анализ эффективности предпрофильной подготовки в школе с оборонно- спортивный профилем
статья на тему

Золотарева Ирина Геннадьевна

В работе представлен анализ эффективности реализации предпрофильной подготовки
в образовательном учреждении, реализующем оборонно- спортивный профиль на старшей ступени обучения.
     Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и органи¬зационной поддержки учащихся основной школы.
Цель предпрофильной подготовки - проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей  профессиональной деятельности.        
В соответствии с переходом на предпрофильное и профильное обучение и учитывая важность подготовки к ответственному выбору профессии, образовательное учреждение проводит системную подготовительную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ эффективности реализации предпрофильной подготовки

в образовательном учреждении, реализующем оборонно- спортивный профиль на старшей ступени обучения.

Золотарева И.Г., учитель биологии

     Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и органи зационной поддержки учащихся основной школы.

Цель предпрофильной подготовки - проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей  профессиональной деятельности.       

В соответствии с переходом на предпрофильное и профильное обучение и учитывая важность подготовки к ответственному выбору профессии, образовательное учреждение проводит системную подготовительную работу в конце обучения в основной школе, организует методическое обеспечение данного процесса в 3-х направлениях:

  1. Работа с учащимися.
  2. Работа с педколлективом.
  3. Работа с родителями.

          В соответствии с планом мероприятий по введению предпрофильной подготовки были определены следующие при оритетные направления:

-   организация системы подготовки педагогических кадров к введению предпрофильной подготовки ;

-   организация учебно-методической работы: разработка про грамм курсов по выбору для системы предпрофильной подго товки учащихся, процедура рецензирования, утверждения про грамм.

-информирование и ориентация обучающихся и родителей 9 классов в отношении возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

   На данный момент в образовательном учреждении реализуются программы дополнительного образования, ориентированные на поддержку предпрофильной подготовки: «Вокруг тебя - Мир!», «Основы военной службы», «Школа здоровья», «Юный пожарный», «Юные друзья милиции».

   Анализ социального  заказа  родителей определил для школы следующие приоритеты:

  1. обеспечение уровня подготовки, необходимого для поступления в высшие учебные заведения (73%)
  2.   обучение общению (75%),
  3. сохранение здоровья обучающихся (84%)
  4. развитие творческих способностей (82%)
  5.  формирование общеучебных умений (97%).

Для эффективного личностного становления обучающимся оказывается психолого-педагогическая помощь, что дает возможность молодым людям преодолеет многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.

В работе применяются следующие методы:

  1. Наблюдение
  2. Беседы с учащимися и их родителями
  3. Факультативные занятия с учащимися в10-11 классах
  4. Ролевые игры и тренинги
  5. Психолого-педагогическая диагностика

В школе разработана технология выбора профиля обучения. Для этого последовательно применяются следующие методики:

  1. ДДО
  2. Определение типа темперамента по Айзенку
  3. Опросник профессиональных склонностей Йовайши (модификация)
  4. Опросник "Профиль", в основе которого лежит методика "Карта интересов" А.Голомштока
  5. Опросник типа мышления
  6. ШТУР (модификация)
  7. КОС и др.

Классные руководители совместно с психологом проводят ряд практикумов по профессиональной ориентации учащихся.

Методика ДДО, проведенная в 8-х классах, выявила, что:

  1. 55% от опрошенных имеют интерес к профессиям типа "Человек-Человек";
  2. 20% - "Человек- Знак" и "Человек- Художественный образ";
  3. 10% - "Человек - Техника".

Приоритетное место занимают профессии военного, врача, юриста, учителя, программиста, биолога.

В школе ежегодно проводится диагностика профессиональных планов, жизненных ценностей выпускников и их готовности к выбору профессии.

Психолого-педагогическая диагностика учащихся проводилась с целью уточнения специализации обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся.

Работа с методиками проводится в три этапа, каждый из которых занимает один урок:

  1. 1 этап - выявление интересов и склонностей учащихся (методика "Профиль" и "Опросник профессиональных склонностей").
  2. 2 этап - определение уровня развития невербального интеллекта и типа мышления ("Тест интеллектуального потенциала" П.Ржичана и "Опросник типа мышления").
  3. 3 этап - определение уровня сформированности основных мыслительных операций и усвоения понятий (ШТУР).

Этот комплекс методик оптимален для задач отбора в профильные классы благодаря своей экономичности, информативности и надежности. Цель диагностики - не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация процесса профильного самоопределения.

По результатам проведенных диагностик определился контингент учащихся 9-х классов по профильным направлениям. Среди этих учащихся было проведено анкетирование для выявления мотивов учебной деятельности, так как в настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому усилия педагогов и психологов школы были направлены на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим учеником

Анализ результатов анкетирования мотивации обучения показал, что у учащихся преобладают:

  1. широкие социальные мотивы:
  1. учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии - 92%;
  2. учусь, потому что в наше время все учатся - 85%.
  1. мотивация содержания:
  1. учусь, потому что нравится узнавать новое - 88%;
  2. учусь, потому что хочу больше знать - 79%.

В структуре мотивации присутствуют и познавательные процессы. Выбор направлений профильного обучения оборонно- спортивного профиля  в школе обусловлены тем, что учащиеся из всех учебных предметов выделили следующие:  история, обществознание, биология, английский язык, Физическая культура, информатика. Основным мотивом при этом было "Учусь, потому что на уроках интересно".

В параллели 9-х классов проводилась методика "Профиль", достоинство которой заключается в том, что она выявляет скрытую мотивацию учащихся. Результаты диагностики выявили следующее соотношение:

  1. физика и математика - 13%;
  2. химия и биология -51%
  3. радиотехника и электроника - 30%;
  4. механика и конструирование - 25,5%
  5. география и геология -48,5%
  6. литература и искусство - 39,5%
  7. история и политика - 30,2%
  8. педагогика и медицина -39,5%
  9. предпринимательство и домоводство - 67,4%
  10. спорт и военное дело -62,7%.

"Опросник профессиональных склонностей" помог выявить склонности учащихся к различным сферам профессиональной деятельности:

  1. склонность к работе с людьми - 47%
  2. склонность к исследовательской деятельности - 22%
  3. склонность к работе на производстве -33%
  4. склонность к эстетическим видам деятельности - 22%
  5. склонность к экстремальным видам деятельности - 77%
  6. склонность к планово-экономическим видам деятельности - 29%.

Мы видим, что особенно выявились склонности к работе с людьми (47%) и склонность к работе на производстве (33%). Но учащиеся выбирают из года в год одни и те же профессии - врача, юриста, экономиста. А профессии, связанные с производством, выбирают реже. Примерно половина из опрошенных ребят стремится управлять другими людьми (47%) или финансами или их контролировать (22%).

В направлении "Работа с родителями" особое значение придается родительским собраниям, как классным, так и общешкольным. При этом учитывается преемственность в работе с родителями. Определена тематика родительских собраний по классам:

  1. 7 кл.- "Увлечения и интересы 7-классников".
  2. 8кл. - "Выбор профессии - первые шаги".
  3. 9кл. - в начале года - "Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения";
    в конце года - "Перспективные профессии и ориентации учащихся".
  4. 11кл.- "Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии".

Также было проведено анкетирование родителей по выявлению интересов и способностей их детей. На вопрос "Интересуется ли Ваш ребенок рабочей профессией " только 12% ответили утвердительно. На вопрос "Что собирается делать ваш ребенок после окончания 9-го класса?" 50% родителей ответили, что дети будут продолжать учебу в 10 классе. Важную роль в процессе предпрофильной подготовки занимал МУК на базе которого обучающиеся 9 класса изучали курс «Твоя профессиональная карьера».

Школа - не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Жизнедеятельность учащихся, ее содержание, общение и отношения детей и взрослых - естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей, наполненная разнообразными делами должна быть организованна так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Организации и проведению коллективных творческих дел помогает работа кружков и секций.

Название кружка

Место работы кружков

Кол-во обучающихся

1

Техническое творчество

Школа 3

23

2

ПДД-ЮИД

Школа 3

12

3

Умелые руки

Школа 3

15

4

Шахматы

Школа 3

10

5.

Баскетбол

Школа 3

16

6.

Туристята

Школа 3

23

7.

Теннис

Школа 3

12

8.

Каратэ

Школа 3

21

Охват учащихся дополнительным образованием на базе школы в 2008-2009 учебном году составляет – 78%.

Таким образом, в школе есть все условия для физического и духовного воспитания учащихся.

20 % обучающихся занимаются в городских спортивных секциях (футбол, каратэ, рукопашный бой), в музыкальных и художественных школах, танцевальных студиях.

Об эффективности такой постановки воспитательного процесса говорит тот факт, что за три последние года значительно сократилось число правонарушений со стороны учащихся (на учете в ПДН состоят 3 обучающихся)

Трудоустройство  выпускников 9 класса:

10 класс – 12 (профиль оборонно- спортивный)

                   3 (профиль физико- математический)

Кадетский корпус радиоэлектроники-2

Педколледж -1

Лесотехнический техникум- 2

Аграрный техникум-  6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся в классах оборонно-спортивного профиля

Выступление в секции классных руководителей на 4-ой зональной конференции Восточного регионального объединения методических служб "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО "Образование" - р...

Профессиональное самоопределение обучающихся классов оборонно-спортивного профиля.

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуали...

Учебно- воспитательная работа учителя физкультуры в рамках оборонно- спортивного профиля предпрофильной подготовки.

Данная статья дает представление о работе МБОУ СОШ В рамках оборонно- спортивного профиля. с 7 класса наши ученики могут стать кадетами Ногинского кадетского корпаса или остаться просто учениками. но ...

Буклет оборонно-спортивного профиля.

Буклет оборонно-спортивного профиля....

Авторская рабочая программа по предмету физическая культура 10-11 классы (уровень: оборонно-спортивный профиль)

Авторская рабочая программа по предмету физическая культура 10-11 классы (уровень: оборонно-спортивный профиль)...

Рабочая программа по физической культуре оборонно-спортивного профиля - 11 кл

1.Пояснительная записка Рабочая программа Пояснительная запискак рабочей программе по физической культуре оборонно-спортивного профиля для учащихся 11 классов.  Рабочая программа по физ...

Программа оборонно-спортивного профиля

Программа оборонно-спортивного профиля  предназначена для учащихся 10-11 классов по курсу ОБЖ. Эта программа позволяет подготовить учащихся в области гражданской обороны и военной службы за перио...