Анализ выполнения письменного экзамена по математике в новой форме выпускниками 9 классов школы №147 Центрального района города Челябинска за 2011-2012 учебный год
материал (9 класс) по теме

Казак Вадим Михайлович

Предлагается анализ письменного экзамена по математике в новой форме за 2011-2012 учебный год школы №147 города Челябинска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_analiz_gia_po_matematike_2012_goda_9_kl.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ  результатов выполнения письменного экзамена по математике в новой форме

выпускниками IX классов школы № 147

 Центрального района (2011-2012 учебный год)

Экзамен в новой форме по математике в 9-х классах проходил 29 мая 2012 года. Аттестационную работу выполняли   89 учащихся  МАОУ СОШ №147.

Основная цель проведения экзамена:

  1. определение  уровня  обученности  учащихся 9-х классов;
  2. отработка умения выполнять тестовые задания разных видов.
  3. Установление уровня предметных компетенций учащихся 9-х классов;
  4. Выставление экзаменационных и итоговых отметок учащимся;
  5. Установление учебных возможностей  выпускников для дальнейшего обучения  в   профильных классах, особенно с математическим уклоном.

Содержание контрольно-измерительных материалов определяется  требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы, определяемых Федеральным государственным стандартом основного общего образования по математике и с учетом уровня реализации   образовательных программ.  Задания  экзаменационной работы в новой форме  составлены в соответствии  с демоверсиями ГИА-2012 и открытого банка тестовых заданий, и рассчитаны на время, отводимое на ГИА по математике.  Продолжительность  выполнения работы составляет  240 минут(4 часа).

Работа состояла из четырех вариантов. Каждый вариант состоял из 18 заданий  первой части с  выбором ответа и с кратким ответом и 5 заданий второй части с развернутым ответом. Во вторую часть входят две задачи по геометрии (№20 и №23) и три задачи по алгебре (№19,№21,№22).Задания второй части ученики записывают на отдельных листах. Количество баллов для заданий второй части неодинаковое и зависит от уровня сложности и перечня знаний и умений, необходимых для  их выполнения.

Таблица 1.

Номер задания

19

20

21

22

23

Максимальное количество баллов

2

3

3

4

4

Оценивание знаний учащихся основывалось рекомендациях Федерального института педагогических измерений:

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году.

МАТЕМАТИКА

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 34 балла.

Устанавливается рекомендуемое минимальное пороговое значение общего балла за выполнение экзаменационной работы – 8 баллов. Преодоление этого порогового значения дает выпускнику право на получение отметки по пятибалльной шкале по предметам образовательной области математика (в соответствии с учебным планом образовательного учреждения*).

*Если изучение математики осуществлялось выпускником в рамках двух предметов – алгебры и геометрии – образовательным учреждениям рекомендуется выставлять аттестационные отметки на основании текущих и итоговых отметок выпускника. (Отметки за экзамен в этом случае не выставляются.) Таким образом, балл, полученный выпускником в ходе ГИА, является объективным и независимым показателем уровня его подготовки, в то время как уровень школьной отметки может отличаться в различных образовательных учреждениях.

Если изучение математики осуществлялось выпускником в рамках интегрированного курса математики, помимо общего балла, ему выставляется и экзаменационная отметка. Рекомендации по переводу общего балла в отметку даны ниже. Аттестационная отметка выставляется на основании итоговых и экзаменационной отметок.

Таблица 2.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение

экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкалеОтметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 – 7

8 – 15

16 – 19

20 – 34

Таблица 3.Число учащихся 9-х классов, участвующих в экзамене по алгебре (новая форма) в 2011-2012 учебном году

Таблица 3.

Школы

количество классов

число учащихся

147

3

89


Рассмотрим результаты выполнения заданий экзаменационной работы отдельно по каждой части. 

Таблица 4.

Часть 1.        Выполнили верно задания 1, базовой, части

Школы

Количество выпускников

Часть 1, тестовая часть (число учащихся)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1часть

147

89

84

78

76

85

64

74

73

67

73

80

83

47

62

57

39

51

73

63

7

Таблица 5.

Часть 1.        Выполнили верно задания 1, базовой, части в %

Школы

Количество выпускников

Часть 1, тестовая часть (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1часть

147

89

94

88

85

96

72

83

82

75

82

90

93

52

70

64

44

57

82

71

8

Самый высокий процент выполнения заданий базовой части этой работы в 9А, Б ,В классах - №1, №2, №3, №4, №5,№6, №7, №8,№9,№10, №11,№13,№17,№18:

№1. Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями.

№2.Чтение графиков реальных процессов.

№3. Задача на  части.

№4. Число на  координатной прямой. Свойства числовых неравенств.

№5.Арифметический квадратный корень и его свойства.

№6.Задача по геометрии с практическим содержанием.

№7.Решение  квадратного уравнения.

№8.Задача по геометрии на вычисление площади трапеции.

№9.Алгебраическое выражение.

№10. Задача с практическим содержанием с использованием  круговой   диаграмм на установление вероятности события.

№11.Задача с практическим содержанием с использованием таблицы на вычисление среднего арифметического набора чисел.

№13. Арифметическая прогрессия.

№17.Выразть неизвестную переменную из заданной формулы.

№18.Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

Несколько ниже справилась учащиеся с заданиями -№12,№14,№16:

№12.   Чтение графика заданной функции.

№14.  Задача по геометрии на центральные и вписанные углы.

№ 16. Система двух линейных неравенств с двумя переменными.

Заданием под номером 15  учащиеся справились на очень низком уровне (44%).В нем выбрать из списка утверждений, основанных на геометрическом материале, только верные. Низкий процент выполнения  задания  №15 объясняется низким уровнем предметных компетенций по геометрии: недостаточно хорошо  сформированы основные опорные знания и умения  по геометрии. Кроме того, надеялись, что справочного материала раздел «Геометрия» будет достаточно для выполнения задания. Очень важно отметить невысокий уровень учебной мотивации для 9-х классов.

6 учеников выполнили  8 заданий (Чащина Анна, Ржевская Елена, Скробот Лев, Щербакова Юлия, Визирский Михаил, Ермакова Наталья), что составляет 6% от числа писавших  экзаменационную работу.Это говорит о  низком уровне предметных  компетенций и  отсутствии   учебной мотивации.

Планирование по алгебре  учителем составлено на основе сборников: «Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы. Алгебра. Геометрия./Сост. Т.А. Бурмистрова.-М.:Просвещение,2010».        

Преподавание алгебры в школе осуществляется на основе учебника: «Алгебра.9 класс: учеб. для обшеобразоват. Учреждений /Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. -17-е изд.- М.: Просвещение, 2010».Преподавание геометрии в школе осуществлялось на основе учебника: «Геометрия.7-9 классы:учеб. для общеобразоват. учреждений /[Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. –М.: Просвещение, 2010».

     На изучение алгебры в 9 классе отведено 136 часов в год из расчета 4 часа в неделю. Количество тем и распределение часов на изучение каждой темы полностью соответствуют  рабочей программе.

Рассмотрим результаты выполнения заданий 2 части экзаменационной работы (таблицы 6, 7):

Таблица 6.

Школы

Количество выпускников

Число учащихся, справившихся со

2 частью работы

19

20

21

22

23

Вся 2 часть

147

89

31

11

26

2

0

0

Таблица 7.

Школы

Количество выпускников

Число учащихся, справившихся со

2 частью работы (%)

19

20

21

22

23

Вся 2 часть

147

89

35

12

29

2

0

0

Учащиеся на высоком уровне (35%)справились с заданием №19: упрощение выражения и с заданием №21(29%): решение задачи на движение. Задание №20 выполнили полностью с необходимыми обоснованиями только 11 учеников, что составляет 12% от  числа учащихся, выполнявщих  экзаменационную работу.13 учеников не смогли полностью  обосновать свое приведенное решение, поэтому получили два балла из трех возможных баллов. Задание под номером 22: построение графика функции с модулем и нахождение с его использованием ответа на дополнительный вопрос смогли выполнить 2 ученицы Вершинина Полина(9А) и  Полушкина Анастасия (9А). Шарыпова Линда(9В) и  Галимов  Максим (9А)  получили за это задание  три балла, так как верно построили график функции. К сожалению, не смогли ответить на дополнительный вопрос к заданию.

 В задаче получается два значения параметра,  ученики  одно значение потеряли. Поэтому один балл был потерян

(на основе критериев, разработанных   ФИПИ). Задание под номером 23 не смогли выполнить ни один ученик из параллели 9-х классов. В ней необходимо выполнить чертеж по условию задачи, затем провести анализ задачи. Основываясь на подобии треугольников, необходимо с использованием теоремы косинусов и  найти косинус угла, определенного условием задачи.

Таблица 8.

Школы

Количество выпускников

Верно выполнили 1 часть (18 заданий)

Верно выполнили 1 часть

(18 заданий) в %

Верно выполнили 2 часть

(5 заданий)

Верно выполнили 2 часть

(5 заданий) в %

147

89

7

8

0

0

Результаты проведенной государственной итоговой аттестации  по математике показали, что учащиеся владеют базовым уровнем знаний и умений. Ученики выполняют требования, заложенные Федеральным государственным стандартом основной общей школы.  В среднем 32% учащихся выполняют задания повышенного уровня сложности, требующие нестандартного применения своих знаний и умений.

В следующей таблице приведен рейтинг лучших результатов государственной итоговой аттестации по математике в 2011-2012 учебном году.

Таблица 9.

№ п/п

Фамилия  Имя ученика

Класс

Балл, полученный на экзамене

Процент выполнения от всей работы

1.

Шарыпова Линда

32

94

2.

Полушкина Анастасия

29

85

3.

Спирова Ксения

25

74

4.

Дятлов Юрий

25

74

5.

Галимов Максим

25

74

6.

Гожий Максим

24

71

7.

Киселев Павел

24

71

8.

Дергачев Алексей

23

68

Вершинина Полина

23

68

9.

Зайкова Екатерина

22

65

10.

Муравьев Алексей

22

65

11.

Коваль Ксения

22

65

12.

Мустафин Ильдар

22

65

13.

Рахматулин Максим

21

62

14.

Шаблаков Никита

21

62

15.

Грошенко Павел

20

59

16.

Шаблаков Александр

20

59

Приведем  сведения об отметках по каждому классу, общую и качественную успеваемость и средний балл.

Таблица 10.

№ п/п

Класс

«5»

«4»

«3»

«2»

Общая успеваемость

Качественная успеваемость

Средний балл

1.

7

11

13

0

100

58

3,8

2.

4

8

17

0

100

41

3,6

3.

8

6

15

0

100

48

3,8

Итого

19

25

45

0

100

49

3,7

Сведения об отметках учащихся 9-х классов МАОУ СОШ №147.

Таблица 11.Сведения об отметках.

Школы

Всего учащихся

Отметка по 5-бальной шкале

Средний балл

«2»

%

«3»

%

«4»

%

«5»

%

147

89

0

0

45

51

25

28

19

21

3,7

Рассмотрим сравнительный анализ оценок за государственную (итоговую) аттестацию и год (2011-2012 учебный год) в таблице 12:

Таблица 12.

МОУ

Подтверждение годовой отметки

Выше годовой

Ниже годовой

число учащихся

%

число учащихся

%

Число учащихся

%

147

55

61

21

24

13

15

Проведенная государственная итоговая аттестация показала, что 61% учащихся 9-х классов подтвердили свои годовые отметки. Ученики выполняли задания экзаменационной работы, используя свои знания и умения , приобретенные   в школе на протяжении   9 лет. 21 ученик (24%) получили отметку выше годовой. Ученики в конце учебного года усиленно занимались и были готовы к успешной сдаче экзамена. Кроме того, посещали консультации и дополнительные занятия по математике, проводимые учителем после уроков. 13 учеников получили отметку ниже годовой. Ученики не смогли психологически подготовиться к сдаче экзамена, растерялись и не успешно применить свои знания и умения.

Таблица 13.

Рассмотрим успешность выполнения работы в 2012 году учащимися 9-х классов по набранным баллам.

Школы

Количество выпускников 9-х классов

Число учащихся, получивших 27-28 баллов

Число учащихся, получивших 29-34 баллов

Число учащихся, получивших

27 баллов и более

147

89

0

2

2

        

Последняя таблица показывает, что учащиеся 9-х классов МАОУ СОШ №147  2011-2012 учебного года владеют только базовым уровнем знаний и умений по математике. Это согласуется с требованиями Федерального государственного стандарта основной общей школы по математике. Ученики владеют  основными  предметными  знаниями  и умеют их применять на практике. Количество учеников, способных к изучению профильного курса математики очень мало. Преподавание курсов алгебры и начала анализа, и геометрии необходимо проводить на  базовом уровне с учетом учебных способностей и возможностей учащихся.

Выводы и рекомендации:

 Учителю математики:

  1. В  новом учебном году регулярно проводить устную работу на уроках с повторением действий с рациональными числами с целью закрепления вычислительных навыков учащихся;
  2.  усилить работу по ликвидации и предупреждению выявленных пробелов: уметь заранее предвидеть трудности учащихся при выполнении типичных заданий, использовать приемы по снятию этих трудностей с целью предотвращения дополнительных ошибок (разъяснение, иллюстрации, рисунки, таблицы, схемы, комментарии к домашним заданиям)
  3. выделить «проблемные»  темы для организации вводного повторения математики в сентябре 2012-2013 учебного года и работать над ликвидацией пробелов в знаниях и умениях учащихся по этим темам, после чего можно постепенно подключать другие темы;
  4. организовать в  будущих 10-х классах разноуровневое вводное повторение по выбранным темам курса математики основной школы;
  5.  со слабыми учащимися в первую очередь закрепить достигнутые успехи, предоставляя им возможность выполнять 15 – 20 минутную самостоятельную работу, в которую включены задания на отрабатываемую тему; определить индивидуально для каждого ученика  перечень тем, по которым у них есть хоть малейшие продвижения, и работать над их развитием;
  6. с сильными учащимися, помимо тренировки в решении задач базового уровня сложности (в виде самостоятельных работ), проводить разбор методов решения задач повышенного уровня сложности, проверяя усвоение этих методов на самостоятельных работах и дополнительных занятиях.
  7. усилить практическую направленность обучения, включая соответствующие задания «на проценты», графики реальных зависимостей, текстовые задачи с построением математических моделей реальных ситуаций

        2. Итоги работы  обсудить на  заседании методического объединения учителей естественно-математических дисциплин МАОУ СОШ №147.

        3. Результаты   государственной итоговой аттестации 2011-2012 учебного года  довести до родителей  учащихся 9 классов  на  родительском собрании в сентябре 2012-2013 учебного года.

        Исполнитель: Казак Вадим Михайлович, учитель математики  МАОУ СОШ №147        .                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Организация повторения в 9 классе при подготовке к итоговой (государственной) аттестации выпускников основной школы по математике в новой форме»

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности. ...

Интеллектуальный марафон по математике на кубок Главы города Челябинска в 2010-2011 учебном году

Материал составлен автором-составителем заданий на кубок Главы города Челябинска. В комплект входят программа, задания и решения, ответы. Задания составлены только для 5 и 6 классов. Комплект мо...

Анализ выполнения письменного экзамена по геометрии выпускниками 9 классов школы №147 города Челябинска за 2011-2012 учебный год

Предлагается анализ письменнлого экзамена по геометрии в 9 классах школы №147 за 2011-2012 учебный год....

Анализ результатов пробного экзамена по математике в новой форме выпускников 9 классов(2011-2012 учебный год) в МАОУ СОШ №147 города Челябинска

Предлагается анализ результатов пробного экзамена по математике в новой форме в 9 классах   школы №147 города Челябинска, проводимого  в рамках работы  городского педагогического сообще...

Публичный информационный отчёт о результатах деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво за 2011-2012 учебный год

Доклад адресован учащимся, их родителям, учредителям, социальным партнерам школы, местной общественности. Особым адресатом являются родители, планирующие направить своего ребенка для обуч...

Анализ выполнения входной диагностики по математике в 7,8,10 классах .

Анализ выполнения входной диагностики  по математике в  7,8,10 классах ....

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год

Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...