Методические разработки по русскому языку
методическая разработка по русскому языку

Светлана Семеновна Штрак

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Слайд 2

Алгоритм работы. 1. Определяем часть речи. 2. Определяем ударное или безударное окончание у глагола. 3. Ставим в неопределенную форму. 4. Определяем спряжение. - ИТЬ - II спр. - все остальные относятся к I спряжению, кроме глаголов - исключений 5. Пишу личные окончания глагола.

Слайд 3

Цель урока: закрепить умение безошибочно писать безударные окончания глагола Учебные задачи: - Ставить глагол в неопределенную форму. - Определять спряжение. - Правильно писать личные окончания глаголов. -Учиться по личному окончанию, определять грамматические признаки глаголов

Слайд 4

Карточка №1 Наступа…т Лета…м Сине…т Черт…т Люб…м Свет…т

Слайд 5

Разноуровневые задания Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (светить) свет… ярко. Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ду…т теплый ветерок. Мартовское равноденствие буд…т природу. Подобрать по смыслу глаголы, определить спряжение. Ярче ………………………… солнце. …………………… теплый ветерок. Природа …………………………….....ся.

Слайд 6

Свет…т, растоп…т, верт…т, прилет…т, та…т, найд…т, терп…т, мо…т, вар…т, чист…т, ид…т, прилет…т.

Слайд 7

Внимание Ко II спряжению относятся следующие глаголы: -на –ить (кроме брить и стелить – I спр.) -на –ать ( гнать, дышать, держать, слышать) -на – еть( смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, видеть, ненавидеть, обидеть) Все остальные глаголы относятся к I спряжению!



Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №8»

г. Нижневартовска

Конспект урока

«Глагол. Правописание безударных личных  окончаний глагола»

Составитель:

                          Штрак Светлана Семеновна

Технологическая      карта   урока  русского  языка    

Ф.И.О.  педагога:   С.С. Штрак

Тема  урока

Глагол.  Правописание безударных личных  окончаний глагола.

Класс

4

Цель  деятельности учителя

Повторить,  обобщить, закрепить  сведения    по  теме «Глагол. Правописание безударных личных  окончаний глагола»  

Воспитывать культуру учебной деятельности.

Цель  урока

Формирование  умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, умение правильно писать безударные личные окончания глаголов

Задачи

Предметные

определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение                                                                                   

Метапредметные

Познавательные

-         подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (глагол - глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

Регулятивные

-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действии;

Коммуникативные

-ориентировать на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;

-осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;

Личностные

-понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Тип  урока

Урок  повторения  и  обобщения  изученного

Методы  и формы  обучения

Работа  в  парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, наблюдение  над  языком, организация диалога.

Основные  понятия

Морфологические  признаки  глагола, спряжение глагола.

Межпредметные  связи

Литературное чтение

Оборудование

Компьютер, мультимедийный  проектор,  учебник.

Ресурсы:

-основные

дополнительные

Учебник С.В. Иванова,  А.О. Евдокимова «Русский язык 4 класс»

 Компьютер, мультимедийный  проектор,  презентация, тестовые карточки, опорные схемы.

Разноуровневые карточки -  задания.

Инструктивная карта обучающегося.

Аннотация

Данный урок проведен в 4 классе по УМК "Школа XXI века". Тип урока - урок  повторения  и  обобщения  изученного. Урок с презентацией. В ходе урока не только закрепляем понятие  «Глагол. Правописание безударных личных  окончаний глагола». Совершенствую навыки и умения составлять  и работать по алгоритму.  Воспитываю культуру учебной деятельности, культуру общения. В ходе урока используются наблюдение  над  языком,  работа  в  парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, организую диалог, которые направлены на формирование  УУД.

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Чистописание

Д д

Какие звуки обозначает буква  Д?

Какие гласные обозначают твердость согласного звука?

Запишите слияния.

дружба

Какое задание можно предложить работая с данным существительным?

Грамотно записать пословицы о дружбе.

 

Прочитайте предложения.

Что записано?

Что такое пословица?

Без беды друга не узна…шь.

Не тот друг, кто потака.т, а тот кто помога.т.

- В чем заключается смысл каждой пословицы?

Почему дружба так важна для человека?

Итог:

Учитесь дорожить дружбой.

Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание у глагола?

Обучающиеся записывают слоги – слияния.

Это пословица.

Читают пословицы, обсуждают смысл

Размышляют о смысле дружбы

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организовать готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Что заметили?

Что мы должны знать, чтобы правильно написать безударное личное  окончание глаголов?

-Как определить спряжение глагола?

- В этих случаях такой способ возможен?

 В личных окончаниях глаголов пропущены буквы.

Мы должны знать спряжение глагола.

По окончанию глагола

Организация  деятельности по составлению алгоритма.

Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, что мы должны знать?

Слайд 2.

Составление алгоритма работы.

1.   Определяем часть речи.            

 2.  Определи время, лицо и число глагола.

3. Определяем ударное или безударное окончание  у глагола.

4.  Ставим в неопределенную форму.

5. Определяем, какая гласная стоит перед суффиксом – ть.

         - ИТЬ - II  спр.    -   все остальные  относятся к I спряжению,    кроме                    глаголов – исключений

6. Определяем спряжение.

7. Пишу  личные  окончания глагола.

3. Определение цели и задачи урока

Организовать постановку  цели урока и сформулировать учебные задачи урока  детьми.

Организует работу по постановке  цели урока и формулировке учебных задач урока  детьми.

Слайд 3.

Какую цель поставим к уроку?

Чтобы добиться этой цели какие поставим учебные задачи?

Закрепить умение безошибочно писать безударные окончания глагола.

Учебные задачи:

-Уметь ставить глагол  в неопределенную форму.

- Определять спряжение.

- Правильно писать безударные личные окончания глаголов.

-Учиться по личному окончанию,  определять  грамматические

признаки глаголов

4. Реализация построенного проекта

Организовать работу в парах.

Учить применять алгоритм.

Вернемся к пословицам, пользуясь алгоритмом, в парах попробуйте вставить пропущенные буквы.

Организация  проверки

Дети в парах вставляют пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов, используя алгоритм.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Организовать фронтальную работу.

Применять  новые знания в типовых заданиях

Посмотрите на карточку№1

Слайд 4.

Что заметили?

Какое задание можно предложит?        

Карточка №1

Наступа…т

Лета…м

Сине…т

Черт…т

Люб…м

Свет…т

Выполняют задание, объясняют по памятке.

Нужно  вставить безударную гласную в личное окончание глагола, определить спряжение.

6. Самостоятельная работа с разноуровневым заданием

Учить самоконтролю;

применять новое знание в типовых условиях.

Слайд 5.

Организует работу по карточке  с разноуровневым  заданием

Организует самопроверку,

коррекцию ошибок.

Выполняют самостоятельно

Проверка.

Исправляют ошибки

7. Включение в систему знаний и повторение

Организовать фронтальную проверку.

Учить оформлять  свои мысли в устной форме.

Включать новое знание  в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Слайд 6.

Организация  работы  с текстом. Определить, какие безударные окончания нужно написать (подготовить к этому виду работы)

Назовите  самое трудное место в работе?

Что еще нужно знать?

Слайд 7.

Выполняют самостоятельно упражнение, выведенное на экран.

-Глагол – исключение.

Глаголы  –  исключения.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организовать рефлексию, самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

Организует рефлексию:

- Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?

- Для чего нужно это умение?

Как достигли цели?

Оцените свою работу на уроке по инструктивной карте обучающегося.

Что узнал? Что получилось? Где были затруднения?

Объяснение домашнего задания

Отвечают на вопросы

Осуществляют самооценку своей работы, заполняют карту.

Записывают домашнее задание в дневник

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 класс Русский язык Учитель начальных классов Штрак С.С. Что такое словосочетание ?

Слайд 2

Что такое словосочетание ?

Слайд 3

Словосочетание называется только такое соединение слов, в котором слова связаны …………………………….. подчинительной связью. ………… . слово в словосочетании (то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову)

Слайд 4

Словосочетание называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью. Главное слово в словосочетании (то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову) Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому. Русский язык с.106

Слайд 5

Что не является словосочетанием .

Слайд 6

Что не является словосочетанием . 1. Основа предложения (мальчик уехал) 2 . Однородные члены (быстрый и внимательный) 3 . Предлоги со словами (в течение часа) 4. Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий) 5. Фразеологизмы ( водить за нос)

Слайд 7

В каком предложении выделенные слова не являются словосочетаниями? Мы встречались с тобой на закате. Нас море примчало к земле одичалой. Последние дни осени пасмурны и холодны.

Слайд 8

В каком предложении выделенные слова не являются словосочетаниями? 3. пасмурны и холодны Однородные члены

Слайд 9

Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Наша собачонка меня встречала с лаем. Встречала меня Собачонка встречала Встречала с лаем

Слайд 10

Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Наша собачонка меня встречала с лаем. Собачонка встречала. ( Основа предложения)

Слайд 11

Согласование Зависимое слово отвечает на вопросы Какой? Чей? Управление Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей Примыкание Зависимое слово неизменяемая часть речи

Слайд 13

1 1 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 14

1 1 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 – 6 2 – 4 3 – 8 5 – 10 7 - 9

Слайд 15

Русский язык с. 134. с.57, 68

Слайд 16

Русский язык с.134.

Слайд 17

Домашнее задание. Русский язык - с.57 - 68 повторить правила


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 класс. Русский язык Двадцать третье апреля . Учитель начальных классов ШтракС.С .

Слайд 2

Словосочетание в предложении.

Слайд 3

Чем являются словосочетания в предложении?

Слайд 4

Словосочетания – это «строительный» материал распространённого предложения.

Слайд 5

Словосочетание и слова отличаются от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы.

Слайд 6

Выпишите словосочетания. В каждой дождинке играл солнечный луч.

Слайд 7

В каждой дождинке играл солнечный луч.

Слайд 8

В каждой дождинке играл солнечный луч. Луч (какой?) солнечный Играл (где?) в дождинке В дождинке (какой?) каждой

Слайд 9

Что не является словосочетанием . 1. Основа предложения (мальчик уехал) 2 . Однородные члены (быстрый и внимательный) 3 . Предлоги со словами (в течение часа) 4. Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий) 5. Фразеологизмы ( водить за нос)

Слайд 10

Русский язык с.138

Слайд 12

Русский язык с.138, упр. 4. Нас не покидала уверенность в побед е , в успех е . 1 скл . 2 скл . (земл е ) (в окн е )

Слайд 13

Русский язык с.138, упр. 4. 1.Нас не покидала уверенность в победе, в успехе. 2.Памятник А.С. Пушкину, И. А. Крылову.

Слайд 14

Домашнее задание. Русский язык – с.138, упр. 4 (3,4)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс Двадцать четвертое апреля

Слайд 2

г_рой

Слайд 3

г е рой

Слайд 4

р_кета

Слайд 5

р а кета

Слайд 6

учит_ль

Слайд 7

учит е ль

Слайд 8

к_р_ндаш

Слайд 9

к а р а ндаш

Слайд 10

_ дежда

Слайд 11

о дежда

Слайд 12

Р _ ссия

Слайд 13

Р о ссия

Слайд 14

М_сква

Слайд 15

М о сква

Слайд 16

гор _ д

Слайд 17

гор о д

Слайд 18

1. Сложными бывают … 2. Сложными бывают …

Слайд 19

1. Сложными бывают слова 2. Сложными бывают предложения

Слайд 20

Русский язык 4 класс Сложное предложение.

Слайд 23

3) без грамматической основы

Слайд 24

1. 2.

Слайд 25

Сколько грамматических основ в каждом предложении. Мороз пощипывает. 2.Мороз ударит, иней посеребрит.

Слайд 26

Сложное предложение. Русский язык с. 141

Слайд 27

Сколько грамматических основ в каждом предложении. 1. Я ловлю в пруду рыбу. Краснеют осины , цветы доцветают.

Слайд 28

Сколько грамматических основ в каждом предложении. Я ловлю в пруду рыбу. Краснеют осины , цветы доцветают.

Слайд 29

Предложение Простое С одной грамматической основой [ - = ] Я ловлю в пруду рыбу. Сложное С двумя или более грамматическими основами [= - ] , [ - = ] Краснеют осины, цветы доцветают.

Слайд 30

Алгоритм Найди и подчеркни грамматические основы. 2. Посчитай сколько основ в предложении. 3. Если основ две или больше, то это сложное предложение. 4. Найди границы простых предложений. 5. Поставь запятую.

Слайд 31

Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая! Запятая – как пограничник! Она охраняет границы простых предложений. [ ] , [ ]

Слайд 32

Домашнее задание. Русский язык – с.141 выучить правило



Предварительный просмотр:

Примерные задания для дифференцированной работы на уроках русского языка.

Дифференцированные задания по русскому языку для учащихся 2 класса

по теме: « Синонимы. Антонимы. Многозначные слова».

I – уровень.

     1.Выпиши синонимы.

       Храбрый, бесстрашный, упорный, смелый, сражаться, отважный.

     2.Выписать антонимы парами.

       Чистая, острый, румяный, грязная, первый, бледный, тупой.

     3.Назови выделенным словом другие предметы.

        Корень зуба (корень…, корень…).

II – уровень.

     1.Составь синонимический ряд.

        Ученик, ...

        Свежий,  . . .

     2.Подбери антонимы к данным словам.

        Долгий –

        Горький –

        Добрый –

     3.Напишите значения многозначного слова.

         Крыло

III – уровень.

      1.Замени выделенное слово синонимами.

         Птицы щебечут .(. . . ,  . . .)за окном .

      2.Подбери антоним к выделенному слову. Напишите предложение.

        Добро помни, а ….забывай.

      3.Составьте предложения с каждым значением слова волнуется.

 

Дифференцированные задания по русскому языку для учащихся 2 класса

по теме: «Безударные гласные в разных частях слова».

I – уровень.

1.Вставь безударную гласную. Подчеркни проверочное слово.

Тр…ва – травяной, травка, травинка.

Л... сной – лесник, лесочек, лес.

З…ма – зимовать, зимушка, зимовье.

2. Вставь безударную гласную. Выдели приставку.

П...солил, п...лзает, п..резал, з...летел.

3. Вставь безударную гласную в суффикс. Выдели суффикс. В скобках запиши слово-помощник.

Ковр…к  __________________________________________

II – уровень.

1.Вставь безударную гласную. Подбери проверочное слово.

В..сна - _________________________

Т...пло - ___________________________

Л…сточек - _________________________

2. Найди слова с приставкой. Выдели её.

Отдать, остров, огуречный, перевод, обвести, обежать.

3. Вставь безударную гласную в суффикс. Выдели суффикс. В скобках запиши слово-помощник.

Ключ…ка _____________________________________________________

Платоч…к.  _____________________________________________________

III – уровень.

1. Напиши слова, для которых данные слова являются проверочными.

Пчёлы - _________________________________________________________

Слёзы - _________________________________________________________

Корм - __________________________________________________________

2. Вставь безударную гласную. Выдели приставку. Запиши по 2 слова с такой же приставкой.

П…считал, ___________________________________________

Д...летел, _____________________________________________

3. Вставь безударную гласную в суффикс. Выдели суффикс. В скобках запиши слово-помощник.

Кружоч..к ___________________________________________

Звоноч…к ______________________________________________

Корабл…к ____________________________________________

 



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\25.02\уроки\3_532880b36d4d1e77fc98f310fd722e7e_1494652150.jpg

C:\Users\User\Desktop\25.02\уроки\146991_383087.jpgC:\Users\User\Desktop\25.02\уроки\1020156983.jpg

C:\Users\User\Desktop\25.02\уроки\32621ros.jpg3.jpg

C:\Users\User\Desktop\25.02\уроки\1020156984.jpg

C:\Users\User\Desktop\25.02\уроки\100025489591b5.jpg



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и.
  2. Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
  3. Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.

Оборудование:

  1. Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Презентация

.

Ход урока:

Этап

урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Записывают дату.
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

  1. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Посмотрите на доску, продолжите предложение

Предложение…

Грамматическая основа…

Простое предложение…

Однородные члены предложения…

Сложное предложение…

Союзы и, а,но, да, или

Запятая

Введение в тему урока

Организует диалог с обучающимися,  формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Обобщают знания по теме «Предложение»

Вспоминают:

- какую работу выполняют союзы

- что такое простое и сложное предложение

- предложение с однородными членами

- сложносочиненное предложение

- сочинительные союзы

Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  1. Работа над темой, первичное закрепление знаний

Запишите предложения, дайте характеристику, составьте схему, объясните расстановку знаков препинания.

Белка песенки поёт да орешки всё грызёт.

Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.

Организует подводящий диалог, уточняет правило

Записывают предложения, дают характеристику, составляют схему предложения, объясняют расстановку знаков препинания.

Составляют план действий.

Предложение

- простое, однородные члены, как соединены

- сложное, между частями ставим запятые

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Выполнение задания в парах

Списать предложения, объяснить расстановку знаков препинания

Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает.

Царь Салтан зовет их в гости и за ними во дворец полетел наш удалец.

Князь Гвидон зовет их в гости их он кормит и поит и ответ держать велит.

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление пар,  обмен мнениями
 

 Работают в парах  по плану, дают характеристику предложению, находят грамматическую основу, объясняют расстановку знаков препинания

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Самостоятельная работа

Стр. 151, упражнение 3

 Проводит инструктаж обучающихся.

Выполняют самостоятельно работу, проводят взаимопроверку

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

   6. Развитие речи

Дополни предложения так, чтобы они соответствовали схемам. (стр 151, упр 2).

Организует работу, обмен мнениями

Выполняют работу коллективно, читают схему, составляют предложения, находят верное решение

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

7.Этап разъяснения домашнего задания

            стр 151, упр 4

Найди ошибки

в схемах

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

8. Рефлексия.

– Ребята, что нового узнали на уроке?

– Что такое текст?

– Назовите типы текстов.

– Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Мы, ребята, молодцы

Поработали на славу!

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык                          

Тема урока: «Спряжение глаголов».

Цель урока:  Выделить способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме (для глаголов с безударными окончаниями)                                                            

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы: 

  • учебник Иванов С.В. «Русский язык: 4 класс» ч. 1. Стр. 108-110. -  М: Вентана-Граф, 2010 г.;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;
  • алгоритм определения спряжения глаголов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель:  способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Организовывает проговаривание правил поведения на уроке.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

2. Повторение изученного материала.

Организовывает повторение словарных слов по рядам с проверкой. (слайд 3)

Проводит блиц-опрос при помощи карточек.

 (Слайд 5)

Выбирают словарные слова с определённой орфограммой.

Преобразовывают информацию из текстовой  формы в схематическую

высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом

3.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Цели:

-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию. Предлагает проспрягать глаголы, поставить ударение и выделить окончание. (слайд 7,8)

Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.

Доказывают правильность определения спряжения глаголов спасти, лететь.

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Оценивают правильность определения спряжения глаголов: спасти, лететь.

4.Постановка проблемы.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

Организовывает постановку проблемного вопроса учащимися.

- Почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?

-Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? (слайд9)

Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.

- Мы не знаем как писать «решает» или «решаит», «ловишь» или «ловешь», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголо

Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения.

- У этих глаголов окончания безударные, и слышатся нечётко.

С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации.

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Проводят прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия:

Я справлюсь…

Я не уверен…

Мне нужна помощь…

5.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

Организовывает формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

- Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

- Какая тема сегодняшнего урока?

-Кто  может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

(слайд 10)

Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в  словаре, прочитать в учебнике и т.д.

Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

- Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

 

6.Реализация построенного проекта.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

-уточнить общий характер нового знания.

Организовывает  реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

-Как определить спряжение глаголов с без-ударными личными окончаниями?

Организовывает фиксацию найденного способа в речи и знаках.

- Почему до  сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов?

- Что изменилось теперь?

- Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме?

- Если окончание в глаголе безударное, то как надо действовать, чтобы определить его спряжение?

- Как вы думаете,  подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием?

(слайд 11)

Перечитывают правило и  составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Преобразовывают информацию из текстовой  формы в схематическую.

Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе изученного способа действия

Реша?т- (что делать?) решать – I спр. – решают

Пи́л?т-(что делать?) пилить - II спр.-пи́лят

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника

Проговаривают способ определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Работают по коллективно составленному алгоритму действия.

Устанавливают общность способа определения спряжения глаголов.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

Организовывает дифференцированную  самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

Распредели слова в два столбика, определив спряжение.

Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки  в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

(Слайд 17,18)

Выбирают задание для самостоятельной работы.

Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов.

Проверяют свою работу по эталону.

Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок.

Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

8. Закрепление нового материала 

Цель: организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Организовывает работу в парах с последующей проверкой. Работа с учебником с 124, упр 1. (слайд 19)

Выполняют упр. 1 стр. 124 парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма.

Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

Работают в парах, исполняя распределенные роли.

9.Закрепление изученного материала. Работа в группах.

Цель: проверить умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях

Организовывает работу по закреплению изученного материала. Предлагает составить рецепт приготовления каши с грибами, используя глаголы  в начальной форме. (слайд 20)

Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе изученного способа действия.

учаться работать в группе; выполнять роли контролера, исполнителя

Работают по коллективно составленному алгоритму действия.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

Предлагает оценить учащимся собственную  деятельность на уроке.

Обсуждает с учащимися домашнее задание:

1) упр.5,6 стр. 131

2)* Подумайте, как правильно: едем или едим? Докажите свою точку зрения.

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Заполняют таблицу

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы. Русский язык. 4 класс. Неопределенная форма глагола

На практическом материале дети приходят к выводу о том , какая форма глагола называется  неопределенной. Представлены  групповые формы работы....

Сценарий урока развития речи в 4 классе по учебно – методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П.

Предоставленный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цель урока – формирование образовательных компетенций учащихся через включение детей в различные виды деятель...

Учебно - методический комплект. Русский язык. Связь имени прилагательного с именем существительным. 2 класс

Конспект и презентация к  уроку русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива"...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий

Конспект урока + презентация. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 3 класс. Тема "Безударные гласные в корне слова"

Тема: Безударные гласные в корне слова.Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных.Планируемые результаты:предметные: ·...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"

Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...

Методическое пособие "Русский язык" часть 2. 2 класс

Методическое пособие "Русский язык" часть 2. 2 класс...