Программа "Здоровье"
методическая разработка по теме

Лушникова Наталья Анатольевна

               «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

           От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

  мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное  казенное общеобразовательное  учреждение  «Основная общеобразовательная школа № 23»

Программа

 

                 

                                                                   Авторы  программы:  

                                                           

                                                             Заместитель директора по ВР – Н.А.Лушникова

                                                  Педагог-организатор –                М.Н.Попова

                                   

 

            

                                   

2008-2015гг

               «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

           От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

  мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский 

Пояснительная записка

       В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема  здо-

ровья  детей приобретает  глобальный  характер.  На  фоне  снижения  уровня  жизни, социального  неблагополучия  многих   семей,  ухудшающейся  экологической  обстановки  и  т.д.  идёт  стремительное  ухудшение  здоровья  детей,  что  в  конечном  счёте  ведёт  к  снижению  генофонда  населения  в  ближайшей  перспективе.  Здоровье  каждого  человека  определяется  соотношением  внешних  и  внутренних  воздействий  на  его  организм,  с  одной  стороны,  и  возможностями  самого  организма  противостоять  нежелательным  влияниям,  защищаться  от  них,  по  возможности  усиливая  воздействие  полезных  для  здоровья  факторов,  с  другой  стороны.    

Классификация  факторов,  влияющих  на  здоровье  школьников

          А  ведь  всего  через  5-10  лет  современные  школьники  войдут  в  общественную  жизнь,  которая  неизбежно  потребует  от  них  активности,  инициативы,  предприимчивости,  контактности,  самостоятельности,  дисциплинированности  и  просто  энергии  для  того,  чтобы  трудиться.  

          Для  укрепления  связи  между  учебной  деятельностью  школьников  и  их  психофизическим  здоровьем,  профилактики  снижения  исходного  потенциала  здоровья  учеников  в  общеобразовательном  учреждении  функционирует  программа  «Школа - территория  здоровья»,  разработанная  в  соответствии   с  законом  РФ «Об  образовании»  и  законом  Ставропольского края «Об  образовании».  В  программе  представлены  основные,  приоритетные  положения,  связанные  с  личностным  развитием,  со  сбережением  здоровья  учащихся,  с  осознанием  всеми  участниками  учебно- воспитательного  процесса  роли  физической  культуры,  пониманием  необходимости  здорового образа жизни. Главными направлениями программы являются:  организационные,  профилактические,  оздоровительно – восстановительные,  диагностические,   консультационные,   пропагандистские,  коррекционные,  обучающие  и  воспитывающие.

          Программа  «Школа - территория  здоровья»  строится  на  соблюдении  принципов:

  1. индивидуальный  подход  к  потенциалу  здоровья   каждого  ребёнка;
  2. здоровье – это  состояние  организма,  им  нужно  научиться  управлять;
  3. здоровье – это  результат  собственного  творчества.

  Главное  правило  программы:

«Сделай  так,  чтобы  ребёнку  стало  полезно  находиться  в  школе,  чтобы  он  совершенствовался  и  физически,  и  духовно».  

Цель  программы: 

формирование  и  развитие  здоровьесберегающей  образовательной  среды,  обеспечивающей  сохранение  и  укрепление  здоровья  всех  участников  образовательного  процесса.

Задачи  программы: 

  1. создание  благоприятных  условий  для  сбережения  и  укрепления  здоровья,  профилактика  заболеваний,  содействие  правильному  физическому  развитию,  повышение  с  помощью  средств  физической  культуры  умственной  работоспособности школьников;
  2. освоение  и  использование  в  работе  педагогического  коллектива  современных  и  инновационных  здоровьесберегающих технологий;  
  3. обеспечение  психологического  комфорта  и  условий  для  самосовершенствования  личности  ученика;
  4. формирование  у  школьников  осознанного  отношения  к  своему  здоровью, как необходимой составляющей общей культуры человека, устойчивого  интереса  к  занятиям  физической  культурой  и  спортом,  навыков  здорового  образа  жизни;  воспитание  гармонично-развитой  личности;
  5. использование  физкультурно-познавательного  компонента  во  всех  циклах  дисциплин  УВП;
  6. организация  мониторинга  здоровья  учащихся  и  сотрудников  школы.

Модель  школы  здоровья  по  программе  «Школа - территория  здоровья»

      1.Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры.

2. Физическая воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки) представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников.

3. Работа медицинского кабинета ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства.

4.Система питания  обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, витаминизацию  пищевого  рациона,  йодирование  питьевой  воды, формирует и отслеживает правила питания в  школьном буфете.

5. Служба здоровья школы (Школьный совет содействия укреплению здоровья) оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья, поддерживает работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся, создает позитивные ролевые модели.

6. Социально- психологическая служба включают в работу создание  позитивного  психологического  климата  в  образовательном  учреждении.  

7. Вовлечение родителей и общественности в  социуме  включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.

Предполагаемые  результаты  реализации  программы:

  1. создание  благоприятной  образовательной  среды,  способствующей  сохранению  и  укреплению  здоровья,  воспитанию  и  развитию  личности;
  2. повышение  функциональных  возможностей  организма  учащихся;
  3. рост  уровня  физического  развития  и  физической  подготовленности школьников;
  4. повышение  мотивации  к  двигательной  деятельности  и  здорового  образа  жизни;
  5. снижение  роста  заболеваемости  и  укрепление  иммунитета  учащихся  и  педагогов;
  6. повышение  профессиональной  компетенции  и  заинтересованности  педагогов  в  сохранении  и  укреплении  здоровья  школьников;
  7. поддержка  родителями  и  социума  деятельности  школы  по  воспитанию  здоровых  детей;
  8. социальная  адаптация  детей  с  проблемами  в  развитии,  ограниченными  возможностями  здоровья;  детей, оказавшихся  в  трудных  жизненных   ситуациях

Блок 1

№    

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Соблюдение требований к состоянию и содержанию здания и помещений лицея в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами

в течение года

Администрация

2

Оборудование учебных кабинетов, спортивного зала, спортивных площадок современным оборудованием и инвентарем

постоянно

Администрация,

учителя

3

Организация и функционирование одного  медицинского  кабинета, кабинета здоровьесберегающих технологий в условиях осуществления здоровьесберегающей деятельности

в течение года


Администрация,

медработник


4

Укрепление материально-технической базы пищеблока

постоянно

Администрация,

Зав. пищеблоком

5

Организация качественного сбалансированного питания для учащихся и педагогов школы

до 1.09.

Администрация,

зав. пищеблоком

6

Организация диетического питания для учащихся, имеющих хронические заболевания

постоянно

Зам. директора по УВР

7

Обеспечение столовой свежими овощами, фруктами, йодированными продуктами, витаминизация блюд

постоянно

Зам. дир по УВР,  медсестра,  повар

8

Организация социально – психологического  сопровождения УВП; комплектование школы квалифицированными специалистами

август

Директор

Здоровьесберегающая    инфраструктура   лицея

Блок 2

Рациональная организация образовательного процесса

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения

постоянно

Администрация,  учителя, кл.рук.

2

Использование методов и методик обучения, с учётом возрастных возможностей и особенностей учащихся

в течение года

Учителя- предметники,

психологи

3

Работа  по инновационным  программам.

постоянно

Зам.директора по ВР,  психолог, учителя-предметники

4

Соблюдение всех требований к использованию информационно-технических средств в обучении (компьютерное и мультимедийное оборудование, аудиовизуальные средства)

в течение года

Учителя-предметники

5

Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры

постоянно

Учителя физической культуры

6

Индивидуализация обучения и работа по индивидуальным программам с учетом индивидуальных особенностей развития

в течение года

Зам.директора по УВР и НМР

7

Психологическая поддержка учащихся группы риска и детей с ограниченными возможностями

в течение года

Психолог, учителя-предмет, соц.  педагог

                                                  Блок 3

     №

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организация занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

до 15.09.

Зам. директора по УВР

2

Организация работы групп коррегирующей гимнастики, профилактики плоскостопия

постоянно

Мед. работник,

учителя физкультуры

3

Организация утренней  зарядки  на  свежем  воздухе (I  и  IV  четверти), динамических пауз и перемен в начальной школе

в течение года

Зам. директора по УВР, учителя нач. классов

4

Проведение физкультминуток, физкультпауз, подвижных перемен, спортивных часов ГПД в режиме рабочего дня

постоянно

Зам.директора по УВР, учителя, кл.рук.,

воспитатель ГПД

5

Проведение в процессе урока физкультпауз для снятия мышечного утомления и гимнастики для глаз по методике В.Базарного

постоянно

Учителя-предметники

6

Организация работы спортивных секций по:

-баскетболу;

-волейболу;

-футболу;

-легкой атлетике;

в течение года

Учителя физкультуры

7

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Дня спорта, здоровья; соревнований походов)

регулярно

Зам.директора по ВР,  учителя физкультуры

8

Контроль деятельности спецгрупп.

в течение года

Зам.директора по ВР,  учителя физкультуры

 Организация физкультурно-оздоровительной работы

                                                   

 Блок 4

Лечебно-профилактический

     №

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

       1.

Прохождение ежегодного осмотра всех работников школы узкими специалистами

январь

мед. сестра,

     2.

Медосмотр  учащихся 1-9-х  классов

ежегодно (по графику)

мед. сестра,

     3.

Проведение декадника по охране зрения:

-определение остроты зрения   учащихся по классам

-определение детей с пониженной остротой зрения;

-учет рекомендаций по профилактике зрения

в течение года

Врачи Суворовской участковой больницы, мед. сестра, учителя

4.

Осуществлять санитарный режим в школе: регулярно проветривать помещение, проводить влажную уборку

в течение года

зам. дир. по ХЧ, классные руководители

5.

 Контроль  соблюдения правил по  охране  труда

1 раз в четверть

Зам. дир. по УВР и ХЧ, инспектор по ОТ

6.

Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний  у  здоровых  детей  и  детей  с  хронической  патологией

в течение года

мед. сестра

7.

Контроль  работы по профилактике травматизма и ДТП

в течение года

инструктор  по технике   безопасности

8.

Противовирусная  вакцинация.

ежегодно (по графику)

мед. сестра

Блок 5

Просветительно-воспитательная работа с учащимися

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Проведение по учебному плану  школы уроков здоровья  и   ОБЖ  

в течение года

Учителя – предметники  и  учителя  нач.  кл.

2

Инструктаж учащихся по технике безопасности на уроках и во внеурочное время

1 раз в четверть

Классные руководители, инструктор по технике безопасности

3

Разработка и внедрение в образовательный процесс программ, направленных на формирование здорового образа жизни:

  1. Мы выбираем жизнь
  2. Здоровье
  3. Закон и подросток
  4. Профилактика правонарушений среди учащихся
  5. Здоровое общество - сильная Россия

ежегодно

Творческие группы

4

Проведение бесед, консультаций, лекций, круглых столов, классных часов, просмотр  фильмов,  библиотечные  уроки с  рекомендацией  списка  литературы по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики асоциальных  явлений

в течение года

Администрация,

мед. работник,  социально-психологическая  служба

кл. рук.

5

Проведение рейдов "Внешний вид – визитная  карточка  школьника»

1 раз в месяц

Администрация,

мед.сестра

6

Выпуск тематических плакатов, листовок, школьных газет; участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений о здоровом образе жизни и о вреде асоциальных явлений

7

Оборудование в кабинетах классных уголков «Помоги себе сам» и стендов по данной тематике»

до 15.10.

Кл.руководители,

учителя нач.классов

8

Организация  работы  наркологического  школьного  поста

в течение года

Зам. дир. по ВР, социально-психологическая  служба

Блок 6

Организация методической работы с педагогами и родителям        

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Рассмотрение на совещании при директоре вопросов, связанных с выполнением санитарно-гигиенических требований, охраны жизни и здоровья учащихся

по плану работы

Директор

2

Проведение семинаров-практикумов, совещаний, консультаций, мастер – классов, круглых столов по направлениям:

  1. здоровьесберегающие технологии
  2. сохранение здоровья учителя и учащихся
  3. профилактика травматизма
  4. профилактика вредных привычек и раннего алкоголизма у детей и подростков
  5. предупреждение инфекционных заболеваний и пищевых отравлений

в течение года

Зам.директора по УВР



мед.работник




3

Проведение акций:

  1. «Курить или не курить»,
  2. «Спорт вместо наркотиков»,
  3. «Нет распространению СПИДа»
  4. «Стоп! Алкоголь!»

по плану работы

Зам.директора по ВР, медсестра, социально- психологическая служба, классные руководители

4

Проведение родительских собраний, всеобучей по вопросам оздоравливания детей, повышения валеологической грамотности, профилактике асоциальных явлений

1 раз в четверть

Зам.директора по ВР,

классные руководители

5

Проведение консультаций для родителей по вопросам организации:

  1. рационального питания;
  2. лечебно-оздоровительных мероприятий;
  3. физической активности;
  4. сексуального воспитания;
  5. коррекции психики детей;
  6. профилактики вредных привычек;
  7. обучения саморегуляции

в течение года

Медико-психолого-педагогическая служба лицея

6

 Комплектация библиотечки и выставки книг по проблеме здорового образа жизни

постоянно

библиотекарь

7

Создание банка массовой пропаганды, выпуск газет, бюллетеней, статей, оформление стендов наглядной агитации

постоянно

Учителя физкультуры

Блок 7

Мониторинг   здоровьесберегающей  деятельности  лицея

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Анализ школьной среды


в течение учебного года



Мониторинговая группа научно-методического совета лицея

2

Мониторинг организации работы по обеспечению питанием  школьников

3

Анализ организации режима, учебной и внеучебной нагрузки учащихся

4

Анализ школьной адаптации учащихся младших и старших классов

5

Анализ физкультурно-оздоровительной работы, физической активности и подготовленности школьников

6

Анализ организации медицинской помощи, уровня и динамики состояния физического и психического здоровья учащихся

7

Анализ организации работы школьного наркопоста

8

Мониторинг успешности организации двигательного режима школьников

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тематические классные часы

1-4 классы

  1. Режим дня
  2. Закаливание организма
  3. Культура питания
  4. Мой друг – Мойдодыр
  5. Культура одежды
  6. Профилактика простудных заболеваний

5-8 классы

  1. Режим дня.
  2. Способы укрепления здоровья
  3. Гигиена мальчика и девочки
  4. О вредных привычках
  5. О вреде никотина
  6. О вреде алкоголя
  7. Имя беды – наркотик
  8. Определение здорового образа жизни

9-11 классы

  1. Береги здоровье смолоду
  2. Гармония тела
  3. Роль спорта в жизни человека
  4. Система питания старшеклассника
  5. Стресс
  6. Традиции и табакокурение
  7. исторические аспекты винопития на Руси
  8. Юридическая ответственность за злоупотребления ПАВ
  9. Наркотики и их жертвы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 Тематика родительских собраний

  1. Психологические особенности учащихся (по возрастам)
  2. Режим дня и гигиенические нормы
  3. Режим питания
  4. Семейные конфликты
  5. Как уберечь ребёнка от наркотиков
  6. Лекции работников ПДН, ЦРБ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 Конкурсы, викторины, соревнования

  1. Конкурс творческих работ
  1. «Поляна здоровья»
  2. «Зелёная аптека»
  3. «По дороге с улыбкой»
  4. «Осторожно: пожар»
  1. Конкурс плакатов
  1. «Мы за здоровый образ жизни»
  2. «Безопасность на дороге»
  1. Викторина
  1. «Красный, жёлтый, зелёный»
  2. «Береги здоровье смолоду»
  1. Станционные игры «Мы за здоровый образ жизни»
  2. Спортивные соревнования
  1. Лёгкая атлетика  
  2. Гимнастика
  3. Волейбол
  4. Теннис                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
  1. Турслёт, походы

Факторы

Эндогенные

Экзогенные

Возрастные

Наследственные

Половые

Катамнез

Внешкольные

Внутришкольные

Типологические

Индивидуальные

Пороки  развития

Перенесённые  заболевания

Экологические

.

Экономические

Социальные

Педагогические

Физиолого-гигиенические

Социопсихологические