Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
методическая разработка по теме

Хуснутдинова Лариса Борисовна

Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся  в разных предметных линиях и во внеурочной деятельности: физкультура, технология, русский язык, литература,  на уроках хореографии и т.д. На педагогическом совете представлена как теоретическая, так и практическая часть деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Вашему вниманию представлено решение педагогического совета в системной работе учителей нашей школы над проблемным обучением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_pedagogicheskogo_soveta.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическую разработку педагогического совета «Деятельностный и компетентностный подход в работе с одаренными детьми в условиях перехода на ФГОС»

Составила заместитель директора по научно-методической работе МКОУ СОШ№4 г.Сатка Челябинской области Хуснутдинова Лариса Борисовна

Педагогический совет

«ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС»

от 22.12.2011

План педагогического совета

Теоретическая часть:

1.Деятельностный подход при введении стандартов нового поколения.

         /заместитель  директора по научно-методической работе Хуснутдинова Л.Б./

2.Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

  /заместитель  директора по учебно-воспитательной  работе Ваулина Н.Н./

3. Проектирование универсальных учебных действий деятельностного подхода.

        /учитель начальных классов Курган И.А./

4.Развитие профессиональной компетентности педагога через совершенствование приемов педагогической техники.

       / учитель русского языка и литературы   Газизова З.М./

4.Приемы и формы работы деятельностного подхода на уроках физкультуры

       / учитель физической культуры Замковец А.Ю./

5. Приемы и формы работы деятельностного подхода на занятиях хореографии

       / педагог – организатор Трапезникова Е.О./

6.Развитие одаренности через внеурочную деятельность на занятиях «Умные уроки», «Развитие мелкой моторики рук через бисероплетение»

    / учитель-логопед МОУ СОШ№4 Галицына И.А./

Практическая часть:

1.Введене ФГОС в дополнительное образование через театр, мозговой штурм, легоконструирование.  25 мин

/учитель технологии и руководитель клуба по интересам «Одиссея»  Иванов В.И./

2. Фрагмент занятия по развитию логического мышления. 5 мин

    / учитель-логопед МОУ СОШ№4 Галицына И.А./

Выступление на педагогическом совете  заместителя  директора по научно-методической работе  Хуснутдиновой Л.Б.

      Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование.

       Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

    Федеральные государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативного правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

В основе стандарта лежит новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

   Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства обеспечивающего академическую мобильность учащихся, но, вместе с тем, стали фактором консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы.

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

 

   Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на практическую значимость в образовании. При этом, стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую.

    Деятельностный подход в построении образовательного стандарта позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, для  развития у  учащихся и формирования универсальных учебных действий.

Что же дает введение новых стандартов?

Специалистам в области образовательной политики:

 Оценка состояния и тенденций развития систем образования различных уровней по приоритетным направлениям:

 - уровень сбалансирования потребностей,

 - уровень готовности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни,

 - уровень образованности и компетентности выпускников начальной, основной и средней школы,

 состояние ресурсной обеспеченности системы образования.

Педагогам-практикам:

 Ориентиры и приоритеты в области

 - отслеживания достижения целей образования (планируемых результатов),

 - отбора содержания образования и организации образовательного процесса,

 - организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.

Родителям:

 Ориентиры и приоритеты в области

 - особенностей организации образовательного процесса и условий его осуществления,

 - требований к ожидаемым результатам обучения ученика, системы оценивания и аттестации,

 - организации системы непрерывного образования.

     Сегодня, когда стандарты второго поколения внедряются в систему начального образования, остро встаёт проблема, что не за  горами то время, когда и в среднем звене мы будем работать по новым стандартам, и они, в отличии от стандартов 2004 года нацелены не на предметный, а на личностный результат. И учителю потребуется пересмотреть методику преподавания своего предмета, меняя метод обучения с объяснительного на деятельностный. 

     Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

    Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. 

 Критерий знания также неотделим от действий. Знать – это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание – понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.

 Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения по их применению – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

    Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты, ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

 1. взаимодействие,

 2. решение коммуникативных (проблемных) задач.

     Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:

 1. сам формулирует проблему,

 2. сам находит ее решение,

 3. решает,

 4. самоконтролирует правильность этого решения.

 Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценивания. Для успешности этого процесса учителем должно быть учтено содержание оценивания, т.е. его способ, результат, участники этой ситуации, их отношения и форма оценивания.

Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества.

      Технология деятельностного подхода: целепологание, планирование деятельности, реализация, рефлексивно-оценочная деятельность. Все действия учителя, используемые им средства и приемы, направлены на развитие творческих способностей учащихся через организацию их деятельности на уроках. Деятельность учащихся можно разделить на 4 основных типа по степени развития мышления:

 пассивно-наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать); репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных, аналогичных упражнений);

частично-поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках);

исследовательская деятельность(самостоятельное решение проблемных задач практического и теоретического характера).

   Групповая деятельность - один из видов деятельности учащихся. Вариантов организации групп, их целевых назначений и поручаемых им дел - множество. По форме это микроколлективы, команды, группы по интересам, экипажи, экспедиции, комбинированные группы, пары. Групповая форма работы может быть организована:

при изучении нового материала;

при отработке формул по теме;

при решении типовых задач;

при обобщении материала по теме;

при проверке знаний по теме (зачет);

при выравнивании знаний по теме (разноуровневые группы)

Осуществлять деятельностный подход  необходимо с применением инновационных технологий: проблемного обучения, проектного обучения, исследовательского обучения, модульного обучения, блочно-модульного, дифференцированного обучения,  технологии критического мышления и.д.

Формы образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Решение педагогического совета:

  1. Продолжить работу по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий:
  1. Проблемное обучение через Тьютерское сопровождение

Тьютеры: Шляпина Л.Г.  сопровождает Назарову Л.И.

                 Ваулина Н.Н.                            Першину Н.А.

                 Капустина О.Д.                         Иванцову К.С.

                 Кравцова Т.Г.                            Согрешину В.Д.

                 Мальцева Н.М.                          Газизову З.М.

                 Филиппова Л.А.                        Замковца А.Ю.

                 Курган И.А.                                Кренслер Е.В.

                 Першина Н.А.                            Александрову А.Н.

  1. Педагогам дать открытые уроки на научно-практической конференции (апрель)

3.Продолжить работу обеспечения качества образования путём организации деятельности учащихся в рамках проблемного обучения

       4.Методическому совету школы внести дополнения в системный анализ урока с позиции проблемного подхода к обучению.

       5.Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения данной технологии  педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению.

       6.Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.

       7.Спланировать методические дни, с целью взаимопосещения уроков по проблемному обучению

       8.Продолжить апробацию уроков по технологии проблемного обучения творческой группе учителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье выделены основные проблемы организации работы с одаренными детьми, формы и методы работы....

Работа с одаренными детьми в условиях введения ФГОС

Данная статья посвящена работе с одаренными детьми в условиях введения ФГОС.        Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмот...

Педагогический совет по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»

Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образован...

Метапредметный подход при изучении информатики в условиях внедрения ФГОС

Статья "Метапредметный подход при изучении информатики в условиях внедрения ФГОС"...

Направления работы учителя математики с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС

В статье рассказывается об организации ШНО  и актуальности развития исследовательской деятельности современных школьников в области математики....