члены предложения кинуть книги на полку х что? куда? Положить книги на полку положить учебники на полку Положить зубы на полку Одна речевая единица из нескольких слов кинуть зубы на полку положить желудок на полку положить зубы на стол Можно заменить всё одним словом-синонимом голодать положить книги на стол Нельзя всё заменить одним словом-синонимом



Предварительный просмотр:

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.



Предварительный просмотр:

Голоден, как …

Хитёр, как …

Труслив, как …

Надут, как …

Неповоротлив, как …

Упрям, как …

Здоров, как …

Колюч, как …

Соедините линией фразеологизм и его значение. Прочитайте.

Так говорят об успехе,

об удачном деле

не верить своим ушам

Очень удивляться, поражаться

услышанному

дал волю языку

Сказал все, что думал, что можно и чего нельзя говорить

дело в шляпе

                    

Объясните классу, что такое фразеология? (рассказать у доски, как вы поняли схему)

Из этих предложений выберите (подчеркните или выделите) только предложения с фразеологизмами.  Прочитайте

За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.

Угадайте о чем идет речь?

  1. его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; за него водят; иногда его суют не в свое дело.

  1.  иногда они вянут; на них вешают лапшу; некоторые ими хлопают, когда невнимательны; а доверчивые их развешивают.

  1.  он – в голове у несерьезного человека; его ищи в поле; на него бросают слова и деньги.

Устно замените фразеологизмами выделенные слова:

Уезжая, родители наказывали Аленушке внимательно смотреть за Иванушкой.  Маша поняла, что Миша ее обманывает. Почему ты опять плачешь?

Подсказки в словаре на стр. 190.

Объясните классу, что такое фразеологизмы?

(рассказать у доски, как вы поняли схему)

Подпишите картинки.

(если что-то не получается, можно спросить мнение класса)

Устно закончите стихотворения:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят _____________________.

Фальшивят, путают слова,

Поют _______________________,

Ребята слушать их не станут,

От этой песни __________________.

Товарищ просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу,

Окажешь ____________________.

Справка: медвежья услуга; кто в лес, кто по дрова; водой не разольешь, уши вянут.

Объясните классу, откуда берутся фразеологизмы?

Определи профессию:

  1. Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.

  1. Трещать по швам; семь раз отмерь; шито белыми нитками; на один покрой.

  1. Калачом не заманишь;  заварить кашу;  толочь воду в ступе.

Для справок: портной (или швея), повар, столяр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" ...

Презентация к уроку "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс...

Конспект урока с презентацией по теме "Устойчивые выражения" 4 класс ПНШ

Здесь представлены материалы конкурсного урока Миниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года -2015" . Урок подготовлен учителем начальных классов МКОУ СОШ № 8 с.Тахта Ипатовского района С...

Урок русского языка 4 класс ПНШ "Устойчивые выражения"

Данный урок по теме "Устойчивые  выражения" может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ...

Презентация к уроку русского языка по теме"Устойчивые выражения" 4 класс ПНШ

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Устойчивые выражения" 4 класс по программе ПНШ...