урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

урок русского языка в 3 классе по теме   "Непроизносимые согласные". Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык   3 класс

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление.

Пятый урок из девяти

Тип урока:  урок закрепления

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Цель урока: совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне; отрабатывать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать умения проверять и писать слова с непроизносимыми согласными;

Развивающие: развивать речь, внимание, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,  самостоятельность,  трудолюбие, взаимоуважение.

Предполагаемый результат

Предметный результат:

Проверять слова с непроизносимыми согласными; подбирать родственные слова; делить слова на группы по видам орфограмм.

УУД:

Личностные: Признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

Регулятивные:

Определять формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовать своё рабочее место и работу;

Познавательные: делать выводы на основе обобщения;

Определять последовательность действий для решения предметной задачи;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при работе в  группе;

Аргументировать свою точку зрения.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения Занкова; технология деятельностного метода обучения, технология оценивания учебных успехов

Оборудование: Учебник по русскому языку, сборники по русскому языку Нефёдовой, Узоровой, интерактивная доска, раздаточный материал для работы  группах.

ХОД УРОКА

приём

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

- проверяет готовность обучающихся к уроку

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, с помощью приёма: эмоциональное вхождение  в урок.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.  

- выполняют самооценку готовности к уроку.

- высказывание собственных мыслей.

коммуникативная (умение защищать свою точку зрения)

учебно-познавательная: (самоконтроль)

Готовность учащихся к познавательной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок.

Этап актуализации знаний – 4 мин

«Мозговая атака»

  1. Главная часть слова.
  2. Опасное место в слове.
  3. Звуки которые могут «свистеть, шуметь, но не хочется им петь»
  4. Третья буква алфавита.
  5. Буква, обозначающая последний звук в слове «парад»
  6. Буква, следующая за буквой «к»
  7. С этой буквы начинается третий слог слова «лопата»

-Какие четыре буквы вы сейчас назвали?

-Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы?

-Запишите цепочки букв.

Сердце матери лучше солнца греет.

-корень

-орфограмма

-согласные

-буква В

-буква Д

-буква Л

-буква Т

В,Д,Л,Т

(высказывания детей)

Минутка чистописания (записывают цепочки в тетрадь)

Объясняют значение пословицы.

Записывают в тетрадь.

Коммуникативные (умение защищать свою точку зрения)

Регулятивные: Участвуют в учебном диалоге

Коррекция внимания и мыслительных операций

Актуализация полученных знаний по данной теме; фиксация затруднений.

Этап постановки цели и задач урока- 3 мин

-создаёт условия для  формулировки темы и определения цели  урока обучающимися

- найдите опасные места.

-Как вы думаете,  над чем мы с вами сегодня будем работать?

-давайте поставим перед собой цель.

Обобщает сказанное и дополняет.

Сегодня на уроке мы обобщим знания о непроизносимой согласной, вспомним алгоритм работы с орфограммой. Составим справочник слов с непроизносимой согласной.

Высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке.

-Над правописанием непроизносимых согласных;

-Проверять непроизносимые согласные. Подбирать проверочные слова.

Регулятивные: (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения)

Участвовать в учебном диалоге

Формулировка темы урока, уточнение (домысливание) цели урока -  разработка плана учебных действий

Этап обобщения  понятий- 10мин

Приём «Своя опора»

  1. На доске слова

Тр.пинка, ска.ка, со.нце, нахо.ка, лес.ница, зв.нок.

- что можете сказать об этих словах?

-Какое задание можете предложить?

-На какие группы можно разделить слова?

-Запишите в тетрадь по орфограммам.

-Давайте вспомним, как узнать какую букву надо написать?

  1. Работа в группах

-Сейчас мы вспомним алгоритм проверки непроизносимых согласных. Каждая группа будет работать по особому заданию выделяя правило проверки.

-Каждая группа выходит к доске и доказывает правило проверки непроизносимой согласной.

Выполняют самостоятельно работу, делают вывод.

-это имена существительные.

Разделить на группы

-по орфограммам

Слова, где есть безударная гласная, слова с парными согласными, и слова с непроизносимыми согласными.

Проверяют слова, вставляют пропущенные буквы, делают вывод.

  1. Ряд 2 группы работают со словами

Местный – местность, место.

Известный – известность, известие.

Честный – честный, честь.

-Найти слова, которые являются проверочными. Вспомнить правило проверки.

2. 2 ряд работают с алгоритмом.

-восстановить алгоритм по порядку исключив лишнее.

1. подбери однокоренное  слово, чтобы этот согласный произносился чётко.

2. прочитай слово, найди опасное место, выясни орфограмму.

3. измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

4. вставь букву в слово.

3. ряд 3 работают со схемами:

1        

        

2.

3.

Делают вывод: Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо изменить слово так, чтобы эта согласная произносилась чётко.

регулятивные: (извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач)

учебно-познавательные: делать выводы на основе обобщения;

коммуникативные

владение устной коммуникацией  (умение защищать свою точку зрения),  

владение  продуктивной  коммуникацией 

(умение разрешать учебные проблемные ситуации)

Актуализация изученных способов проверки слов

 фиксация затруднений.

Этап закрепления –10 мин.

КОЗ

Приём «классификация»

-Организует работу по составлению справочника непроизносимых согласных

-СТИМУЛ: Сегодня мы составим словарь - справочник непроизносимых согласных. Скажите, сколько разделов будет в нашем справочнике?

(Подумайте, какие слова мы должны поместить в наш справочник).

1 раздел «Слова с непроизносимыми согласными» готовят 3 группы, так как таких слов много.

2 раздел слова, которые вызывают сомнения и не имеют непроизносимых согласных готовят 2 группы

3 раздел «Слова с непроверяемой непроизносимой согласной» готовит 1 группа.

Организует проверку работы у доски.

Критерии оценки:

1 правильное слово - 1 балл

1 ошибка - 0 баллов

Итого: 10 слов - 10 баллов - оценка "5"

                              8-9 баллов - "4"

                              6-7 баллов - "3"

Самостоятельно распределяют прилагательные по группам.

-3 раздела.

1 раздел Слова которые имеют непроизносимые согласные, слова которые вызывают сомнение и не имеют непроизносимые согласные

И слова, которые нельзя проверить, но надо запомнить.

1 и 2 группа работают по карточкам

(приложение)

3 группа с источниками (учебник и справочное пособие)

Дети вывешивают листы на доске и защищают свою работу (1 ученик)

Оценивают свою работу

1 группа проверка по документ камере, 2 и 3 у доски

умение разрешать учебные проблемные ситуации

умение защищать свою точку зрения

Применяют на практике знания проверки непроизносимых согласных

Выполнена оценка деятельности), проведена рефлексия

Физминутка 2 минуты «Хлопай – топай»

Счастливый, вкусный, капустный, парусник, звёздный, здравствуй, лестница, ужасный, гигантский.

Если есть непроизносимая согласная – хлопаем

Нет- топаем

Этап: самостоятельная работа с самопроверкой в классе – 8минут

1.Самостоятельная работа 

предлагает  творческую работу для учащихся

-Составить предложения или небольшой рассказ со словами из составленного справочника.

-Организует проверку работы

Ученики меняются листами из справочника и выполняют практическую работу.

Зачитывают составленные предложения или рассказы.

Познавательная : (извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач)

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

(выполнена оценка деятельности), проведена рефлексия

Этап включения в систему знаний и повторение – 3 мин

«Проверяйка»

  1. Экспресс-тест

Вставьте пропущенные буквы

                        Да           нет

Опас.ный                            +

 ужас.ный                           +

чес.ный               +

 счас.ливый        +                    

 интерес.ный.                     +

проверка  на доске

Обобщают изученный материал.

Отвечают на вопросы теста

(умение разрешать учебные проблемные ситуации)

Правильно ответили на вопросы

Этап: рефлексия – 3 мин

«Свой выбор»

Предлагает рефлексию:

Ребята, оцените своё состояние после урока:

Оцени свою работу:

Что вы научились делать?_____

Оцените степень своего участия в работе в группе.                                        

5  4  3  2  1 (5 – это наивысшая оценка)

Вы довольны результатами своей работы? Да  Нет  Не совсем

Анализирует деятельность по достижению цели

.

Оценка и самооценка деятельности каждого.

Осознают свой вклад в общий результат

урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...