Семинар урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Открытый урок в рамках проведения семинара для молодых специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx15.74 КБ
Файл 3.docx8.52 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока
по русскому языку в 4 «А» классе
учителя Поплавской И. В.

Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Цели урока:

  • Выработать последовательность действий при написании безударных окончаний имен существительных в единственном числе
  • Научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

УУД:

Личностные:

  1. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  2. уметь сделать самооценку на основе наблюдений за собственной речью

Регулятивные:

  1. самостоятельно формировать тему и цели урока
  2. работать по плану

Познавательные:

  1. строить рассуждения
  2. устанавливать причинно-следственные связи

Предметные:

  1. актуализировать знания о склонении существительных
  2. овладение умениями обосновывать написание безударных окончаний имен существительных во всех падежах


Предварительный просмотр:

I. Организационный момент

Привет, сосед, улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил.

  • желаю
  • успеха
  • большого
  • во всем
  • и везде.

К нам пришли гости. Я прошу вас не стесняться, работать активно, не бойтесь ошибиться, помните — не ошибается тот, кто ничего не делает.

Начнем урок с пословицы:

«Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»

Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое, наше знание это богатство, которое мы используем.)

II. Чистописание

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Оо оол оом оог оое ооп оош

Сто сорок и сто сорок будет двести.

Верно ли это высказывание?
Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным?

III. Словарная работа

  • Последний месяц зимы? (февраль)
    Что характерно для февраля? (мороз, снег, холод, метель)
  • Сообщение, заранее подготовленное учеником из Толкового соваря.
    Февраль — 2 слога, 7 букв, 6 звуков
    февральский, февральские метели
    В феврале два друга — мороз да вьюга.

IV. Игра с сигнальными карточками «Да», «Нет»

  • В русском языке различаются 6 падежей (да)
  • Все падежи являются косвенными (нет)
  • В слове картофель три слога (да)
  • В русском языке 32 буквы (нет)
  • В слове енот 4 звука (нет)
  • Ко 2 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окночаниями на -а, -я (нет)
  • Буква Ш обозначает мягкий и труд звук (нет)
  • Существительное смерч пишется без Ь на конце (да)

V. Самоопределение к деятельности

На доске:

Без книг_, на дорог_, в тетрад_

Какой звук слышится в окончании? [и]

Одинаковые ли будут окончания? (нет)

Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос?

В каких падежах имя существительное бывает в опасности? (Р.п., Д.п., П.п.)

Кто догадался, над какой темой урока мы будет сегодня работать?

В первом склонении,

Помню даже во сне,

В предложном и дательном

Пишется Е.

И во втором склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения

Окончание Е.

А в третьем склонении,

Не ошибись, смотри,

в родительном, дательном,

Даже в предложном,

Всегда я пишу

Окончание И.

Алгоритм:

  1. поставить существительное в начальную форму
  2. определить склонение
  3. по вопросу определить падеж
  4. вставить окончание

(Вставляем окончания на доске)

VI. «Поймай слово»

Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага, снег, снежинка, ночь, конь, малина, степь, облако, туча

VII. Графический диктант

Записать только окончания (1 уч-ся у доски)

  1. у речк_
  2. по улиц_
  3. в домик_
  4. без сладост_
  5. на зорьк_

VIII. Физминутка

IX. Работа у доски

Тетрадь без обложк_, рисунок на ткан_, букет черемух_, ходит без обув_, на ветке сирен_, фильм о лебед_, подарок для матер_, рад встреч_

X. Работа с учебником

с. 38 упр. 64

XI. Самостоятельная работа

Выберите то задание, которое вы будете выполнять

XII. Рефлексия

Какую задачу ставили на уроке?

Достиг ли наш урок жеаемых результатов?

Украсим ёлочку.

С — если очень хорошо научились определять безударные окончания существительных

Ж — если работали на уроке хорошо, но иногда нуждались в помощи

К — кому было интересно, но пока не могут обойтись без помощи



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык, УМК «Перспектива», 4 класс

Учитель: Поплавская И.В..

Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Тип урока: урок закрепления, овладение новыми предметными умениями.

Цель: Выработать последовательность действий при написании безударных окончаний имен существительных в единственном числе, научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. Предметные:
  • актуализировать знания о склонении существительных
  • овладение умениями обосновывать написание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
  • строить рассуждения
  • устанавливать причинно-следственные связи

2. Развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание.

3. Воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Ресурсы для учителя:

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2017г.

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Рабочая тетрадь «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2019г.

Ресурсы для учащихся:

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2017г.

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Рабочая тетрадь «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2019г.

Раздаточный материал.

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной  деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Привет, сосед, улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил. Желаю успеха большого

во всем и везде.

- К нам пришли гости. Я прошу вас не стесняться, работать активно, не бойтесь ошибиться, помните — не ошибается тот, кто ничего не делает.

-Начнем урок с пословицы:

«Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»

Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое, наше знание это богатство, которое мы используем.)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний.

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.

1.Минутка чистописания

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Оо оол оом оог оое ооп оош

Сто сорок и сто сорок будет двести.

Верно ли это высказывание?
Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным?

2.Словарная работа

Последний месяц зимы? (февраль)
Что характерно для февраля? (мороз, снег, холод, метель)

Сообщение, заранее подготовленное учеником из Толкового словаря.
Февраль — 2 слога, 7 букв, 6 звуков
февральский, февральские метели
В феврале два друга — мороз да вьюга.

3.Игра с сигнальными карточками «Да», «Нет»

В русском языке различаются 6 падежей (да)

Все падежи являются косвенными (нет)

В слове картофель три слога (да)

В русском языке 32 буквы (нет)

В слове енот 4 звука (нет)

Ко 2 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями на -а, -я (нет)

Буква Ш обозначает мягкий и труд звук (нет)

Существительное смерч пишется без Ь на конце (да)

Организует диалог с учащимися, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Знакомит учащихся с правописанием нового слова.

Организует практическую работу по обобщению знаний учащихся.

Работают с информацией, на слух определяют роль ударения в смысловом значении слова, приводят примеры.

Определяют «ошибкоопасное место» в слове.

Работают с сигнальными карточками.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные: формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Постановка учебной задачи.

Цель:

выработать последовательность действий при написании безударных окончаний имен существительных в единственном числе, научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

1.Самоопределение к деятельности

На доске:

Без книг_, на дорог_, в тетрад_

- Какой звук слышится в окончании? [и]

- Одинаковые ли будут окончания? (нет)

- Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос?

- В каких падежах имя существительное бывает в опасности? (Р.п., Д.п., П.п.)

- Кто догадался, над какой темой урока мы будет сегодня работать?

Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Формулируют тему, цель урока.

Познавательные: умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь формулировать тему и цель урока.

Закрепление  знаний по  теме.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания  безударного падежного окончания имени существительного в единственном числе.

В первом склонении,

Помню даже во сне,

В предложном и дательном

Пишется Е.

И во втором склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения

Окончание Е.

А в третьем склонении,

Не ошибись, смотри,

в родительном, дательном,

Даже в предложном,

Всегда я пишу

Окончание И.

Алгоритм:

- поставить существительное в начальную форму

- определить склонение

- по вопросу определить падеж

- вставить окончание

(Вставляем окончания на доске).

«Поймай слово»

Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага, снег, снежинка, ночь, конь, малина, степь, облако, туча

 Графический диктант

Записать только окончания

 (1 уч-ся у доски)

у речк_

по улиц_

в домик_

без сладост_

на зорьк_

Физкультминутка

Работа у доски

Тетрадь без обложк_, рисунок на ткан_, букет черемух_, ходит без обув_, на ветке сирен_, фильм о лебед_, подарок для матер_, рад встреч_

Работа с учебником

с. 38 упр. 64

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения.

Организует отдых.

Организует практическую деятельность у доски.

Выполняют работу, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило.

Выполняют упражнения.

Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него.

Выполняют упражнения

Под руководством учителя, систематизируют и применяют на практике полученные знания

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

Самостоятельная работа.

Цель: Проверить навык усвоения  полученных знаний.

- Выберите то задание, которое вы будете выполнять

1. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

2. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк…, сердце дочер…, по тропинк…, на окошк…, на огород…, у черёмух…, на западе пустын…

3. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк…, подошел к осин…, смастерил для бабушк…, увидал мыш…, шёл рощ..й

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся.

Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: развивать операции мышления.

Коммуникативные: осуществлять самоконтроль.

Итог урока, рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности.

 

Какую задачу ставили на уроке?

Достиг ли наш урок желаемых результатов?

Украсим ёлочку.

С — если очень хорошо научились определять безударные окончания существительных

Ж — если работали на уроке хорошо, но иногда нуждались в помощи

К — кому было интересно, но пока не могут обойтись без помощи .

Домашнее задание.

Молодцы! Спасибо вам за урок.

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Подводят итог под руководством  учителя.

Личностные: развивать интерес к изучению русского языка.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные: проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...