урок русского языка 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Тазова Алёна Александровна

Тема "Именительный и винительный падеж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx42.06 КБ
Office presentation icon pril.ppt400.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новобатайская средняя общеобразовательная школа №9 имени капитана А.Н. Быкова

Единый методический день:

Открытый урок по русскому языку в 4 «а» классе (УМК Школа России)

Учитель: Тазова А.А.

Тема урока: «Именительный и винительный падежи имени существительного».

Мотивация к учебной деятельности

Цель: понимать учебную задачу, оценивать качество подготовки к уроку, формировать положительное отношение к уроку.

-Ребята, сейчас у нас с вами урок русского языка. Посмотрите на парту и проверьте готовность к уроку.

Пусть хорошее настроение сегодня поможет всем нам совершить интересные открытия. Я желаю вам удачи, потому что с маленькой удачи начинается большой успех. Пожелайте друг другу удачи.

Какие учебные умения нам с вами пригодятся на уроке?

(Внимание, старание, трудолюбие…)

-Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Актуализация знаний

Цель: вызвать интерес к учебному материалу; активное включение обучающихся в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1.Грамматическая игра  

Прочитайте слова, написанные на доске.  

поры                      друг

пара                       овод

капри                    рачок

Какие буквы можно поставить между этими словами, чтобы в каждой строчке образовалось по два новых слова?

Выполните задание в парах.  

поры        в        друг (порыв, друг)

пара         д        овод (парад, довод)

капри       з        рачок (каприз, зрачок)

Проверим, какие новые слова получили.

Самопроверка.

2.Чистописание

Запишите эти три буквы в тетрадь: в д з

Как вы думаете, почему именно эти три буквы вместе?

(У них одинаковые элементы)

Что общего у записанных букв?

(Они обозначают парные звонкие звуки)

Придумайте слова с этими буквами на конце (остров, город, мороз)

3. Орфографическая минутка

Запишите слова, подчеркните орфограмму.

Сноп, завод, праздник, лесник, багаж (Слайд 6-7)

Самопроверка по эталону.

Объясните пропущенные орфограммы.

Что объединяет эти слова? (Это имена существительные)

- Из букв – орфограмм составьте слово. (Падеж) Какие орфограммы встретились в слове ПАДЕЖ? (Безударная гласная в корне слова, парная согласная по глухости - звонкости на конце слова.)

 - Как проверить согласный на конце слова? (Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: зуб - зу[бы] или сонорный гриб - гри[бн]ик.)

-  Запишите проверочные слова к слову падеж (Падежи. Падежный)

-  Чем отличаются проверочные слова падежи и падежный? (Форма слова, однокоренное слово)

- Что такое падеж?

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

- Что вы знаете о падежах?

(В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.)

Перечислите название падежей с вопросами.

- Как связаны понятия: имя существительное и падеж? (Имена существительные изменяются по падежам)

- Как определить падеж имени существительного?

Алгоритм определения падежа имени существительного 

  1. Найти слово, с которым связано имя существительное.
  2. Поставить вопрос от этого слова к существительному.
  3. Определить падеж.

Индивидуальные задания (2 ученика выполняют индивидуальные задания на доске)

Карточка1. Запиши имя существительное завод с вопросами в И.п. и В.п.

Карточка №2. Запиши имя существительное лесник с вопросами в И.п. и В.п.

Работа с классом.

- Определите падеж этих существительных и покажите сигнальными карточками:

В супе (П.п.), около завода (Р. п.), к празднику (Д. п.), в пенале (П.п.), от лесника (Р. п.), с багажом(Т.п.)  

- С какой целью выполняли это задание? (Вспомнили, как определять падеж имени существительного.)

- Объясните, как определяли падеж имени существительного.

Проверяем индивидуальные задания на доске.

- Проверим на доске, как ребята изменили существительные завод и лесник по падежам.

- Чем отличаются эти существительные? Почему отвечают на разные вопросы? (Одно одушевленное, а другое - неодушевленное.)

- Что замечаете в изменении существительного завод? (Существительное завод и в И.п., и в В.п. имеет одинаковую форму. Что? завод И.П.; вижу что? Завод В.П.)

- Почему только у этого существительного, формы И.п. и В.п. одинаковые? (Отвечает в обоих падежах на одинаковый вопрос что? одушевленные существительные – на разные вопросы. Кто ? лесник И.П, вижу кого? Лесника В.П.)

Постановка темы и цели урока.

Цель: создать проблемную ситуацию, включить в неё обучающихся, сформулировать тему и цель урока.

Постановка проблемной ситуации.

Составьте из слов каждой строчки предложения

солнце, яркое, взошло

туча, солнце, закрыла

Какие предложения составили? Запишите предложения.

Взошло яркое солнце.

Туча закрыла солнце.

Пробное задание.

- Определите падеж существительного «солнце» в обоих предложениях?

Покажите падеж с помощью сигнальных карточек (И. п. и В. п.)

С чем вы встретились на пути при выполнении задания на пробное действие? (С затруднением)

В чём ваше затруднение? (У имен существительных в И.п. и В.п. совпадают вопросы.)

Почему возникло затруднение? (Не знаем способа различения именительного и винительного падежей, т.к. неодушевлённое существительное отвечает и в И.п., и В.п. на одинаковый вопрос)

 Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(Узнать способ различения неодушевлённых имён существительных в именительном и винительном падежах)

Сформулируйте тему урока. 

(Именительный и винительный падежи имени существительного)

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: открытие нового знания, знакомство с новыми теоретическими сведениями

Работа в группах. (Инструкционный лист)

−Предлагаю вам поработать по плану в группе и найти ответ на главный вопрос нашего урока: как отличить именительный падеж от винительного падежа.

Но сначала давайте повторим правила работы в группе.

План работы для выхода из затруднения

1.Прочитайте первую пару предложений.

2.Определите, каким членом предложения является выделенное существительное.

3.Заполните таблицу.

4.Проанализируйте следующие пары предложений с помощью таблицы и сделайте вывод.

1пара предложений      

Корабль вошёл в порт. 

 Капитан поднялся на корабль.

2 пара предложений

Моряки открыли новый остров.

Остров затерялся в океане.

3 пара предложений

Город утопал в зелени.

Путешественники увидели город.

   

Свои наблюдения, сравнения записываете в концептуальную таблицу «Линии сравнения падежей»

(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и таблицу для оформления ответов)

Линии сравнения

И.п.

В.п.

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Член предложения

Линии сравнения

И.п.

В.п.

Вопросы

Кто? Что?

Кого? Что?

Вспомогательное слово

Есть

Вижу

Предлоги

Нет

Без предлога, с предлогом

Член предложения

Подлежащее

Второстепенный член

 Реализация построенного проекта.

1.Прочитайте первую пару предложений. В каждом предложении подчеркните главные члены предложения.

2.Определите, каким членом предложения является выделенное существительное.

Ответьте на вопросы:

1)Каким членом предложения является слово корабль в первом предложении? ____________________________.

     В каком оно падеже?  ______________.

2)Каким членом предложения является слово корабль во втором предложении? ____________________________.

     В каком оно падеже? _______________.

3)Есть ли предлоги у И. п.? ____________.

4)Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? __________________.

3. Заполните таблицу.

4.Проанализируйте следующие пары предложений с помощью таблицы и сделайте вывод.

Вывод1.Имя существительное в И. п. в предложении всегда является ___________________________________.

а имя существительное в В. п. – ______________________.

Вывод 2. В И. п. имена существительные всегда употребляются ____________________________.

Вывод 3: Имена существительные в В. п. употребляются __________________   и __________________________.

 Учитель организует защиту результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.

Заполняют концептуальную таблицу.

Защита результатов.

Делают вывод.

(Вывод1. Имя существительное в И. п. в предложении всегда является подлежащим, 

а имя существительное в В. п. – второстепенным членом предложения.

Вывод 2.  В И. п. имена существительные всегда употребляются без предлогов.

 Вывод 3:  Имена существительные в В. п. употребляются как с предлогами, так и без предлогов)

− Давайте сравним наше исследование с выводом в таблице на с.105 учебника. (Работа с учебником по теме урока)

– В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые? (У неодушевлённых имён существительных 2-го склонения и у имён существительных 3-го склонения)

В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах разные?

(У имён существительных 1-го склонения и у одушевлённых имён существительных)

- Вернемся к пробному заданию. 

Взошло яркое солнце.

Туча закрыла солнце.

- Прокомментируйте пошагово с помощью алгоритма.

 Сильный ученик комментирует: в И. п.  имя существительное употребляется без предлогов и является подлежащим; В В. п. имя существительное употребляется с предлогами и без предлогов, является второстепенным членом. – У существительных 2-го и 3-го склонения в И. и В. падежах окончания одинаковые.)

 − Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

- Докажите. (У нас есть алгоритм.)

Алгоритм: как отличить именительный падеж от винительного»

1.Найди в предложении имя существительное.
2.Определи, каким членом предложения является имя существительное
(главным или второстепенным)
3. Если это
подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже.
4.В
именительном падеже имена существительные всегда употребляется без предлога, а в винительном - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.

− Используя этот алгоритм, что мы сможем теперь делать? (Различать именительный и винительный падеж имен существительных.)

Физминутка

Цель: сменить вид деятельности обучающихся во время урока

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.

Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.

Первичное закрепление изученного

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи

Фронтальная работа с объяснением.

Упр.186

 (устный разбор предложений по членам, определение падежей, проговаривание алгоритма)

Прочитайте выразительно стих. И. Никитина

-О каком времени года пишет автор?

Какими членами предложения являются выделенные имена существительные

Выберите одно четверостишие и запишите его по памяти. Самопроверка.

В полдень дождь (И. п.) перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь (В. п.)

Начал падать снежок (И. п.)

Ночь – сущ.,что?, н. ф. – ночь, неодуш., нариц., 3 скл., И. п., ж. р., ед. ч., подлежащее.

Упр.187 Работа в паре.

– Определите склонение и падеж выделенных имен существительных.

Сделайте вывод: какие существительные в именительном и винительном падежах имеют разные окончания?

Спишите первые два предложения.

– Разберите предложения по членам.

Задание: Прочитай предложения. Укажи падеж имён существительных.

Лисица видит сыр.

Лисицу сыр пленил.

Как определили падеж имён существительных в этих предложениях? (алгоритм)

Самопроверка.

Лисица (И. п.) видит сыр (В. п.). Лисицу (В. п.) сыр (И. п.) пленил.

То солнце (И. п.) спрячется, то светит слишком ярко.  При солнце (П. п.) яблоко (И. п.)  на ветке дозревало. Попрыгунья Стрекоза лето (В. п.) красное пропела. Сосед (И. п.) соседа (Р. п.) звал откушать. Медведь попался в сеть (В. п.). Природа оживилась, и зелень (И. п.) вся как будто обновилась.

Соседа – сущ., кого?,н. ф. – сосед, одуш., нариц., 2 скл., м. р., Р. п., ед. ч., дополнение.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Цель: учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи

Дифференцированная (разноуровневая) работа

Предлагаю выбрать задания по уровню сложности.  

I уровень. Прочитайте. Подчеркните главные члены предложения.  Определите падеж выделенных имён существительных.

1. Старик долго кликал золотую рыбку.  

2. Девочка пела песню. 

3. Солнце спряталось за тучу.

 II уровень. Выпишите в первый столбик имена существительные в именительном падеже, во второй – имена существительные в винительном падеже.

1.Свет фонаря падал на снег.

2.Первый солнечный луч осветил поляну.

3. Солнце   спряталось за тучу.

III уровень. Составьте и запишите два предложения так, чтобы в первом имя существительное дом было в именительном падеже, а во втором - в винительном.

Проверьте, пожалуйста, задания первого уровня и задания второго уровня по эталону.

Послушаем, что получилось у ребят, выбравших задание третьего уровня. Учащиеся зачитывают предложения, дают обоснование с опорой на новый эталон.

Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного. Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.

Тест

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

Н. Кто? Что?              О. Кем? Чем?
П. Кого? Что?             Р. Кого? Чего?

II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А В, на, через;            Я. Без предлогов;
В. К, по;                      Г. У, из, до, около.

III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А. Подлежащим.
Б. Сказуемым.
Т. Второстепенным членом.

 IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении.
Уронило солнце 
лучик золотой.

А. И.п.                 Б. Р.п.
В. Т.п.                  Ь. В.п.

- Поставьте оценку на полях. Если вы на все вопросы ответили верно, у вас получилось слово: «пять».)

8 этап. Рефлексия (индивидуальная, групповая)

Цель: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами, анализировать свои суждения, свою деятельность;

- Вспомните, какая цель была поставлена на уроке?

- Как высчитаете, она достигнута? Покажите это на шкале знаний.

- Что нового вы узнали на уроке? (Как различать имена существительные в именительном и винительном падежах?)

- У каких существительных окончания в винительном и именительном падежах одинаковы, а у каких различны?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Какое настроение у вас сейчас? Покажите свое настроение от работы на уроке в тетради на полях.

9 этап. Домашнее задание (индивидуальная форма работы)Цель: учить детей применять полученные знания при выполнении домашнего задания; осуществлять самооценку; понимать значение и смысл обучения.

  1. Упр.190, стр.107.
  2. Предлагаю задание на выбор. Составить с любым из слов 2 предложения так, чтобы в одном предложении существительное стояло в И.п., в другом – в В.п. (Солнце, море, ветер)

10 этап. Подведение итогов

Поставьте оценку себе за урок, сравните, пожалуйста, желаемую с реальной. (Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их.)Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Я благодарю вас за сотрудничество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поры друг пара овод капри рачок

Слайд 2

Поры в в друг пара д д овод капри з з рачок

Слайд 3

Сноп, завод, праздник, лесник, багаж Сно п , з а вод, праз д ник, л е сник, бага ж п а д е ж

Слайд 4

Взошло яркое солнце р Туча закрыла солнце

Слайд 5

. . Солнце, яркое, взошло Туча, солнце, закрыла

Слайд 6

Взошло яркое солнце Туча закрыла солнце

Слайд 7

Работай в группе дружно, помни – вы одна команда. Принимай активное участие в работе, не будь в стороне. Не бойся высказывать своё мнение. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. Назначаем того, кто будет отвечать. Представляем результат. Оцениваем работу. Правила работы в группе

Слайд 8

Взошло яркое солнце р Туча закрыла солнце

Слайд 9

Взошло яркое солнце Туча закрыла солнце

Слайд 10

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? Н. Кто? Что? О. Кем? Чем? П. Кого? Что? Р . Кого? Чего? II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже? А В, на, через; Я . Без предлогов; В. К, по; Г . У, из, до, около. III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже? А. Подлежащим. Б. Сказуемым. Т . Второстепенным членом. IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении. Уронило солнце лучик золотой. А . И.п. Б. Р.п. В. Т.п. Ь . В.п.

Слайд 11

Взошло яркое солнце р Туча закрыла солнце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...