Разработка проекта "Музыка – вокруг нас" для 4 классов
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме

Музыка, как духовный проводник, в силу своей творческой энергии выступает перед подростающим поколением в роли проводника определенных идей и идеалов, и имеет огромное воздействие на нравственное  и духовное развитие человека, ее нравственно-воспитательная задача сегодня особенно актуальна. Поэтому такой вид проекта очень важен.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

вводная презентация " Музыка – вокруг нас " Составила: Болдырева Лариса Эдуардовна Учитель музыки МБУ лицей №51

Слайд 2

А ктуальность Музыка, как духовный проводник, в силу своей творческой энергии выступает перед подростком в роли проводника определенных идей и идеалов, и имеет огромное воздействие на нравственное и духовное развитие человека, ее нравственно-воспитательная задача сегодня особенно актуальна.

Слайд 3

Знаете ли вы? Как реагирует организм человека разного возраста на музыку? Может ли музыка лечить? Кто наступил медведю на ухо? Почему классическая музыка делает нас лучше? Музыка во благо, или во вред. А у музыки есть секреты?

Слайд 4

Гипотеза Если духовно развивать человека средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его физического и нравственного здоровья.

Слайд 5

Что для этого нужно сделать? Уметь ставить цель, планировать анализировать, самостоятельно находить способы решения проблемы уметь работать в группе, ставить вопросы, разрешать конфликты принимать решения устанавливать причинно-следственные связи создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

Слайд 6

Исследование проведут лучшие умы в области музыки

Слайд 7

Цель: Доказать, что музыка, средствами музыкальной выразительности, ритмом , интонацией , мелодией , фактурой, оказывает положительное влияние на человека, его чувства, эмоции и даже способна исцелить.

Слайд 8

Задачи Изучить теоретический материал по данной теме . исследовать природу звука; показать влияние классической музыки на людей разных возрастных групп; изучить многообразие средств выразительности музыки; Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния людей разных возрастных групп до и после прослушивания классических музыкальных произведений . Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

Слайд 9

Объекты исследования Музыкальные звуки Какие звуки мы слышим вокруг Предмет исследования: Влияние музыки на людей разного возраста.

Слайд 10

Методы исследования И зучение А нализ Подбор информации Д иагностика Экспертный о прос Тестирование

Слайд 11

Следопыты Ответят на вопросы: Как возник звук? Кому медведь на ухо наступил? Может классика – это интересно?

Слайд 12

Для этого они Исследуют природу звука Что такое слух ? У человека 2 уха? Почему не все поют?

Слайд 13

Статисты - математики Ответят на вопросы: Может бабушки любят рок? Музыка во благо или во вред?

Слайд 14

Для этого им необходимо опросить родителей, бабушек, дедушек и ребят в школе. Провести диагностику.

Слайд 15

Музыковеды Ответят на вопрос: Что такое «Эффект Моцарта»?

Слайд 16

Для этого они Прослушают произведение О.Мессиана « Турангалила - симфония»; Расскажут о своих музыкальных впечатлениях; П рименяя средства музыкальной выразительности проанализируют произведение.

Слайд 17

За выполнением работы групп наблюдение ведут эксперты Их задачи: Проанализировать всю информацию, полученную в ходе работы, команд; результаты собрать в экспертный лист; создать презентацию

Слайд 18

Материалы данной исследовательской работы будут использованы в проекте "Музыка- вокруг нас"

Слайд 19

http://wap.candicenight.borda.ru/ http://gratulfata.com/angel/index. http://www.google.ru/search?hl=ru http://meditation-portal.com/vozdejjstvie http://vahe-zdorovye.ru/novosti/ http:// www.ayatcanto.ru/sounds_of_ nature.html



Предварительный просмотр:

"Визитная карточка" проекта

  1. Фамилия, имя, отчество автора проекта                                    

Творческая группа 4 «А» класса

  1. Город, в котором находится школа

г. Тольятти Самарская обл. 

  1. Номер и/или название школы

МБУ лицей № 51

  1. Тема Вашего учебного проекта

«Музыка – вокруг нас».

  1. Творческое название Вашего учебного проекта

«Мир звуков окружает человека всегда»

  1. Предмет (предметы)

Музыка, литература, изобразительное искусство.

  1. Возрастная группа участников проекта

Младшая возрастная группа

  1. Цели и задачи Вашего учебного проекта

Цель:

  1. Исследовать воздействие музыки на организм человека, ритмом, интонацией и другими средствами музыкальной выразительности.

Задачи:

  1. Изучить природу звука
  2. Показать какое влияние музыка оказывает на организм человека
  3. Изучить многообразие средств выразительности музыки
  4. Показать какую музыку предпочитает современная молодёжь
  5. Проанализировать, действительно ли музыка обладает целительной силой

  1. Основополагающий вопрос

«Какая музыка делает нас лучше?».

  1. Вопросы учебной темы (проблемные, учебные)

 1. Звуки разные нужны, звуки всякие важны?

2. Кому медведь на ухо наступил?

3. Отдыхаем или работаем на переменках?

4. Какую музыку мы слушаем?

5. В чем секрет музыки?

6. Музыка лечит или калечит? Лечение или развлечение?

7. Что такое «Эффект Моцарта?”

8. Звук - это кисточка в детских руках?

  1. Проблемы (темы) исследований (с помощью которых участники проекта смогут найти ответы на поставленные вопросы учебной темы)

1.Как воздействует музыка на организм человека?

2.В чём заключается целительная сила музыки?

3.Как на нас влияют основные составляющие музыки?

4.Какая музыка нас делает лучше?

  1. Формы представления результатов исследования

Исследовательская работа Презентация .

«Музыка – вокруг нас».

Воздействие музыки на человека.

  1. Этапы и сроки проведения проекта

  1.  Подготовительный – октябрь
  2. Основной этап- ноябрь
  3. Заключительный этап - декабрь
  1. Подготовительный этап (3 недели)

Презентация учителя, беседа. Знакомство с темой, деление на группы. Составление плана совместной работы. Учащиеся занимаются поиском и обработкой информации.   Подборка фотографий, литературы.

  1. Основной этап (5 недель)

Выступление творческих групп.  Учащиеся знакомятся с произведениями искусства, анализируют, обсуждают, делятся впечатлениями.

  1. Заключительный этап (4 недели)

Защита и оценивание работ (самооценивание и внутри групп оценка учащихся)

Подведение итогов работы над проектом (рефлексия учащихся и родителей)

Методический анализ проекта учителем

Время проведения работы над проектом 3 месяца.

Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий.

Исследовательская работа Презентация .«Музыка – вокруг нас».

  1. Краткая аннотация проекта

С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Звуки воистину вершат чудеса, исцеляют, возвышают дух, волнуют, радуют, печалят. Музыка — это дыхание души и сознания.

В данном проекте мы увидим, как через музыку душа проявляется на земле. Когда высшее сознание проснется в человеке, когда он разовьет в себе возможности более тонких восприятий, он начнет слышать ту грандиозную симфонию, которая звучит в космическом пространстве от края до края вселенной, и тогда он поймет глубокий смысл жизни. От первого крика до последнего предсмертного вздоха мы охвачены морем звуков и колебаний каждую секунду нашей жизни. Это первородный звук самого создателя, речь ангелов и атомов, та сущность, из которой так ладно скроены действительность и мечты, существа и Реальности.

Дети принявшие участие в проекте «Музыка – вокруг нас» узнают много нового и полезного. Например, как воздействует музыка на мозг человека и какая музыка благотворно влияет на людей. Что такое «эффект Моцарта» и какие композиции не навредят нашему здоровью. Курс поможет детям стать культурными слушателями, с интересом воспринимать настоящую музыку, способному иметь суждение о прослушанном и определять свое отношение к услышанному и многому другому.

  1. Информационные источники проекта

Печатные источники:

  1.  Дорохов А.А. «Про тебя самого», издательство «Дрофа»,2004 год
  2. Зильберквит М,Е. «Мир музыки», «Детская литература»,1988 год.
  3. Кривцов А.С. Энциклопедия «Я познаю мир», М. «Астрель»,2002 год.
  4. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.
  5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение.Здоровье. – М., 1989.

Интернет-ресурсы:

               1. http://samidoktora.ru/muzyka/celitelnaya-sila-muzyki.html.ru Целительная сила музы

          2. http://www.gnozis.info/?q=node/4078.ru Музыка и её влияние на организм человека

       3. ru.wikipedia.org/wiki/ Рок-музыка

  1. Оценивание в проекте

Стратегии оценивания

Этап проектной деятельности

Какие знания, умения оцениваются?

На что направлена стратегия оценивания?

Форма оценки

  1. До начала обучения

Стратегия для определения потребностей учеников

Уровень знаний

На определение базового опыта учеников и уровня их знаний.

На установление связи между тем, что знают и тем, что предстоит им узнать

Стартовая  презентация;

таблица ЗИУ на основе беседы по стартовой презентации.

  1. В ходе обучения

Стратегия для развития самостоятельности и взаимодействия

Стратегия для мониторинга наблюдения за процессом

Стратегия для проверки понимания и поддержки метопознания

Способность брать ответственность за собственное обучение.

Проверка умений учащихся пользоваться информацией и на основе проведённого анализа осуществлять выбор оптимального решения.

Сотрудничество учащихся в малых группах.

Проведение несложных расчетов. «Чтение» диаграмм, графиков и таблиц. Создание собственных таблиц, иллюстрированного текста.

Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа.

Организация работы, распределение обязанностей между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь, взаимоконтроль.

Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (например, таблица, словесное написание).

Понимание обратной связи и оценивания работ сверстников.

Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов проекта.

Умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - таблицы,  текст, иллюстрированный фотографиями, содержащие связное описание полученных результатов.

Лист самооценки участия команды в проекте (в виде кораблика). Регистрация, старт, I этап викторина «Какие бывают звуки»;

II этап «Музыкальная шкатулка»;

III этап Мозговой штурм «Лечебная сила музыки».

Лист самоконтроля

 для задания «Музыкальная шкатулка» (подобрать. проанализировать музыкальные примеры);

таблица личного участия в проекте каждого участника команды;

таблица «Классика – это звучит гордо»

комментарии к иллюстрациям музыкальных примеров – взаимооценка;

критерии оценивания страницы презентации «Звуки разные нужны, звуки всякие важны? Критерии оценивания рисунков «Музыка – душа моя»

 

  1. Итоговое оценивание

Стратегия для демонстрации понимания

Демонстрация учащимися собственных достижений как по предмету, так и за рамками изучаемого материала.

Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.

Умение создать конечный продукт проекта:

  1. представление
  2. портфолио
  3. конференция

Способность становиться в рефлексивную позицию.

Таблица ЗИУ – заполнение графы «Что мы узнали»;

Итоговое оценивание страницы презентации «Звуки разные нужны, звуки всякие важны?

итоговое оценивание рисунков «Музыка – душа моя»

подведение итогов в таблице «Классика – это звучит гордо»

награждение дипломами.

Анкетирование после презентации.

Написание отзывов и комментариев к работам одноклассников.

Самооценка и взаимооценка выступлений с презентациями.

Контрольные листы.



Предварительный просмотр:

«Визитная карточка»

 

Выполнили

Творческая группа 4 «А» класса

Руководитель: Болдырева Лариса Эдуардовна

Наименование проекта

«Музыка – во круг нас».

Основополагающий вопрос

Как музыка воздействует на человека?

Проблемные вопросы

Как воздействует музыка на организм человека?

В чём заключается целительная сила музыки?

Как на нас влияют основные составляющие музыки?

Какая музыка нас делает лучше?

Цели

  1. Исследовать воздействие музыки на организм человека, ритмом, интонацией и другими средствами музыкальной выразительности.
  2. Исследование звука.
  3. Исследование влияния музыки на человека.
  4. Изучение целительной силы музыки.

Задачи

  1. Изучить природу звука
  2. Исследование звука
  3. Показать какое влияние музыка оказывает на организм человека
  4. Изучить многообразие средств выразительности музыки
  5. Показать какую музыку предпочитает современная молодёжь
  6. Проанализировать, действительно ли музыка обладает целительной силой

Исследовательская работа

Воздействие музыки на человека.

Оформление результатов проекта

Презентация.

Краткая аннотация проекта

Дети принявшие участие в проекте «Музыка – во круг нас» узнают много нового и полезного. Например, как воздействует музыка на мозг человека, и какая музыка благотворно влияет на людей. Что такое «эффект Моцарта» и какие композиции не навредят нашему здоровью. Курс поможет детям стать культурными слушателями, с интересом воспринимать настоящую музыку, способному иметь суждение о прослушанном, и определять свое отношение к услышанному и многому другому.

Ключевые слова

Звук – это распространение колебаний, невидимых глазом, но  

            воспринимаемых ухом человека и животного.

Слух – это функция организма человека и животных,      

             обеспечивающая восприятие звуковых колебаний.

Музыка – искусство, в котором переживания, настроения,

                  идеи выражаются в сочетаниях ритмически

                  организованных звуков и тонов.

Гармо́ния - одно из выразительных средств музыкального

                    искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями

                    тонов и их последованиями, сопровождающими

                    основную мелодию.

Мело́дия — основная мысль музыкального произведения,

                     выраженная одноголосным напевом, важнейшее

                     средство музыкальной выразительности.

Ритм  — организация музыкального движения во времени,

               периодическое чередование и соотношение сильных и

               слабых долей.

Тембр — характерная окраска звука голоса или инструмента.


Используемая литература

  1. Марк Зильберквит, «Мир музыки», «Детская литература»,1988 год.
  2. Дорохов А.А. «Про тебя самого», издательство «Дрофа»,2004 год
  3. Энциклопедия «Я познаю мир», М. «Астрель»,2002 год.
  4. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.
  5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение.Здоровье. – М., 1989.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Звуки воистину вершат чудеса, исцеляют, возвышают дух, волнуют, радуют, печалят. Музыка — это дыхание души и сознания.

В данном проекте мы увидим, как через музыку душа проявляется на земле. Когда высшее сознание проснется в человеке, когда он разовьет в себе возможности более тонких восприятий, он начнет слышать ту грандиозную симфонию, которая звучит в космическом пространстве от края до края вселенной, и тогда он поймет глубокий смысл жизни. От первого крика до последнего предсмертного вздоха мы охвачены морем звуков и колебаний каждую секунду нашей жизни. Это первородный звук самого создателя, речь ангелов и атомов, та сущность, из которой так ладно скроены действительность и мечты, существа и Реальности.

Цели проекта:

  1. Исследовать воздействие музыки на организм  

  человека, ритмом, интонацией и другими

  средствами музыкальной выразительности.

  1. Исследование звука.
  2. Исследование влияния музыки на человека.
  3. Изучение целительной силы музыки.

Задачи проекта:

  1. изучить природу звука;
  2. исследование звука;
  3. показать какое влияние музыка оказывает  

   на организм человека ;

  1. изучить многообразие средств  

  выразительности музыки;

  1. проанализировать, действительно ли

  музыка обладает целительной силой;

Описание проекта.

Музыка слышится в текущих ручьях, бьющих ключом источниках, шуме дождя, грохоте горных потоков, непрестанном движении океанов и морей. Музыка слышится в дыхании ветра, шелесте листвы, щебетании птиц... Именно с помощью музыки человек непрестанно передает свои чувства и ощущения, именно с помощью музыки он выражает свое религиозное чувство и именно с ее помощью он передает свои горести, свои радости, свою любовь и все свои самые глубокие переживания.

Музыка способна излечить наши горести и хандру. Она заставляет заново  пережить и воскресить в памяти дорогие нашему сердцу воспоминания. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка влияет на дыхание, пульс и кровяное давление. Музыка снижает стресс и повышает иммунитет.  Музыка поднимает силу духа. Музыка помогает росту растений,  баюкает детей, заставляет полки маршировать на войну. Музыка способна вдохновить на творчество. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумали свои произведения или в момент прослушивания музыки, или же сразу после этого. Музыка способна своим барабанным боем отпугнуть злых духов, воспеть хвалу деве Марии, воззвать к Будде ради всеобщего спасения, пленять и  успокаивать, воскрешать и превращать.

      Музыка одна из самых вдохновенных форм искусства. Ни для кого ни секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни.

      Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, разнообразием звуков, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека.

      Но обычно мало кто отдает себе отчет в том, что она предназначена не только для развлечения и воспитания.  Музыка также обладает особенностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека.        

      Музыка выступает как средство для отвлечения от беспокоящих мыслей, и как средство борьбы с переутомлением и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Использование музыка и как средства повышения производительности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма.

      Музыковед 6-го века М. S. Bоthius писал: «Музыка – это часть нашего естества. Она способна или облагораживать, или действовать разлагающе на наше поведение». А. W. Тоzеr заметил: «Если ты любишь и слушаешь неправильную музыку, твоя внутренняя жизнь зачахнет и умрет».

       Hоwаrd Hаnsеn, бывший директор Истмонской музыкальной школы говорил: «Музыка это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и в соответствии с их пропорцией она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству. Она мощная сила, как для добра, так и для зла».

      Музыка это не только развлечение, но в известной мере и «проповедь». Она неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием, как добра, так и зла.



Предварительный просмотр:

Введение

С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Звуки воистину вершат чудеса, исцеляют, возвышают дух, волнуют, радуют, печалят.

Музыка слышится в текущих ручьях, бьющих ключом источниках, шуме дождя, грохоте горных потоков, непрестанном движении океанов и морей. Музыка слышится в дыхании ветра, шелесте листвы, щебетании птиц... Именно с помощью музыки человек непрестанно передает свои чувства и ощущения, именно с помощью музыки он выражает свое религиозное чувство и именно с ее помощью он передает свои горести, свои радости, свою любовь и все свои самые глубокие переживания.

Индийские философы говорили, что в начале человеческой истории не было языка, была, как поется в песне, “вечная музыка”. Люди выражали свои мысли и чувства звуками: низкими или высокими, долгими или короткими. Глубина тембра свидетельствовала о силе и мощи, а высота тона выражала любовь и мудрость. Наши предки славяне говорили нараспев - отголоски их бытовой речи можно сегодня услышать в церкви, когда читаются Евангелие, Апостол и Псалтырь. Новгородское вече представляло собой в чистом виде оперу, с ариями, дуэтами и хорами. В замках и дворцах пение и музыка звучали почти круглосуточно, создавая благоприятный психологический фон жизни правителей.

Музыка способна излечить наши горести и хандру. Она заставляет заново  пережить и воскресить в памяти дорогие нашему сердцу воспоминания. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка влияет на дыхание, пульс и кровяное давление. Музыка снижает стресс и повышает иммунитет.  Музыка поднимает силу духа. Музыка помогает росту растений,  баюкает детей, заставляет полки маршировать на войну. Музыка способна вдохновить на творчество. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумали свои произведения или в момент прослушивания музыки, или же сразу после этого. Музыка способна своим барабанным боем отпугнуть злых духов, воспеть хвалу деве Марии, воззвать к Будде ради всеобщего спасения, пленять и  успокаивать, воскрешать и превращать.

Музыка — это дыхание души и сознания. Через музыку душа проявляется на земле. Когда высшее сознание проснется в человеке, когда он разовьет в себе возможности более тонких восприятий, он начнет слышать ту грандиозную симфонию, которая звучит в космическом пространстве от края до края вселенной, и тогда он поймет глубокий смысл жизни. От первого крика до последнего предсмертного вздоха мы охвачены морем звуков и колебаний каждую секунду нашей жизни. Это первородный звук самого создателя, речь ангелов и атомов, та сущность, из которой так ладно скроены действительность и мечты, существа и Реальности.

      Музыка одна из самых вдохновенных форм искусства. Ни для кого, ни секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни.

      Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, разнообразием звуков, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека.

      Но обычно мало кто отдает себе отчет в том, что она предназначена не только для развлечения и воспитания.  Музыка также обладает особенностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека.        

      Музыка выступает как средство для отвлечения от беспокоящих мыслей, и как средство борьбы с переутомлением и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Использование музыка и как средства повышения производительности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма.

      Музыковед 6-го века М. S. Bоthius писал: «Музыка – это часть нашего естества. Она способна или облагораживать, или действовать разлагающе на наше поведение». А. W. Тоzеr заметил: «Если ты любишь и слушаешь неправильную музыку, твоя внутренняя жизнь зачахнет и умрет».

       Hоwаrd Hаnsеn, бывший директор Истмонской музыкальной школы говорил: «Музыка это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и в соответствии с их пропорцией она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству. Она мощная сила как для добра, так и для зла».

      Музыка это не только развлечение, но в известной мере и «проповедь». Она неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием, как добра, так и зла.

         

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 51

г. о.Тольятти

« Музыка вокруг нас»

     

                                                  Выполнили: Творческая  

                                       группа 4 «А» класса

                                                            Руководитель: Болдырева Л.Э.

2013 г.

Содержание.

  1. Природа звука.

1.1. Что такое звук?

1.2.Строение уха, роль барабанной перепонки.

1.3 Что такое слух?

2. Исследование звука.

2.1.Образование звука.

2.2. Что такое звуковая волна?

2.3. Реакция на звук людей разного возраста.

3. Способность музыки влиять на человека.

4. Воздействие музыки на организм человека.

5. Практическая часть.

6. Музыка и поколение.

7.  Как же на нас влияют основные составляющие музыки: ритм,

     мелодия, гармония и тембр? 
8. Какая музыка делает нас лучше?

9. Воздействие музыки на обучение.

10. Целительная сила музыки.

11.1. Как лечиться музыкой?
11.2. Список музыкальных рецептов.
12. Вывод.

13. Используемая литература.


Глава 1. Природа звука.

Мир звуков окружал человека всегда.   В далекие доисторические времена они выручали его так же, как и других живых существ: помогали общаться, ориентироваться в пространстве, охотиться и просто выражать свои эмоции.

1.1. Что такое звук?

     Звук – это распространение колебаний, невидимых глазом, но воспринимаемых ухом человека и животного.

     Звуки бывают разными: высокими и низкими, громкими и тихими.

Звук распространяется в воздухе волнообразно. Это значит, что с того момента, как кто-то или что-то издало звук, от этого места расходятся звуковые волны. Колебания, передаваемые через воздух, заставляют вибрировать наши барабанные перепонки, в результате чего мы и слышим звук.

     У звука есть очень важное свойство – это громкость, то есть сила звука. Если сила звука будет меньше, чем нужно для барабанной перепонки, мы просто не услышим сам звук, он будет очень плохим.  А если сила звука будет больше чем нужно, то есть звук будет очень-очень  громким, то мы перестаем чувствовать разницу в силе звучания: громкий звук, очень громкий или же очень-очень громкий, и даже испытываем боль в ушах.

        У каждого музыкального звука имеется своя высота, она-то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте.

        Звуки различаются по высоте, как люди по росту. Одни звуки высокие, а другие низкие.


1.2.Строение уха, роль барабанной перепонки.

     

Мы думаем, что у нас только два уха, оказывается не два, а целых шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри.

        Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук.

        Посередине ушной раковины есть маленькое отверстие. Отсюда начинается слуховой проход, идущий внутрь головы. В конце этого прохода – тупик. Дальше путь звуку преграждает тоненькая и гибкая барабанная перепонка. Перепонка называется так потому, что натянута туго, как на барабане.

        По другую сторону перепонки лежит второе – среднее - ухо. В нем расположены три крохотные изогнутые косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Они соединены между собой так, вздрагивают от любого самого ничтожного колебания перепонки.

        И, наконец, за средним ухом находится третье ухо – внутреннее. Оно закручено, как раковина улитки, и наполнено особой жидкостью.

        Всякий звук – это колебания воздуха, то есть от любого звука бегут во все стороны воздушные волны.

        Когда звуковая волна добегает до барабанных перепонок и ударяет о них, перепонки тоже начинают колебаться. От этих чуть заметных движений раскачиваются косточки среднего уха. Они начинают свои колебания жидкости, наполняющей спираль внутреннего уха.

        Таким сложным путем звуковые волны добегают до окончаний слуховых нервов, лежащих во внутреннем ухе. А уж ниточки нервов мгновенно доносят сообщение о звуковых волнах до мозга, и он воспринимает тот или иной звук.

1.3 Что такое слух?

        Что такое слух? Слух – это функция организма человека и животных, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Человек органами слуха не способен определить точно громкость звука, но это может определить прибор, придуманный человеком, называется он аудиометр.  А вот различать множество оттенков в окраске, в характере звучания люди, чувствующие и понимающие музыку, могут научиться безошибочно. Все мы знаем такую шуточную фразу, в которой, однако, заключен серьезный смысл: «Ему медведь наступил на ухо». Это означает, что человек лишен музыкального слуха.

            Музыкальный слух  очень важный признак музыкальности человека. Но вы ошибетесь, считая кого-то неспособным к музыке потому, что он не умеет пропеть правильно мелодию. Это неправда!  Обычно те, кто не может верно, повторить мелодию, просто не владеют собственным голосом. А музыкальный слух лишь один из компонентов музыкальности человека, так как в музыкальности очень важны еще и чувство ритма и музыкальная память.  

            «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся», - говорил Шостакович.

             Из всего этого делаем вывод, что музыкальный слух – это способность человека воспроизводить высоту музыкального слуха и воспринимать.    

Глава 2. Исследование звука.

                          2.1.Образование звука.

Если бросить в воду камешек – от места его падения кругами разойдутся волны. И чем больше камешек, тем больше будут волны. Волны, которые мы видим, являются колебаниями воды. Но мало-помалу волны угасают и исчезают – это оттого, что вибрация воды ослабевает.

В воде звуки хорошо распространяются, даже лучше и быстрее, чем в воздухе. Это такое же чередование более плотной и более "разреженной" воды. Так что волны в воде бывают не только такие, которые видно, но и такие, которые слышно. Киты и дельфины говорят друг с другом с помощью ультразвука. С тех пор, как учёные научились записывать их разговоры, они пытаются разгадать дельфиний язык. Пока это никому не удалось, но кто знает, что будет в будущем?

2.2. Что такое звуковая волна?

     Так же и звуки. Все звуки – от грома, порождаемого молнией, и до нежнейших музыкальных мелодий – происходят от быстрого-быстрого дрожания воздуха, которое называют колебаниями воздуха, или вибрацией.

    Если мы проделаем маленький эксперимент: наденем на пальцы резиновое колечко и легонько дернем за него, то ощутим и услышим, и даже увидим колебания резинки. Как круги на воде от брошенного камешка, так и невидимые колебания воздуха, которые происходят от дрожащей на пальцах резинки, называются звуковыми волнами и тоже разбегаются в разные стороны. И когда колебания воздуха – звуковые волны – достигают уха человека, то заставляют вибрировать барабанную перепонку внутри уха. В результате мы слышим любой звук. А так как разные инструменты заставляют вибрировать воздух по-разному, то и звуки получаются различные.

2.3. Реакция на звук людей разного возраста.

  Используя метод наблюдения за людьми разного возраста, мы составили таблицу, в которой отразили реакцию на разные звуки детей, взрослых и пожилых людей. В нашей школе на перемене очень шумно, мы бегаем, играем, кричим, деремся, и не замечаем этого шума-гама. Учителя и родители очень чувствительно на это реагируют: у них начинает болеть голова и  звенеть в ушах. А вот старенькие бабушки и дедушки совсем не могут воспринимать громкий разговор, тем более музыку. Им ближе спокойные, уравновешенные звуки. Данные наблюдения мы занесли в таблицу.


Реакция на звук


ДЕТИ


ВЗРОСЛЫЕ


ПОЖИЛЫЕ

2.Реакция на громкую музыку

Начинают ритмично двигаться

под музыку


Просят убавить


Вызывает раздражение

3. Реакция на спокойную музыку


Прислушиваются


Слушают и одобряют


Засыпают

4.Реакция на высокие звуки


Стараются подпевать


Просят убавить

Вызывает раздражение

5. Реакция на    

             шум


Не реагируют, не замечают


Просят успокоиться


Вызывает раздражение

Анализируя реакцию на звук, мы задумывались, почему это происходит, и

пришли к такому выводу: 

    Что  дело тут в барабанной перепонке: у молодых людей она натянута очень туго, как на барабане, у людей среднего возраста – барабанная перепонка немного ослабела, ну а у бабушек и дедушек она стала совсем дряблой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Звук- это очень интересное явление.

Влияние  звуков на людей разного возраста не одинаково.

Культурное общение со звуком способствует положительному настрою в организме и настроении человека


Глава 3. Способность музыки влиять на человека.

Мы живём в мире, наполненном звуками, слышимыми и неслышимыми, тихими и громкими, необычными и знакомыми, музыкальными и шумовыми, хаотичными и упорядоченными, звуками успокаивающими и раздражающими, целебными и подрывающими здоровье. С древних времён люди использовали звук для получения информации об окружающем мире, для общения между собой. Ещё находясь в утробе матери, человек  слушает её сердцебиение, слышит её голос и музыку, сам издаёт приглушённые звуки. Звук возникает в результате колебательного движения частиц и объектов: мельчайших, таких как атомы, и электроны, и гигантских, таких как планеты. Он представляет собой универсальную могущественную невидимую силу, способную вызывать как благоприятные (радость, вдохновение, исцеление, расслабление, умиротворение…), так и разрушительные (раздражение, дезориентация, угнетение, опустошение, заболевание и даже гибель) изменения.

Музыка способна порождать в нас эмоции и чувства. Это её свойство признаётся всеми исследователями. Физиологи обнаружили в ходе многочисленных экспериментов, что эмоции у людей и животных порождаются центральными областями мозга.

Ещё в конце 80-х профессор Г.А. Аминев говорил о том, что после шумных дискотек с преобладанием металлического рока у некоторых школьников ухудшается память, внимание, скорость чтения, зато нарастают упрямство, агрессивность, может нарушиться сон. На предприятиях у молодых рабочих, слушающих такую музыку, выработка снижается на 50%. Известно, что от избыточных музыкальных децибелов у людей снижается слух, снижается способность к творческому и продуктивному мышлению.

        Исследования показали, что тяжёлый рок оказывает наркотическое воздействие, т.к. это связано с образованием эндрофинов – морфиноподобных веществ удовольствия образующихся в мозгу при прослушивании такой музыки.

Одним из последних открытий является воздействие музыки на воду (как известно, человек на 80% состоит из воды). Стал известен тот факт, что воздействие тяжёлого рока вызывает разрушение структуры воды, а классическая (спокойная) музыка – делает воду кристально чистой с правильной и симметричной структурой. Примером этому факту может послужить то, что рокер, в свои сорок лет будет выглядеть как «выжатый лимон», а человек, который слушал, или сам создавал классическую музыку, выглядит хорошо, ухоженно, без морщин.

Глава 4. Воздействие музыки на организм человека.

Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Наблюдения и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание записей “звучащей” природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние.

Глава 5. Практическая часть.

С ребятами четвертых классов проведена экспериментальная работа, целью которой было: выявить настроение детей посредством музыкотерапии. Ребята выражали свои чувства, которые они ощущали, слушая музыкальное произведение Н.А.Римского-Корсакова “Океан – море синее”. По тематике работы получились разнообразными. Ребята рисовали посредством красок море, природу, портрет человека или сказочного героя.

Класс

Кол-во человек в классе

Море

Природа

Портрет

Другое

4 «А»

18

6

8

2

2

Вывод: все работы учащихся имели эмоциональную направленность, которую они выразили в своих рисунках.

Глава 6. Музыка и поколение.

Проанализировав литературные источники и опираясь на некоторые изученные нами исследования, проведенных учеными задолго до нас, мы решили провести свой опрос среди учащихся 4-х классов, для того, что бы узнать, какой музыкальный стиль преобладает в современном обществе, и каким образом данное ориентирование влияет на наше поколение.

В дальнейшем, проанализировав ответы и обработав полученные данные, мы сделали выводы  и предложили свои пути решения данного вопроса.

Мы разработали анкету открытого типа и получив ответы на данную анкету, мы узнали о музыкальных пристрастиях детей.

                    Анкета:

  1. Как часто ты слушаешь музыку?
  2. Какую музыку ты предпочитаешь?
  3. Когда делаешь уроки, у тебя в комнате тишина или играет музыка?
  4. Есть ли у тебя любимое музыкальное произведение?
  5. Тебе наличие (звучание) музыки помогает или мешает?
  6. Хотелось бы, что бы во время перемен звучала музыка? Почему?
  7. Может ли музыка успокаивать, возбуждать? Или звучание музыки может пройти ровно, не затрагивая душу?

     Таким образом, мы отметили следующее ответы :  

На вопрос

- Как часто ты слушаешь музыку? Ответом «постоянно» воспользовалось 40% детей.

Интересным нам показался тот факт, что мальчики предпочитают делать уроки в тишине, а большая часть девочек 53%, считают, что музыка помогает при выполнении домашней работы (уроков).

Все нами опрошенные дети любят слушать музыку по радио и у них есть любимая радиостанция. Практически у всех есть любимое музыкальное произведение.

 - Помогает или мешает тебе наличие (звучание) музыки?

Помогает, так ответила большая половина детей.

Еще хотелось бы заострить внимание на следующих ответах:

Хотелось бы, что бы во время перемен звучала музыка: большая часть детей дала положительный ответ.

- Может ли музыка успокаивать, возбуждать или её звучание проходит незаметно?

-Успокаивает

40 %

 -Возбуждает

26 %

 -Проходит незаметно

6 %

 -Зависит от человека

16 %

 -Зависит от музыки

12%

 -Не знаю

-

Большее число опрошенных (как девочек, так и мальчиков) слушают музыку постоянно.  

             Глава 7.  Как же на нас влияют основные составляющие

                        музыки: ритм, мелодия, гармония и тембр? 

РИТМ оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток и молекул. 
Психологическое состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости и прочее. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Не потому ли они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать... 
 
МЕЛОДИЯ воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. 
Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение. 

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. 
Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. 
Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку. 

ТЕМБР. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию, целые стадионы... 

ПО ЛЕЗВИЮ МУЗЫКИ...  Пусть это вас не удивляет и не шокирует. Но музыка может, как созидать, так и разрушать.

Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью и "бешенностью" своих ритмов. Она олицетворяет собой современный ум и его состояние стресса и напряжения, сочетает перевозбуждение с угнетающим влиянием. Это вредно отражается на психике. 
К тому же рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые "слышат" все наши органы, и способна разрушать мозг по принципу известного "25-го кадра", когда зритель смотрит фильм, в который вмонтирован лишний невидимый глазу кадр с рекламным лозунгом. 
Экспериментами установлено, что если бой барабанов типа "там-там" превышает 100 децибелов, то слушатели впадают в обморочное состояние.

Глава 8. Какая музыка делает нас лучше?

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе – духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.

        Примером такой музыки является классическая музыка.

Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, физическим и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше».

Другой пример музыки, обладающей мощным гармонизирующим действием и большой исцеляющей силой, - древние мантры, песнопения, бажаны. Они являются живым наследием для нас и будущих поколений. Музыкой,

оказывающей благотворное воздействие на душу человека (её развитие, мир, гармонию, освобождение), является народная музыка

Глава 9. Воздействие музыки на обучение.

Музыка является универсальным человеческим языком. Она способна обходить логические и аналитические фильтры сознания и устанавливать прямой контакт с проникновенными чувствами из глубин души, памяти и воображения. Поэтому уважение к жизни и чувство моральной ответственности – необходимые предпосылки для сочинения, исполнения и использования музыки.

        В древней Греции и Риме музыка, несущая здоровое начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры, а это непрерывно связано с обучением.

Глава 10. Целительная сила музыки.

Уже в античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Неоплатоник Боэций в трактате "Наставления к музыке" свидетельствует, что музыканты Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский, как говорят, избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли". Согласно воззрениям древних, каждому ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел. У средневекового итальянского теоретика музыки Джозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Пророки во время своего действа требовали, чтобы некто искусный начинал играть, ибо "при побуждении их этими сладостными звуками в них вселялась духовная благодать".

Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Пифагореец Дамон своим пением обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, к жизни умеренной и честной.

В "Одиссее" Гомера рассказывается о лечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. Гомер указывает также, что Ахилл успокаивал свой гнев и ярость пением и игрой на лире.

Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.

При лечении тарантизма (укуса пауком-тарантулом) эффективным средством у итальянцев считались музыка и танец. Больные в бешеном темпе танцевали до полного изнеможения танец под названием "Тарантелла", твердо веря, что яд останется в теле до тех пор, пока он весь не "вытанцуется".

Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях. Платон предлагал от головной боли лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.

Музыка играла главную роль в сфере целительства, в культурных традициях разных племен и народов. У индейцев Америки были специальные подземные комнаты, в которых они настраивали свои инструменты, готовясь, таким образом, к исцеляющим ритуалам.

И это только несколько примеров широкого применения музыки с обрядовыми, врачебными и духовными целями.

Великий русский композитор Скрябин впервые выявил, что каждому человеку свойственна связь между восприятием цвета и тональностью музыки. Мелодии, звучащие в выбранной человеком тональности, воспринимаются как личные близкие его психологическому состоянию. Этот выбор соответствует выбору цвета в знаменитом тесте Лютера (известному психологам).

Русский психиатр Корсаков - тоже в начале  века  -  писал: "Музыка  благотворно  влияет  на  настроение,  а так как расстройство настроения составляет важный элемент душевных  болезней,  то  полезное  ее  влияние  весьма возможно".  

Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие.

Все явления во Вселенной - определенная комбинация колебательных движений (вибраций). Отдельным органам и системам нашего организма в здоровом состоянии присуще особое сочетание гармонических колебаний, на терминологии музыкантов - нот. С этой точки зрения каждый из нас - сложнейшее музыкальное произведение. Выявлена связь между вибрациями звуков и организмом: низкие частоты соотносятся с нижней частью тела, высокие - с верхней.

Развивая платоновское учение о "музыке сфер", современные астрологи установили тесную взаимосвязь знаков Зодиака со звуками нотного ряда:

Овен – нота до и тональность До мажор;

Телец – до-диез (это одновременно и ре-бемоль);

Близнецы – нота ре, а также ключ ре в тональности Ре мажор;

Рак – ре-диез (или Ми мажор);

Лев – нота ми и тональность Ми мажор;

Дева – нота и ключ фа и тональность Фа мажор,

Весы – фа-диез (или соль-бемоль);

Скорпион – соль и тональность Соль мажор;

Стрелец – соль-диез (или ля-бемоль);

Козерог – нота ля и тональность Ля мажор;

Водолей – ля-диез (или си-бемоль);

Рыбы – нота си и тональность Си мажор.

Эти данные позволяют правильнее оценить воздействие отдельных нот на конкретного человека (в зависимости от времени его рождения) и целенаправленнее построить процесс исцеления.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, тоже знали испокон веков. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль.

Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:

– звук "И" – прочищает нос, лечит глаза;

– звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки;

– звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;

– звуки "Ц", "К", "Щ", "И" – лечат уши;

– звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;

– звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.

Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:

– "ОМ" – снижает кровяное давление;

– "АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;

– "АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь.

Таких сочетаний очень много и перечислять просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произношении.

Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения своего физического и нервно-психического состояния.

В 1993 году Фран Роше, невролог из университета Висконсина, обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» совершенствовало умственные способности студентов – они лучше выполняли тесты.

Итог воздействия музыки на человека подбивает Дон Кэмпбэлл в книге “Эффект Моцарта”. Испытания показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта, и никакой другой.

Однако до сих пор ученые спорят, является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создает классическое музыкальное произведение, или это результат более глубоких физиологических процессов, как-то связанных с особенностями данной музыки.

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ

  1. музыка влияет на дыхание
  2. музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление
  3. музыка может замедлить и уравновесить волны мозга
  4. музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела
  5. музыка влияет на температуру тела
  6. музыка может повысить уровень эндорфина
  7. музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс
  8. музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию
  9. музыка изменяет наше восприятие пространства
  10. музыка изменяет наше восприятие времени
  11. музыка может улучшить память и обучаемость
  12. музыка повышает производительность труда
  13. музыка способствует повышению романтизма и сексуальности
  14. музыка стимулирует пищеварение
  15. музыка повышает упорство
  16. музыка улучшает подсознательное восприятие символики
  17. музыка помогает вырабатывать чувство безопасности.

11. Как лечиться музыкой?

Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них: 

  1. Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром. 
  2. Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение. 
  3. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций. 
  4. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему. 
  5. После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное. 
    6. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. 
  1. Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных. 
  1. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы. 
  1. Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. 
  2. Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. 

На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. 

С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.

11.1. Список музыкальных рецептов.


От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева. 
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа. 

Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов". 

Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского. 

Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки. 

Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна. 

Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова. 

Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона. 

От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена. 

В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина ("Американец в Париже"). 

Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского. 

Нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига. 

Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта. 

Глава 12. Вывод.

Музыка  развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует и специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности.

Нельзя забывать и o компенсаторной функции музыки. Большая нравственная нагрузка в современной жизни, её стремительные темпы, тотальная технизация пагубно влияют на нервную систему и психику людей, особенно детей. И компенсаторная роль искусства ныне необходима как никогда. Но, к сожалению, имеет место быть и пагубное, совершенно не положительное влияние музыки на психику человека.

О пагубном влиянии её на детскую психику ещё писали В.В. Стасов и
Б.В. Асафьев. Сегодня этот процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей.

Со звукозаписью, некультурным пользованием звуковоспроизводящей аппаратурой и телевидением тесно связана проблема этического отношения к музыке, недостаток тишины. Значение музыки, как бытового фона, сегодня очень велико, а это снижает её высокие нравственно-воспитательные и познавательные функции.

Наконец, нельзя не учесть, что сегодня во всём мире стоит задача сделать общее образование (и не только общее) более эффективным, и музыка  должна сыграть в этом процессе значительную роль.

Глава 13. Используемая литература.

  1. Марк Зильберквит, «Мир музыки», «Детская литература»,1988 год.
  2. Дорохов А.А. «Про тебя самого», издательство «Дрофа»,2004 год
  3. Энциклопедия «Я познаю мир», М. «Астрель»,2002 год.
  4. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.
  5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение.Здоровье. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Посмотри вокруг.» 2 класс

Подготовила: Беляева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№2 г. Усмани Липецкой области.Цель: познакомить с новым разделом «Путешествия»Задачи:...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Посмотри вокруг" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг»Цели урока: учить находить и моделировать стороны горизонта и ознакомить с названиями основных и промежуточных сторон горизонта.Планируе...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Посмотри вокруг" 2 класс (конспект+презентация)

Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема: "Посмотри вокруг"Цели деятельности учителя: познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия "горизонт", "линия горизонта".Планир...

Конспект урока на тему: «Посмотри вокруг» 2 класс

Конспект урока на тему: «Посмотри вокруг» 2 класс...

Методическая разработка "Мир вокруг нас"

Дать представление о многообразии окружающего нас мира, об ответственности человека за состояние природы, расширение кругозора детей....