Воспитательная работа
методическая разработка на тему

Сарычева Светлана Васильевна

Предварительный просмотр:

Инсценировка сказки "Красная Шапочка"

Сарычева Светлана Васильевна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа 

Цели урока:

  1. воспитание доброты, отзывчивости к другим людям;
  2. воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
  3. развитие памяти, слуховых данных в танцах;
  4. развитие творческой деятельности учащихся.

Учитель. Ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, - ведь они неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.

Сегодня мы Вам расскажем старую сказку на новый лад.

Сказки в музыке живут,
Сказки в гости нас зовут.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!

Мама.

(Поёт на мотив песни “Смуглянка”)

Как-то утром на рассвете,
Провожая в дальний путь,
Мама дочке говорила:
“Ничего не позабудь!”
Деда с бабушкой проведай,
Им гостинцев передай.
Их к нам в гости вместе поскорее приглашай!
Позаботься ты о бабушке своей,
Привет деду передай от всех друзей,
Поспеши к ним, услужи им,
И вниманьем окружи.
Если хочешь ты в ладу с людьми прожить,
Постарайся терпеливой, милой быть,
Улыбайся, не обижайся,
И не стоит ни кого дразнить.
Счастливого пути, доченька!
Будь умницей!

Красная шапочка.

(Поёт на мотив “ Песенки шофёра”)

А тропинка ленточкой узенькой вьётся,
К бабушке иду и несу пирожки.
И в груди сердечко так радостно бьётся,
Знаю, что хорошее ждёт впереди.

Грибы.

Не страшны тебе не дождь, ни слякоть
Людям ты несёшь добро и свет.
Чаще улыбаться и меньше плакать –
Вот девиз наш общий на много лет!

Цветы.

(Поют на мотив песни “Морячка”)

Мы давно живём в лесу,
Любим, ценим красоту.
Дает солнце нам заботу и тепло, и доброту.
Мы здесь весело живём,
И друзей мы в гости ждём.
Погости у нас немножко, вместе спляшем и споём.

Красная шапочка. Спасибо цветочки, спасибо, грибочки, я бы с удовольствием у вас погостила, но очень спешу к бабушке и дедушке и несу им пирожки.

Заяц.

(Поёт на мотив песни “Чижик-пыжик”)

Раз – два – три – четыре - пять
Вышел зайчик погулять,
Как же я люблю цветочки
Просто так ломать и рвать!

Красная шапочка. Да ты что, Зайчик! Посмотри, какие они красивые, нежные и безобидные, ведь они тебе не могут ответить тем же. А слабого не сложно обидеть, вот, для того, чтобы защитить кого-то, нужна смелость и доброта. Пожалей их, и они подарят всю свою красоту.

(Заяц жалеет цветы. Танец цветов)

Красная шапочка. Скажи зайчик, тебе понравилось? У меня есть пирожок с капустой, хочешь, я тебя угощу?

Заяц. Скажи, Красная Шапочка, а что я ещё могу для цветов сделать?

Красная шапочка. Пойдём со мной к бабушке, попросим у неё леечку, будешь каждое утро цветочки поливать, они тогда ещё красивее будут.

(Уходят и поют песню “Вместе весело шагать…” муз. В. Шаинского.)

(Появляется резиновый ёжик и поёт песенку под муз. С. Никитина.)

Ёжик.

По роще калиновой, по роще осиновой
На именины к щенку
Шёл ёжик резиновый, в шляпе малиновой
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош,
Божьей коровке, цветочной головке
Вежливо кланялся ёж.
“Здравствуйте, ёлки, на что вам иголки,
Разве мы волки вокруг?
Разве не видно, что очень обидно
Когда ощетинился друг?
Милая птица, извольте спуститься,
Вы потеряли перо.
На школьной аллее, где клёны алеют,
Ждёт вас находка в бюро”.
По роще калиновой, по роще осиновой
На именины к щенку
Ёжик резиновый, шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку.

(Появляются Красная Шапочка и Заяц).

Красная шапочка. Здравствуй, Ёжик! Я иду в гости к бабушке и дедушке, несу им пирожки, а зайчик идёт со мной за компанию. Пойдём и ты с нами.

 

Ёжик. Большое спасибо, Красная Шапочка! Только я не могу пойти с вами, ведь я обещал быть у щенка ровно в 10 часов, а я очень не люблю опаздывать, да и щенку, наверное, будет не очень приятно, если к нему гости вовремя не придут. Он сегодня именинник, а из-за этого может огорчиться, и День Рождения не будет таким радостным. Я вам лучше для бабушки и дедушки яблочек дам вкусных и красивых.

Красная шапочка. Спасибо, Ёжик! Ты очень добрый и хороший, потому что думаешь не только о себе, но и о других людях и стараешься их никогда не огорчать.

Заяц. Счастливого пути, Ёжик! Передай от нас привет и поздравления Щенку. Пусть он всегда будет весёлым, как Красная Шапочка и добрым, как ты.

(Ёжик уходит и насвистывает свою песенку. Появляется лиса)

Лиса.

Вы знаете лису?
Живу в своём лесу.
Я очень нежная,
Со всеми вежливая,
Коль встречу колобка,
Скажу, что я глуха.
А встречу зайчика,
Не трону пальчиком…

Заяц. Ой, я боюсь! Сейчас меня лиса съест!

Красная шапочка.

Зайчик, да что ты?!
Ведь ты же самый смелый заяц во всём лесу,
Неужели испугался эту рыжую лису?
Давай, возьмёмся за руки и скажем:
“Лиса! Мы тебя не боимся!”

Заяц. Ну, давай попробуем. Хотя, если честно, я очень-очень боюсь.

Лиса. Вот эта встреча! Я даже и не надеялась на такую удачу. Ну что, зайчик, пойдём ко мне в гости? Что я тебе покажу…

Заяц (испуганно) Я… не… хочу…

Красная шапочка. Ну, давай!

Вместе. Лиса! Мы тебя не боимся!

(Появляется Кот Леопольд со своей песенкой “ Я иду и пою…”)

Кот Леопольд. Ребята, давайте жить дружно! Ты, Лиса, маленьких не обижай, плохо это.

Лиса. А я что? Я ничего! Я просто в гости захотела зайчика пригласить, у меня новая игра есть, поиграли бы вместе в Сони Плэйстэйшен…Я ведь одна, да одна…Скучно мне.

Красная шапочка. А пойдём с нами к бабушке и дедушке!

Лиса. Я не против!

(Появляется Волк на самокате и поёт на мотив “Чёрный бумер”)

Заяц. Ой, я боюсь! Сейчас меня волк съест!

Красная шапочка. Зайчик, да что ты?! Ты же у нас самый храбрый, ты, что, забыл?

Заяц. Ой, правда, что это я? Никого не боюсь! Всех защитю! Или защищу? Как же правильно…?

Волк. Да не надо никого от меня защищать! Это я раньше был злой и страшный, потому что у меня самоката не было! А теперь я самый добрый и весёлый зверь в нашем лесу. Вы далеко собрались?

Красная шапочка. Здравствуй, волк! Я иду в гости к бабушке и дедушке, несу им пирожки, а Зайчик, Лиса, и Кот Леопольд идут со мной за компанию. Пойдём и ты с нами.

Волк. Конечно, ведь вместе веселее!

(Уходят и поют песню “ Вместе весело шагать…”)

(На сцене домик дедушки и бабушки. Они сидят за столом и скучают. Появляется мама Красной Шапочки.)

Мама. Здравствуйте мама и папа. А Красная Шапочка ещё не приходила?

Бабушка и Дедушка. Нет.

Мама. Я думаю, что она скоро придёт.

(Появляется красная шапочка и звери)

Красная шапочка. Здравствуй бабушка, здравствуй дедушка. Я долго шла к вам лесами, полями. По дороге я встретила настоящих друзей. Мы принесли пирожки вам и хотим вам сделать сюрприз, порадовать вас танцем.

(Исполнение танца красных шапочек)

1 ученик.

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту.

2 ученик.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.

3 ученик.

Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живём на земле.

4 ученик.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого у нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.

5 ученик.

Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ - палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт доброта по земле.
И я про неё не забуду
Как я забываю о зле.



Предварительный просмотр:

Пасхальная сказка. С.В.Сарычева.

Действующие лица: дедушка, бабушка, внучка Настенька, лиса, волк, зайчик.

Часть1


В лесу встречаются лиса и волк

Лиса

Эй, здорово, куманек,
Как дела твои, дружок!

Волк (махая безнадежно лапой)

Да, три дня уже не ем,
Отощал, кума, совсем!

Лиса

Вижу, что тебе невмочь,
Но готова я помочь!

Сытым будешь ты, волчок,
Да еще оставишь впрок,

Коль пойдешь со мной на дело…
Я недавно подглядела,

Что в домишке за рекой
В погребе запас большой.

Есть там яйца, куличи,
Рыба, мясо, калачи, -

Приготовлено все к Пасхе.
Мы залезем без опаски:

Дед уехал за получкой,
Взял с собой собаку Жучку,

В доме – Настька, да старуха,
А она – туга на ухо!

Волк стоит, озадаченно чешет за ухом.

Ты с моим большим мешком
Схоронишься под окном,

Я же притворюсь хромой,
На ночь попрошусь домой.

Как уснут все, понемножку
Я тебе через окошко

Все спокойно передам,
Да поделим пополам,

Когда будем далеко…
Справишься, волчок?

Волк

Легко!

Ну, хитра же ты, лиса!
Да, а есть там 
(мечтательно) колбаса?

Лиса

Думаю, что тоже есть

Волк

Так и съел бы пудов шесть,

Иль, хотя бы, только пять…

Лиса

Хватит, куманек, мечтать!

Раз решили – нужно смело
Приступать скорее к делу!

Неча время нам тянуть!
Как стемнеет – сразу в путь!

Волк

Ох, лисица, ох, плутовка,
Как придумала все ловко!

Уходят.

Часть 2

Настя с бабушкой (в темной одежде, платочках) возвратились (из храма) домой.

Бабушка

Внученька, а завтра тоже
В храм пойдешь, со мною, может?

Куличи нам надо взять –
Будем к Пасхе освящать.

Настя (радостно)

Да, давай пойдем вдвоем!
А яички мы возьмем?

Бабушка

Да, возьмем… (пауза) Пора уж спать,
Быстро кушай – и в кровать!

Стук в дверь, из-за двери слышится голос зайчика

Зайчик

Настя, бабушка, простите,
Что так поздно я. Пустите!

Бабушка открывает дверь, вбегает запыхавшийся зайчик

Ох, случилася беда,
Волк, лиса идут сюда!

Вас решили обмануть,
И запасы все стянуть!

Что-то я не вижу деда... (оглядывается)


Настя

Будет завтра он к обеду.

Зайчик

Звать медведя на подмогу?
Знаю я его берлогу!

Бабушка

Зайчик, на дворе – весна,
И берлога уж пуста!

Зайчик ( принюхиваясь и дрожа от страха)


Вот, я слышу лисий дух!
У меня отличный нюх!

Бабушка

Ты беги, скорей, косой,
Справимся с твоей лисой!

Настя

Не боимся мы и волка,
Удирай быстрее, только!

Бабушка

И – спасибо, что сказал!

Зайчик (убегая)

Все, прощайте! Убежал!

Через несколько секунд – стук в дверь, из-за двери – лисий голос:

Лиса

Может, пустит кто хромую,
Разнесчастную, больную

И уставшую лису?
Еле ноги я несу!

Бабушка (вполголоса)

Внученька, ты дверь открой,
Я же – шприц возьму большой

И лису перехитрю,
Ей снотворное вколю.

Бабушка уходит за шприцом в другую комнату, а внучка открывает входную дверь. Лиса входит, хромает, охает, ахает, причитает, не забывая внимательно осматривать все вокруг.

Лиса

Ох, устала я, бедняжка,
Жить хромой калеке тяжко!

Пожалел бы кто-нибудь…
(Насте) Пустишь на ночь отдохнуть?

Настя (приторно-ласково)

Да, лисичка, вот – кровать,
Можешь здесь спокойно спать.

У тебя нога болит?
Что с ногой?

Лиса

Аппендицит!

Третий месяц уж хромаю, (начинает истерично, навзрыд реветь)
Делать что с ногой – не знаю!

Продолжает притворно рыдать, «вытирая слезы» платочком.

Вся измаялась – беда!

Настя

Ты не зря пришла сюда!

Бабушка моя – ветврач!
Так что ты, лиса, не плачь,

Делай, что она велит,
И пройдет 
(усмехаясь) аппендицит!

Уходит. Лиса подходит к окну и вполголоса говорит в окно:

Лиса

Волк, ты где?

Волк

Да тут я, тут!

Лиса

Ждем, когда они уснут!

В это время Настя заглядывает в комнату и слушает их разговор, лиса же, не замечая девочки, продолжает говорить с волком.

Лиса

Как уснут все, чтоб ты знал –
Я подам тебе сигнал:

Постучу вот так три раза, (стучит три раза)
Отзывайся только сразу!

Волк

Понял, понял! Буду ждать!

Лиса

Ну, а я пока – в кровать!

Лиса ложится в кровать, Настя скрывается за дверью. Входит бабушка в белом халате врача, с большим шприцом. Лиса сначала этот шприц не замечает, лежит, охает, притворяется больной.

Бабушка

Как дела твои, больной?

Лиса

Очень плохо мне, ой-ой!

Бабушка

Что же у тебя болит?

Лиса

Да, в ноге – аппендицит!

Так болит, что мочи нет,
Уж не мил мне белый свет! 
(рыдает)

Бабушка

Тише, лисонька, не плачь,
Помогу тебе, я – врач!

Сделаю тебе укол, 
Чтоб аппендицит прошел,

Чтоб ты больше не страдала!

Лиса (замечает шприц, в страхе отодвигается)

Ой, уже полегче стало!

Бабушка (строго)

Ненадолго облегченье,
Нужно все равно леченье!

Делает лисе укол, лиса кричит от страха, потом затихает, начинает храпеть. В комнату заглядывает Настя.

Настя

Как лиса?

Бабушка

Храпит плутовка,
Что ж, теперь займемся волком.

Настя (показывает бутыль с квасом)

Волку – квас! Лишь отхлебнет –
Сразу до утра уснет!

Стучит три раза по подоконнику, спрашивает, подражая голосу лисы:

Волк, ты где?

Волк (не высовываясь из окна)


Я здесь, лиса,
Жду сигнала два часа!

Спать хочу я – просто жуть!

Настя

Квасу, может, дать хлебнуть?

Волк

Квас давай, а где еда?
Зря мы, что ли, шли сюда?

Настя передает волку бутылку с квасом, волк (или показываясь в окне, или «за кадром») громко пьет (булькает или чмокает), потом зевает и засыпает, начинает громко храпеть.

Настя

Волк уснул, что делать будем?

Бабушка

Дед приедет – все обсудим.
Их же – свяжем до утра,
Спать ведь нам давно пора!

Часть 3

Утро. Волк с лисой связанные сидят на полу в комнате.

Лиса (рассуждает)

Получилось неудачно. 
Потому, что – однозначно

Подготовились мы плохо…

Волк (сердито)

Виновата ты, дуреха!

Все продумать нужно было!

Лиса (возмущенно)


Я силком тебя тащила?

Сам же взялся помогать,
А теперь – меня ругать!

Вот скажи – зачем пил квас?
Это и сгубило нас!

В комнату заглядывает дедушка, звери его не замечают.

Волк

Так я слышал звук сигнала,
Думал я, что ты стучала.

Лиса

Волк, ты что – тугой на ухо?
Это ведь была Настюха!


Старик, так и не замеченный спорщиками, скрывается за дверью.

Волк

На себя я тоже зол!
Эх, зачем с тобой пошел?

Хоть худой был, да свободный,
А сейчас – и так голодный,

Да в плену у лесника,
Ох, намнет он мне бока!

Лиса

И мне тоже попадет!
Невезучий мы народ!


В комнату входят бабушка с внучкой, они в платочках, в руках – корзиночки с куличами и крашеными яйцами. За ними входит лесник (дедушка).

Настя

Мы сегодня в церкви были
И яички освятили,

И, конечно, куличи,
Бабушка пекла в печи!

Бабушка (показывая на волка с лисой)

Вот – ночные наши гости,
Все грызутся тут от злости.

Дедушка (шутливо)


Какова же цель визита?
От меня она сокрыта…

Бабушка

Думали стащить у нас
Продовольственный запас.

Лиса (плачет, пытаясь разжалобить, сама жадно смотрит на корзину с куличами)

Нету в том большой вины,
Мы ведь очень голодны!

Ах, как пахнут куличи!..

Волк (раздраженно)

Слушай, лиска, помолчи!

Знаешь, ведь, что виноваты,
Лучше не перебивай ты!

Настя

Но зачем же воровать?
Мы и так могли бы дать!

Если б вы нас попросили,
Мы, конечно б, угостили!

Бабушка

Что мы делать будем с ними?

Дедушка (строго)

Их – в расход, и шкуры снимем!

Прок с них, вижу, невелик –
Лишь тулуп, да воротник!

Лиса и волк (жалобно)

Дедушка, простите нас!
Это мы – в последний раз!

Больше воровать не будем, 
Станем мы полезны людям!

Волк

Я могу вас охранять!

Лиса

Я – по дому помогать!

Дедушка

Хватит эти вопли слушать,
Не пора ли нам покушать?

Бабушка

Заодно, давай обсудим,
Что же с ними делать будем.

Настя (кивает на волка с лисой)

Бабушка, а этих, может,
Покормить нам стоит, тоже?

Бабушка

Завтракать пойдем втроем,
Им же принесем потом.

Уходят, но через несколько секунд Настя приоткрывает дверь и слушает, о чем говорят волк и лиса

Лиса

Может, поедят, сейчас,
Да и пожалеют нас?

Волк

Если только жив я буду,
Доброты их не забуду!

Лиса

Я им тоже отплачу,
Злой быть больше не хочу!

Настя исчезает за дверью.

Часть 4

На сцене – довольные лиса и волк сидят за столом, пьют чай. На столе – самовар, чайник, постные угощения (хлеб, мед, варенье, баранки и т.п.)

Волк

Я наелся – красота!

Лиса

Да и я давно сыта!

Входят дедушка, бабушка, Настя.

Дедушка

Мы решили вас простить, 
В лес обратно отпустить,

Бабушка

Если вы дадите слово
За разбой не браться снова,

Настя

Слабым помогать в беде,
Не обманывать нигде!

Лиса и волк (выйдя из-за стола)

Мы даем такое слово,
Ничего не делать злого!

Волк

Мы с лисой исправимся,

Лиса

Перевоспитаемся!


Лиса и волк кланяются.

Лиса

Наш поклон вам – за прощенье!

Волк

И за Ваше угощенье!

Лиса

Доброты мы не забудем,

Волк

Пользу приносить мы будем!

Лиса

Загостились мы, прощайте!

Волк

Лихом нас не поминайте!
 

Дедушка

Заходите, коли надо,
Мы гостям хорошим рады!

Волк с лисой еще раз кланяются и убегают.

Бабушка

Хорошо, что их простили!
Звери это оценили:

Стали волк с лисой добрее,
И у нас в душе – светлее!

Настя

Получилось все, как в сказке!

Дедушка

Ну, а мы – дождались Пасхи!


Настя (радостно)

Ночью – на ночную службу!

Бабушка

Приготовиться всем нужно!

Настя (обращаясь к залу)


Будет радость и веселье
В День Христова Воскресенья!

Все вместе (обращаясь к залу)


Всей земле благую весть
Принесем: ХРИСТОС ВОСКРЕС!



Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей в начальных классах на основе православных традиций.                               С.В.Сарычева

        Сердце у каждого человека, любящего свою Родину, охвачено печалью от того, что произошло с нашей страной. Но больше всего у нас тревога за детей. Сейчас в школах можно встретить накрашенных, курящих, бранящихся подростков с потухшими взглядами и нежеланием учиться.

        Учить мы учим, и даже неплохо, а вот  с воспитанием не получилось. Почему наши дети, повзрослев, становятся агрессивнее и злее? Почему они совершенно не умеют прощать обид, не умеют слушать и понимать друг друга, не испытывают никакого чувства ответственности за свои дела и поступки? Любой закон, кодекс основывается на чём-то авторитете. Но на чьём авторитете основывается основа всех законов – нравственный закон?

        Для каждого человека не будет в этой области никакого авторитета, если в сердце не будет Бога. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Если Бога нет, то и всё дозволено».

        Не может дерево доброе приносить плоды худые (Евангелие от Матфея). Значит, всё дело в дереве, то есть в нас. Давать знания – наша специальность. Мы учим, развиваем ум, память, воображение. Но не смогли научить тому, чего не постигли сами.

        Как воспитать в детях доброту, отзывчивость, взаимопонимание, честность, порядочность? Воспитать так, чтобы эти черты характера стали свойствами их натуры, а не средствами для достижения определенных целей?

        Ни одна существующая система обучения и воспитания не даёт возможности задуматься самому человеку над вопросом : «Какой я вообще?»

        Что же такое православное воспитание? Православное воспитание – это процесс формирования личности в системе понятий православного христианского мировоззрения. Приобщение ребёнка к источникам благодати и освещения является самой глубокой  и сокровенной основой формирования его нравственного облика.

Какие дети пришли к нам в 1 класс? Капризные, мальчики очень драчливые. Ежедневные были драки и разбирательства. Что же произошло, когда начинались уроки православия? Дети научились видеть не только свои недостатки, но и осознавать их  и преодолевать. Они стали лучше не из-за боязни наказания, не только «на глазах» у людей. Оставшись одни, они тоже уже не могли быть другими, так как хорошо усвоили, что у Бога не ничего тайного, что не стало бы явным. Воспитание благочестия вырабатывается в детях тот внутренний духовный стержень, который становится основой  и для внешнего поведения. Долгие годы, занимаясь с детьми, мы не замечали, как «облеплялся» характер ученика губительными греховными страстями. Мы, учителя, сами не были готовы к такому восприятию жизни, не предостерегали детей от духовного падения.

        Первым долгом учителя, вступившего на путь православного воспитания детей, является чёткое знание того, что есть духовное начало в человеке, что есть совесть, достоинство, честь, чувство ответственности, патриотизм, уважение к своей и чужой собственности, нужно объяснить детям, в чём состоит смысл жизни человека на Земле, помочь уяснить значение понятия «человек создан по образу и подобию Божию». А без этого получится результат, от которого предостерегал К. Д. Ушинский: «Дай человеку все жизненные блага, он  Леши его понимания смысла жизни на Земле – он будет несчастен».

        Начинать новое дело всегда трудно, тем более то, которое помогает спасению души человеческой. Но ещё труднее переступить через себя, через свои сложившиеся принципы и взгляды.

        На уроках русского языка мы записывали предложения «для души». Это были высказывания святых отцов, строки из Евангелия, библейских притч. После записи дети высказывают своё отношение и понимание их смысла. Такая работа способствует развитию духовной восприимчивости детей, развивает их словарный запас, приучает к размышлению и высказыванию своих мыслей.

        Например: «Подарить другому улыбку, радость, счастье – это во всякое время может сделать самый беднейший из людей». – Какое счастье может дать бедняк? В чём состоит счастье человека?

        В евангелие говорится, чтобы человек не запасал себе сокровищ на земле, которые может уничтожить моль, ржа или вор. Мы говорим о счастье духовном.

        «Сердитый, злопамятный человек всегда бывает себе и другим во искушении» (Св. Авва Дорофей). Обсуждаем, почему человек вредит себе своей злостью, чем вредит другим? Что значит искушение? Сейчас вышло много книг в помощь учителю. Одна из них «Купцы духовной мудрости. Мудрые советы и мысли святых отцов».

        Уроки чтения являются благодарнейшей возможностью для выработки навыков благочестия. Готовясь к уроку, продумывая работу над средствами языка, анализом произведения, отработкой техники чтения и развитием речи, то есть, выполняя учебно-воспитательные задачи, всегда можно найти такие места, на которые нужно заострить внимание детей.

        «Сказка о царе Султане» А. С. Пушкина.

        Царевич идёт за благословением к матери. Чем она благословляет? Иконой. Почему? Что значит «благословение родителей». Разбираются слова «благословение», «благодать», «благодарность», отмечаем их смысловую близость. Приводим слова из Библии: «Чти отца своего и матерь свою». Это 5-я заповедь, она учит благочестивому отношению к родителям.

        Сказка «Гуси-лебеди».

        Почему печка, яблонька и речка не помогли девочке? (Она была капризная). Когда оказали помощь? (Когда девочка смирилась, поблагодарила за помощь). Приводим слова: «Желающий найти истинное смирение и покой душе своей, да научится смиренномудрию, увидит, что в нём всякая радость и всякая слава» (Св. Авва Дорофей).

        «Приятели» Михалков.

        Почему быть вдвоём всегда лучше? Рассуждаем. В Библии говорится, что двоим лучше « Ибо если упадёт один, то другой поднимет  товарища».

        Но со всеми ли будет хорошее. Нет, нельзя идти на поводу у других. Два слепца не могут вести друг друга – оба упадут в яму.

        «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы тебе не сделаться подобным ему» (Притчи Соломона).

        «Сказка о потерянном времени» Шварц.

        Всякому делу – своё время, у всякого возраста есть свои обязанности.

                        Надо сопоставить:

Дети                                                Взрослые

Растут как?                                Работают зачем?

Развиваются как?                        Отвечают за кого?

Учатся чему?                                Растят кого?

Отвечают за что?

        Время проходит быстро, его не надо беречь. На смену взрослым приходят их дети, но если они не научатся бережному отношению ко времени, своим обязанностям, то с ними может произойти то же, что и с героями этой сказки. Человек, который напрасно теряет время, быстро стареет.

        «Если кто потеряет золото, то он вместо этого может найти другое, если же он потерял время, живя в праздности и лени, то невозможно найти другого взамен потерянного. Мы будем искать хотя бы час сего времени и не найдём его» (Св. Савва Дорофей).

        Много возможностей для воспитания благочестия дают уроки изобразительного искусства. «Всё дышащее да хвалит Бога».

        Рисунки животных, насекомых. Беседа «Братья наши меньшие».

        Иллюстрация: Серафим Саровский кормит медведя из рук.

        Божий мир красок.

        Полевые цветы.

        Уделяя на уроках минутку на воспитание духовной нравственности, мы способствуем развитию в детях лучших духовных качеств: скромности, смиренномудрия, послушания, миролюбия, искренности, уважения к личности человека, развитие воли, дисциплинированности, ответственности.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

                                                                                С. В. Сарычева

МКОУ «Новоусманская СОШ №3»

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(ФГОС НОО).

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено ,которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка ,его социализацию ,становление элементарной культуры деятельности и поведения , формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Готовность ребенка к школе определяется всеми факторами его развития. Это и эмоционально – волевая сфера, и интерес к новому, и навыки общения, и владение устной речью. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение детей сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная речь ребенка – показатель его умственного развития.

Труд педагога нелегок, но нелегок труд и того, кого он учит. Поэтому одной из главных задач учителя во время подготовки детей к школе является снятие напряжения, создание атмосферы успеха и доброжелательности.

Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия во время предшкольной подготовки.

Для детей дошкольного возраста необходима тесная связь представления со словом. Слежу не только за пополнением языка будущих учеников, но и уточняю смысл слов, которыми они постоянно пользуются.

В. А. Сухомлинский говорил, что учитель должен научить ребенка «наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом». Наблюдать, видеть, думать на каждом занятии! В процессе наблюдений дети сами думают, открывают что-то новое. А главное - выражают свои мысли словом.


Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.

                                          В. Сухомлинский

Ребенок  дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. Сложное дети усваивают через конкретное. Конкретное, доступное непосредственному восприятию, действию обозначаемое словом, составляет основу для обобщения и накопления опыта. Одним из важнейших средств  развития сенсорных способностей является экологическое воспитание. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Малыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать.
Таким образом,  сенсорное воспитание – это формирование полноценного восприятия детьми окружающей действительности, - это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественнее он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания может выразить в речи.

  1. Составление рассказа по картинкам:

а) составление рассказа описательного характера по предметным картинкам

Предлагаю вниманию ребят картинку. Дети должны описать внешний вид предмета. Задаю вопросы общего характера. Дошкольники отвечают на вопросы, дополняют друг друга. Затем обобщаю ответы детей.

б) составление рассказа по картинке

Если ребенок затрудняется, задаю вопросы.

в) составление рассказа по серии картинок «Что сначала, что потом?»

Даю ребенку 3-4 картинки. Он раскладывает их в логическом порядке, составляет рассказ, а потом выступает. Как правило, многие дошкольники хотят выступить, что-то изменить, дополнить.

  1. Беседы.

С целью расширения словарного запаса детей провожу беседы на различные темы.

  1. Игры.

Важную роль в формировании грамматического строя речи и обогащении словаря играют практические и дидактические игры («Что где растет», «Дополните предложение», «Веселые рифмы», «Чудесный мешочек», «Найди отличия»). Игры помогают по названию прилагательных угадывать предмет, правильно подбирать слова при построении фразы. При составлении предложений детьми обращаю внимание на употребление слов в нужных падежах.

  1. Произведения русского народного творчества.

Прекрасные образцы русской речи дает фольклор. Жемчужины народного творчества – пословицы и поговорки. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицы использую в любых ситуациях.

Для своих будущих учеников подбираю потешки, но с более сложным смыслом. Перед детьми ставлю задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим обыграть.

Учу детей отгадывать загадки. Это полезное упражнение для детского ума.

Много времени уделяю русским народным сказкам, которые не читаю, а рассказываю. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам.

Предлагаю ребятам нарисовать рисунки по мотивам сказки, которые затем обязательно показываю родителям.


Наиболее эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом,

предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.

Примером игр, которые можно использовать на занятиях могут быть:

Игра «Полслова за вами».

Цель: развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра. «Опиши предмет».

Цель: знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие

задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра «Разложи по-порядку».

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра «Молоточки».

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек. Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Это такие игры как: «Угадай, что звучало», «Похлопаем», «Узнай свой голос», «Слушай и выбирай», «Кто это?».

Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и прочими, учить строить предложения. На этом этапе целесообразно проведение таких упражнений как «Интервью», «Наблюдатели». Эти упражнения развивают у ребят умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям.

Вопросы подготовки к школе приобретают всё большое значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т.е. имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении предложений, в делении слов на слоги. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения.

Предшкольную подготовку я вела в прошлом году. Первого сентября 2011 года мои дошкольники стали школьниками. Дети умеют эмоционально читать стихи, применять свои знания произведений устного народного творчества в различных ситуациях, с желанием принимают участие в утренниках. Они активны на уроках, а на перемене могут сами для себя организовать игру.

Список литературы.

  1. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 1987 г.
  2. Калугин М.А., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки.- Ярославль. 1996г.
  3. Нечаепа Н.В. Обучение грамоте. – М., 1994 г.
  4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983г.
  5. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1-му классу. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  7. Чаусова Л.М. Работа по развитию речи в период подготовки к школе. - Начальная школа, 2010, № 4.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

на тему:

«Давайте воспитывать в детях доброту»

                                Выполнила:

учитель начальных классов

                                        МКОУ «Новоусманская СОШ №3»

                                                        Сарычева С.В.

2010 – 2011 уч. год

Цель родительского собрания:

показать важность воспитания доброты в детях.

Подготовительная работа.

1.Проведение классного часа на тему: «Будьте добры!».

2.Видео «Что такое доброта?».

3 Фотогазета « Семейное воспитание доброты через любовь к животным, природе» (готовит мама Михайловского Максима Михайловская Е.А.).

4. Изготовление детьми на уроке изобразительного искусства и технологии сердечек из цветной бумаги.

5. Мама Корикова Никиты готовит декламацию стихотворения А.Кулиева «На мир смотрите добрыми глазами».

6.Запись диска с притчами Светланы Копыловой.

Оформление доски.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Оборудование:

1.Парты расставлены в виде круглого стола. Сердечки, сделанные руками детей лежат под каждой чайной чашкой.

2.Компьютер, бумажные сердечки, свечи в виде сердечка.

3. Листы с практическими советами разумного воспитателя А.Толстых (каждому родителю).

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

-Добрый вечер, дорогие мамы и папы. Сегодня мы собрались на чаепитие, в ходе которого я предлагаю поразмышлять на тему «Давайте воспитывать в детях доброту». Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Давайте зажжем сердечко, которое станет эмблемой, символом нашего мероприятия, передавая его, скажем друг другу что-то приятное, комплимент, доброе слово.

(Родители зажигают свечу и передают друг другу)

- А сейчас я предлагаю Вам подумать над тем, что значит быть добрым и записать свои мысли на сердечках, которые сделали наши дети. И всё это можно сделать за чашечкой чая.

(Звучит фонограмма инструментальной музыки).

2.Размышление родителей о доброте.

-Уважаемые родители, я прошу Вас по очереди выйти к доске, зачитать свои записи на сердечках и прикрепить их вокруг большого сердца.

А вот как определяет доброго человека С.И.Ожегов.

(Учитель переворачивает большое сердце в центре доски и читает)

Добрый – 1.Делающий добро другим.

2. Несущий благо, добро,

3.Хороший, нравственный,

4.Дружеский, близкий, милый.

5.Безукоризненно честный.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

(Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Лежали в больнице…»)

- А теперь послушайте, как понимают доброту наши дети.

(Просмотр видео «Что такое доброта?»)

3.Мини-доклад классного руководителя о воспитании доброты.

- Наши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

- Я прошу Вас подумать и записать на белом перышке, что в семейном воспитании способствует воспитанию доброты, а на сером камешке, что может этому помешать.

(Родители выходят к доске, аргументируют свой выбор и прикрепляют перышки в центральной части доски, а камешки внизу).

-Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребёнка. В состоянии радости дети охотно берутся за любое дело, у них возникает чувство уверенности в себе, в своих силах. Любое чувство у детей зависит от взаимоотношений в семье. Родители не должны допускать ссор в присутствии детей, злословия и сквернословия.

- Учёные-психологи европейского проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ» обозначили 5 основных функций родителей в жизни ребенка.

- Я думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту. А родительская любовь учит ребенка быть внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки. Вы служите непререкаемым авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его. Добрые чувства закладываются с детства. Это восхищение красотой окружающей природы, забота о людях и животных.

4.Опыт семейного воспитания семьи Михайловских.

- Сегодня опытом воспитания сыновей с нами поделится Елена Алексеевна. В этой семье много животных: собачки, кошки, попугайчики и хомячки.

(Демонстрация семейной фотогазеты)

- Вот так забота о животных способствует воспитанию доброты в ребенке.

5.Обмен опытом воспитания доброты в семье.

- Я думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания доброты. Давайте поделимся им.

(Учитель берет зажжённую свечу и начинает разговор).

- Каждое утро я целую своих детей, улыбаюсь и говорю: «Доброе утро, мои любимые!»

(Так свеча проходит целый круг).

6.Подведение итогов.

- Мы много сегодня говорили и размышляли за чашечкой чая о воспитании доброты в детях. И мне хотелось бы Вам предложить опыт психолога А.Толстых, который сформулировал советы разумному воспитателю.

(Учитель читает советы, дарит каждому родителю).

Практические советы разумного воспитателя А.Толстых:

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже.

5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

6. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

-И сейчас, уважаемые родители, я Вам предлагаю продолжить фразу: «Сегодня я понял(а), что…»

(Каждый родитель комментирует свой ответ)

-А теперь нам необходимо составить и записать решение нашего собрания. Какие будут предложения? Я предлагаю провести совместный праздник «Доброты».

(Классный руководитель и родители вносят свои предложения, а секретарь собрания записывает в протокол).

Решение родительского собрания.

1. Подготовить и провести совместный праздник «Доброты».

2. В отношениях с ребенком следовать советам разумного воспитателя, сформулированных А.Толстых.

3. Воспитывать в детях доброту через любовь к животным, природе, внимательное отношение к окружающим, учить совершать добрые дела и поступки.

Просмотр видеофильма «Брошенный камень».

-А сейчас Корикова Марина Николаевна прочитает замечательное стихотворение о доброте.

На мир смотрите добрыми глазами,

Чтоб добрым было слово, добрым труд,

Пусть дураки сочтут вас дураками,

Злодеи малодушными сочтут.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье.

Оно в конце сильнее зла всегда,

Погибает в яме волк с кровавой пастью,

Пожар погасят ветер и вода.

Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,

Пусть в жизни сам злодей не знает зла,

Добро вовеки будет богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.

(А. Кулиев)

-Закончить наше родительское собрание хотелось бы притчей Светланы Копыловой о мальчике – инвалиде, у которого была очень добрая душа. И хочется надеяться и верить, что и наши дети вырастут добрыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...