Кадровое и методическое обеспечение одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
методическая разработка по теме

Синягина Марина Евгеньевна

 

Наиболее сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.

       Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю,  способному воспитать достойного гражданина России. Он должен  постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кадровое и методическое обеспечение  

одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Одним из основных требований является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. 

 Наиболее сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.

       Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю,  способному воспитать достойного гражданина России. Он должен  постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.

В компетентность учителя входит:

  1. осуществление обучения и воспитания школьников,
  2. использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения,
  3. способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы,
  4. постоянно развиваться в профессиональном отношении.

Учитель должен знать:

  1. Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;
  2. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  3. требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
  4. методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;
  1. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
  2. средства обучения и их дидактические возможности;
  1. основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  2. основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;

Анализ кадрового и методического обеспечения МОУ СОШ № 148,

 в связи с переходом на ФГОС НОО.

Общие сведения о кадрах

             Школа укомплектована руководящими и педагогическими кадрами, обеспечивающими стабильное функционирование и развитие образовательного учреждения.

Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование.

Год

Всего  педагогических работников

Из них

Педагогов по уровню образования

(в том числе совместителей)

совместителей

В том числе преподавателей ВУЗов

высшее

образование

незаконченное

высшее

Среднее

специальное

среднее

Ученая

степень

2010/2011

30

5

1

25/83%

4

1

Педагогический стаж

год

до 3 лет

включ.

от 3 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

пенсионеры

в т.ч.

2010/2011

5

2

13

10

4

Возрастной состав

год

До 30 лет

От 30 до 40

От 40 до 50

От 50 до 55

Св. 55

2010/2011

4

3

13

2

3

С совместителями

7

3

15

2

5

Средний возраст педагогических работников – 45 лет

Половой состав

Пол

До 30 лет

От 30 до 40 лет

 От 40 до 50 лет

От 50 до 60 лет

От 60 до 70 лет

От 70 лет

Женщины

2

4

12

1

0

3

Мужчины

1

0

0

1

1

0

Итого

3

4

12

2

1

3

Поощрения и награждения педагогических кадров

на 1.09.2010г.

Всего педагогических работников,

имеющих поощрения и награды

в том числе

кол-во

%

грамоты

департамента

образования Нижегородской области

отраслевые награды:

значок «Отличник народного просвещения»,

«Почетный работник общего образования РФ», грамоты МО РФ

Государственные награды

звания «Заслуженный учитель», «Народный учитель»

правительственные

награды

6

20

3

3

  1. Уровень квалификации педагогических работников ОУ

Кадры школы должны иметь необходимую квалификацию

Аттестация педагогических кадров

Имеют квалификационную категорию- 18 человек

 (по состоянию на 01.06.2011 года, без совместителей), из них:

Кв. категория

Из них имеют категорию

%

Высшая

4 чел.

15%

Первая

14 чел.

54%

Вторая

0

0%

Без кв.категории

8 чел.

31%

Итого:

18 чел.

69%

          По району – 86%

Аттестация педагогических работников, без совместителей

по состоянию на 01.06.2011 года (%).

Введение ФГОС общего образования – требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в  современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода –  методологической основы ФГОС.

У учителя должна быть сформирована постоянная  готовность к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики.

 

Районный показатель – 84%.

В прошедшем учебном году повысили свою квалификацию  10 педагогов (из 29 человек коллектива школы), что составляет 34% , из них  свыше 100 часов – 8 педагогов (28 %), 3 педагога пошли  курсовую подготовку по компьютерным технологиям, что составляет 10 %.

Повысили своё педагогическое мастерство следующие педагоги, окончив квалификационные курсы при НИРО:

  1. Червякова Анна Викторовна, учитель иностранного языка, по программе «Теория и методика преподавания иностранного языка  в начальной школе», в объёме - 108 часов.
  2. Малыгина Марина Павловна, учитель математики, по программе «Теория и методика преподавания математики», в объёме - 144 часа.
  3. Логинова Елена Викторовна, учитель химии, по программе: «Теория и методика преподавания предметов естественного цикла (химия)», в объёме – 144 часа.
  4.  Гришина Светлана Михайловна, учитель физики, по программе: «Теория и методика преподавания предметов естественного цикла (физика)», в объёме – 144 часа.
  5. Кожевникова Елена Альфредовна, учитель биологии, по программе: «Теория и методика преподавания предметов естественного образования», в объёме – 144 часа.
  6. Столова Маргарита Константиновна, учитель начальных классов, по программе «Методика преподавания информатики в начальной школе», в объёме – 108 часов.
  7. Токмакова Елена Владимировна, заведующая библиотекой, по программе: «Деятельность библиотеки образовательного учреждения в условиях модернизации образования», в объёме – 108 часов.
  8. Бубнова Нина Александровна, учитель физической культуры, прошла курсовую подготовку  в «Центре здоровьесберегающих  педагогических технологий» по программе: «Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушение в опорно-двигательной системе, в дошкольных образовательных учреждениях, школах, медицинских учреждениях города и в семье», в объёме – 144 часа.

Три педагога школы повысили свою профессиональную компетенцию в области информационных технологий и прошли соответствующую курсовую подготовку по следующим программам:

  1. Логинова Елена Викторовна, учитель химии «Проектная деятельность в информационной среде 21 века», в объёме – 36 часов.
  2. Неткачёва Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов «Интернет-технологии для учителя предметника», в объёме 72 часа, НИРО.
  3. Руденко Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы, «Интернет-технологии для учителя предметника», в объёме 72 часа, НИРО.
  4. Кожевникова Е.А. , прошла обучение по тьюторской программе.

Два педагога школы – Пономарёва Г.А., учитель информатики и Токмакова Е.В., заведующая библиотекой – проходят курсовую подготовку по накопительной системе.

Учитель истории Шилов Е.С., прошёл краткосрочное  обучение по программе: «Социокультурные Истоки» в ЧНОУ «Истоки», в объёме – 24 часа.  Квалификационные модульные  курсы: «Современные подходы в преподавании истории и обществознания»,  «ИКТ в преподавании истории и обществоведческих дисциплин и технологии работы в сетевых сообществах»,  «Методика подготовки к выполнению заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию».

В связи с переходом на новые образовательные стандарты Неткачёва Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов, прошла обучение по курсу: «Проектная деятельность в информационно – образовательной среде ХХI века» Intel Обучение для будущего и Интернет – технологии для учителя предметника, приняла участие в городском Интернет – конкурсе на лучший учебный проект среди выпускников программ Intel «Обучение для будущего». Участвовала в работе проблемно-тематических семинаров  «Преподавание в начальной школе в условиях внедрения ФГОС» (на базе школы № 91 и ресурсного центра лицея № 180).

Повышение квалификации руководителей

Курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования

количество руководителей,

прошедших подготовку

всего за 5 лет

% от общего числа

2005/

2006

2006/

2007

2007/

2008

2008/

2009

2009/

2010

Длительные

 (свыше 100 часов)

-

1

Отлейкина О.Н.

1

Ражева Н.Ю.

1

Синягина М.Е.

-

3

100%

Учитель  должен быть активным пользователем информационных технологий. Особенно высоки требования к учителям старшей школы.

Педагогические работники, владеющие ИКТ.

Районный показатель – 88%.

             

                                  

Курсовая подготовка педагогов школы в области ИКТ (на 01.09.2011)

Курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования

количество педагогов, прошедших подготовку

всего за 5 лет

% от общего числа

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Курсовая подготовка в области ИКТ

1

1

4

6

12

40%

Артамонова О.И. -2003

Гришина С.М.

Митрофанова М.К.

Новикова О.И.

Кожевникова Е.А.

Пономарёва Г.А.

Столова М.К.

Токмакова Е.В.

Шилов Е.С.

Неткачёва С.В.

Руденко Н.Ю.

Логинова Е.В.

Активная работа ведётся в направлении информатизации ОУ:

  1. 10 рабочих мест учителей автоматизировано
  2. Имеется локальная сеть
  3. Увеличена скорость доступа к сети Интернет
  4. Внедрены автоматизированные системы «Аверс»: «Директор»
  5. Осуществляется внедрение АС «ЭКЖ», «Электронного расписания»
  6. Функционирует и постоянно обновляется школьный сайт
  1. Педагоги школы принимают участие в работе вебинаров, интернет-конкурсов ( Интернет – конкурсе на лучший учебный проект среди выпускников программ Intel «Обучение для будущего») Неткачёва С.В., олимпиадах по основам наук
  2. Принимают участие в работе сетевых сообществ

    Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.                     

Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

Успешность работы учителя в значительной степени обусловлена его личностью, стремлениями овладеть мастерством, компетентностью. Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать профессиональные проблемы.

Переход от знаниевой парадигмы к формированию компетентности у учащихся в образовательном процессе обусловливает необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, в повышении квалификации не только на курсах, но и в межкурсовой период, в системе научно-методической работы в образовательном учреждении и в самообразовании, для овладения новых профессиональных умений и качеств.    

Исходя из этого, нам представляется необходимой и актуальной разработка программы развития учительского потенциала.

Цель - Развитие профессиональной компетентности педагогов в соответствии с основными направлениями модернизации школы на основе непрерывного образования, с целью обеспечения возможности учащимся получать качественное образование.

Ожидаемые результаты:

           Создание условий для индивидуального непрерывного самообразования учителя, максимально полное удовлетворение потребности учителя в самореализации;

Повышение эффективности системы работы по изучению и внедрению передового педагогического опыта, по обновлению целей, содержания образования, достижению нового качества образования, по использованию новых педагогических технологий.

Сохранение доли педагогов с высшей и первой квалификационной категорией, при прохождении  аттестации в новой форме;

- увеличение числа молодых специалистов, привлеченных к педагогической деятельности;

- совершенствование профессиональной компетентности  педагогов школы;

- повышение ИКТ-компетентности педагогов школы          

На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщения педагогического опыта.

В методической копилке школы в помощь самообразованию имеются материалы из опыта работы коллег, различные варианты планов, презентации к урокам, внеклассным мероприятиям, собрана предметная медиатека,  насчитывающая более 247 экземпляров.

Открытые уроки, тематические семинары в системе методической работы школы рассматриваются как демонстрация учителем своей педагогической технологии.  

        Были  проведёны тематические педсоветы:

2009-2010

  1. «Компетентностное образование – модный термин или требование времени, возможность повышения уровня качества образования».
  2. «Социализация личности».    

2010-2011

  1. «Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
  2. «Мониторинг  здоровьесберегающей деятельности ОУ», где были проанализированы основные направления здоровьесберегающей деятельности ОУ.

Для повышения профессионального уровня педагогов были проведёны семинар: «Использование информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе», «круглые столы»: «Адаптация при переходе в среднее и старшее звено», «Проблема адаптации первоклассников».

Активно учителя принимали участие в работе школьных и  районных МО и семинарах. В течение учебного года выступили следующие учителя:

2009-2010

  1. Коноплёва С.Ю., учитель МХК,  районный семинар для учителей МХК и районный семинар для молодых специалистов «Вопросы преподавания МХК в старших классах».
  2. Иняева Е.А., учитель экономики, выступление на районном семинаре «Контрольно-оценочные процедуры как фактор повышения качества экономического образования в школе» с темой выступления «Основные направления работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию на уроках экономики». «Предпрофильные курсы как форма профориентации учащихся».
  3. Районный семинар «Создание системы методической поддержки учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ по математике» (Ражева Н.Ю., Малыгина М.П., Артамонова О.И.), в рамках экспериментальной работы.
  4.  Участие в районном семинаре «Аттестация – инструмент повышения профессиональной компетентности педагогов» Выступление заместителя директора МОУ СОШ № 148 Синягиной М.Е. «Система работы педагогического коллектива образовательного учреждения по организации аттестации педагогов».

2010-2011

  1. Гришина С.М., районный семинар «Использование знаний электротехники в проектной деятельности учащихся на уроках технологии».

        Активное участие принимают педагоги в различных конкурсах:

  1. Участие в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей Нижегородской области (Неткачёва С.В.)
  2. Коноплева С.Ю.: выступление на районных педагогических чтениях: «Инноватика  в образовании – взгляд в будущее» Тема:  Использование аудиовизуальных средств  на уроке МХК для  успешного решения учебно-воспитательных задач»
  3. Участие в конкурсе «Экогород Экодом» с проектом «Озеленение. Ландшафтный дизайн парка на Станкозаводе (р.Борзовка)» (Е.А.Кожевникова).
  4. «За нравственный подвиг учителя»

Т.о. необходима  смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. 

Все вышеуказанные  требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательное учреждение располагало профессиональным кадровым потенциалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС нового поколения

Статья содержит особенности разработки  и релизации основной образовательной программы НОО...

Основная образовательная программа начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования с учётом введения  ФГСО...

основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Бальзинская средняя общеобразовательная школа"

Данная образовательная программа разработана педагогическим коллективом  МОУ «Бальзинская средняя общеобразовательная школа» в сотрудничестве с родителями учащихся, управляющим советом школы и ад...

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича"

В связи с изменением государственного статуса 279 школы с 01 сентября 2012 года (в школе теперь обучаются учащиеся 5-х классов), необходимостью внесения изменений в ООП НОО начальной школы, педагогиче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...