ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по теме

Габдрахманова Раиса Рудольфовна

                          Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образования, развития мотивационных установок школьников разного возраста. Работа с использованием компьютерных технологий позволяет каждому ребенку построить свою деятельность в соответствии с выбранным им  темпом. Технология диалогового обучения без насилия - еще одно средство развития мотивации, которое тесно связано с ИКТ. Доклад был представлен на I международной интерактивно-дистанционной научно-практической конференции «Непрерывное обучение иностранным языкам: проблемы, решения, перспективы» (г. Магадан, 2009 год). Организаторы  Северо-Восточный государственный университет, Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Дальневосточного отделения Российской Академии наук и Департамент образования Администрации Магаданской области. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Габдрахманова Раиса Рудольфовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»

пос. Усть-Омчуг, Российская  Федерация

Аннотация

Уроки с использованием ИКТ позволяют учителям решить задачи, которые  трудно реализуются в рамках традиционных подходов:

- повышение мотивации к учебной деятельности как у «слабых», так и «средних» и «сильных» учеников за счет нестандартной формы урока ;

- обеспечение максимальной практической деятельности ребенка в течение всего урока;

- развитие умений самооценки и самоконтроля ученика без участия учителя.

Использование ИКТ обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход в обучении детей. Работа с использованием компьютерных технологий позволяет каждому ребенку построить свою деятельность в соответствии с выбранным им  темпом.

Повышению качества обучения, развитию мотивации к изучению английского языка способствуют  знания, полученные на уроках информатики. Условия интеграции английского языка и информатики реализуются в процессе работы шестиклассников с обучающей программой «Витаминный курс по английскому языку». («Руссобит-М» и Play Ten Interactive, 2006).

Работа с обучающими компьютерными программами – это первый шаг к самостоятельному образованию в рамках профильного обучения и подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ.

Технология диалогового обучения без насилия - еще одно средство развития мотивации, которое тесно связано с ИКТ.

Использование ИКТ должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями СанПИНа.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образования, развития мотивационных установок школьников разного возраста.

Ключевые слова

Информационно-коммуникационные технологии,  мотивация к изучению английского языка

Одной из задач современной школы является повышение качества образования. Школа располагает значительным опытом предоставления разнообразных и качественных образовательных  услуг, но по-прежнему ведущей формой получения образования является урок. Современный урок должен соответствовать определённым качественным характеристикам.

Что такое качественный урок? Возможно, это «насыщенный» урок, когда удается много сделать, много рассказать, когда меняются формы работы. А какой урок нравится детям? И что, в самом деле, должно лежать в основе урока?

Можно выделить несколько важнейших критериев эффективности учебного процесса:

- доступность объяснения;

- соответствие уровня домашних заданий возможностям ребенка;

- природосообразность предлагаемых способов и приемов самостоятельной работы по предмету;

- разнообразие форм и методов работы на уроке;

- содержательный компонент урока

и плюс еще один – главный -- мотивация к изучению предмета.

В любой учебной ситуации   педагог работает  по следующей схеме:

Цель- Мотив – Средства – Результат

Если выпадет какое-либо звено, то нет выхода на результат. Цель взаимодействует с мотивом, нет мотива - нет цели и не важен результат или же достигается не тот результат, к которому стремились. Что касается средств, они могут быть разными, и мы можем их легко заменить в зависимости от  способностей, и запросов, и особенностей класса, методической подготовки учителя и материально-технических, учебно-методических возможностей школы. Но без правильной мотивации трудно выбрать подходящее средство, и наоборот, порой разнообразие средств помогает сформировать мотивацию к обучению.

Современная педагогическая наука предлагает разнообразные  технологии (порядок действий). Мой выбор – информационно-коммуникационные технологии. Во-первых, это требование времени, во-вторых, это нравится и мне, и моим ученикам, в-третьих, использование ИКТ  эффективно влияет на повышение интереса к обучению как на одном уроке, так и в системе занятий. Почему? Ответ заложен в особенностях организации урока с использованием ИКТ. В чем принципиальные отличия обычного урока от урока с использованием ИКТ? Каковы преимущества второго типа урока? Обычный урок предполагает от 2 до 5 минут «врабатывания» в урок и устойчивую работоспособность в зависимости от возраста - 10-30 минут, при смене видов деятельности -  от 4 до 7. На уроке  с использованием ИКТ  сокращается подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже. Использование ИКТ в интервале между 15 и 20 минутами и между 30 и 35 минутами позволяет поддержать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Уроки с использованием ИКТ  позволяют учителям решить   задачи, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов:

- повышение мотивации к  учебной деятельности как у «слабых», так и «средних» и «сильных» учеников за счет нестандартной формы урока (это интересно, потому что необычно);

- обеспечение  максимальной  практической деятельности ребёнка в течение всего урока;

-развитие умений самооценки и самоконтроля без участия учителя.

Демонстрация реальных  межпредметных  связей (английский язык – история, география, литература - информатика)  и  их использование при решении  разнообразных задач,  организация целенаправленной работы с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т. д.)  также  являются способами развития мотивации, но у детей,  имеющих достаточно  сформированные  умения и навыки. Использование ИКТ обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход  в обучении  детей.  Ученики  работают индивидуально, в парах, в группе. Работа с использованием компьютерных технологий позволяет каждому ребенку построить свою  деятельность  в соответствии с выбранным им темпом.

Например, ведущий вид деятельности  школьников – это учеба, но  для младших  школьников  особенно   важна игра.  ИКТ позволяют объединить и то и другое. Мы смотрим мультфильмы, в которых главный герой объясняет тему или обучает песне, стихотворению. Иногда помогаем сыщику в его работе, попутно выполняя задания на английском языке, изучая цифры, буквы, лексику  и более сложный  грамматический материал, такой как порядок слов в предложении, употребление артиклей, предлогов.

Для учеников среднего звена важно общение, и ИКТ обеспечивают организацию общения учащихся при подготовке проектного домашнего или классного  задания. Творческие коллективные задания различаются по объёму и позволяют ученикам работать в рамках межпредметных  связей. Например, изучая в 6 классе тему «Лондон-столица Великобритании», на вводном уроке мы посмотрели англоязычный фильм о столице, на уроках активизации  знаний  по употреблению  лексики   составляли рекламные проекты, драматизировали диалоги, а на заключительном, обобщающем, уроке каждая группа защитила свой проект «Путешествие по Лондону» в виде презентации слайд-шоу, мультфильма или фильма. На эту работу детям понадобилось  около  2 недель, в течение которых они составляли сценарий, подбирали материал и работали в ресурсном  центре  над проектом. Безусловно, повышению качества обучения, развитию мотивации к изучению английского языка способствовали знания, полученные на уроках информатики.

Условия интеграции английского языка и информатики реализуются в процессе работы шестиклассников с обучающей программой «Витаминный курс по английскому языку» («Руссобит-М» и Play Ten Interactive, 2006). Обучающая компьютерная программа обеспечивают поэтапное выполнение заданий, у ребенка есть возможность вернуться к теоретическому материалу, повторить, а затем выполнить практическое задание. Посильность заданий для ребенка любого уровня обученности обеспечивает комфортность, а, следовательно, желание работать. Ситуация успеха не в  легкости задания (они разноуровневые), и даже не в похвале учителя, а в том, что ученик выполняет задания сам. Мне не надо заставлять работать ребенка. В течение урока он работает самостоятельно, постепенно продвигаясь к поставленной цели. Индивидуальный план выполняется поэтапно, при этом в течение всего занятия  дети контролируют свои действия сами (программой курса предусмотрена оценка выполнения работы).  Ребёнок  получает практическую, познавательную радость от учебы, от выполненного задания. Ребенок развивается, стремится выполнить задания повышенного уровня,  работает, не отвлекаясь. И что очень важно для меня: подобные уроки помогают избегать конфликтных ситуаций с детьми, так как работают дети с удовольствием, несмотря на результат, который не всегда бывает удовлетворительным.

Кроме этого,  работа с обучающими компьютерными программами – это первый шаг к  самостоятельному образованию в рамках профильного обучения  и подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ в старших классах, а впоследствии к учебе в ВУЗах.Благодаря самостоятельной работе и тренировке с использованием ИКТ смогли успешно подготовиться и сдать экзамены выпускники прошлых лет.

Выход на практический результат и успех на уроке, экзамене, олимпиаде, НПК, выступления на концертах создают детям дополнительный стимул заниматься английским языком в будущем. За последние четыре года на факультеты иностранного языка в вузы России поступили 8  выпускников нашей школы.

Технология диалогового обучения без насилия - еще одно средство развития мотивации, которое тесно связано с ИКТ и которое легко достигается благодаря использованию новых технологий. У учащихся возрастает интерес к изучению предмета, а когда учиться интересно, то и перегрузка не возникает.

Безусловно, использование ИКТ должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями СанПИНа. Следует помнить, что редкое использование ИКТ вызывает перевозбуждение, а частое – потерю интереса. В течение недели количество уроков с применением ИКТ не должно превышать для обучающихся 1 ступени 3-4 , обучающихся 2-3 ступени – 4-6 уроков. После занятий с использованием ИКТ и компьютерной техники необходимо проводить гимнастику для глаз.

В чем отрицательные характеристики урока с использованием ИКТ?

Решая одну из принципиальных задач модернизации образования – формирование информационной культуры школьников, педагоги значительно увеличивают объем информации, которую дети получают через информационные средства. В этом случае компьютеризация образования и досуговой деятельности детей имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье, а также мотивацию к обучению.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, безусловно, одно из перспективных направлений образования, развития мотивационных установок  школьников разного возраста, так как в результате происходит интеллектуальное и творческое развитие ребенка, формируется постоянный интерес к предмету, предупреждается утомление  от однообразия работы,

Развивается самостоятельность,  повышается самооценка школьника, отсутствуют конфликтные ситуации.

Но, как показывают наблюдения, снизился уровень общей функциональной грамотности детей и подростков, с каждым годом  уменьшается  количество читающих детей, увеличивается число детей с проблемами зрения. Эти проблемы злободневны для каждой школы. Очевидно, образовательные учреждения совместно с органами здравоохранения должны  разработать эффективные меры по защите здоровья детей, использование образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационный должно носить планомерный, целенаправленный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Использование ИК - технологий как средство формирования и повышения мотивации школьников к изучению физики.

В работе описаны методы, которые я использую в своей педпгогической деятельности для повышения мотивации школьников 7-9 классов к изучению физики. Продолжительность эксперимента составляля 3 года. Пол...

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития...

СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Учителям татарского языка и литературы, работающим в среднем звене необходимо пересмотреть методы и приёмы обучения  татарскому языку и литературе. Перед педагогом стоит важная задача &mdash...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ  ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАБольшинство учащихся приступают к изучению английского языка с интересом и желанием, но через ...