Главные вкладки

    Программа "Здоровье"
    рабочая программа по теме

    Протопопова Ирина Юрьевна

    Программа "Здоровье" расчитана для реализации в средней школе, участники учащиеся 1-11 классов, педагоги и родители

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorove.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОДПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

    1.Пояснительная записка

    Еще Шопнгауэр заметил, что десять десятых нашего счастья зависит от здоровья. На бытовом уровне понятием «Здоровье»  обозначают обычно не только отсутствие болезни – это само собой разумеется; смысл этого слова в быту во многом перекликается с представлением о силе, об  устойчивости человека, о его способностях приспосабливаться к самым разнообразным условиям , а так же его адекватности. Последнее – наиболее значимо в обыденных представлениях о психическом и социальном здоровье.

    В уставе Всемирной организации здровоохранения здоровью дается такое понятие: Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических  дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие. А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное здоровье? По официальнымданным, 96% детей России имеют отклонения в состоянии здоровья.

    Результаты медицинского осмотра осенью 2008 года показывают, что 1 группу здоровья не имеет ни один ученик, 2 – 64 человека, 3 – 11 человек.. У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушения зрения и осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта и нервной системы.  На диспансерном учете у окулиста стоит 2 человека, у педиатра – 7 человек.

    Диаграмма 1. Соотношение количества соматически здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье

    Диаграмма 2. Количество детей, имеющих наиболее распространённые заболевания.

    В сравнении с 2006 годом на 7 % снизился показатель детей имеющих нарушения опорно-двигательной системы,  по-прежнему высок % имеющих пониженное зрение (28%), 26% детей имеют болезни нервной системы, появились дети, имеющие болезни суставов (3 человека) и с диагнозом» «ожирение» (4 человека). Причин несколько:

    -влияние экологии

    -питание детей

    -Дети много времени проводят у компьютера и телевизора

    -мало двигаются и др.

    Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости может являться умственное переутомление, которое может быть вовремя замечено и ликвидировано на стадии утомления с помощью физических упражнений, релаксации, прослушивания спокойной музыки. Из вышесказанного следует, что школа должна быть не только школой знаний, но и может быть школой здоровья, если:

    -все работники школы и учащиеся будут относить свое здоровье к приоритетным направлениям

    -в ОУ будут создаваться условия для укрепления здоровья детей и педагогов

    -будет повышаться роль физической культуры в оздоровлении

    -будет отслеживаться паспорт здоровья учащихся и педагогов

    Все это и призвана осуществить программа «Здоровье»

    2.Цели и задачи программы

    ЦЕЛЬ: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

    ЗАДАЧИ:

    -укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами

    -формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей

    -осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»

    -разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

    Этапы выполнения программы «Здоровье»

    Этапы

    Наименование мероприятий

    Сроки реализации

    Исполнители

    1

    Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении

    1.1

    Осуществление контроля за соблюдением норм СаНПиНа

    ежегодно

    администрация школы

    1.2

    Развитие материально-технической базы школы

    ежегодно

    администрация школы

    1.3

    Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и другие формы работы

    ежегодно

    администрация школы, методический совет

    1.4

    Разработка и создание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассных мероприятиях

    2009-2010 годы

    ШМО классных руководителей

    2

    Организация и проведение диагностических мероприятий

    2.1

    Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся

    ежегодно

    администрация школы

    2.2

    Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей

    ежегодно

    администрация школы, медработники, учитель биологии

    3

    Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся

    3.1

    Организация  и проведение диспансеризации учащихся и педагогов

    ежегодно

    мед.работники

    3.2

    Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов

    ежегодно

    работники столовой, директор школы, щам АХЧ

    3.3

    Работа по коррекции нарушений опорно-двигательнойго аппарата

    ежегодно

    учитель физкультуры

    3.4.

    Работа по профилактике и коррекции нарушения зрения у школьников

    ежегодно

    учителя-предметники

    3.5

    Увеличение числа спортивных кружков и секций

    ежегодно

    администрация школы

    3.6

    Проведение конкурса «Самый здоровый класс»

    ежегодно

    Совет ДО

    3.7

    Использование разнообразных форм проведения уроков

    ежегодно

    учителя-предметники

    3.8

    Организация и проведение пришкольного оздоровительного лагеря

    ежегодно

    администрация школы

    3.9

    Дифференцированный подход к домашнему заданию с целью устранения перегрузок

    ежегодно

    учителя-предметники

    3.10

    Разработка комплекса упражнений, используемых на физкульт. паузах

    ежегодно

    учитель ФК,  физорги

    4

    Формирование системы знаний о здоровьесбережении

    4.1

    Работа по программам:

    -«Разговор о правильном питании»

    -«Две недели в лагере здоровья»

    – «Формула правильного питания".

    -«Нить Ариадны» (профилактика адиктивного поведения»

    ежегодно

    учителя 1-2 классов

    учителя 3-4 классов

    кл.рук. 5-6 классов

    классные руководители 7-8 классов

    4.2

    Различные формы урочной и внеурочной деятельности (беседы, тренинги, экскурсии)

    постоянно

    кл.рук., учителя предметникп

    4.3

    Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся

    ежегодно

    педагог-организатор, уч.  Физкультуры

    4.4

    Работа волонтерского отряда

    постоянно

    учитель биологии

    4.5

    Соблюдение санитарно-гигиенических  норм жизни (зарядка, проветривание кабинетов, наличие сменной обуви)

    постоянно

    учителя, учащиеся, учитель физкультуры

    4.6

    Соблюдение  режима дня

    постоянно

    родители, учащиеся

    5

    Работа с родителями

    5.1

    Проведение совместных спортивных мероприятий и походов  с участием учащихся и их родителей

    ежегодно

    РК школы

    5.2

    Организация и проведение мероприятий по популяризации различных форм  здоровьесберегающих факторов среди родителей (беседы, лекции, тренинги, разработка памяток, оформление информационных стендов на предприятиях, показ видеофильмов ….)

    ежегодно

    Зам ВР, кл. рук. РК школы

    6

    Внешние связи школы в рамках реализации комплексно-целевой программы «Здоровье»

    6.1

    Сотрудничество с Тыловайской участковой больницей и другими заинтересованными  организациями

    постоянно

    администрация

    6.2

    Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через лекции, беседы, оформление стендов на предприятиях, сотрудничество со средствами массовой информации

    постоянно

    коллектив педагогов

    Классные часы

    Тема классного часа

    класс

    Уход за телом

    1

    Режим дня школьника

    1

    Уход за зубами и глазами

    2

    Как сделать сон полезным?

    3

    Вредные привычки

    4

    Красивая осанка

    4

    Возрастные особенности кожи. Уход за кожей лица, рук и ног.

    5

    Переутомление

    6

    Правила личной гигиены подростков. Пользование предметами личной гигиены

    6

    Подростковый алкоголизм. Пивной алкоголизм. (с просмотром видеофильма) – 2 занятия

    7

    Здоровье девочки, девушки, женщины

    8

    Здоровье мальчика, юноши, мужчины

    8

    Венерические заболевания

    8

    Употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ – 2 занятия

    9

    Здоровая семья

    10

    Медицинское страхование и права больных

    11

    Родительские собрания

    Тема родительского собрания

    класс

    Трудности адаптации ребенка в 1 классе

    1

    Проблема «голубых» экранов

    2

    Эмоции положительные и отрицательные

    3

    Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательности и личностных качеств ребенка

    4

    Трудности адаптации и обучения  ребенка в 5 классе

    5

    Физиологическое и психологическое развитие школьников и пути его совершенствования

    6

    Половое различие и половое созревание. Проблемы их решения

    7

    Влияние атмосферы семьи на здоровье ребенка

    8

    Экзамены без стресса

    9

    Особенности организации учебного труда школьников в 10 классе и роль родителей в этом процессе

    10

    Экзамены без стресса

    11

    Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу учебного года.

    класс  

    Знания, умения, навыки

    1-4

    Знать:

    1. основы здорового образа жизни, рационального питания;
    2. необходимые базовые навыки здоровьесбережения.
    3. почему некоторые привычки называются «вредными»
    4. чем полезен сон

    Уметь:

    1. составлять меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и с физиологических потребностей организма
    2. владеть навыками организации собственного питания в течение дня
    3. владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке
    4. ухаживать за своим телом, зубами и ушами
    5. составлять и выполнять режим дня
    6. держать красивую осанку

    5-8

    Знать:

    1. правила личной гигиены
    2. вред употребления алкоголя, в том числе и пива
    3. способы предупреждения  венерических заболеваний
    4. способы проведения свободного времени

    Уметь:

    1. Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические требования
    2. Распознать признаки переутомления, в том числе зрительного
    3. Владеть средствамирешения конфликтных ситуаций
    4. Владеть навыками поддержания общения без  использования его суррогатных форм
    5. Обладать навыками критического переосмысления информации, получаемой в неформальных  группах

    9-11

    Знать:

    1. Иметь сформировавшееся представление о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные»
    2. Что такое медицинское страхование и права больного
    3. Что такое здоровая семья

    Уметь:

    1. Отказаться от предложения «попробовать»  психоактивное вещество
    2. Вести здоровый образ жизни
    3. Организовать рациональное питание в семье с учетом индивидуальных особенностей