План-конспект урока "Научный стиль речи"
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему
План-конспект урока "Научный стиль речи" может быть использован при изучении темы по дисциплине "Русский язык" на 1 курсах всех специальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nstr.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Нефедова О.А.
Тема: Научный стиль речи.
Цель: Закрепить знания о характерных особенностях научного стиля; уметь на практике определять научный стиль; развивать речь учащихся.
Оборудование: Таблица стилей, карточки, презентация.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
Беседа по теоретическому материалу, с. 196-197.
Устно проверяем упр. 338.
- Повторение изученного материала.
Словарный диктант
Незамечаемые прежде ошибки; не замечаемые мной ошибки;
нерастворимый осадок; неизъяснимое счастье;
недосолить лук; недовершив деяние;
не доел винегрет; непрофессионал (дилетант);
работа не зачищена; не у кого взять;
почти невидимые слёзы.
Словарная работа
Дилетант (лат. услаждать, забавлять) – любитель, занимающийся каким-либо искусством, без специальной подготовки; поверхностно знакомый с чем-либо человек.
Монография (греч. пишу) – научный труд, разрабатывающий какой-либо отдельный вопрос, одну тему.
- Практическая работа.
Выполнить упражнение 339.
Задание 1. Определить стилистическую принадлежность текстов.
Записать название стиля
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 2. ЕГЭ (подготовка)
Работа по карточкам
Ответы: карточка
1 - 3
2 - 3
3 - 4
4 - 4
5 - 3
6 – 4
- Изучение основных признаков научного стиля.
- Читаем учебник, с. 202 – 204.
- Составляем план ответа «Основные признаки научного стиля речи»
Работа в тетради.
План
- Логическое изложение:
- все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно;
- типична связь при помощи повторяющихся существительных;
- на последовательность развития мысли указывают
- наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее;
- союзы: так как, потому что, чтобы поэтому;
2 Точность (однозначность).
3 Отвлеченность и обобщенность.
- абстрактность понятия;
- слова с отвлеченным значением: пустота, скорость, время, сила, количество…
- формулы, графики, символы, условные обозначения, схемы, таблицы…
- термины;
- множественное число от абстракционных и вещественных существительных: величины, длины, частоты
- частое употребление слов среднего рода: свойство, значение и т.п.
- глаголы в обобщенно отвлеченном значении: следовать, привести, составлять, указывать и т.п.
4 Объективность.
- наличие количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных;
- редкое использование восклицательных предложений.
1 Практическая работа.
Выполнить упр. № 343, 344, 345.
Комментирование упражнений 2 Домашнее задание.
- Выучить теорию с. 202-207.
- Упр. № 347.
Карточка 1.
Значение какого слова определено неверно?
- Вакансия – незанятая должность в учреждении.
- Коллекция – систематизированное собрание однородных предметов.
- Эпиграмма – торжественные стихи.
- Лацкан –отворот пиджака, пальто.
Карточка 2.
Значение какого слова определено неверно?
- Тайм – определенный период в спортивной игре.
- Тёща – мать жены.
- Дискутировать – осуждать что-либо, критиковать кого-либо.
- Стабильный
Карточка 3.
Значение какого слова определено неверно?
- Адресант – лицо, отправляющее письмо.
- Аминь – заключительное слово христианских молитв, означающее: верно, воистину так.
- Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения.
- Импорт – вывоз товара из страны для продажи.
Карточка 4.
Значение какого слова определено неверно?
- Свекровь – мать мужа.
- Десерт – сладкие блюда, фрукты, подаваемые в конце обеда.
- Обескуражить – лишить кого-то уверенности в себе.
- Репутация – уважение к кому-либо или чему-либо со стороны людей.
Карточка 5.
Значение какого слова определено неверно?
- Дёрн – верхний слой почвы.
- Дипломант – тот, кто удостоен диплома.
- Экстерн – научный работник.
- Двойственный – противоречивый.
Карточка 6.
Значение какого слова определено неверно?
- Новация – новшество.
- Овация – бурные аплодисменты.
- Оппонент – противник в споре.
- Гипербола – сглаживание различий.
Комментирование итогов работы на уроке, выставление оценок.