Программа "Здоровье"
материал по теме

Бирюкова Елена Васильевна

Программа направленна на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа МОУ  «ООШ с. Матвеевка»  «Здоровье»

  1. Обоснование.

        В настоящее время школы являются единственной системой общественного воспитания,  охватывающей в течение продолжительного периода всю детско-подростковую популяцию страны.

        Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.

Результаты исследований показывают, что успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной  деятельности детей и подростков, обусловленной повышенным объемом  учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. В последнее время сформировались и дополнительные факторы – интенсификация  обучения, связанная с использованием технических средств обучения (видеотехники, персональных компьютеров и т.д.) и изменением продолжительности учебной недели.

        Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и хронической патологии.  Организация учащихся в коллективы и их длительное пребывание в учебных заведениях позволяет на протяжении всего периода получения образования эффективно осуществлять целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные программы. Для решения данных проблем в школе определены приоритетные задачи охраны и укрепления здоровья, выбраны формы и методы (модели) здоровьесбережения.

Ухудшение здоровья детей напрямую связано с ухудшением социального положения семей, необеспеченностью детей полноценным питанием. Процент нарушения состояния здоровья резко растет в начальной школе и повышается к окончанию школы. К системным соматическим заболеваниям добавляются проблемы, приобретенные в процессе обучения (сколиоз, близорукость, гиподинамия).

Школа несет ответственность за здоровье будущих граждан России. Важно создавать благоприятную образовательную среду, способствующую сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности, снижению заболеваемости среди учащихся и педагогов.

  1. Целевой блок.

Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни, стремление следовать его нормам, способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  1. Создание условий, направленных на укрепление здоровья, привития навыков здорового образа жизни..
  1. Профилактика детского травматизма, знакомство с приемами оказания первой медицинской помощи.
  1. Воспитывать культуру питания.
  1. Профилактика ПАВ.
  1. Развивать навыки личной гигиены.

  1. Основные модули программы оздоровительной работы в школе.

Оптимизация школьной среды

Образование

детей в сфере здоровья.

Психологическое и социальное консультирование.

Оптимизация физической активности обучающихся воспитанников.

Работа с семьей и общественностью микрорайона.

Медицинское обеспечение детей в школе.

Повышение квалификации работников школ по вопросам гигиены и охраны здоровья детей.

  1. Содержание работы.

1. Организация учебного процесса

  1. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований.
  2. Разработка графика каникул с учетом персональной нагрузки на образовательную программу.
  3. Анализ организации учебного процесса с точки зрения здоровьесбережения:

-   учебный план

-  учебное расписание

-  дозировка домашнего задания

-  факторы, влияющие на уровень физического здоровья (усталость, перегрузки и их причины).

2. Медицинское обеспечение детей в школе.

  1. Ежегодный диспансерный осмотр всех учащихся с привлечением врачей ЮЦРБ с проведение клинических анализов.
  2. Профилактические беседы.
  3. Витаминная  профилактика.
  4. Ежегодная противогриппозная профилактика.
  5. Формирование мотивации к здоровому образу жизни.
  6. Формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся.
  7. Выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействия факторов школьной среды.
  8. Хронические болезни учащихся, простудные заболевания.

3. Физическое воспитание детей.

        Оценка физической подготовленности учащихся (быстрота, сила, скоростная сила) с учетом групп здоровья и мед осмотров.

        -   День здоровья

        -   Военно-спортивный месячник

        -   Зимнее многоборье

        -   Спортивные игры, праздники

        -   Школьный и районный туристический слет

        - Первенство школы по волейболу и баскетболу

        -   Создание спортивных кружков.

4. Разработка и осуществление мер по поддержке здоровья учащихся.

        -   Беседы (профилактика вредных привычек, ВИЧ и др)

        -   Выпуск информационных бюллетеней

        -   Создание групп здоровья

5. Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся

  1. Организация системы наблюдений за экологическим состоянием школьных помещений.
  2. Разработка мер по оздоровлению микроклимата в школе.
  3. Проветривание классов.
  4. Поддерживание температурного режима.
  5. Влажная уборка помещений.
  6. Озеленение реакриаций.
  7. Освещение.

  1. Здоровьесберегающая деятельность.

Основные направления

Мероприятия, рассчитанные на перспективу.

Условия

1. Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей.

-  Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья учащихся, начиная с 1 класса.

-   Анализ состояния здоровья, выявление тенденций.

-   Взаимодействие с ЦРБ,   ООВП

-   Использование бюджетных средств, собственных средств и средств родителей.

2. Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период.

 -  Обеспечение медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

-   Увеличение охвата горячим питанием, организация бесплатного питания, введение в рацион питания витаминных и йодосодержащих препаратов.

Профилактика алкоголизма и наркомании.

Разработка оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушения зрения  учащихся.

 

3. Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма.

-  Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирование.

Взаимодействие с ЦРБ, ООВП

Использование бюджетных средств, родительских средств и собственных.

4. Усиление двигательного режима.

Проведение физкультминутки в начальных и средних классах.

Оборудование спортзала, охват всех нуждающихся детей занятиями ОФП и спортивными кружками.

Использование бюджетных средств, родительских средств и собственных.

5. Медицинское и психологическое сопровождение учебного процесса.

Разработка программы по медицинскому сопровождению учебного процесса:

 - «Здоровый образ жизни».

 

Разработка и внедрение системы мер по поддержанию чистоты и порядка в школе и на пришкольной территории, соблюдение режима проветривания.

  1. Ожидаемые результаты.

Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий в школе возможна только при целенаправленной совместной деятельности администрации школы, педагогического коллектива, медицинского персонала, при поддержке родителей. Чрезвычайно важным является формирование психологической установки на здоровый образ жизни со стороны учащихся, их родителей, педагогов, что достигается с помощью гигиенического обучения и воспитания.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ.

1. Воспитательно-образовательный процесс:

  1. корректировка учебных планов и программ;
  2.  ведение курса «Основы здорового образа жизни»
  3. проведение классных часов «Молодёжь выбирает здоровый образ жизни»,
  4. организация встреч с медицинскими работниками с целью профилактики  вредных привычек и пропаганды  здорового образа жизни.

2.Учебно-познавательная область:

  1.  работа по проблеме «Влияние экологии на здоровье школьников»;
  2.   научно-практические конференции, «круглые» столы для учащихся по проблеме здорового образа жизни.

3.Спортивно-туристическая работа:

  1. объединение учащихся по интересам на клубной основе;
  2.  занятия учащихся в спортивных секциях (баскетбол, волейбол, настольный теннис,   лёгкая атлетика);
  3. участие в туристических походах;
  4. участие в спортивных соревнованиях;
  5. проведение турнира по Греко-римской борьбе памяти С.К.Остапенко

4. Оздоровительная работа:

  1.  посещение тренажерного зала;
  2.  проведение ежемесячных традиционных Дней здоровья;
  3. проведение оздоровительных праздников: дней бегуна, «Папа, мама, я - спортивная семья», военно-спортивная игра «Зарница», «Весёлые старты».

5. Работа с родителями:

  1. родительские лектории  «Здоровье детей в ваших руках» с привлечением  специа листов;
  2. консультации узких специалистов для родителей с деть ми, имеющими хронические заболевания;
  3. сотрудничество    с районной медико-психолого-педагогической комиссией;
  4. проведение совместных праздников с сельским  ДК

6.  Работа в социуме:

  1. сотрудничество с  ООВП, детской городской поликлиникой, центром по реабилитации детей и подростков «Забота»,  центром «Семья»;
  2. работа школьной службы милосердия;
  3. работа с  «трудными подростками»;

7. Отслеживание деятельности школы по формированию здорового образа жизни:

  1. состояние здоровья учащихся за 3 года ;
  2. санитарно-гигиенические условия школы;
  3.  отношение учащихся к вредным привычкам;
  4. уровень утомляемости учащихся;
  5.  диагностика причин неуспеваемости и второгодничества учащихся;
  6. отношение детей и взрослых к здоровому образу жизни;
  7. диагностика начального уровня развития познавательных способностей школьников разного возраста;
  8. изучение начального уровня осведомлённости школьников в области здорового образа жизни;
  9. изучение влияния классных часов,   уроков основы безопасности жизнедеятельности на осведомлённость школьников по здоровому образу жизни;
  10. изучение особенностей возрастного развития познаватель ных способностей школьников;
  11.  изучение динамики знаний и умений школьников разного возраста;

 

Программой предусмотрена работа по профилактике вредных привычек.  С этой целью реализуются  подпрограммы:

  1. Подпрограмма по предотвращению потребления табака «Поможем друг другу»

  2. Подпрограмма «Умей сказать НЕТ!»
  3. Подпрограмма «Все цвета, кроме черного» 

Подпрограмма «Все цвета, кроме черного» 

Цель программы: формирование культуры здоровья и профилактика употребления наркотических веществ подростками  2–9-х классов.

Программа «Все цвета, кроме черного» ориентирована не на запрещение и запугивание учащихся последствиями употребления наркотических веществ, а на развитие у них умений и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Программа обеспечивает вытеснение из сферы интересов детей и подростков форм поведения, связанных с употреблением наркогенных веществ. Учитывая, что сегодня первый опыт употребления наркотиков приобретается уже в младшем возрасте, профилактическая работа начинается заблаговременно, охватывает несколько возрастных групп, обеспечивая преемственность воспитательного процесса.

Обучение по программе «Все цвета, кроме черного» способствует формированию у школьников личностных свойств и качеств, обеспечивающих им успешную социальную адаптацию и позволяющих избежать приобщения к наркогенным веществам. Просветительская работа с родителями, их участие в работе, проводимой в школе, помогают семье создавать благоприятный психологический климат, прививать детям навыки здорового образа жизни.

Педагогам рекомендованы следующие формы реализации программы:

  1. внеклассная работа (классные часы, коллективная творческая деятельность, реализация проектов, работа объединений, клубов и т.д.);
  2. интеграция в содержание базовых учебных предметов;
  3. комбинированный подход (часть материала программы интегрируется с учебным материалом, часть используется во внеклассной работе).

 Поскольку именно школа является одним из важных инструментов воспитания культуры здоровья, то прежде всего необходимо обучение самих педагогов. Важно, чтобы они владели знаниями в области ЗОЖ, умели научить детей, сами применяли эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Обучение самих учителей основам ЗОЖ помогает им квалифицированно организовать воспитательный процесс и служит основой эффективного образования учащихся.

Безусловно, школа не может обойтись без помощи родителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья. Кроме того, просвещение родителей в области ЗОЖ поможет семье правильно организовать для школьника режим дня, питание, двигательную активность, досуг и т.д. В этом родителям могут помочь научно-популярные брошюры, список которых прилагается.

Подпрограмма «Умей сказать НЕТ!»

Цели программы:

Сформировать позитивное мышление у учащихся и личностную позицию в отношении употребления алкоголя, спиртосодержащих напитков  и ПАВ.

Повысить роль и ответственность семьи в профилактике  алкоголизации и употреблении ПАВ.

Задачи:

- дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии алкоголя на организм  

  школьников.

- рассказать о социальных последствиях употребления ПАВ, алкоголя.

- оказать практическую помощь родителям в профилактике.

- приобретение учащимися навыка сказать “Нет”

- способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный

а) Анкетирование среди учащихся и родителей.

б) Объявляется конкурс на :

-лучшее сочинение о вреде пагубных привычек

-доклад, творческая работа, сообщение

-рисунки, плакаты, эмблемы

в) Выставка “Здоровье - наше богатство”

2. Работа с учащимися.

3. Работа с родителями.

4. Работа с педагогами.

 

Технологическая карта:

1 класс

-Дружи с Режимом дня                                                октябрь

-Советы доктора Воды -                                              апрель

-Полезная пища, вредная пища -                               февраль

-Уход за зубами -                                                        декабрь

-Поведение в школе-                                                   сентябрь

2класс

-Расти здоровым –                                                        сентябрь

-Воспитай себя -                                                            ноябрь

 -Здоровый образ жизни -                                             февраль

3класс

-Помоги себе сам-                                                          октябрь

-Как отучить себя от вредных привычек-                   декабрь

-Умей организовать досуг-                                           ноябрь

-Путешествие в страну здоровья -                               март

-Культура здорового образа жизни -                           сентябрь

4класс

-Как помочь себе сохранить здоровье                        сентябрь

 -Умей сказать нет                                                        март

-Злой волшебник табак                                                октябрь

-Злой волшебник алкоголь                                          ноябрь

-Злой волшебник наркотик                                         декабрь

5класс

Я выбираю здоровье (соревнование)                         сентябрь

 Берегите здоровье (тренинг)                                      февраль

Курильщик- сам себе могильщик                              октябрь

6класс

Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом                        март

Трезвость-норма жизни                                                                                          ноябрь

Не курил бы с детства дядя - был бы сильный и большой                                 октябрь

7класс

Как противостоять групповому давлению?..........................................................сентябрь

Наркотики - путь в никуда                                                                                     декабрь

 8 класс

Есть выбор-жизнь без наркотиков                                                                        октябрь

Жизнь  без вредного табака                                                                                   май

Остановись у преступной черты                                                                           ноябрь

9класс

Здоровье нации в 21 веке                                                                                       апрель

Подросток и наркотики (диспут)                                                                          декабрь

Остановим зло (кл.час)                                                                                          февраль

Вместе против белой смерти                                                                                 март

Хочешь быть здоровым -будь им.                                                                        сентябрь

Моя жизнь в моих руках.(занятие с элементами тренинга)                              октябрь

 

Ожидаемые результаты:

-Укрепление здоровья школьников

-Здоровый образ жизни – залог отличной учебы

 Работа с родителями

  1. Диспут “Подросток и наркотики”
  2. Индивидуальные консультации  «Пока беда не вошла в дом»;

     что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?; и др.”

  1. Родительское собрание: “Жизнь- это здоровье. Берегите его!”

     4   Доверительные беседы и т.д.

Работа с педагогами

Оказание методической помощи в организации и проведении классных часов, родительских собраний.

 

Используемая литература

Науменко Ю. В. Школа и здоровье.2005г

Рудякова О.Н. Как сохранить здоровье школьников (игры, кл.часы, родительские собрания)

О.В.Летнева Правовое воспитание школьников. Волгоград2005.

Газета “Последний звонок” №10 2007г

Газета “Досуг в школе”№2004

Н.А.Касаткина Издательство “Учитель” Формы взаимодействия учителя с родителями в школе.2005

ЕременкоН.И. Профилактика вредных привычек .Волгоград2007

Л.В.Баль,С.В.Барканова Формирование здорового образа жизни российских подростков 2004

Подпрограмма

по предотвращению потребления табака «Поможем друг другу»

Цель  программы: Все  участники образовательного процесса должны обладать знаниями и навыками необходимыми для избежания потребления табака, а школьное руководство должно активно препятствовать любой форме потребления табачной продукции учащимися, персоналом и посетителями школы.  

Направления работы по предотвращению потребления табака:

  1.  создание и обязательное поддержание постоянной абсолютно антитабачной среды в школе;

  1. запрещение рекламы табачных изделий;

  1. сотрудничество с общественными организациями по предотвращению потребления табака;

  1. методы привлечения членов семьи к разработке программы и ее реализации.

ОБОСНОВАНИЕ. Курение сигарет считают основной предотвращаемой причиной преждевременного заболевания и смерти в США. Школы несут ответственность за содействие в предотвращении потребления табака ради здоровья учащихся и персонала и благополучия их семей. Исследование неопровержимо доказывает, что:

  1. регулярное потребление табака крайне вредно для здоровья любого курильщика, непосредственно вызывает рак, респираторные и сердечно-сосудистые заболевания, неблагоприятные последствия при беременности и преждевременную смерть;

  1. пассивное курение является угрозой личному здоровью каждого, особенно лиц, страдающих астмой и другими респираторными заболеваниями;

  1. никотин является веществом, вызывающим сильное привыкание;

  1. потребление табака чаще всего начинается в детстве или юношестве;

  1. чем раньше человек начинает потреблять табак, тем больше вероятность, что он или она станут в последствие активными курильщиками; и

  1. многие молодые курильщики умрут ранней предотвращаемой смертью вследствие своего выбора в пользу потребления табака.

Другие причины, почему школам необходимо активно препятствовать потреблению табака:

  1. покупка и хранение табачных изделий противозаконны для лиц младше 18  
  2. потребление табака негативно влияет на посещаемость и успеваемость учащихся;

  1. курение для школ является проблемой пожарной безопасности; и

  1. потребление жевательного табака является как вопросом сохранения здоровья, так и санитарии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Для целей данной программы под понятием "табак" понимаются любые облегченные или необлегченные сигареты, сигары, трубки, не содержащие табак сигареты с дополнением гвоздики и любой другой курительный продукт, и, кроме того, жевательный табак, известный также как бездымный, и нюхательный табак, в любой форме.

2. АНТИТАБАЧНАЯ СРЕДА

ЗАПРЕЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА. Учащимся, персоналу школы или посетителям запрещается курить, затягиваться, нюхать или жевать табак в какое бы то ни было время, в том числе и во внеучебные часы:

  1. в любом здании, помещении или транспортном средстве, принадлежащем, арендуемом или заказанном школой;
  2. на территории школы, спортивных площадках и парковках зонах;
  3. на любых мероприятиях.

Кроме того, учащимся не разрешается хранить табачные изделия.  

ПРОПАГАНДА ТАБАКА. Предметы, пропагандирующие потребление табака, в том числе одежда, сумки, зажигалки и другие личные вещи запрещены на территории школы, в школьном транспорте и на мероприятиях, финансируемых школой. Реклама табака запрещена во всех изданиях и мероприятиях, финансируемых школой.

ЗАКРЫТАЯ ТЕРРИТОРИЯ. Учащимся не разрешается покидать территорию школы в течение школьного дня во время перерывов для курения табака. Знаки об этом следует разместить в надлежащих местах.  

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. директор должен уведомить учащихся, семьи, обучающий персонал и посетителей школы об антитабачной политике посредством справочников и информационных бюллетеней, почтовых уведомлений или знаков, размещенных на каждом входе в школу и в других надлежащих местах, и посредством других подходящих средств. Если таковое возможно, школам и округам следует использовать местные средства массовой информации для освещения антитабачной программы и оказания влияния на общественные нормы в отношении потребления табака.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ. В обязанность всех учащихся, персонала и посетителей входит осуществление данной программы посредством вербального предостережения. Любое табачное изделие, найденное у несовершеннолетнего учащегося, должно быть конфисковано и уничтожено персоналом. Учащиеся и персонал, кроме того, могут быть подвергнуты санкциями, согласно документально оформленной школьной программе, в том числе дисциплинарному взысканию. Весь школьный персонал должен принимать участие в обучении надлежащей и полной реализации антитабачной программы.

3. ВОСПИТАНИЕ, НАЦЕЛЕННОЕ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА

РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Воспитание, нацеленное на предотвращение потребления табака, должно быть интегрировано в программу воспитания здоровья и должно преподаваться в каждом звене начального и среднего школьного обучения. Воспитательная программа должна основываться на теориях и методах, эффективность которых доказана опубликованными исследованиями, и которые согласуются с нормами , касающимися воспитания здоровья и утвержденными в штате/округе/школе. Программа разрабатывается с целью:

  1. информирования о немедленных и долговременных нежелательных психологических, косметических, социальных последствиях потребления табака;

  1. уменьшения социальной терпимости в отношении потребления табака;

  1. информирования о том, почему молодые люди курят;

  1. обучения, каким образом опознать и определить несостоятельность рекламы и других общественных влияний, пропагандирующих потребление табака;

  1. развитие навыков противостояния социальным влияниям, пропагандирующим потребление табака; и

  1. развитие необходимой уверенности в себе, навыков общения, постановки задач и решения проблем, которые позволят учащемуся избежать потребления табака и других нездоровых моделей поведения.

Наиболее интенсивно воспитание следует проводить с 6 по 8 классы, чтобы снова увеличить интенсивность в старших классах. Воспитательные мероприятия должны предполагать участие в них учащихся и разрабатываться согласно их уровню развития. Программа должна привлекать семьи в качестве партнеров в воспитании их детей.

ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА. Персонал, ответственный за воспитание, направленное на предотвращение потребления табака, должен пройти адекватную предварительную подготовку и принимать участи в непрерывном курсе профессионального развития с целью эффективного внедрения воспитательной программы согласно плану. Мероприятия по подготовке и профессиональному развитию должны обеспечивать основные знания о последствиях потребления табака, а также практиковать навыки эффективных воспитательных приемов и методов и конкретных мероприятий программы.

УСИЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА. Воспитание, направленное на предотвращение потребления табака, должно быть хорошо скоординировано с другими компонентами программы школьного здравоохранения. Насколько это возможно идеи по предотвращению потребления табака должны быть также интегрированы в обучение в других предметных областях.

С целью обеспечения учащихся и их семей последовательными знаниями, преподавательский состав должен сотрудничать с учреждениями и группами, осуществляющими антитабачное воспитание в сообществе. Докладчики, приглашенные для выступления перед учащимися, должны быть сориентированы относительно соответствующей программы школы.

4. ПОМОЩЬ В ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ТАБАЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ДОСТУПНОСТЬ ПРОГРАММЫ. Программа школьного здравоохранения должна задействовать общественные ресурсы и программы для помощи учащимся и персоналу в избавлении от табачной зависимости. Школьных консультантов и общественные управления следует поощрять в организации волонтерских антитабачных программ в школе.

УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ. Участие или реализация антитабачной программы не должны быть принудительными для кого бы то ни было или применяться в качестве наказания. Участие и реализация антитабачной программы признается добровольной заменой отказа от хранения и потребления табака.

РАБОТА С КУРЯЩИМИ.

  1. Постановка на учет курильщиков – учащихся школы.
  2. Составление индивидуальный планов реабилитации и поддержки курильщиков – учащихся школы.
  3. Выявление   родителей- курильщиков и  проведение разъяснительной работы с ними о вреде курения и опасности личного примера для детей.