Урок русского языка 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Фокина Светлана Ростиславна

Урок русского языка  в 3 классе по теме "Обобщение знаний об имени существительном" с презентацией. Программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon im._sushch.doc107 КБ
Office presentation icon im.sushch.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщение знаний об имени существительном.

Программа: «Школа России».

Предмет: Русский язык.

Класс: 3 класс.

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.

Задачи урока:

  • Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, падежа имен сущ. Познакомить уч-ся с выражением «три кита» в русском языке.
  • Развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
  • Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

Оборудование:

а) для учителя: учебник 3 класса (2 часть) автор В.А.Канакина; презентация;

б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь.

Техническое обслуживание: проектор, экран.

Оформление доски: число, вид работы, тема урока.

Ход урока.

п/п

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

2.1.

Умение наблюдать, сравнивать, находить, обобщать закономерность и делать выводы.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

– О какой части речи это стихотворение?
– Почему сегодняшний наш урок мы начали с этого стихотворения?
– Сегодня очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени существительном.
–Какие задачи мы ставим перед собой?
– Нам предстоит обобщить полученные знания.
– Нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной правильной речи: будем развивать свою устную и письменную речь.

На экране написаны ряды слов.

Cлайд1.

-Найди лишнее слово:

  1. Команда, футбольный, хоккейный.
  2. Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов.
  3. Добрый, солнце, веселый, злой.
  4. Побеждать, радоваться, играть, молодёжь.

-Команда (прилагат.)

-Дмитрий (фамилии)

-Солнце (прилагат.)

-Молодёжь (глаголы)

-Выпишите лишние слова через запятую.

-Команда, Дмитрий, солнце, молодёжь.

-Объедините слова по нескольким признакам.

  • все слова существительные;
  • Дмитрий – имя собственное, остальные - нарицательные;
  • молодёжь  имеют только форму единственного числа, а остальные употребляются в ед.ч. и мн.ч. Определите число каждого сущ.
  • Дмитрий и молодёжь – одушевленные сущ., а остальные – неодушевленные.

Предположения детей.

-Опеределите род сущ.

-Команда-ж.р., Дмитрий-м.р., солнце-ср.р., молодежь-ж.р.

3. Сообщение темы и целей урока.

3.1

Обогащение активного и пассивного словаря. Вызвать познавательный интерес к предмету русский язык.

-Перед вами карта, на ней вы видите остров Лингвинии.

Cлайд 2.

-Название острова образовано от слова лингвистика.

Слайд 3.

-Рома прочитает из словаря Ожегова значение слова лингвистика.

-Лингвистика – это наука о языке.

Слайд 4.

-На этом острове много стран. (11) Многие страны вам еще не известны, знакомство с ними вас ждет в будущем. Сегодня мы посетим совершенно особенную страну, как вы уже догадались: Имя существительное. Наша цель - повторить и обобщить об имени существительном.

-Ребята, в русском языке очень много слов, обозначающих предмет. Имя существительное стоит на «трех китах» - трех грамматических признаках.

-Откуда пришло выражение «три кита»?

-О каких трех китах вы слышали? (В музыке, в экономике)

-Три кита – это фундамент чего-либо. Давайте, выясним, что же это за «три кита» в русском языке?

-В древности, когда люди не знали, что наша Земля имеет форму шара и двигается в пространстве, считали, что Земля стоит на трех китах.

4. Обобщение и систематизация знаний.

4.1.

Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.

Учитель открывает 1 кит: грамматическое значение: на экране и доске.

Слайд 5.

-Что такое имя существительное? Примеры.

-Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?

Слайд 6.

-Что может обозначать  имя сущ. кроме предмета?

Приведите примеры. Запись с объяснением орфорграмм (дождь, праздник, болезнь, испуг)

-Сущ. называют явления природы, признаки, действия) – явления природы (дождь, ветер, радуга) события (каникулы, соревнования, урок)

состояние человека (болезнь, грусть, покой)

 чувств (испуг, любовь)

Слайд 7.

-Образуйте и запишите сущ. от:

  • глаголов: бежать, кричать, прыгать;
  • прилагательных: интересный, сильный, добрый.

.

По цепочке учащиеся пишут на доске: «Действие: бег, крик, прыжок. Признаки: интерес, сила, доброта.

-Докажите, что вы поняли, что сущ. обозначает предмет. Мы оказываемся в сказке Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье».

Слайд 8.

Найдите в отрывке «зазеркальные имена существительные». Подчеркните имена сущ.:

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

Работа на карточках.

Взаимопроверка.

-Эти слова похожи на наши. Определите число каждого сущ.

-Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказали о втором признаке имени существительного.

-Шарьки, зелюки, мюмзики – мн.ч., по наве, в мове – ед.ч.

5. Физкультминутка.

5.1.

Забота о здоровье учащихся.

-Упражнение для глаз.

Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили.

-Круговые движения глазами.

6. Обобщение и систематизация знаний.

6.1.

Учитель открывает 2 кит: морфологический кит (число, род, падеж): на экране и доске.

Слайд 9.

-Ребята, а как умеют изменяться имена сущ.?

-По числам.

Слайд 10.

Игра «Волшебный квадрат».

Слайд 11.

Учитель читает слова, дети отмечают: ед., мн.

-ножницы, пальто, конь, духи

лагерь, соседи, сугробы, ветер

метель, окна, опилки, молодежь

грибы, ельник, трамвай, деревни

-Закрасьте синей ручкой мн.ч.

-Сверьте свой рисунок с рисунком на экране.

Самостоятельная индивидуальная работа на «квадратах».

Самопроверка. Рефлексия.

Слайд 12.

-У кого точно такие же рисунки? Молодцы!

-Как изменяются имена сущ.?

-Какого рода бывают имена сущ.?

-Изменяются ли сущ. по родам?

-Как определить род существительного?

-По числам.

-Ж.р., м.р., ср.р.

-Не изменяются.

-Заменить местоимением.

Слайд 13.

Слайд 14.

Игра «Путаница».

-Напиши правильно слова. Укажи род имен сущ.

Леодоя, торавкь, скерол, винад.

-Как определить род имен сущ., повторите еще раз.

-А теперь, ребята, послушайте стих. Найдите формы одного и того же слова.

-Одеяло-ср.р., кровать-ж.р., кресло-ср.р., диван-м.р.

Слайд 15.

У норы добычи ждет

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота,

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте!

Учитель читает стих.

-Формы какого одного и того же слова вы услышали? Как изменялось им.сущ. кот?

Как называется изменение им.сущ. по вопросам?

-Дружок, а ты знаешь падежи? А, ну-ка, расскажи.

-Кот.

Cлайд 16.

-Что такое склонение?

-А сейчас просклоняй слово окно, задавая вопросы.

 

-Изменение сущ. по падежам.

По цепочке устно.

-Вспомним алгоритм определения им.сущ.

В каком падеже им.сущ. не употребляются с предлогами? Как отличить им, род.и вин. падежи?

 

- гл.слово

-падежный вопрос

- падеж.

Работа  в т.п.о стр. 42, упр.90. Проверка взаимная.

Самостоятельная индивидуальная работа. Проверка.

6.2.

Слайд 17.

  • и костер небольшого сидели у собака охотник
  • столица Родины Москва нашей

Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на экране.

-Составьте предложения.

Слайды 18-19.

-Вы связали слова по смыслу, интонационно и грамматически.

-Найдите главные члены в предложениях.

Творческая работа.

-Охотник и собака сидели у небольшого костра. Москва – столица нашей Родины.

.

-Определите синтаксическую роль в предложении.

Это и есть 3 кит: синтаксический признак.

Учитель открывает 3 кит: на экране и доске.

слайд 20

-Имя существительное может быть в роли подлежащего и в роли сказуемого.

7. Контроль. Самопроверка знаний.

7.1.

Проверка знаний.

-Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал по разделу имя существительное.

Работа по группам:

1 гр. –т.п.о. стр. 43, упр.93.

2 гр. – уч-к стр.62 «Проверь себя» № 4.

3 гр. – Каждый, своего,  человек , кузнец ,счастья.

Шли, мы, по, ог.род, к, у.кой, тр. пинке.

-Молодцы.

Индивидуальная работа .

Проверка.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока.

9.1.

Обмен мнениями, впечатлениями по уроку.

-Подведём итоги. О каких же «трех китах» им.сущ. мы сегодня говорили?

Ответы детей.

-На этом урок закончен.

Лес – защита земли от засух и суховеев.

Книга – источник знаний.

  Весенние облака – сказочные чудовища. 

  Байкал – самое глубокое озеро в мире. 

  Москва – сердце России. 

  Каждый человек – кузнец своего счастья.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

команда, футбольный, хоккейный. Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов. добрый, солнце, веселый, злой. побеждать, радоваться, играть, молодёжь. Найдите «лишнее» слово:

Слайд 2

Остров МОРФОЛОГИЯ Имя существительное Имя прилагательное Деепричастие Причастие Наречие Имя числительное Местоимение Союз Предлог Глагол Частица Междометие

Слайд 3

Из словаря Ожегова - Лингвистика – наука о языке, языкознание. Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы.

Слайд 4

Остров МОРФОЛОГИЯ Имя существительное Имя прилагательное Деепричастие Причастие Наречие Имя числительное Местоимение Союз Предлог Глагол Частица Междометие

Слайд 5

1 кит грамматическое значение Имя существительное - ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО?

Слайд 6

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? БЕЛКА МАША КНИГА ПАЛЬМА

Слайд 7

Образуйте имена существительные: от глаголов: бежать, кричать, прыгать; от прилагательных: интересный, сильный, добрый.

Слайд 8

Отрывок из сказки Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье». Варкалось, хливкие шарьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики, в мове.

Слайд 9

2 кит Морфологический признак: Имя существительное - число, род, падеж м.р. ср.р. ж.р. ед.ч. мн.ч. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 10

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ЦЫПЛЁНОК ЦВЕТОК КНИГА ЦЫПЛЯТА ЦВЕТЫ КНИГИ

Слайд 11

Определи число им.существительных:

Слайд 13

3 РОДА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ЖЕНСКИЙ РОД МУЖСКОЙ РОД СРЕДНИЙ РОД

Слайд 14

«ПУТАНИЦА» ЛЕОДОЯ ТОРАВКЬ СКЕРОЛ ВИНАД ОДЕЯЛО КРОВАТЬ КРЕСЛО ДИВАН

Слайд 16

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КТО? ЧТО? РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОГО? ЧЕГО? ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОМУ? ЧЕМУ? ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОГО? ЧТО? ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КЕМ? ЧЕМ? ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ О КОМ? О ЧЁМ? ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО : ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КТО? ЧТО? РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОГО? ЧЕГО? ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОМУ? ЧЕМУ? ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОГО? ЧТО? ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КЕМ? ЧЕМ? ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ О КОМ? О ЧЕМ?

Слайд 17

Составь предложение: И КОСТЁР НЕБОЛЬШОГО СИДЕЛИ У СОБАКА ОХОТНИК СТОЛИЦА Р ОДИНА М ОСКВА НАШЕЙ

Слайд 18

1-ое ПРЕДЛОЖЕНИЕ: У небольшого кост-ра сидели охотник и собака. гл. сущ. сущ.

Слайд 19

2-ое ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Москва – столица нашей Родины. сущ. сущ.

Слайд 20

3 кит Синтаксический признак: роль в предложении. подлежащее сказуемое

Слайд 21

До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...