Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции
статья по теме

Проблему формирования и развития умений учиться можно отнести к разряду сакраментальных мотивов педагогики. Так, еще в «Великой дидактике» Яном Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблему формирования и развития умений учиться можно отнести к разряду сакраментальных мотивов педагогики. Так, еще в «Великой дидактике» Яном Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…

В настоящее время сложился перспективный подход к разграничению понятий «компетенция» и «компетентность». Так, если компетенция задает круг предназначений, обязанностей, ролей, веер задач, которые должны решаться, то компетентность – это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности. Следовательно, компетенция – это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным.

При проектировании и внедрении в образовательный процесс внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетентности учащихся мы исходим из следующих теоретических позиций, отвечающих на вопросы «зачем?», «что?», «как?»:

Во-первых, переориентация отечественного общего образования (прежде всего, старшей школы) на компетентностный подход соответствует мировым тенденциям

Во-вторых, по мнению А.В. Хуторского, введение по нятий «компетенция» и «компетентность» в нормативную и практическую плоскости образования способствует решению проблемы, типичной для отечественной школы: ученики могут хорошо овладеть набо ром теоретических знаний, но порой испытывают значительные трудности при применении их на практике. Владение той или иной образовательной компетентностью пред полагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую соответствующую совокупность образова тельных компонентов для эффективного осуществления определенных видов деятельности.

В-третьих, подчеркнем, что позитивный потенциал компетентностного подхода заключается в том, что он не отрицает значения знаний, но он делает акцент на умениях самостоятельно приобретать, перерабатывать и использовать полученные знания. В этом случае существенным становиться не то, что нового узнал ученик в школе, а чему он научился. Таким образом, в образовательную компетентность включены как познавательный и операционально-технологический компоненты, так мотивационная, этическая,  социальная составляющие.

В-четвертых, в соответствии с традиционным разделением содержания образования на общее для всех предметов, межпредметное для цикла предметов и предметное для каждого учебного пред мета в настоящее время определяют ключевые, межпредметные и предметные компетентности. Разумеется, важнейшая роль отводится ключевым образовательным компетентностям.

В-пятых, учебно-познавательная компетентность как личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности занимает приоритетное место среди ключевых образовательных компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования. Данную компетентность  следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности старшеклассника, ибо она позволяет получить качественное общее среднее образование, затем овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность. Ключевой характер данной компетентности проявляется еще и в том, что она обязательно входит в остальные компетентности, и их эффективная реализация во многом зависит от познавательной составляющей.

В-шестых, определяем учебно-познавательную компетентность как ключевую образовательную компетентность, которая предполагает владение учащимися интегративной совокупностью личностно-осмысленных знаний, умений, ценностных установок, позволяющей эффективно осуществлять самоуправляемую деятельность по решению реальных познавательных проблем, которая сопровождается овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

В-седьмых, системное рассмотрение учебно-познавательной компетентности позволяет определить в качестве ее деятельностного компонента общеучебные умения. В нашей школе мы пытаемся использовать классификацию, разработанную Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым. В соответствии с данной классификацией общеучебные умения как деятельностный компонент учебно-познавательной компетентности включают учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения .

На ближайшую перспективу мы определили для себя два основных направления деятельности:

Первое направление. Учителя начальной школы разрабатывают и апробируют пакет методик формирования и развития учебно-логических умений учащихся начальной школы.

Второе направление. Определение, обсуждение и апробация управленческо-методических рекомендаций по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся, способствующей формированию учебно-познавательной компетенции учащихся.

Kлючевой характер учебно-познавательной компетентности обуславливает обязательное участие большинства педагогов в ее развитии, что, в свою очередь, в обязательном порядке предполагает управление этим процессом. Необходимо обеспечить координацию деятельности учителей, работающих в одном классе, и преемственность на различных ступенях образования.

Следует отметить, что если в начальной школе, учитывая специфику организации образовательного процесса, основанную на преподавании ведущих учебных предметов одним педагогом, необходимость в координации деятельности по формированию основ учебно-познавательной компетентности не столь очевидна, то в старших классах этот аспект является ключевым.

Модель внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетентности учащихся

Прокомментируем блоки системы.

1.Социально-педагогические ценности развития учебно-познавательной компетентности

Социально-педагогические ценности – это убеждения педагогического коллектива о назначении образовательного учреждения, основных направлениях и средствах, которые позволяют его реализовать.

Развитие учебно-познавательной компетентности невозможно усилиями одного учителя, как бы талантлив он ни был. Необходим целостный педагогический коллектив, обладающий должным уровнем профессиональной компетентности, «экипированный» соответствующими учебно-методическими комплексами, обеспеченный управленческим сопровождением. Поэтому важность неформального принятия и формального утверждения педсоветом социально-педагогических ценностей заключается в созидательной энергии убеждения всего школьного коллектива в необходимости целенаправленного совершенствования данной компетентности.

Ее следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускников, ибо она позволяет получить качественное общее среднее образование, затем овладеть профессией, достичь нужной квалификации, при желании сменить специальность. Kлючевой характер учебно-познавательной компетентности проявляется еще и в том, что она обязательно входит в остальные, и их овладение, эффективная реализация во многом зависят от познавательной составляющей. Данная компетентность занимает приоритетное место в совокупности компетентностей личности, так как обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры.

2. Модель содержания учебно-познавательной компетентности

При моделировании мы опирались на модифицированную нами версию структуры содержания компетенции, предложенную А.В. Хуторским.

Представляемая модель содержания учебно-познавательной компетентности имеет следующую структуру:

  1. Тип компетентности. Учитывая всеобъемлющий характер учебно-познавательной деятельности, его следует определить как ключевой.
  2. Kруг объектов действительности и познания, по отношению к которым вводится учебно-познавательная компетентность. В качестве объектов выступает сама учебно-познавательная деятельность: умения и техники, повышающие ее эффективность; ценности познания, учения, общие принципы теории познания, категориальный строй науки в целом; общенаучные принципы, подходы к отражению реальной действительности; методы научного исследования.

Рефлексивный характер учебно-познавательной деятельности предполагает, что она направлена не просто на получение новых знаний, но и на сам процесс их получения.

  1. Социальная и личностная значимость компетентности. 

Владение учебно-познавательной компетентностью предполагает ее восприятие в нескольких ипостасях: как фактор академической мобильности ученика, т.е. успешности его учебы в школе и готовности продолжения обучения в учреждениях профессионального образования; фактор профессиональной мобильности, обеспечивающий реализацию современной политики непрерывного образования, получения профессии, повышения квалификации; фактор, повышающий эффективность работы школы, социального института, призванного реализовать программу общего образования.

  1. Совокупность знаний о системе объектов действительности и познания. В соответствии с совокупностью образовательных объектов, по отношению к которым вводится учебно-познавательная компетентность, определяется система знаний, раскрывающая ценности, теории и технологии учебно-познавательной деятельности. Владение учебно-познавательной компетентностью предполагает наличие особым образом организованных знаний декларативного характера (о фактах, законах, теориях, понятиях) и процедурного (о методах и способах познания), позволяющих применять их при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем.
  2. Совокупность умений и навыков, входящих в учебно-познавательную компетентность. Деятельностная составляющая включает: общенаучные и частнопредметные способы познавательной деятельности; общеобразовательные способы учебной деятельности, прежде всего, общеучебные умения, направленные не на достижение научных открытий, а на образовательные результаты ученика.

Таким образом, под учебно-познавательной компетентностью мы понимаем владение учащимися комплексной процедурой, интегрирующей совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний и умений и позволяющей эффективно осуществлять самоуправляемую деятельность по решению реальных учебно-познавательных проблем, которая сопровождается овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

Общеучебные умения  классифицированы в три большие группы:

1. Учебно-управленческие умения.

2. Учебно-информационные умения.

2.1. Умения работать с письменными текстами.
2.2. Умения работать с устными текстами.
2.3. Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

3. Учебно-логические умения.

3.1. Анализ и синтез.
3.2. Сравнение.
3.3. Обобщение и классификация.
3.4. Определение понятий.
3.5. Доказательство и опровержение.
3.6. Определение и решение проблем.

Kаждая группа умений содержит конкретные операционально представленные формулировки умений. Последовательно прокомментируем группы общеучебных умений.

Учебно-управленческие умения. Kак правило, в состав управленческого цикла включают следующие виды управленческой деятельности:

планирование, т.е. определение целей и средств их достижения;
организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов;
контроль, т.е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов;
регулирование, т.е. корректировка планов и процесса их реализации;
анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов.

Учебно-информационные умения. В качестве основания для группировки учебно-информационных умений рассматриваются ведущие источники информации. На основании этого в программе представлены три группы:

– умение работать с письменными текстами;
– умение работать с устными текстами;
– умение работать с реальными объектами как источниками информации.

Иными словами, под учебно-информационными умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Учебно-логические умения. В первую группу входят пять первых умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательство и опровержение), соответствующих основным методам и формам мышления, которые являются предметом внимания формальной логики.

Таким образом, под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

С позиций информационного подхода учебно-познавательная деятельность представляет собой усилия ученика, направленные на выявление или сбор информации; ее преобразование; получение данных о ходе и промежуточных результатах своей работы от учителя или в результате самоконтроля. В случае необходимости – внесение определенных корректив; вновь осведомление о процессе и результатах и т.д. вплоть до решения познавательной проблемы.

Такое понимание учебно-познавательной деятельности определяет приоритетное значение учебно-управленческих умений, направленных на формирование учебно-познавательной цели, проектирование ее выполнения, и заставляет рассматривать учебно-информационные и учебно-логические умения как средство ее достижения.

                                                                                                     

Протокол посещения урока

оценки деятельности учителя по формированию ООУН

Дата____________                    Класс___________

Предмет__________________    Ф.И.О. учителя__________________________________

Количество учащихся на уроке__________

Количество опоздавших учащихся на урок___________________

Поурочное планирование (наличие, отсутствие)_______________

Готовность к уроку____________________

Тема          урока____________________________________________________________

Цель, задачи урока

Образовательные: ________________________________________________________

________________________________________________________________________

Развивающие: ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Воспитательные: ________________________________________________________

________________________________________________________________________

Цель урока обсуждается, согласуется с учащимися, задается учителем, ставится проблема т.д.(подчеркнуть)______________________________________________________

Тип урока: изучение нового, закрепление, обобщение и повторение, контроль знаний (подчеркнуть)___________________________________________________________

Форма урока: исследование, аукцион идей, игра, путешествие, традиционный, семинар, зачет, другое (например, традиционная 1-я часть урока, основной этап – практическая , исследовательская работа):______________________________________________________

Основные параметры

Периодичность

I

Учебно – организационные умения

1.

Оглашает цель урока

2.

Определяет задачу конкретного этапа урока

3.

Учит планировать, строить алгоритм деятельности

4.

Учит работать по образцу, по алгоритму

5.

Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств

6.

Учит  самоконтролю и самоанализу учебной  деятельности

II

Учебно – информационные умения

1.

Уделяет на уроке внимание процессу чтения

2.

Обучает продуктивным методам  работы с учебником и другими  источниками информации

3.

Учит работать с планом тезисами, конспектами, схемами, таблицами, диаграммами  

4.

Осуществляет дифференцированный подход

III

Учебно – коммуникативные умения

1.

Развивает внимание учащихся

2.

Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика

3.

Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы

4.

Учит правилам участия в коллективной деятельности

IV

Учебно –  интеллектуальные умения

1.

Работает над формированием учебно – логических умений:

- анализа, синтеза;

- сравнение;

- обобщение и классификация;

- доказательство

2.

Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт

3.

Вводит умения практически

4.

Осуществляет межпредметные связи

5.

Согласовывает свои действия с другими преподавателями

6.

Работает продуманно над интеллектуальными навыками и умениями

7.

Учит познавательной деятельности через работу:

- в парах;

- в группах;

-самостоятельно

Количество опрошенных учащихся на уроке___________________________________

Отметки за урок:  «5»_______ «4»__________ «3»____________ «2»________________

Выводы по уроку:

Рекомендации:

Дата _________________                                               Эксперт _________________

     Подпись учителя _______________

Российская Федерация

Министерство  образования и науки

                                   

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

Статистика сформированности ОУУН

Тема административной контрольной работы:________________________________________

___________________________________________________________________________________

Дата проведения ____________________________

Предмет ___________________________________

Показатели

Классы

Всего по школе

Ф.И.О. педагога

Категория

1. Количество учащихся:

  1. по списку

  1. писало работу

1.Учебно-организационные общеучебные умения и навыки (усвоили)

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки (усвоили)

3.Учебно-логические общеучебные умения и навыки (усвоили)

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки (усвоили)

-

5. Специальные общеучебные умения и навыки (усвоили)

-

-

-

-

Не сформированы  ОУУН

1.Учебно-организационные общеучебные умения и навыки

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки

3.Учебно-логические общеучебные умения и навыки

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения

-

5. . Специальные общеучебные умения и навыки

-

-

-

-

-

Положительные результаты:……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Пробелы в ОУУН:………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции"

Презентация по теме "Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции"...

Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения

Статья "Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения"...

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...

Реферат на тему: “Развитие учебно-познавательных компетенций школьников”.

I. Актальность проблемы.II. Формирование  учебно-познавательных компетенций.III. Развитие учебно-познавательных компетенций с помощью“метода проектов”.IV. Развитие креативных навыков продуктивной...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".

Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...