анализ эффективности предпрофильной подготовки в школе с оборонно- спортивный профилем
статья на тему
В работе представлен анализ эффективности реализации предпрофильной подготовки
в образовательном учреждении, реализующем оборонно- спортивный профиль на старшей ступени обучения.
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и органи¬зационной поддержки учащихся основной школы.
Цель предпрофильной подготовки - проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
В соответствии с переходом на предпрофильное и профильное обучение и учитывая важность подготовки к ответственному выбору профессии, образовательное учреждение проводит системную подготовительную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_effektivnosti_predprofilnoy_podgotovki_v_shkole_s_oboronno-_sportivnyy_profilem.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ эффективности реализации предпрофильной подготовки
в образовательном учреждении, реализующем оборонно- спортивный профиль на старшей ступени обучения.
Золотарева И.Г., учитель биологии
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и органи зационной поддержки учащихся основной школы.
Цель предпрофильной подготовки - проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
В соответствии с переходом на предпрофильное и профильное обучение и учитывая важность подготовки к ответственному выбору профессии, образовательное учреждение проводит системную подготовительную работу в конце обучения в основной школе, организует методическое обеспечение данного процесса в 3-х направлениях:
- Работа с учащимися.
- Работа с педколлективом.
- Работа с родителями.
В соответствии с планом мероприятий по введению предпрофильной подготовки были определены следующие при оритетные направления:
- организация системы подготовки педагогических кадров к введению предпрофильной подготовки ;
- организация учебно-методической работы: разработка про грамм курсов по выбору для системы предпрофильной подго товки учащихся, процедура рецензирования, утверждения про грамм.
-информирование и ориентация обучающихся и родителей 9 классов в отношении возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
На данный момент в образовательном учреждении реализуются программы дополнительного образования, ориентированные на поддержку предпрофильной подготовки: «Вокруг тебя - Мир!», «Основы военной службы», «Школа здоровья», «Юный пожарный», «Юные друзья милиции».
Анализ социального заказа родителей определил для школы следующие приоритеты:
- обеспечение уровня подготовки, необходимого для поступления в высшие учебные заведения (73%)
- обучение общению (75%),
- сохранение здоровья обучающихся (84%)
- развитие творческих способностей (82%)
- формирование общеучебных умений (97%).
Для эффективного личностного становления обучающимся оказывается психолого-педагогическая помощь, что дает возможность молодым людям преодолеет многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.
В работе применяются следующие методы:
- Наблюдение
- Беседы с учащимися и их родителями
- Факультативные занятия с учащимися в10-11 классах
- Ролевые игры и тренинги
- Психолого-педагогическая диагностика
В школе разработана технология выбора профиля обучения. Для этого последовательно применяются следующие методики:
- ДДО
- Определение типа темперамента по Айзенку
- Опросник профессиональных склонностей Йовайши (модификация)
- Опросник "Профиль", в основе которого лежит методика "Карта интересов" А.Голомштока
- Опросник типа мышления
- ШТУР (модификация)
- КОС и др.
Классные руководители совместно с психологом проводят ряд практикумов по профессиональной ориентации учащихся.
Методика ДДО, проведенная в 8-х классах, выявила, что:
- 55% от опрошенных имеют интерес к профессиям типа "Человек-Человек";
- 20% - "Человек- Знак" и "Человек- Художественный образ";
- 10% - "Человек - Техника".
Приоритетное место занимают профессии военного, врача, юриста, учителя, программиста, биолога.
В школе ежегодно проводится диагностика профессиональных планов, жизненных ценностей выпускников и их готовности к выбору профессии.
Психолого-педагогическая диагностика учащихся проводилась с целью уточнения специализации обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся.
Работа с методиками проводится в три этапа, каждый из которых занимает один урок:
- 1 этап - выявление интересов и склонностей учащихся (методика "Профиль" и "Опросник профессиональных склонностей").
- 2 этап - определение уровня развития невербального интеллекта и типа мышления ("Тест интеллектуального потенциала" П.Ржичана и "Опросник типа мышления").
- 3 этап - определение уровня сформированности основных мыслительных операций и усвоения понятий (ШТУР).
Этот комплекс методик оптимален для задач отбора в профильные классы благодаря своей экономичности, информативности и надежности. Цель диагностики - не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация процесса профильного самоопределения.
По результатам проведенных диагностик определился контингент учащихся 9-х классов по профильным направлениям. Среди этих учащихся было проведено анкетирование для выявления мотивов учебной деятельности, так как в настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому усилия педагогов и психологов школы были направлены на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим учеником
Анализ результатов анкетирования мотивации обучения показал, что у учащихся преобладают:
- широкие социальные мотивы:
- учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии - 92%;
- учусь, потому что в наше время все учатся - 85%.
- мотивация содержания:
- учусь, потому что нравится узнавать новое - 88%;
- учусь, потому что хочу больше знать - 79%.
В структуре мотивации присутствуют и познавательные процессы. Выбор направлений профильного обучения оборонно- спортивного профиля в школе обусловлены тем, что учащиеся из всех учебных предметов выделили следующие: история, обществознание, биология, английский язык, Физическая культура, информатика. Основным мотивом при этом было "Учусь, потому что на уроках интересно".
В параллели 9-х классов проводилась методика "Профиль", достоинство которой заключается в том, что она выявляет скрытую мотивацию учащихся. Результаты диагностики выявили следующее соотношение:
- физика и математика - 13%;
- химия и биология -51%
- радиотехника и электроника - 30%;
- механика и конструирование - 25,5%
- география и геология -48,5%
- литература и искусство - 39,5%
- история и политика - 30,2%
- педагогика и медицина -39,5%
- предпринимательство и домоводство - 67,4%
- спорт и военное дело -62,7%.
"Опросник профессиональных склонностей" помог выявить склонности учащихся к различным сферам профессиональной деятельности:
- склонность к работе с людьми - 47%
- склонность к исследовательской деятельности - 22%
- склонность к работе на производстве -33%
- склонность к эстетическим видам деятельности - 22%
- склонность к экстремальным видам деятельности - 77%
- склонность к планово-экономическим видам деятельности - 29%.
Мы видим, что особенно выявились склонности к работе с людьми (47%) и склонность к работе на производстве (33%). Но учащиеся выбирают из года в год одни и те же профессии - врача, юриста, экономиста. А профессии, связанные с производством, выбирают реже. Примерно половина из опрошенных ребят стремится управлять другими людьми (47%) или финансами или их контролировать (22%).
В направлении "Работа с родителями" особое значение придается родительским собраниям, как классным, так и общешкольным. При этом учитывается преемственность в работе с родителями. Определена тематика родительских собраний по классам:
- 7 кл.- "Увлечения и интересы 7-классников".
- 8кл. - "Выбор профессии - первые шаги".
- 9кл. - в начале года - "Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения";
в конце года - "Перспективные профессии и ориентации учащихся". - 11кл.- "Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии".
Также было проведено анкетирование родителей по выявлению интересов и способностей их детей. На вопрос "Интересуется ли Ваш ребенок рабочей профессией " только 12% ответили утвердительно. На вопрос "Что собирается делать ваш ребенок после окончания 9-го класса?" 50% родителей ответили, что дети будут продолжать учебу в 10 классе. Важную роль в процессе предпрофильной подготовки занимал МУК на базе которого обучающиеся 9 класса изучали курс «Твоя профессиональная карьера».
Школа - не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Жизнедеятельность учащихся, ее содержание, общение и отношения детей и взрослых - естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей, наполненная разнообразными делами должна быть организованна так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.
Организации и проведению коллективных творческих дел помогает работа кружков и секций.
№ | Название кружка | Место работы кружков | Кол-во обучающихся |
1 | Техническое творчество | Школа 3 | 23 |
2 | ПДД-ЮИД | Школа 3 | 12 |
3 | Умелые руки | Школа 3 | 15 |
4 | Шахматы | Школа 3 | 10 |
5. | Баскетбол | Школа 3 | 16 |
6. | Туристята | Школа 3 | 23 |
7. | Теннис | Школа 3 | 12 |
8. | Каратэ | Школа 3 | 21 |
Охват учащихся дополнительным образованием на базе школы в 2008-2009 учебном году составляет – 78%.
Таким образом, в школе есть все условия для физического и духовного воспитания учащихся.
20 % обучающихся занимаются в городских спортивных секциях (футбол, каратэ, рукопашный бой), в музыкальных и художественных школах, танцевальных студиях.
Об эффективности такой постановки воспитательного процесса говорит тот факт, что за три последние года значительно сократилось число правонарушений со стороны учащихся (на учете в ПДН состоят 3 обучающихся)
Трудоустройство выпускников 9 класса:
10 класс – 12 (профиль оборонно- спортивный)
3 (профиль физико- математический)
Кадетский корпус радиоэлектроники-2
Педколледж -1
Лесотехнический техникум- 2
Аграрный техникум- 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание учащихся в классах оборонно-спортивного профиля
Выступление в секции классных руководителей на 4-ой зональной конференции Восточного регионального объединения методических служб "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО "Образование" - р...
Профессиональное самоопределение обучающихся классов оборонно-спортивного профиля.
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуали...
Учебно- воспитательная работа учителя физкультуры в рамках оборонно- спортивного профиля предпрофильной подготовки.
Данная статья дает представление о работе МБОУ СОШ В рамках оборонно- спортивного профиля. с 7 класса наши ученики могут стать кадетами Ногинского кадетского корпаса или остаться просто учениками. но ...
Буклет оборонно-спортивного профиля.
Буклет оборонно-спортивного профиля....
Авторская рабочая программа по предмету физическая культура 10-11 классы (уровень: оборонно-спортивный профиль)
Авторская рабочая программа по предмету физическая культура 10-11 классы (уровень: оборонно-спортивный профиль)...
Рабочая программа по физической культуре оборонно-спортивного профиля - 11 кл
1.Пояснительная записка Рабочая программа Пояснительная запискак рабочей программе по физической культуре оборонно-спортивного профиля для учащихся 11 классов. Рабочая программа по физ...
Программа оборонно-спортивного профиля
Программа оборонно-спортивного профиля предназначена для учащихся 10-11 классов по курсу ОБЖ. Эта программа позволяет подготовить учащихся в области гражданской обороны и военной службы за перио...