Конспект урока геометрии "Сумма углов треугольника" (7 класс)
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме
Конкпект урока изучения нового материала по теме "Сумма углов треугольника" в 7 классе. Урок построен в соответствии с требованиями новых ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Сумма углов треугольника2 | 114.75 КБ |
Презентация к уроку "Сумма углов треугольника" | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Денисова Оксана Александровна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
Г. Губкина Белгородской области
Урок геометрии в 7 классе
«Сумма углов треугольника» (урок изучения нового материала)
Подготовила и провела: учитель математики первой квалификационной категории Денисова Оксана Александровна
2012 год
Предмет: геометрия
Тема: Сумма углов треугольника.
Цель: создать условия для самостоятельного формулирования и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
-Создать условия для самостоятельного формулирования и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-Регулятивные
формировать умения самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения
-Коммуникативные
формировать умения участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений, принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению;
-ЛИЧНОСТНЫЕ
формировать:
умение уважительного отношения к сверстникам и ответственного отношения к учебному труду
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный с элементами эвристического.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная,
индивидуальная.
Оборудование:
· Учебник Геометрия 7-9 кл, учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., М.: Просвещение, 2008г.
· Компьютер, проектор, экран.
· Презентация Microsoft Power Point.
· Шаблоны треугольников для практической работы
- Ножницы
- Опорная схема,
- Тест-достижений
- Контрольный лист.
Продолжительность урока: 45 мин
ПЛАН УРОКА
- Орг. Момент. Вступительное слово учителя.
- Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Изучение новой темы.
- Закрепление изученного (устное решение задач на готовых чертежах)
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного.
- Первичная проверка понимания. Тест
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия
Ход урока.
- Орг. Момент. Вступительное слово учителя.
Учитель: - Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада встрече с вами. Вижу у вас хорошее настроение, и я желаю всем на уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании.
- Ни на миг не прерывается живая связь между поколениями, ежедневно мы усваиваем опыт, накопленный нашими предками. Древние греки, на основе наблюдений и из практического опыта, делали выводы, высказывали предположения-гипотезы, а затем на встречах ученых - симпозиумах, эти гипотезы пытались обосновать и доказать. В то время и сложилось утверждение: «В споре рождается истина». Нас сегодняшний урок тоже будет похож на небольшой симпозиум. Мы выскажем своё предположение по вопросу, попытаемся его доказать, и если у нас это получится, то посмотрим, как его можно будет применять при решении задач. А эпиграфом нашего урока, я хочу предложить слова Пифагора:
2. Актуализация знаний. ( устно)
- Мы закончили изучение большого раздела геометрии «Параллельные прямые». Рассмотрели определение параллельных прямых, их признаки и свойства. Давайте вспомним основные понятия, связанные с параллельными прямыми. Работаем устно.
-Назовите пары односторонних углов.
Назовите пары накрест лежащих углов.
Назовите пары соответственных углов.
(Слайд 3)
-Найдите все углы, если прямая а ‖‖ в и угол 1 равен 700. (Слайд 4)
-Найдите углы 3,4,5, если АС ‖‖ m и угол 1 равен 600, Угол 2 равен 500. (Слайд 5).
- Молодцы, вы хорошо усвоили тему «Параллельные прямые». А, посмотрев следующий ролик, попытайтесь определить о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Карнавал геометрических фигур. (Мультимедийная инсценировка). (Слайд 6)
Говорят три маски.
1 маска: - Мы дочери одной матери. Живем в одном семействе, но силы и свойства у нас разные.
2 маска: - Я очень правильная фигура. У меня все углы и стороны равны. К тому же у меня три оси симметрии.
3 маска: - А я тоже имею две равные стороны. У меня так же есть ось симметрии, а потому у меня два равных угла при основании.
1 маска: - Зато я имею прямой угол. Вот какие мы сильные и важные!
- Подумаешь, расхвастались,- сказали две маски, стоящие неподалеку,- мы тоже из вашего семейства. У меня, например, все уголки острые, а у моего друга есть один тупой угол. Но все мы обладаем замечательным свойством, которое сегодня откроют ребята.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что скрывается за масками? Каким свойством обладают все треугольники?
(Обучающиеся высказывают предположения, что это за маски и каким свойством они обладают)
- Итак, тема сегодняшнего урока «Сумма углов треугольника». (Слайд 7)
- Давайте подумаем, какова цель нашего сегодняшнего занятия. (Дети высказывают предположения)
- Правильно, сегодня на уроке мы должны будем высказать гипотезу о сумме углов треугольника, потом доказать теорему о сумме углов треугольника и рассмотреть ее применение при решении задач. (Слайд 8)
3. Изучение новой темы.
Практическая работа (в парах)
Ребята, мы с вами измеряли углы и с помощью транспортира и находили их сумму еще в 5 классе. Сумма углов у всех получалась разная, но близкая к 1800 (так может получаться потому, что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).
Я предлагаю найти сумму углов треугольника двумя другими способами. У каждого из вас есть на парте по одному треугольнику разных цветов. Возьмите их. Они желтого или розового цвета. Обозначьте углы треугольника цифрами 1, 2, 3. (Слайд 9)
Учащиеся с желтыми треугольниками: отрежьте два угла треугольника и приложите их к сторонам третьего угла так, чтобы все вершины были в одной точке. (Слайд 10)
Учащиеся с розовыми треугольниками: сложите углы во внутрь треугольника. Заметим, что перегибать треугольник надо по прямой параллельной к стороне, того угла который мы будем сгибать первым, а данный угол должен касаться данной стороны. (Слайд 10)
- Посмотрите, на получившуюся фигуру и скажите, какой угол образуют в сумме все углы треугольника?
- Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол.
- Чему равна градусная мера развернутого угла?
- К какому выводу мы пришли?
- Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
- Выполнив практическую работу, мы установили, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.
- Можно ли быть уверенным в том, что в каждом треугольнике сумма углов равна 1800.
- Можно ли измерить углы любого треугольника?
- Посмотрите карту звёздного неба. Найдите созвездие Большой Медведицы и Малой Медведицы. Найдите Полярную звезду – ориентир для путешественников и мореплавателей, - которая указывает направление на север.
Найдём ещё две яркие звезды: α-звезда Капелла в созвездии Возничего и α- звезда Вега в созвездии Лира. Мысленно соединим их отрезками, получим треугольник. Можно ли измерить углы этого треугольника? (Слайд 11)
В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение – гипотезу. Чтобы она стала истиной, её нужно доказать, убедиться, что она справедлива для любого треугольника.
Как называется утверждение, справедливость которого устанавливается с помощью доказательства? (Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой.)
- Какую теорему нам нужно доказать?
Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Доказательство теоремы. (Слайд 12)
Итак дан треугольник АВС, нужно доказать, что сумма его углов А, В, С равна 1800. Давайте оформим конспект.
Теорема: Сумма углов треугольников равна 1800.
- Как доказать данную теорему?
Перед вами опорная схема, заполните пропуски в ней.
Теперь проверим (Слайд 13)
Но такой способ доказательства не единственный. Первое доказательство было дано еще Пифагором (5 в. до н.э.) В первой книге «Начала» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника. (Слайд 14)
По готовой презентации ученик предлагает доказательство Евклида.
(Слайд 15)
Доказательство: |
Попробуйте доказать дома эту теорему, используя чертеж учеников Пифагора. (Ребятам раздается лист с чертежами всех трех доказательств на дом.) (Слайд 16)
Из данной теоремы вытекает несколько следствий справедливость которых мы с Вами сейчас обоснуем. Следствия из теоремы. (Слайд 17-19)
- Чему равен угол равностороннего треугольника? (60º)
- Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? (90º)
- Чему равен острый угол прямоугольного, равнобедренного треугольника? (45º)
4.Закрепление.
Устно.
-Применяя теорему о сумме углов треугольника, можно решить много различных интересных задач (задачи на слайдах). (Слайд 20- 24)
5. Физ. минутка. (Слайд 25 - 27)
6.Закрепление. Письменная работа в тетрадях, один ученик у доски(Слайд 28)
№1
№224 стр.71 (Слайд 29) Дано: АВС-
треугольник
А: В: С = 2:3:4
Найти: А, В, С.
Решение: Пусть одна часть составляет х0. Тогда А=(2х)0,В=(3х)0,С=(4х)0. Зная, что по теореме о сумме углов треугольника А + В+ С=1800, составлю и решу уравнение.
2х+3х+4х=180,
9х=180,
х=20,
А=400, В=600, С=800.
Ответ:400,600,800.
7. Первичная проверка понимания. Тест с последующей самопроверкой (5 мин) (Слайд 30)
8. Подведение итогов.
- Какова была цель нашего урока?
-Какие определения, свойства, теоремы используются при доказательстве теоремы?
9. Домашнее задание. (Слайд 31)
П.30;№223 (б, в); №227 (а) ; стр.71.
Доказать теорему о сумме углов треугольника, используя чертеж учеников Пифагора. (По желанию)
10. Рефлексия (Слайд 32)
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил тяжелые камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто возил камни? (поднимите синие треугольники)
- Кто выполнял свою работу? (поднимите желтые треугольники)
- Кто строил храм? (поднимите красные треугольники)
Подписи к слайдам:
2
5
6
8
7
1
4
3
a
c
b
1) Назовите пары односторонних углов.2) Назовите пары накрест лежащих углов.3) Назовите пары соответственных углов.
2
5
6
8
7
1
4
3
a
c
b
Найти все углы.
Дано: ∆ АВС; MN II AC; В Є МN 1=60°. 2=50°; Найти: 3, 4, 5
Ответ: 3 =180°- (60°+50°)=70°, 4 = 1 = 60°, 5 = 2 = 50°
А
N
С
В
М
4
2
1
5
3
Сумма углов треугольника
Классная работа
22.03.12 г.
Цели урока: Выдвинуть гипотезу о сумме углов треугольника.Сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника. Научиться решать задачи используя данную теорему.
1
3
2
3
1
2
Практическая работа
3
2
1
3
2
1
Дано: ∆ АВС Доказать: А + В+ С =180° Доказательство: 1) Проведём через вершину В прямую MN II …..; 2) 1= 4 (………углы при ….II…. и секущей ….) 3) 3= 5 (………углы при ….II…. и секущей ….) 4) 4 + 2+ 5=….° (образуют ……угол) 5) из (2), (3), (4) получаем: 1 + 2+ 3=…… или А + В+ С =….. Теорема доказана.
А
N
С
В
М
1
3
Теорема: Сумма углов треугольника равна 180°
2
4
5
Дано: ∆ АВС Доказать: А + В+ С =180° Доказательство: !) Проведём через вершину В MN II AC 2) 1= 4 (накрест лежащие углы при MN II AC и секущей АВ) 3) 3= 5 (накрест лежащие углы при MN II AC и секущей ВС) 4) 4 + 2+ 5=180° (образуют - развёрнутый МВN =180°) 5) из (2), (3), (4) получаем: 1 + 2+ 3=180° или А + В+ С =180° Теорема доказана.
А
N
С
В
М
1
3
Теорема: Сумма углов треугольника равна 180°
2
4
5
Первое доказательство было дано еще Пифагором (5 в. до н.э.)
В первой книге «Начала» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
Доказательство: 1) Через вершину B проведем луч BD|| AC.2) углы 4 и 3- накрест лежащие при BD||AC и секущей BC.3) BD|| AC и AB- секущая, то 1+ ABD=180° – односторонние углы.4) тогда 1+ 2+ 4=180° , т.к 4= 3 ,то 1+ 2+ 3=180° или
Доказательство Евклида
Домашняя работа:
3 способ доказательства:
A
B
C
E
1
2
3
4
5
Попробуйте доказать дома эту теорему, используя чертеж учеников Пифагора.
Будьте здоровы!
Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут!
Дано: ΔCDE, DK- биссектриса CDK=28°,CKD=75°Найти: углы CDE
C
K
E
D
28°
75°
Дано: ΔАВС, А:В:С =2:3:4Найти: А,В,С
А
С
В
№ 224
Ответы к тесту - достижений:
Вариант 11800 да3001200 700
Вариант 21800 нет800600 400
П.30, №223 (б, в), №227(а),Доказать теорему о сумме углов треугольника, используя чертеж учеников Пифагора.
«Я строил храм»
«Я выполнял свою работу»
«Я возил тяжёлые камни»