Урок русского языка в 5 классе. Обобщение знаний по разделу «Лексика»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

Тема

Обобщение  знаний  по  разделу  «Лексика»

Цель темы

Повторить и обобщить  знания  обучающихся  в  области  лексикологии.

Задачи

Образовательные

·         закрепить умение проведения лексического анализа слова и словосочетания;

·         тренировать в использовании в речи фразеологизмов.

Развивающие

формирование познавательных УУД:

·         умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·         умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие;

·         умение строить логическую цепь рассуждений.

формирование регулятивных УУД:

·         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

·         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Воспитательные:

формирование  коммуникативных УУД:

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность   с учителем и сверстниками;

·         умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;

·         владение устной и письменной речью.

формирование  личностных УУД:

  • этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баринова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «В(с)ОШ»

Урок  русского  языка  в  5  классе.

Обобщение  знаний  по  разделу  «Лексика».

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МКОУ «В(с)ОШ»

Баринова  Евгения  Владимировна

п. Краснообск

2012 г.

Класс

5 класс общеобразовательной школы

Тема

Обобщение  знаний  по  разделу  «Лексика»

Цель темы

Повторить и обобщить  знания  обучающихся  в  области  лексикологии.

Задачи

Образовательные

  1. закрепить умение проведения лексического анализа слова и словосочетания;
  2. тренировать в использовании в речи фразеологизмов.

Развивающие

формирование познавательных УУД:

  1. умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  2. умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие;
  3. умение строить логическую цепь рассуждений.

формирование регулятивных УУД:

  1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Воспитательные:

формирование  коммуникативных УУД: 

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность   с учителем и сверстниками;
  2. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;
  3. владение устной и письменной речью.

формирование  личностных УУД: 

  1. этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемый результат

Предметные умения обучающихся

Метапредметные 

Личностные

Отличает лексическое значение от грамматического. Толкует лексическое значение слов. Отличает многозначные слова от однозначных. Различает прямое и переносное значение слов. Отличает омонимы от однозначных слов. Выстраивает  синонимичный ряд. Подбирает пару антонимов.

организовывает своё рабочее место, наблюдает, анализирует, регулирует свою деятельность, оценивает границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища,

корректирует оценку действий партнера, участвует в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничество в поиске информации

умеет слушать и вступать в диалог,

устанавливает связь между целью своей деятельности и её мотивом,  

с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Основные понятия

Лексика, лексикология, лексическое и грамматическое значения слова, синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова, переносное значение слова, фразеологизмы

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, речь и культура общения, история

Коллективная, групповая, индивидуальная

Раздаточный материал

Презентация

Рекомендуется:

ХОД  УРОКА*.

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Добрый день, мои старательные. Я рада за вас, т.к. вчера с домашним заданием все справились. Посмотрим, как сегодня мы с вами постараемся. Приготовим все необходимое к уроку

Слушание

организация своего рабочего места

  1. Выявление готовности обучающихся к уроку.

У кого сегодня хорошее настроение? (поднимают руки)

А кто уже сейчас готов приступить к работе? Записываем «число, классная работа» в маршрутных

листах.

Письмо.

Запись даты.

 

Наблюдают, анализируют.

  1. Лингвистическая  разминка. Прием «Ассоциативные картинки»

Совместная  работа. Беседа.

Ребята, посмотрите внимательно на рисунки, вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках. Какие понятия связаны с изображениями?

Печалиться, огорчаться, горевать. Воин, солдат.  Синонимы.

Зебра на пастбище, идти по зебре. Омонимы.

Маленький - большой.  Антонимы.

 Выйти из себя.  Многозначность.

Переносное значение слова.

Фразеологизмы.

выдвижение гипотез и их обоснование, полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения

  1. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Совместная  работа. Беседа.

Какова тема  сегодняшнего  урока?

Для чего в школе изучается этот раздел?

Определим главную цель урока.

Совместное целеполагание. Выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).

Планирование урока, выработка способов действия и вида контроля.

Работа со словами лексика – лексический, словарный запас

Формулировка цели, рассуждение,

планирование учебного сотрудничества.

Личностное осознание поставленных целей и задач урока

  1. Орфографическая  работа.

Самостоятельная  работа

№ 1 с последующей самопроверкой.

Вспомните все термины раздела «Лексика» и запишите их.

Поставьте  себе отметку.

Поднимите руки, кто справился с заданием. Довольны ли вы выполненной работой?

Какие понятия вы забыли? (Записываю на доске). К ним мы вернемся сегодня в течение урока.

Записывают понятия, связанные с разделом (Лексика, лексикон,

лексическое значение слова,

грамматическое значение слова,

синонимы,

омонимы,

антонимы,

многозначные  и  однозначные  слова,

прямое  и  переносное  значение  слова).

подведение под понятие, самопроверка

оценивают границы своего знания и «незнания»

  1. Обобщение  знаний.

Совместная работа

Итак, приступаем к самому важному: определяем, что в разделе «Лексика» вам понятно и над чем еще нам с вами нужно будет поработать.

Готовы? У вас на партах маршрутные листы, при помощи которых мы отправимся в филологическую страну «Лексику».

оценивают границы своего знания и «незнания»

1). Работа  со  словами.

Совместная работа

Попробуйте определить сегодняшний маршрут и приготовьте вопросы одноклассникам, связанные с темой урока.

 

Каков лексикон 2-х-летнего ребенка?

Почему  лексикон 5-классника отличается от запаса слов малыша?

Итак, что вы понимаете под словом лексикон? (статья в презентации).

Чем отличается кроссворд от ребуса?

А для чего люди придумывают кроссворды и ребусы?  

Расположение материала, полученного в ходе анализа, в схему, предложенную для оформления работы.

Самостоятельные вопросы детей в любом порядке.

Что изучает раздел «Лексика»?

Что значит лексическое значение слова?

Грамматическое значение слова?

Определяют отличия лексического значение от грамматического.

Рассуждение о лексиконе.

Толкование лексических значений слов. Работа со словарем.

  1. кроссворд – игра-задача,  в  которой  фигуру  из  квадратов  нужно  заполнить  буквами, составляющими  слова.
  2. Ребус   -  загадка, в которой  разгадываемое  слово  или фраза изображены  в  виде  рисунков, букв  или  знаков.

Говорение. 

умения строить речевое высказывание в устной форме;

умение строить логическую цепь рассуждений.

2). Работа с понятиями

Самостоятельная работа по  вариантам  

№ 2 

Совместная работа

Работа в парах Самостоятельная работа

А.Вторая станция… какая?

А1.Что  такое  синонимы?

А2.Посмотрим на экран, почему написано  «слова-приятели»?

подберите синоним к слову врач? Замечательно.

А3.Кроссворд.

Б.Следующий пункт назначения … ?

Б1.Прочитайте стихотворение.

Какой вопрос возникает при чтении стихотворения?

Сделайте необходимые записи в  листах.

Посмотрите на экран.

 Какое задание вы можете предложить своему соседу?  

Кто подберет все антонимы, поднимите руки.

Давайте сверимся с соседом.

Кто оценит ответ своего товарища?1

Почему все люди любят отгадывать загадки? Для чего их придумывают?

У вас есть возможность поработать с этим  интересным заданием. Можете на выбор выполнить задание или оба.

Б2. Загадки-складки.

Б3.Подобрать пары  антонимов. 2

В.Отправляемся дальше. И нас ожидают на станции … ?

Подготовьте вопросы по теме «Омонимы», использую маршрутные листы и презентацию.

В1. Отметьте это в листах.  

Какие слова изображены  на картинках?

Как вы определили, что это омонимы?

Почему, записав одно слово, читающий не определит его значения?

В2.Загадки-шутки.

В3.Почему в одних и тех же словах пропущены буквы? С чем это связано?

Определите, свои действия, чтобы справиться с заданием

Синонимы.

Отвечают в своих маршрутных листах. Заполните клетки  синонимами к словам, которые помещены рядом.

Антонимы.

«Что значит «спорят»?»

Записи в  листах.

«Подберите антонимы к данным словам».

Подбор вариантов антонимов

Оценка ответов одноклассников

Рассуждают, доказывают ту или иную точку зрения.

Самостоятельно  работают с загадками и подбором антонимов.

Омонимы.

Какие  слова  называются  омонимами?

Как вы понимаете «Слова не совсем обычные: и сходные, и различные»?

Работа над определением понятия в  листах.

Размышляют, объясняют свое представление.

Составляют  с омонимами словосочетания или предложения.

«Определить лексическое значение слов, подобрать проверочное и вставить пропущенные гласные». Самостоятельная работа.

Умение сопоставлять, выявлять сходства и различия;  выдвижение гипотез и их обоснование .

Умение проводить лексический анализ слова и словосочетания.

Оценивает свою работу и работу своего товарища,

корректирует оценку действий партнера, участвует в коллективном обсуждении проблем

умения строить речевое высказывание

Умение применять полученные знания в практической деятельности

Умение применять сопоставительный анализ при самостоятельной работе

Физминутка.

Игра  «Глазки». (Приложение 3).

ОтвОрить  калитку,  отвАрить  картофель,  слЕзать  с  крыши,  слИзать  молоко,

ПолАскать котенка, полОскать  белье, ребенок  развИвается, флаг  развЕвается,  посвЕтить фонариком, посвЯтить стихотворение  маме.

3) Работа с фразеологизмами.

Совместная  работа

Прием «Ассоциативные картинки».

Предлагаю вашему вниманию иллюстрации.

Все ли вам здесь понятно.

Подготовьте вопросы для своих товарищей.

Итак, фразеологизмы.

Г1.Прочитайте  текст.


О чем рассказ? Какая проблема затронута в нем? (В русском языке есть выражения, которые надо понимать не только в прямом, но и в переносном значении).


Как вы думаете, что сказала женщина девочке?


А какой фразеологизм противоположен по значению? (спустя рукава)


Г2.Составьте предложения или  рассказ, используя известные вам фразеологизмы.


Дело в шляпе, заметает  следы,  конь  в яблоках, кот наплакал,  уши  развесил.

Что  автор  хотел  изобразить?

Правильно  ли  художник  нарисовал? Почему?(Слова в переносном  значении)

Как называются  такие  устойчивые  сочетания  слов?

С какой целью  их  используют в  речи? (Для  яркости  и выразительности)  

Понимание и осмысления прочитанной информации.

Ответы на поставленные вопросы.

Умение здавать вопросы, участвовать в диалоге.

Умение сотрудничать; обогащение и развитие речи всех участников группы.

Умение отвечать на поставленные к тексту вопросы, владение монологической  и диалогической речью, ясно и полно выражать свои мысли

Умение применять полученные знания в практической деятельности

7.Подведение итогов.

Рефлексия.

Вернемся к записям на доске, которые я сделала в начале урока.


На все вопросы, которые возникли у вас, вы получили ответы?



Прочитайте в маршрутном листе стихотворение


А.  Маркова. Как вы понимаете эти слова?


Самоконтроль.

Оценка проделанной работы.

Анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности и анализировать её результат

Оценка деятельности на уроке

Коллективная работа

Что сегодня нового вы узнали лично для себя?


Чему научились?


Вспомните, каковы были  цели урока?

Достигнуты ли?


Какой вывод сделали для себя?


Самооценка.

Ответы на поставленные вопросы. Осознание необходимости пополнения своего словарного запаса, развития речи, стремление к совершенствованию своей речи

Владение монологической  и диалогической речью, умение ясно и полно выражать свои мысли

Отметки за урок.

Контроль

Пусть у вас будет ума палата, огромный багаж знаний! Чтобы только хорошие и добрые слова попадали на язык, а сегодняшняя информация никогда не вылетела из головы. А самое главное, помните: век живи, век учись!

Анализ проделанной работы, полученных знаний и умений

______________________________

*Темп урока быстрый, настроение учителя позитивное, высокая эмоциональность – все это направлено на  активную учебно-    

познавательную деятельность обучающихся.

    Презентация к уроку – Приложение 1.

    Маршрутные листы, в которых работают обучающиеся – Приложение 2.

1С первых уроков ребята учатся оценивать свой ответ и одноклассников.  Например: Саша ответил верно, он не только  назвал слово, но и подобрал словосочетания с данными словами. ИЛИ  Он доказал, что… и т.д.

2Задания повышенной сложности. Выполняется теми, кто быстрее всех справился с предыдущим заданием

3С первых уроков ребята учатся анализировать свои знания. Например: Я понял, что не совсем разбираюсь в… ИЛИ  эту тему я усвоил и могу выполнять задания повышенной сложности ИЛИ  сегодня я доказал себе, что могу выполнять задания  и посложнее.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТИНКИ

         

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 3

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.

МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ

ученика _____ класса

______________________

______________________

1  вариант.

Уста  и  губы  - суть  их  не  одна.                                                                    

И  очи – вовсе  не  гляделки!

Одним  доступна  глубина,

Другим…- глубокие  тарелки!

( А.  Марков.)

1.Самостоятельная  работа.

  1. Прочитайте и постарайтесь запомнить  слова  и   словосочетания.
  2. Запишите  их  по памяти.
  3. Проверьте  и  поставьте  себе отметку.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя отметка

2.Самостоятельная  работа.

Синонимы – это __________________ по значению слова.

Кроссворд.

  1. Самостоятельная  работа.

Антонимы – это __________________ по значению слова.

Загадки-складки.

  1. Я  антоним  к  слову  зной,

Я  в  реке,  в  тени  густой

И  в  бутылке  лимонада,

А  зовут  меня - _______________.

  1. Не  бываю  без  начала,

Близкий  родственник  причала,

Делу  всякому  венец,

Называюсь  я  ________________.

 

Допишите предложения.

Хлеб свежий, а булка _____________.

Газета свежая, а журнал _____________.

Весной трава свежая, ярко-зеленая, а в конце лета __________________.

Подберите  пары  антонимов, 

обозначающие время: __________________________________________________________________

обозначающие пространство: __________________________________________________________

обозначающие чувства, настроения: ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная  работа.

Омонимы– это слова __________________ по написанию, ________________ по  значению.

Составьте  с  омонимами  словосочетания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Загадки- шутки:

1. Вы,  щенки,  за  мной  ступайте!                  2. Если  мы  строгаем, клее_м –

   Будет  вам  (по)к_л_чу.                                       Пахнет день  столярным  клее_м.

   Да  смотрите  ж,  не  болтайте,                                                                   (О. Бундур)

   А  не  то  (по)к_л_чу.

                                                (А.С.Пушкин).

                                                         

 3.

Какое крыло никогда не летает?________________________________________

Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность?

_________________________________________________________________

Докажите, что  написано  не  3, а  по  крайней  мере  6  слов.

Ключ,  тушить,   среда.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные гласные. Внимание: различайте омонимы.

Алюминиевый  б_чок  -  лечь  на  б_чок;   прож_вать  пищу  -  прож_вать  в  городе;  ледяной  к_ток  -  пушистый  к_ток; ч_стота  ударов  пульса – ч_стота  рук; пос_деть  с  годами – пос_деть  на  скамейке.  

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.

Работа с текстом.

Когда-то в Артеке, международном детском лагере, где отдыхали ребята из разных частей света, одному из преподавателей довелось увидеть такую картину: маленькая девочка с черными как смоль волосами старательно закатывала вверх рукава своей блузки и с недоумением смотрела на весело работающих в саду ребят. Когда преподавательница спросила, что случилось, девочка ответила: «На сборе вожатая сказала, что надо работать засучив рукава, а все работают не засучив. Я же хочу делать, как сказала вожатая, и закручиваю рукава, но они не держатся. Время идет, а я не работаю. Как мне быть?»

Женщина объяснила девочке, что в русском языке …

Составьте 3-4 предложения или рассказ, используя любые известные вам фразеологизмы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                               

                                                                                          Отметка за урок

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.

МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ

ученика _____ класса

______________________

______________________

2  вариант.

Уста  и  губы  - суть  их  не  одна.                                                                    

И  очи – вовсе  не  гляделки!

Одним  доступна  глубина,

Другим…- глубокие  тарелки!

( А.  Марков.)

1.Самостоятельная  работа.

  1. Прочитайте и постарайтесь запомнить  слова  и   словосочетания.
  2. Запишите  их  по памяти.
  3. Проверьте  и  поставьте  себе отметку.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя отметка

2.Самостоятельная  работа.

Синонимы – это __________________ по значению слова.

Кроссворд.

  1. Самостоятельная  работа.

Антонимы – это __________________ по значению слова.

Загадки-складки.

  1. Я  антоним  к  слову  лето,

В  шубу  снежную  одета,

Хоть  люблю  мороз  сама,

Потому  что  я________________.

  1. Я  антоним  шума, стука,

Без  меня  вам  ночью  мука,

Я  для  отдыха,  для  сна,

Да  и  в  школе  я  нужна,

Называюсь __________________.

Допишите предложения.

В реке течение плавное, а в потоке  _________________________.

У танцующих движения рук плавные, а у разозлившихся людей  __________________.

Кораблик плавно идет по волнам, а крейсер идет     __________________.

Подберите  пары  антонимов, 

обозначающие время: __________________________________________________________________

обозначающие пространство: __________________________________________________________

обозначающие чувства, настроения: ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная  работа.

Омонимы– это слова __________________ по написанию, ________________ по  значению.

Составьте  с  омонимами  словосочетания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Загадки- шутки:

1.  Ясным  заревом  а(л, лл)ея,                              2. Подарил  щеночка  (П, п)оле

    Уводила  вдоль  пруда                                             В  день  рожденья  дядя  (К,к)о(л,лл)я.

    Эта  узкая  а(л,лл)ея                                              Но  щенок  породы  (К,к)о(л,лл)и

    В  сны  и  тени  навсегда.                                       Убежал  от  (П,п)ол(и,е)   в  (П,п)ол(и,е).

                                        (А.А. Блок).                                                                                                                 (Ю. Могутин).

3.

Какой город летает?_________________________________________________

В каком гнезде никогда не бывает яиц?____________________________________

Докажите, что  написано  не  3, а  по  крайней  мере  6  слов.

Лук,  наряд,   мешать.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные гласные. Внимание: различайте омонимы.

  1. Мне  избушку  отв_рите и  капусты  отв_рите.
  2. Грязной  тряпкой  окна  тру_ - бесполезный  это  тру_  .
  3. В  сентябре  сажали  оз_мь, сорняки  бросали  оз_мь.
  4. Пока  на  лавке  пос_дел,  я  от  снега  пос_дел.
  5. На  уроке  не  сп…шите,  аккуратней  текст  сп…шите.

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.

Работа с текстом.

Когда-то в Артеке, международном детском лагере, где отдыхали ребята из разных частей света, одному из преподавателей довелось увидеть такую картину: маленькая девочка с черными как смоль волосами старательно закатывала вверх рукава своей блузки и с недоумением смотрела на весело работающих в саду ребят. Когда преподавательница спросила, что случилось, девочка ответила: «На сборе вожатая сказала, что надо работать засучив рукава, а все работают не засучив. Я же хочу делать, как сказала вожатая, и закручиваю рукава, но они не держатся. Время идет, а я не работаю. Как мне быть?»

Женщина объяснила девочке, что в русском языке …

Составьте 3-4 предложения или рассказ, используя любые известные вам фразеологизмы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                 

                                                                                           Отметка за урок

Б

О

Р

Б

Е

Д

А

С

Т

У

Ж

А

Ж

Е

Л

А

Т

Ь

П

О

Т

Ё

М

К

И

Б

О

Р

Д

Е

А

Б

У

Т

Ж

С

А

Ь

Т

А

Л

Е

Ж

И

К

М

Ё

Т

О

П



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

ФИЗМИНУТКИ

          Различного рода упражнения с элементами проверки использую на каждом уроке. Например: называю слова, ребята определяют, к какой части речи относится слово,  и подают определенный знак, например: имя существительное – встать, прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть. 

Игра «Глазки» 

В классе в разных местах развешены буквы (в цветочках или в домиках)

Читаю слово, ребята определяют орфограмму-букву и показывают глазами, при этом  нужно поворачивать голову в ту или иную сторону.

И

А

О

Е

Игра «Поехали» 

В классе на потолке большие фигуры разного цвета.

Чтобы глаза отдохнули, выполняем упражнение: глазами ведем по линии фигуры и приходим к исходной точке.



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТИНКИ

       

 



 

Комментарии

Урок для общеобразовательного класса

урок для общеобразовательного класса