Тема исследования: «Образовательное пространство учащихся в труднодоступной, малокомплектной школе в условиях приравненных к арктическим».
статья по теме

Макарова Нина Дмитриевна

 

Предмет исследования: методы и формы организации образовательного пространства.

Проблема исследования: Противоречие между потребностью коренных народов Севера к сохранению культуры и традиционного уклада и неизбежностью процессов цивилизации в условиях глобализации.

Цели : 1) воспитание хозяина исконных земель, сохранение традиционного уклада жизни народов Севера

 

2) сохранение этнокультуры  малочисленных народов Севера

3)формирование социальной компетентности учащихся

4)привитие навыков предпринимательской деятельности

5) организация НИР  учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование программы экспериментального исследования Макаровой Нины Дмитриевны  учителя математики высшей категории, Отличник образования РС(Я), зам.директора по УР МОУ АР НСОШ № 7 с.Кутана 2009-2010года.

Тема исследования: «Образовательное пространство учащихся в труднодоступной, малокомплектной школе в условиях приравненных к арктическим».

Цель: обеспечение образовательного  пространства  с учетом компетентностей, определяющих социализацию учащихся.

Задачи:

  1. Сохранение языков и культур коренных народов Севера.
  2. Потребность учащихся к сохранению традиционного уклада жизни и интереса традиционным отраслям хозяйственной деятельности коренных народов Севера.
  3. Обеспечение личностной, социальной и профессиональной успешности учащихся.
  4. Обеспечение открытости образования, заинтересованности общественности в управлении образованием.

Объект исследования: деятельность школы.

Предмет исследования: методы и формы организации образовательного пространства.

Проблема исследования: Противоречие между потребностью коренных народов Севера к сохранению культуры и традиционного уклада и неизбежностью процессов цивилизации в условиях глобализации.

Информационная справка о школе.

Муниципальное образовательное учреждение Алданского района национальная  средняя общеобразовательная школа №7 с.Кутана функционирует в рамках трех ступеней:

1ступень – начальная школа

2 ступень – основная школа

3 ступень -  средняя школа.

Сегодня  школа имеет право на формирование собственной модели развития, адекватной социально – экономическим условиям конкретного социума. Образовательное пространство учащихся нашей школы учитывает этнокультурную, социально – экономическую и географическую особенность нашего села. Любая сельская школа – это объект воздействия социально-экономических, природных и культурных условий региона. Изменившиеся социально- экономические условия жизни села требуют кардинальных изменений в деятельности сельской школы. Обуславливают потребность в качественно новом содержании образовательного процесса. Школа должна обеспечить образовательную поддержку инновационным процессам в экономике и социальной жизни общества. В результате изменяется содержание общего среднего и дополнительного образования, а также цели, задачи и функции развития школ. Все это актуализирует проблему – поиска  новых принципов организации деятельности  сельской школы  и форм более интенсивного использования педагогических ресурсов и внедрения инновационных моделей образовательного пространства учащихся в сельском социуме.

Образовательное пространство  сельской  школы агротехнологического  профиля.

1) учебная  деятельность  учащихся  включает:

образовательные процессы, профилизация в старшей ступени

проектно - исследовательская деятельность

естественно- научный, универсальный профильные группы

сохранение  эвенкийского языка и культуры

республиканское общество поиска и развития одаренных детей "Дьогур"

корреспендентский  пост "Инирэх тыл" республиканской газеты "Кэскил"

виртуальное образовательное пространство (интеллектуальные игры, конкурсы)

2)внеучебная  деятельность  учащихся  включает:

этнографический  танцевальный  ансамбль "Биракан"

этнокраеведческий музей

школьное  самоуправление

школа территория  ЗОЖ

изостудия  «Юктекэн»

изостудия  «Сир симэ5э»

спортивные секции

секции  национального видов  спорта

филиал  ДЮСШ по  вольной борьбе

декоративно- прикладное искусство

сувенирное дело

3)  трудовая  деятельность учащихся  включает:

профильное направление

традиционные занятия  уклада  жизни  эвенков

оленеводство

охотпромысел

шитье из меха и шкуры

рыболовство

табунное коневодство

приусадебное хозяйство

сельхоз.техника

ЛТО  «Дылача»

Трудовые  десанты

Традиции  нашей школы:

- региональный фестиваль детей малочисленных народов Севера Южной Якутии «Нэлкини Эмэрэн» по национальным видам спорта

- научно-практическая конференция «Шаг в будущее» (районный, школьный уровень).

- работа Республиканского общества поиска и развития одаренных детей «Дьо5ур»

- корреспондентский пост « Иhирэх тыл» республиканской газеты «Кэскил»

- районный педагогический семинар национальных школ

- школьные педагогические чтения «Чиряевские чтения»

- национальные виды праздников «Икээчик», «Мисс Аякчан», «Содани- Мата» и другие.

- спортивные соревнования, чемпионат школы по вольной борьбе

Агротехнологическое  профильное направление обучения.

Цель: 1) воспитание хозяина исконных земель, сохранение традиционного уклада жизни народов Севера

2) сохранение этнокультуры  малочисленных народов Севера

3)формирование социальной компетентности учащихся

4)привитие навыков предпринимательской деятельности

5) организация НИР  учащихся

6) формирование способности учащихся в осознанном выборе профессии

Задачи:

- Разнообразие числа профилей в старших классах, в зависимости от потребностей обучающихся, --Составление образовательных программ  в среднем звене с целью удовлетворения потребностей в обучении в профильных классах и осуществления личностно-ориентированного обучения.

-Организация предпрофильной подготовки учащихся в основной школе в целях выявления интересов и склонностей, ориентированных на выбор профиля на старшей ступени

-Проведение психолого-педагогической диагностики интересов и склонностей и индивидуальных способностей учащихся предпрофильных классов

-Усиление работы со способными и одаренными детьми

-Повышение методической грамотности педагогических работников путем демонстрации и изучения передового педагогического опыта, лекций, семинаров.

Для достижения указанных целей и задач школа работает по следующим направлениям:

              повышение качества образования;                                                        

              педагогические кадры;                                                                        совершенствование воспитательной системы;                                        психологическая служба;                                                                        внутришкольный контроль;                                                                        улучшение материально-технической базы школы.

Основные направления агротехнологического  профиля школы №7

Традиционные занятия уклада жизни эвенков.

Декоративно – прикладное   искусство эвенков

Приусадебное хозяйство

Сельхозтехника

Каждое направление имеет экологическое воспитание основанное на этно –культурном восприятии мира, способы выживания в экстремальных условиях жизни в тайге, сохранения духовной культуры эвенков.

Ожидаемые результаты:

-Разработка системы работы школы по профилированию

-Адекватное самоопределение старшеклассников в рамках профильных классов

-Формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя.

-Рост профессионализма учителя через методическую и психологическую службу

Актуальность заключается в том, чтобы участники образовательного процесса четко видели свои общие и индивидуальные проблемы, видели перспективу своей деятельности. В результате реализации концепции, мы должны получить в результате своей деятельности: Максимум – самореализующуюся личность в различных сферах деятельности в изменяющихся условиях объективной реальности; Минимум – личность, которая может удерживать конструктивное противостояние.

Методическая тема МОУ АР НСОШ №7 с.Кутана на 2009-2010год.

 « Повышение  качества обучения школьников».

Цель: Построение адаптированной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации.

Задачи: 1. Повышение качества образования учащихся через совершенствование содержания образования, формирования и развития общеучебных умений и навыков;

2. Продолжить внедрение образовательных технологий, эффективных форм и методов обучения, учитывающих возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся;

3. Помощь в выборе жизненного и профессионального самоопределения учащихся;

4. Пропаганда здорового образа жизни;

5. Создание условий для саморазвития и самореализа и педагогов;

6. Работа с молодыми учителями

7. Привлечение родителей, общественности к сотрудничеству в вопросах воспитания и социализации учащихся;

8. Обеспечение учебно-материальной базы.

Образовательный  процесс  учащегося по ступеням образования в свете основных тенденций развития образовательного пространства нашей школы.


     

1 ступень – начальные классы

               1 – 4 классы

2 ступень – средние классы       5 – 9 классы              

3 ступень – старшие классы         10 – 11 классы

Учебное сообщество, работа в коллективе.

Осознанная познавательная деятельность, творческая активность  учащихся

Выработка проектно – исследовательских навыков

Самостоятельная деятельность на уроках, умение учиться.

Уровень базовых знаний по учебным предметам, стремление к достаточному уровню овладения средствами информационной технологии.

Потребность учащегося в росте своего интеллектуального и культурного развития, овладения современной информационной технологией.

Элементы развивающего обучения, сформирование потребности к познанию новых знаний

Сформирование способности к осуществлению выбора собственной индивидуальной образовательной траектории(проф.ориентация)

Самоопределение учащегося в отношении профиля собственной деятельности в будущем (профильные группы внутри класса)

Развитие основных компетенций личности выпускника  сельской школы в условиях  образовательного пространства.


        1 ступень – начальная ( 1- 4 классы)

   2 – 3 ступень (5 -11 классы)

Предметная компетентность – навыки чтения, запоминания и осмысления  текста. Твердость руки и владение письмом. Владение счетом, чувством  ритма и слуха.

Предметная компетентность – достаточный уровень образованности для самореализации себя во всей полноте своих возможностей. Применение знаний и умений с позиции отдельных  областей общечеловеческой культуры.  

Коммуникативная компетентность – владение словарным запасом, общение со сверстниками с целью быть понятым,  уважительное общение со старшими, понимание позитивных и негативных сторон общения с окружающей действительностью.

Коммуникативная компетентность – высказывание и отстаивание своей точки зрения, культура общения, потребность в умении жить и работать в обществе, уважение прав человека.

Социальная  компетентность – способность умения слушать других, усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность.

Социальная компетентность – способность деятельности в социуме с учетом позиций других людей, готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, соблюдение норм  морали и форм общественного сознания и бытия.

 

Ожидаемые результаты:

Выпускник,  получивший среднее (полное) общее образование, - это человек, который освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана; изучил на повышенном уровне сложности учебные программы по отдельным предметам; освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники; знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей; готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования; умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности; способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;  ведет здоровый образ жизни;

Оптимальная  управленческая деятельность  педагогического и административного состава МОУ АР НСОШ № 7 с.Кутана на2009-2010гг.

Решение проблемы качества образования зависит от  того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды   и потребностей общества. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех  ее элементов. На основе непрерывного потока информации и анализа его состояния  и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие образовательной системы, достигается  эффективное управление образовательным процессом.

Управленческие  функции - информационно- аналитическая,  мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая,  регулятивно-коррекционная.

- информационно- аналитическая

Сбор информации о педагогических  кадрах. Организация  деятельности школы по выполнению закона РФ «Об  образовании». Работа по учету детей, организационно-педагогические мероприятия, охрана прав и жизни учащихся.

Проверка и утверждение планов работы МО по циклам, школьной библиотеки ,Информационного центра,  кружков и спортивных  секций.  

Сбор  информации  по повышению квалификации учителей за 2006-2009 год.

 Сбор информации о системе оценки качества  образования МОУ.(СОКО)

 Методическая тема школы «Доступность условий и содержания образовательного процесса» (обеспечение условий  и механизмов, совершенствование  структуры  содержания образования). Образовательные программы по федеральным предметам. Работа школьного сайта, публичный отчет  школы.

- мотивационно-целевая

Наличие  модели состояния административной службы  и результатов ее деятельности. Блок – схема  организации учебно –воспитательного процесса и методической работы:административный, учебный, методический, социально- психологический, оздоровительный, воспитательный  и блок дополнительного образования. Разработка тактики и стратегии педагогической деятельности в организации учебно-воспитательной и  методической работе ОУ.(мотивированность  педагогов на достижение положительных результатов по оценке полезности прилагаемых усилий, возможность самореализации в процессе творческой работы, создание творческих групп учителей)

- планово-прогностическая

Четкая направленность деятельности администрации, качество прогноза, планирования, содержание и методы, формы  и средства  деятельности всех педагогических   школьных служб. Совещание при директоре  «Организация начала нового учебного года». Годовое планирование работы школы по УВП.

 Организация работы элективных курсов, проектной деятельности, посещаемость занятий учащимися, выполнение графика проведения контрольных, лабораторных и практических работ.

 Образовательные программы начальных классов по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру .

Совещание при директоре «Организация деятельности пед.коллектива по подготовке и проведению ЕГЭ».Ознакомление учащихся , их родителей и учителей с программой подготовки учащихся 11 класса школы к ЕГЭ.

 внутришкольный  контроль.

 - организационно-исполнительская 

Сформированность организационной культуры  педагогического коллектива, подготовленность к организационно- методической работе:  

знание нормативных документов, знание основ учебно-методической работы, умение обобщать и анализировать свою деятельность, оптимальное сочетание форм и видов методической работы и самообразования.

Соблюдение единых педагогических требований.

Создание условий психологического комфорта в образовательной среде. Диагностика  готовности учащихся к обучению, адаптации учащихся 1 и 5 классов.

мониторинг качества и успеваемости  по русскому языку и математике 2-11 классы, итоги контроля техники чтения ,уровень базовой образовательной подготовки  по предметам  учащихся 2-11 классы.

План- график проведения классно-обобщающего контроля с  целью выявления  единых педагогических  требований, организационного момента  начала уроков, общеучебных  умений и навыков учащихся, усвоения базового уровня предметов: алгебры, русского языка, английского, якутского и эвенкийского языка  в соответствии  с Законом РФ «Об образовании»  в виде  собеседования  с учащимися, с учителями и посещения  уроков. анализ  работы учителей по вопросу применения форм перспективных заданий длительного характера и контроля за их выполнением, обеспечения индивидуализации  учебной нагрузки  и домашнего задания  в зависимости от физиологических и психологических особенностей  учащихся.

- контрольно-диагностическая.

С целью проверки уровня подготовленности учащихся 5 класса(выпускников начальной школы)  условий преемственности начального и среднего звена, адаптации учащихся: 1)проведено посещение уроков русского языка и литературы, якутского языка и литературы, эвенкийского и английского языков ,математики, истории, биологии.2) проведено  тестирование с целью выявления  условий  обучения.

Мотивация деятельности учащихся на уроке, выявить уровень мотивации учебной деятельности и наметить пути формирования условий, способствующих ее повышению.

Орфографический  режим  в начальных  классах

Диагностическая контрольная работа по математике, русскому языку 4,9,11 классе.(внешний контроль) октябрь 2009г, март 2010г.

зимняя, весеняя школа  «Наука»  при Республиканском лицее  физмат, гуманитарное  направления   январь, март  2010г.

летняя школа «нуака» при республиканском лицее гуманитарное направление  июнь  2010 год.

заочная математическая школа «Дьо5ур»  при содействии республиканского общества поиска и развития  одаренных детей Якутии.

- регулятивно-коррекционная.

1.Всем учителям 5 класса изучить  и использовать в работе рекомендации психолога.

 2.Эффективно внедрять  личностно-ориентированные, мультимедийные технологии.

3.Рационально использовать учебное время урока.

4.Использовать различные формы работы, учитывая возрастные особенности учащихся 5 класса.

5.Выставлять оценки в дневники учащихся.

6.В обязательном порядке проводить физкультминутки d 1-6 кл.

 7.Соблюдать Единые требования по ведению тетрадей, дневников учащихся /

9.Преемственность начального и среднего звена: уровень чтения, вычислительных навыков, грамотности.

10.Индивидуальный  образовательный маршрут  слабоуспевающим по всем предметам.

11.Технология дифференцированного подхода к учащимся.

12.Классным  руководителям  8-11 провести профориентационную работу с учащимися и родителями, с целью обеспечения мотивации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страноведение как средство расширения образовательного пространства учащихся в изучении английского языка.

Статья написана для родителей и школьников с целью повысить интерес к изучению английского языка....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...

Районный семинар по теме «Особенности преподавания в разновозрастных группах в малокомплектных школах»

Районный семинар по теме «Особенности преподавания в разновозрастных группах в малокомплектных школах» ...

План самообразования учителя английского языка по теме:" Расширение образовательного пространства учащихся сельских школ через интерактивные технологии"

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...

Дипломная работа «Тестирование физических качеств учащихся в сельской малокомплектной школе».

Методика преподавания физической культуры в объединённых классах сельской малокомплектной школы....

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...