Программа "Этика"
рабочая программа по теме

Протопопова Ирина Юрьевна

Программа расчитана на 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_etike.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по этике

Пояснительная записка

Социальные преобразования в нашем стремительно меняющемся обществе поставили перед современной  школой множество новых проблем, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Решение многих из них зависит от особой организации учебной деятельности, когда ребенок может как можно раньше и полнее осознать себя личностью с индивидуальными способностями. Опыт показывает, что процесс развития и самовоспитания личности возможен только через целенаправленное обучение и усвоение определенных нравственных знаний, норм, навыков культуры поведения и речи.

Исходя из данной проблемы, возникла необходимость создания программы по этическому воспитанию учащихся.

Цель: целенаправленное обучение и усвоение определенных нравственных знаний, норм, навыков культуры поведения и речи.

Задачи:

-пробуждение интереса ребенка к себе, своему внутреннему духовному миру;

-ознакомление с понятиями нравственность, добро, совесть, любовь, трудолюбие, долг;

-ознакомление с азбукой учения, с организацией здорового режима, культурного поведения;

-побуждение воспитанников к самопознанию и самовоспитанию, формирование мотивов самопознания и самовоспитания;

-формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценки;

-приобщение воспитанников к самонаблюдению, самоанализу,

-раскрытие возможностей человека в его стремлении стать лучше;

-формирование первоначальных умений самовоспитания, постановки перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;

-формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше;

-формирование сознательного отношения к учению;

-формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства;

Содержание и  задачи определили четыре раздела программы: этика общения, этика и этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе. Предполагается постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений учащихся от элементарных правил поведения к осмыслению, осознанию и усвоению норм нравственности, определяемых ими, правил культуры поведения.

Занятия строятся так, чтобы подростки изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий. Занятия направлены на то, чтобы каждый ребенок учился анализировать свои поступки, свое отношение к другому человеку, к окружающему его миру. С этой целью во время занятий применяются различные виды педагогических задач, творческие совместные рассказы, своеобразные эксперименты, тесты, упражнения и игры.

Методы достижения поставленных целей и задач.

  1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в четверть
  2. Основной формой является беседа, в процессе которой  учащиеся приобретают теоретические навыки.
  3. Наряду с беседами используются такие формы как деловая игра, практикум, круглый стол, различные виды педагогических задач, творческие совместные рассказы, своеобразные эксперименты, тесты, упражнения и игры, которые способствуют развитию школьников.
  4. В 3,5,7,9 и 11  классах ежегодно проводится тестирование с целью диагностики нравственного воспитания учащихся
  5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по этическому воспитанию учащихся и самовоспитанию.

Содержание программы

Раздел

Тема

Класс

1

2

3

4

1

Этика общения

Ежели вы вежливы

1

Добрым быть на белом свете веселей

2

Дружим с добрыми словами

3

Любим добрые поступки

4

Какого ты рода племени

5

Умение  быть самим собой

6

Основы порядочности

7

Как чувство наше отзовется

8

Гуманность – основа этики

9

В согласии с самим собой

10

Мудрость – высшая добродетель

11

2

Этика и этикет

Повседневный этикет

1

Вот магазин, куда идем

2

Школьные правила этикета

3

Дома и в гостях

4

Внешняя и внутренняя воспитанность

5

Мальчики и девочки

6

Речь и этика

7

Жит с достоинством – что это значит

8

Смысл жизни – это то, что придает ей ценность.

9

Жить согласно разуму.

10

Человек как источник духовности.

11

3

Этика человеческих отношений

Я люблю маму свою

1

В труде человек хорошеет

2

Отвори волшебные двери добра и доверия

3

Помоги понять себя

4

Раздели печаль и радость другого

5

Подадим друг другу руки

6

О культуре чувств

7

Как работать над своим характером

8

Стремление к счастью – это стремление стремлений.

9

Человек и нравственный закон

10

Добродетели – свидетельства силы, пороки – слабости.

11

4

Этика отношений в коллективе

Мой класс - мои друзья.

1

Что такое хорошо и что такое плохо

2

Секретные советы мальчикам и девочкам

3

Подарок коллективу (общеколлективное дело)

4

Расскажи мне обо мне

5

Добру откроется сердце

6

Пожелания мальчикам и девочкам

7

Полюби себя - полюбишь другого

8

Честь и собственное достоинство сильнее всего

9

Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека

10

Чаще заглядывай в самого себя

11

Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу учебного года.

класс  

Знания, умения, навыки

1-4

Знать:

  1. Правила поведения в школе и столовой
  2. Слова приветствия, благодарности,
  3. Правила поведения в общественных местах, дома, в школе
  4. Что такое хорошие и плохие  поступки

Уметь:

  1. Приветствовать друг друга,
  2. Обращаться с просьбой к кому-либо
  3. Отблагодарить, попросить прощение, принести извинение
  4. Составить приглашение
  5. Быть добрым, дружить,
  6. Вести себя правильно в общественных местах, гостях

5-8

Знать:

  1. Свою родословную
  2. Что такое воспитанность, порядочность, достоинство

Уметь:

  1. Быть воспитанным, добрым, порядочным
  2. Быть самим собой
  3. Доброжелательно относиться к окружающим его людям
  4. Сострадать чужому горю
  5. С уважением относиться к противоположному полу

9-11

Знать:

  1. Что такое гуманность, честь и собственное достоинство
  2. Самого себя
  3. Нравственный закон общества

Уметь:

  1. Находить смысл жизни
  2. Сохранить честь и собственное достоинство
  3. Сострадать
  4. Быть высоконравственным человеком

Диагностика

Класс

Название методики

Цель методики

3

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Определить уровень отношения учащихся к жизненным ценностям

5

Диагностика нравственной мотивации.

Определить уровень нравственной мотивации учащихся.

7

Диагностика этики поведения

Определить уровень этической воспитанности учащихся

9

диагностика нравственной самооценки.

Определить уровень нравственной самооценки каждого учащегося

11

диагностика нравственной самооценки.

Определить уровень нравственной самооценки каждого учащегося

Родительские собрания и  совместные мероприятия детей и родителей

1 класс Праздник «Поздравляем наших мам»

3 класс Родительское собрание «Этическое поведение детей и взрослых»

4 класс Праздник «Начальной школе посвящается»

7 класс  Родительское собрание «Поговори со мною мама (папа)»

9 класс Выпускной бал «Будущий день – завтрашний день жизни настоящей»

11 класс Выпускной бал «До свидания, школа!»

Методическая литература

Бочкарева М.А. Культура общения (риторика и этика в начальной школе),  Ижевск, 1996

Николаева С.О. занятия по культуре поведения с младшими школьниками

Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-7 классов, М., школа-пресс, 1998

Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!» (речевой этикет в нашем общении), Знание,1989

Хлобыстова Т.А. Этика и речь (программа и конспекты уроков для 5-7 классов), Ижевск, 1998