Конспект к уроку русского языка "Предложный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема: «Предложный падеж».
Цели урока: познакомить с особенностями предложного падежа
 Планируемые результаты:
предметные: 
распознавать имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы;
обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных;
объяснять написание изученных орфограмм при выполнении учебной задачи;
оценивать результаты своей деятельности.
личностные: 
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 28.02.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 «Ж»

Кабинет: 209

Тема: «Предложный падеж».

Цели урока: познакомить с особенностями предложного падежа

 Планируемые результаты:

  • предметные:
  • распознавать имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы;
  • обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных;
  • объяснять написание изученных орфограмм при выполнении учебной задачи;
  • оценивать результаты своей деятельности.
  • личностные:
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация,  учебник «Школы России» Русский язык 3 класс 2 часть,карточки заготовки.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Сегодня я хочу,вам пожелать,хорошо работать на уроке,помогать друг другу и стараться не делать ошибок.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

II.  Актуализация знаний

Словесный: ответы на вопросы

5 мин

-Сядьте ровно,спинки прямые,ноги стоят правильно, тетрадь положите в наклон. Кто готов работать,руку на локоток. Откройте тетради, запишите число и классная работа.

-Передайте карточки с домашним заданием на первую парту.

-Кому было трудно выполнять домашнюю работу?

Анализируют свою деятельность на предмет успешности и не успешности.

Регулятивные:

 планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

III. Мотивацион-ный этап

Практический:

вопросы первичного восприятия.

5 мин

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

Читать,отвечать на вопросы.

Рассуждать над эпиграфом,высказы-вать свое мнение по данной теме.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

IV. Постановка учебной задачи

Словесный: формулирование темы и цели  урока

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Словесный: ответы на вопросы 

7 мин.

 - Посмотрите на доску. Что вы заметили? (не верно поставлены вопросы)

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? (П.п)

-Сформулируйте тему нашего урока? (Предложный падеж)

-Какие задачи мы перед собой поставим?

Задачи:

1)Узнать какие предлоги употребляются с существительными в творительном падеже.

2)Научиться находить в предложении имена существительные в творительном падеже, быстро определять падеж имен существительных.

-Сегодня у нас необычный урок,мы сегодня с вами будем путешественниками,потому что мы изучили уже почти все падежи,кроме предложного и сегодня мы отправимся в путешествие по изучению предложного падежа.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Маршрут движения.

1. Название падежа.

2. Вспомогательное слово.

3. Вопросы падежа.

4. Предлоги падежа.

5. Член предложения

Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами)

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог)

Расставить в верной последовательности падежи и их вопросы.

Формулировать тему,цели и задачи урока.

Составлять маршрут изучения П.п.

Анализировать прослушанный расказ.

Отвечать на вопросы,рассуждать,высказывать своё мнение.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок

Регулятивные:

-умение ставить учебную задачу.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Регулятивные:

-умение ставить учебную задачу.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Физминутк

1-2 мин

Показывает движения.

Выполнять движения.

V. Решение учебной задачи

Практический: выполнение упражнения,

работа по учебнику

7 мин.

- Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.

 - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение)

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(и.п.) А какой только с предлогами? (п.п.)

Работа по учебнику. Найдите упр.97.

- Работаем  по «цепочке» у доски. Задать вопрос, указать падеж всех выделенных существительных.

- С какими предлогами употреблены?

Работать с учебником.

Читать характеристику существительных,стоящих в П.п.

Работать по пунктам,с маршрутным листом.

Отвечать на вопросы.

Вести учебный диалог.

Коммуникативные:

учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:

научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; выполнять задания.

VI. Первичное закрепление

Практический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

5 мин

Выполним упр.98 из учебника.

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.)

- Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова)

- ….какое словосочетание ты выпишешь? (работал на почте – П.п.)

- Как ты узнала, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?)

- ….. какое словосочетание выпишешь ты? (сказал при товарище)

- Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище)

- Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно.

- Давайте проверим. Лиза, прочитай, какие словосочетания ты выписала. Молодец. У кого получилось не так?

Выполнять упражнение.

Читать здания к упражнению.

Работать над упражнением.

Отвечать на вопросы,

самоконтроль,

анализировать проделанную работу.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

VII. Вторичное закрепление

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа в парах,

выполнение упражнения

Работа с толковым словарем.

Словесный: ответы на вопросы  

5

мин

- А теперь выполним упр. 99.

- Ваня, прочитай первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? (сказка о царе салтане)

- Денис, прочитай второй отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке)

- Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование (злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани)

- Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ.

- А сейчас поработаем в парах. Найдем упр. 100. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить предложения)

- Стас, расскажи как будешь составлять из данных слов предложения? (Задавать вопрос от главного слова)

- Приведи пример, разберем первое предложение.  (Люди живут (в чём?) в домах)

- Хорошо. А теперь объеденитесь в пары, составьте предложения из все данных слов. Запишите три предложения.

Выделите окончания им. сущ. в П.п.

Составьте и запишите свое предложения на данную тему.

- В каких предложениях вы употребили слово живет, а каких находится? Почему? (одушевленный им.сущ – живет, неодушевленный – находится)

Выполнять упражнения.

Работать над упражнением.

Работать со толковым словарем в учебнике.

Самостоятельно работать,выписывать один из отрывков стихотворения.

Работать над упражнением.

Составлять предложения

задавать вопросы.

Приводить примеры к ответу на вопрос.

Выделять окончания имен существительных.

Составлять свои предложения.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств

осознанное построение речевого высказывания;

Коммуникативные: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

VIII. Итог урока

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Рефлексия

Домашнее задание

4

мин

 Какие учебные задачи стояли на уроке?

- Можете ответить на поставленные вопросы?

 

- Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист:

Мне понравилось работать на уроке.

 Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях

Запишите домашнее задание: Р.Т. упр. 88, 89 стр.41

Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, учиться делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

 умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"

Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....

Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. Урок на тему: "Падеж имен существительных"

Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. «Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)Тема урока: Падеж имен существительныхЦели: 1. Обучающие (дидактические...

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам."

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века"...

План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс

Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....