Материал для проверки навыка чтения
методическая разработка (5 класс) по теме

Данный материал предназначен для проверки навыка осмысленного чтения учащимися 4 -5 классов. Данный вид работы проводится в рамках класно-обобщающего контроля в 5-ых классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_po_proverke_navyka_chteniya.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Тест № 1

Вечер в степи

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощены, и степь легко вздыхает широкой грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистыванье, царапанье, степные басы, теноры и дисконты1 — все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем — это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы... Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладкоприторен и нежен.

Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Все представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь: впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит

в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растет, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение...

Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей.

А. Чехов

Выполни задания

1.        Чем хороша вечерняя степь? Приведи 2 примера.

1.         

2.        

2.        Запиши предложение, в котором степь уподобляется живому существу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие фигуры чудятся едущему по степи путнику? Напиши одним предложением.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Что отличает июльские вечера и ночи? Напиши.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Чем можно доказать, что степь полна жизни? Напиши.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Какие чувства и желания вызывают в душе автора неповторимые картины ночной степи? Напиши.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Определи значение выделенных слов:

внушать подозрение_______________________________        

увидеть и постичь душою___________________________        

монотонный гул___________________________________        

8. Какие сравнительные обороты можно встретить в тексте?

Приведи 2 примера.

1. ___________________________________

2.____________________________________

9. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «степь легко вздыхает широкой грудью»?

а)        Засыпает;

б)        поднимается;

в)        дышит;

г)        думает.

10. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «дремота опускает веки»?

а)        Слушает;

б)        рассматривает;

в)        засыпает;

г)        начинает чудиться.

Тест № 2

Дмитрий Донской

Великий князь московский Дмитрий Иванович всю свою жизнь словом и делом стремился к единению всех русских людей. Славный город Москву он украсил многими постройками, огородил ее от вражеских набегов крепкой белокаменной стеной. И был он незлобив, как дитя, хотя в сражениях страшен бывал, пустотных бесед не вел, злых людей сторонился, а добрых и мудрых приближал к себе. А в то время все русские княжества платили Золотой Орде большую дань.

Но вот спесивый царь Золотой Орды Мамай решил, что ему мало дани.

— Разорю-ка я светлую Русь, — сказал он.

И послал он на Москву своего воеводу Бегича с силой великой и многими князьями ордынскими. Вышел Бегич со своим несметным войском к реке Вожже и увидел на противоположном берегу строй русского воинства в сверкающих доспехах.

И Бегич ударил в центр московского войска, где развевалось великокняжеское знамя.

Однако москвичи выдержали первый удар, а потом обратили непобедимую конницу в бегство. Русским достался весь обоз Бегича с награбленным на Руси добром.

И тогда нечестивый Мамай решил сам пойти на Москву. И набрал он войско неисчислимое. И были у него воины монгольские, кавказские, татарские, итальянские.

А в ту пору на том месте, где сейчас стоит Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, жил основатель монастыря — премудрый и почитаемый Сергий из Радонежа. Он своими руками строил кельи для монахов, носил дрова, тачал сапоги, шил одежду, мирил враждовавших князей. Он был славен по всей Руси и особенно среди бедных людей. Мудрые слова старца воспринимались как пророчества. И вот Дмитрий Иванович поехал к нему посоветоваться, как быть. И Сергий предсказал Дмитрию победу над несметным ордынским войском, благословил его на победу и отправил с ним двух своих монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Но это были не простые монахи, а могучие богатыри, великие мастера рукопашного боя. И Дмитрий, преисполнившись мужества и веры в победу над супостатом, стал собирать войско. И были в его войске люди и серпуховские, и смоленские, и брянские, и владимирские, и белорусы, и украинцы, и литовские князья Ольгердовичи — Андрей и Дмитрий со своими дружинами. Но не только дружинники были в войске, а еще и простые люди — крестьяне и ремесленники. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на Золотую Орду.

Наше войско вышло из Москвы и двинулось на Дон. И подойдя к светлому Дону, князья стали совещаться: переходить реку или нет. Но в конце концов решили перейти, а мосты после переправы разобрать. Дмитрий Иванович решился перейти Дон не только для того, чтоб каждый воин знал, что отступать некуда — позади Русь: он решил, что Куликово поле — лучшее место для сражения. Ордынская конница никак не сможет здесь развернуться и ударить всей своей силой: мешают реки, леса и болота.

Рано утром русские войска заняли свои позиции. Рассеялся предутренний туман, и солнце озарило славное русское воинство, его щиты и знамена. А ордынские полки серые, будто грозовая туча, и сверкают в ней, как синие молнии, острые сабли. И Дмитрий Иванович сказал:

— Положим, братья, головы за землю Русскую. Дмитрий снял великокняжеские доспехи сверкающие и надел на себя одеяние простого ратника.

Дмитрию советовали занять какое-нибудь безопасное место и наблюдать за ходом сражения со стороны, как это обычно и делают полководцы, но он ответил:

Умру — с вами, спасусь — с вами. Дмитрий Иванович сражался как простой ратник, и под ним трижды меняли убитых лошадей.

Целый день с утра до вечера бились русские с татарами. Наконец татары побежали. Русские прогнали их далеко со своей земли.

Вернулись победители на Куликово поле и стали искать Дмитрия Ивановича среди живых и мертвых. И наконец нашли. Его доспехи были помяты и порублены, но сам он был жив. Его привели в чувство и помогли сесть на коня.

С той поры князя Дмитрия Ивановича стали называть Донским.

А. Старостин


Выполни задания

1.        Кто ведет рассказ об этом историческом событии?

  1. Простой монах;
  2. древнерусский автор;
  3. царь Золотой Орды;
  4. русский воин.

2.        Как жилось русскому народу под гнетом Золотой Орды? Напиши одним предложением.

____________________________________________________________________________

3. Чем прославился Сергий из Радонежа на Руси? Приведи  2 примера.
1. ___________________________________________
2. ___________________________________________

4. Назови главную причину победы Дмитрия Ивановича.

  1. Дмитрий Иванович был храбрым воином.
  2. Сергий предсказал Дмитрию победу над ордынским войском.
  3. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на Золотую Орду.
  4. Дмитрий сражался в одежде простого воина.

5. За что потомки должны быть благодарны московскому князю Дмитрию? Найди точное подтверждение своей мысли и запиши.

________________________________________________________________________________

6.        Как вы понимаете слова князя Дмитрия «Положим головы за землю Русскую!»?

1)Прославиться;

  1. заслужить награду;
  2. одержать победу во имя Родины;
  3. показать себя храбрым среди других воинов.

7.        Что явилось причиной поражения войска Мамая?

_________________________________________________________________________________

8. Найди образные сравнения в тексте.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

9. Определи значения выделенных слов:

спесивый князь        

обратить в бегство        

пророческие слова        

одеяние простого воина        

10.        Что говорит о том, что князь Дмитрий был не только мудрым правителем, но и талантливым полководцем?  Приведи 2 примера.

1.        

2.        

11.        Почему для сражения князем было выбрано Куликово  поле?

  1. Находилось недалеко от Москвы;
  2. располагалось на берегу Дона;
  3. было красивым и понравилось князю;
  4. в этой местности реки, леса и болота мешали ордынской коннице ударить всей своей силой.

Тест № 3

Когда бушевали метели

Суровая случилась зима. В декабре и после Нового года шел снег, выли метели. Оставит зверь в лесу следы — наутро уже не видно.

В феврале ударили морозы, да такие, что вековые липы и дубы лопались по стволу. Трудно было в лесу тому, кто каждый день должен добывать себе пропитание.

Подлинная лесная драма разыгралась с оленями. Их в Воронежском заповеднике несколько сотен. Под охраной человека они расселились далеко по окрестным лесам. В малоснежные зимы олени легко находили прошлогоднюю траву, поедали молодые побеги кустов, легко добирались к кормушкам. Теперь даже стали находить трупы животных. В желудке оленей лишь жесткая кора деревьев.

Прежде только счастливцам доводилось увидеть в лесу стройных красавцев. Теперь же робких оленей часто встречали на лесных дорогах. Они подходили вплотную к жилью. Скоро олени стали частыми гостями на скотных дворах в поселке Графском.

В это трудное время о лесных жителях позаботились школьники станции Графской.

Натуралист1 Коля Чубинский пошел на лыжах в лес подсыпать зерен в кормушки для птиц. Увлеченный прогулкой, он не заметил, как очутился в дальнем, глухом квартале. Он повернул было назад, но задержался, заметив свежие следы. — Что за соседство? — подумал Коля. — Почему это рядом с оленьим следом вьется ровной цепочкой лисий?

Так вот в чем тайна! Утопая в снегу, с трудом пробираясь сквозь подлесок и бурелом2, понурив голову, брела олениха. Бока ввалились. Еле передвигает ноги. Лисица почуяла близкую смерть оленихи и шла, поджидая, когда олениха ляжет. Олениха чувствовала опасность и поднималась, мотая головой, когда лисица уже намеревалась броситься к ней.

Коля стукнул палкой по дереву, лисица оглянулась и огненным шаром метнулась в чащу. Олениха тоже кинулась, но после четырех-пяти прыжков грузно села в сугроб, вытянув голову с большими печальными глазами. Коля медленно, очень медленно, чтобы не спугнуть олениху, стал подходить ближе. Через полчаса олениха уже подбирала шершавыми губами с Колиных ладоней приготовленный для птиц овес...

Стало смеркаться. Коля наломал тонких веток, сделал оленихе постель и собрался домой.

Утром, приторочив3 сзади вязанку сена, наполнив карманы овсом и взяв пакет с солью, он снова пустился в путь. Не ушла ль олениха? Нет, она лежала на том же месте и сразу подняла голову. С жадностью стала лизать соль, съела овес. Сено Коля оставил у лёжки4.

Так продолжалось несколько дней. Олениха привыкла к гостю и робкими шагами выходила из чащи на призыв:

—        Ленка, Ленка.
Свидания прервала вьюга.

—        Погибнет без меня Ленка, — сокрушался Коля. В школе был разговор: почуяв легкую добычу, в заповедник пришли из степей волки.

—        Ленка погибнет... А вдруг на меня нападут?

Пошел!.. Самым трудным оказалось не сбиться с дороги.

  1. Натуралист — тот, кто занимается изучением природы. -
  2. Бурелом – поломанные или поваленные бурей деревья
  3. Приторочив – привязать.
  4. Лёжка - место, где лежат

Метель слепила глаза, и Коля порой ощупью находил протоптанную им раньше лыжню. Усталый, он подошел к старой лежке. Оленихи не было. Не было и следов, метель их замела. «Ленка! Ленка!», — звал Коля, не зная, куда направить лыжи. В ответ лишь ветер свистел в верхушках старых сосен. Потеряв надежду, Коля повернул, было, домой, и вдруг под тремя толстыми деревьями поднялась голова. Ленка! Олениха поднялась на ноги и лизнула в лицо...

Наутро метель утихла, но Коля слег в постель...

Мы встретились с ним, когда он уже оправился от болезни.

—        Четыре дня не видел, — волновался Коля. — Что теперь с ней?

Запасшись кормом, биноклем и фотоаппаратом с объективом для дальней съемки, мы отправились в лес. Ярко светило солнце, снег переливался тысячами искр. Идти было трудно. Лыжи тонули в снегу, запутывались в густом кустарнике, натыкались на бурелом.

Олениху искали долго. Вдруг Коля замер и знаками стал показывать:

—        Смотрите! Стадо оленей на лёжке...

Я неловко повернулся, треснула под ногой ветка, и пять оленей во главе с рогатым самцом побежали. С минуту их головы виднелись над сугробами, потом исчезли.

  • Кажется, Ленка там! — сказал Коля. Мы пошли по следам и после часа пути увидели в ложбине1 оленей. Они стояли, насторожив уши.
  • Ленка! Ленка! — позвал Коля.

Стадо бросилось бежать, олениха с пролежнями на боках тоже метнулась и вдруг стала.

—        Ленка! Ленка!

Олениха узнала Колю. Встречу друзей удалось запечатлеть с помощью телеобъектива...

Домой едва дотащились. На лыжи налипали огромные комья размякшего под солнцем снега. Март вступал в свои права.

—        Теперь олениха не одна, со стадом не пропадет. Да и тепло стало, — сказал Коля.

В. Песков

  1. Ложбина — неглубокий овраг с пологими склонами

Выполни задания

1.        Кто рассказывает историю?

  1. Коля;
  2. мама;

3)автор;

4) одноклассник.

2.        Почему снежная зима особенно губительна для оленей?

  1. Потому что настали сильные холода;
  2. о них никто не заботился;
  3. трудно стало ходить по глубокому снегу;
  4. деревья были голые.

3.        Кто позаботился о лесных жителях в трудное для них время?

  1. Школьники;
  2. жители города;
  3. никто не заботился;
  4. не было необходимости заботиться.

4.        Какие опасности подстерегали Колю, отправившегося в разгар метели в лес? Приведи 2 примера.

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________        

5.        Подбери синонимы к выделенным словам:

Коля слег в постель _____________________________________        

брела олениха _________________________________________        

намеревалась броситься__________________________________        

грузно села в сугроб _____________________________________        

6.        Определи значения выделенных слов:

лыжи тонули в лесу____________________________________________        

суровая зима__________________________________________________        

сокрушался Коля_______________________________________________        

наутро метель утихла_____________________________________________        

  1. На какие части можно разделить этот текст? Покажи в тексте цифрами.
  2. Озаглавь каждую часть и запиши.

Что можно сказать о Коле? Какой он был? Приведи 2 примера.

1.____________________________________________        

2.        

Сформулируй главную мысль. Запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тест № 4

Настоящий солдат

Подошел как-то Суворов к солдату и сразу в упор1:

  • Сколько от Земли до Месяца?2
  • Два суворовских перехода! — гаркнул солдат.

Фельдмаршал3 аж крякнул от неожиданности. Вот так ответ! Вот так солдат!

Любил Суворов, когда солдаты отвечали находчиво, без запинки. Приметил он молодца. Понравился фельдмаршалу солдатский ответ, однако и за себя стало обидно. «Ну, — думает, — не может быть, чтобы я, Суворов, и вдруг не поставил солдата в тупик4».

Встретил он через несколько дней находчивого солдата и снова в упор:

  • Сколько звезд на небе?
  • Сейчас, ваше сиятельство5, — ответил солдат, — сочту,— и уставился в небо.

Ждал, ждал Суворов, продрог на ветру, а солдат не торопясь звезды считает.

Сплюнул Суворов с досады. Ушел. «Вот так солдат! — снова подумал. — Ну, уж на третий раз, — решил фельдмаршал, — я своего добьюсь: поставлю в тупик солдата».

Встретил солдата он в третий раз и снова с вопросом:

—        Ну-ка, молодец, а скажи-ка мне, как звали мою прародительницу?

Доволен Суворов вопросом: откуда же знать простому солдату, как звали фельдмаршальскую бабку. Потер Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну, братец, попался!», — как вдруг солдат вытянулся во фрунт6и гаркнул:

  • Виктория7, ваше сиятельство.
  • Вот и не Виктория! — обрадовался Суворов.
  • Виктория, Виктория, — повторил солдат. — Как же может быть, чтобы у нашего фельдмаршала и вдруг в прародительницах была не Виктория!

Опешил Суворов. Ну и ответ! Ну и хитрый солдат попался!

  • Ну, раз ты такой хитрый, — произнес Суворов, — скажи мне, какая разница между твоим ротным командиром и мной?
  • А та, — не раздумывая, ответил солдат, — что ротный командир хотя бы и желал произвести меня в сержанты, да не может, а вашему сиятельству стоит только захотеть, и я...

Что было делать Суворову? Пришлось ему произвести солдата в сержанты.

Возвращался Суворов в свою палатку и все восхищался: — Помилуй бог, как провел! Вот это да! Вот это солдат! Помилуй бог, настоящий солдат! Российский!

  1. В упор — прямо, без обиняков (сказать, спросить и т.п.).
  2. Месяц — здесь: Луна.
  3. Фельдмаршал — высший генеральский чин, а также лицо в этом чине.
  4. Поставить в тупик — привести в крайнее затруднение, замешательство, растерянность.
  5. Ваше сиятельство — обращение к князю, графу.
  6. Вытянулся во фрунт — то есть стал по стойке «смирно».
  7. Виктория — победа.

 

Выполни задания

1.        Какими вопросами Суворов решил поставить солдата в тупик?

1. ________________________________________________        

2._________________________________________________        

3._________________________________________________        

2.        Почему фельдмаршалу не удалось поставить солдата в тупик?

  1. Солдат знал вопросы заранее;
  2. солдат был находчивым, остроумным;
  3. он знал ответы на вопросы;
  4. вопросы Суворова приводили его в замешательство, растерянность.

3.        Как ты понимаешь выражение Суворова «Героем не рождаются, героем становятся»?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4.        Как ты понимаешь выражения:

      потереть от удовольствия руки_____________________________________        

гаркнул солдат        _______________________

сплюнуть с досады        _______________________

помилуй бог________________________________________________________        

5.        Какой смысл вкладывает Суворов в понятие «настоящий солдат»?

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

6. Какие качества Суворова сделали его великим полководцем?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7. Назови имена других русских полководцев. Что ты знаешь о них?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Что ты знаешь о суворовских училищах?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

1 Бас — самый низкий мужской голос; тенор — высокий мужской голос; дискант — высокий детский голос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты в формате ЕГЭ для проверки навыка чтения

Данные задания составлены на основе заданий ФИПИ и могут быть использованы для подготовки учащихся к ЕГЭ...

Тест для проверки навыков чтения

Тест для проверки навыков чтения (Themen neu. Lehrwerk für Deutsch als Fremdsprache. Kursbuch 1 von Hartmut Aufderstraße, Heiko Bock, Mechthild Gerdes) Lektion 10, seite 120-121 Ü.4...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯВ 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (английский язык) 1 вариант.

Учителю важно видеть, насколько успешны его ученики в разных видах учебной деятельности. Создание разного вида тестов помогает быстро провести проверку, например, навыка чтения с извлечением информаци...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯВ 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (английский язык) 2 вариант.

Тесты предназначены для проверки навыка чтения в 5 классе общеобразовательной школы (английский язык)...

Тексты для проверки навыков чтения в 5 классе.

Тексты с заданиями для развития и проверки навыков чтения в 5 классе....

Тест для проверки навыков чтения. 2 класс

Тест для проверки навыков чтения...

Текст для проверки навыков чтения в 6 классе

Данный текст может быть использован как дополнительныйй материал на уроке....