План работы ШМО классных руководителей «СОДРУЖЕСТВО»
материал по теме

Кашапова Фирүзә Фәнил кызы

План работы ШМО классных руководителей «СОДРУЖЕСТВО»  на 2012-2013 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

                                                                             Директор школы

___________ А.Б. Хуснуллин

“___”_____________2012 г.

План работы ШМО классных руководителей «СОДРУЖЕСТВО»                                    МБОУ «ООШ с.Сапеево»                           на 2012-2013г.г.


Уметь любить ребенка - значит много думать, много переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков.             В.А.Сухомлинский.

Тема: «Совершенствование форм и методов воспитания в школе через повышение мастерства классного руководителя».

Цель: Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей.

Задачи:

• Приобщение классных руководителей к инновационной деятельности в области воспитания
• Стимулирование развития передового педагогического опыта, творчества и инициативы классных руководителей
• Обеспечение развития педагогического сотрудничества, через создание ВТК, проблемных и творческих групп
• Оказание влияния на результативность методической работы и самообра-зование классных руководителей
• Создание условий для внедрения методических рекомендаций в педагогическую практику

СРОКИ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1-я четверть

сентябрь

Заседание секции

Тема:Организационное.

Анализ воспитательной работы за 2011 - 2012 учебный год;

 Обсуждение проекта плана учебно-воспита-тельной работы на 2012-2013 учебный год   и плана МО;

Обсуждение тем само-образования по проб-лемам воспитательной работы. Изучение затруднений учителей в воспитании учащихся.

Зам. директора по ВР

2-я четверть

ноябрь

семинар

Тема:

«Роль классного руко-водителя в системе воспитанияшкольни-ков в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Создание методической копилки классного руководителя

Диагностическая работа классного рук.

Обзор новинок методической литературы.

Классные рук.,

Зам. директора по ВР

3-я четверть

январь

Педагогическая мастерская

Тема:

«Воспитательные технологии»

Обмен опытом классных руководителей

Классные рук.,

Зам. директора по ВР

3-я четверть

март

семинар

Тема:

«Профилактикадеви-антного поведения»

Причины и профилак-тика воровства в детской среде

Профилактика и разре-шение конфликтныхситуаций

Обобщение опыта классных руководителей.

Зам. директора по ВР,

 Классные руководители

4-я четверть

май

Заседание секции

Тема:«Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха  в организации воспитательной работы»

 Отчет классных руководителей  по темам самообразования;

Классные рук.,

Зам. директора по ВР

Руководитель ШМО классных руководителей: Кашапова Ф.Ф.

ПРОТОКОЛ №2

Семинара ШМО классных руководителей «СОДРУЖЕСТВО»

II четверть, 9ноября 2012 года

Тема:«Роль классного руководителя в системе воспитанияшкольников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Повестка дня:

  1. Выступление  зам. директора по ВР,  руководителя  ШМО классных руководителей  Кашаповой Ф.Ф. по теме «Роль классного руководи-теля в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения» (просмотр презентации)
  2. Создание методической копилки классного руководителя
  3. Диагностическая работа классного руководителя.
  4. Обзор новинок методической литературы.

Присутствовали:  7 классных руководителей, ЗДУВР

Отсутствовали : -----------------------------

Выступали:

  1. Выступление зам. директора по ВР,  руководителя

ШМО классных руководителей: Кашаповой Ф.Ф.:

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России значительно, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

     Я предлагаю презентацию составленную на основе методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.

  1. Работа по созданию методической копилки классного руководителя. По предложению учителей начальных классов Муртазиной М.Ф. и Идрисовой Ф.Т. каждый учитель должен вкладывать в методическую копилку школы разработки внеклассных мероприятий, классных часов, сценарии праздников и т.д.
  2. По диагностической работе классного руководителя выступила  ЗДВР Кашапова Ф.Ф. Рекомендовала работать по плану составленной МО.
  3. Обзор новинок методической литературы. Каждый классный руково-дитель делился с одной  новинкой методической литературы.

РЕШЕНИЕ семинара ШМО классных руководителей:

1.Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.

2. Регулярно вести работу по созданию методической копилки и по диагнос-тической работеклассного руководителя.

3.  Постоянно знакомиться с новинками методической литературы.

Руководитель и секретарь

 ШМО классных руководителей:                                       /КАШАПОВАФ.Ф./

ПРОТОКОЛ №3

Семинара ШМО классных руководителей «СОДРУЖЕСТВО»

IIIчетверть,9  января 2013 года

Тема: Воспитательные технологии (Педагогическая мастерская)

Повестка дня: Воспитательные технологии.

Обмен опытом классных руководителей:

1.Кл.рук. 5-го класса Шарипова Венера М.

2.Кл.рук. 6-го класса Исмагилова Лилия М.

3.Кл.рук. 9-го класса, ЗДВРКашапова Фирюза Ф.

Присутствовали:  7 классных руководителей, ЗДУВР

Отсутствовали : -----------------------------

Выступали:

I. Выступление кл.рук. 5-го класса Шариповой  Венеры  М.:

1.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

Организация творческого воспитания - это организация определённого обра-за жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, от-ношения,общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четырепсихологичес-ки необходимых этапа деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.

КТД имеет следующие этапы (стадии).

- Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно изби-рать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.

-Коллективное планирование (сбор – старт).Задача педагога и Совета дела – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.

-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.

-Непосредственное проведение КТД.

-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.

2.Технология совместного творческого воспитания

Методика КТД впервые была разработана С.Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.

Технология совместного творческого воспитания – технология социализирующего воспитания, её основная цель – развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.

3.Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий).

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

В качестве основной формы технологиииндивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается  ситуационный классный час (Н.П.Ка-пустин).

Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:

-осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;

-наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;

-внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу;

-определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;

-внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;

-рефлексия всего события;

-свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;

-обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальными нормами;

-мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу.

4.Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).

  1. Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.

5.Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

6. Технологии воспитания на основе системного подхода

(Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)

Целевые ориентации (подсистема целей)

-Формирование личности – главная цель школы.

-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

-Развитие социальной активности.

-Формирование ответственности, гражданского самосознания.

-Развитие творческих способностей детей.

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Формирование целостной научно обоснованной картины.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек.

Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.

II. Выступление  кл.руководителя 6-го класса Исмагиловой Лилии М.:

7.Технология в современной массовой школе.


По определению Л.И.Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) – это единство взаимосвязанных элементов:


 а) целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся;


б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей;


в)деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив);


г) среды системы, освоенной названным субъектом и


д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.


Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий.


Можно выделить четыре уровня образовательно – воспитательных целей современной школы:


1) цели государственной образовательной политики;


2) региональные социально – воспитательные цели;


3)цели развития данной школы;


4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.


Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения.


Каждый тип образовательного учреждения имеют свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов.


В каждой школе  составляются  авторские программы. Программы исходят из принятых коллективом моделей личности выпускников.


8. Технология воспитательной работы  с коллективом класса


(по Е.Н.Степанову)


Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целост-ную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.


Важные компоненты воспитательной системы класса:


-Индивидуально – групповой.

-Ценностно – ориентационный.

-Пространственно – временной.

-Функционально – деятельностный.

-Диагностико – аналитический.

Индивидуально – групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.

Ценностно – ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы класса.

Функционально – деятельностный компонент:

-основные функции воспитательной системы;

-педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

-Пространственно – временной компонент:

-место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

-этапы становления и развития воспитательной системы.

Диагностико – аналитический компонент:

-критерии эффективности воспитательной системы;

-методы и приёмы изучения её результативности;

-формы и способы анализа, оценка полученных результатов.

9.Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.

Индивидуализация воспитания – это:

1)направление в развитии воспитательных технологий, которое предполагает углублённую диагностику личности ребёнка, проектирование  на этой основе - индивидуальной программы его развития, рефлексию результатов;

 2)предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств;

3) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;

4) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации (индивидуализации) личности.

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса,      при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспи-тания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.  

10. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения

 (по Н.Б.Крыловой)

Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.

Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.

11. Технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко).

12. Технология свободного воспитания (М.Монтессори, Р.Штейнер), стимулирующие и развивающие познавательную субъективную активность, предоставляют детям полну свободу выбора занятий.

13. Технология самоопределения личности (А.Н.Тубельский)

развивает активность выбора, за счёт высокого уровня преподавания предметов, введения новых спецкурсов, индивидуальных планов учащихся

14. Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги) развивает организаторскую и лидерскую активность.

 III. Выступление классного руоводителя 9-го класса, ЗДВРКашаповой Фирюзы Фанилевны:

       
        Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

      Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

    Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М.Шепель, Б.Т.Лиха-чев, В.П.Беспалько, И.П.Волков, Ю.К.Бабанский, Н.Р.Талызина, В.Ф.Шата-лов, С.Н.Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «техно-логия» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и  «логия» - на-ука. В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применя-емых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «техно-логия множество, на основании которых можно сделать вывод.Техноло- гия – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо  проблем.
        В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концепту-ально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге опре-деленную совокупность условий для развития учащихся.

        Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе.  Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии

 

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

          Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  1. Диагностирование
  2. Целеполагание
  3. Проектирование
  4. Конструирование
  5. Организационно – деятельностный компонент
  6. Контрольно – управленческий компонент

      Содержательный компонент  наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

  1. Научно обоснованные социализированные требования
  2. Передача социального опыта
  3. Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  4. Социализированная оценка ученика
  5. Организация творческого дела
  6. Создание ситуации успеха

Технологии воспитания классифицируют :

  1. По философской основе:
  2. материалистические;
  3. прагматические;
  4. гуманистические,
  5. антропософские.
  6. По научной концепции:
  7. поведенческие;
  8. деятельностные;
  9. интериоризаторские,
  10. нейролингвистического программирования.
  11. По категории объекта:
  12. индивидуальные;
  13. групповые;
  14. коллективные;
  15. массовые.

    Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

           Рассмотрим пример самой распространенной по применению  воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспи-тательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

              Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

  1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
  2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
  3. Содержательная (предметная) деятельность
  4. Завершение
  5. Проекция на будущее.

        Рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ.

2.Технология здоровьесберегающая.

      Цель технологии:сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификацииздоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.  

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
  3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

  1. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

     Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

         Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения,        при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.


          Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

  1. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
  2. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
  3. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

  Здесь следует несколько слов сказать огуманно-личностной технологии Шалвы Александровича  Амонашвили, академика РАО, известного советского и грузинского педагога -ученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход.

        Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологииШ.А.Амонашвили являются:

  1. способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке  

           благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

  1. развитие и становление познавательных сил ребенка;
  2. идеал воспитания – самовоспитание.

      В работе кружков, секций, клубов применяется технология обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок,        поющие        вокальный,        хоровой        и        т.д.
          
 Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений
  2. Гуманно – личностный подход к ребёнку
  3. Единство обучения и воспитания
  1. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
  1. превращение школы Знания в школу Воспитания;
  2. постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  3. гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих       ценностей;
  4. развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
  5. возрождение национальных культурных традиций;
  6. сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  7. постановка трудной цели
  8. Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.

Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная  на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей  является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
       

       В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а  профессиональным.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. :Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

9. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.

РЕШЕНИЕ заседания секции ШМО классных руководителей:

  1. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса пополнить знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы. Активно использовать в воспитательной работе педагогические технологии и идеис целью обогащения  профессионального сознания  воспитателя.
  2. Уделить больше внимания применению классными руководителями школы различных воспитательных технологий; способствовать расширению взаимодействия семьи и школы.

Руководитель и секретарь

ШМО классных руководителей:                                       /КАШАПОВАФ.Ф./

ПРОТОКОЛ №1

Заседания секцииШМО классных руководителей «СОДРУЖЕСТВО»

Iчетверть, 18 сентября 2012 года

Тема:Организационное.

Повестка дня:

1.Анализ воспитательной работы за 2011 - 2012 учебный год;

2.        Анализ работы школьного методического объединения классных руководителей «Содружество» за 2011-2012 учебный год.

3.Обсуждение проекта плана учебно-воспитательной работы на 2012-2013 учебный год   и плана МО; (ЗДВР Кашапова Ф.Ф.)

  1. Обсуждение тем самообразования по проблемам воспитательной работы. Изучение затруднений учителей в воспитании учащихся.

Присутствовали: 7 классных руководителей, директор школы, ЗДУВР

Отсутствовали : --------

Выступали:

1.По первому вопросу выступила  бывший ЗДУВР Закирова Гузалия Тали-повна  по теме «Анализ воспитательной работы за 2011 - 2012 учебный год»;

2.По второму вопросу ЗДУВР (бывший педагог-организатор)  Хуснутдинова Елена Ф.ознакомиласанализом работы школьного методического объеди-нения классных руководителей «Содружество» за 2011-2012 учебный год:

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель» Л. Н. Толстой

В методическое объединение классных руководителей МБОУ “ ООШ с.Сапе-ево” входило 7 учителей. Из них 4 учителя 1-категории, 3 учителя 2-катего-рии.

В течение учебного года работа методического объединения классных ру-ководителей осуществлялась в соответствии с «Положением о методическом объединении классных руководителей» и планом работы на 2011-2012г.г.

В 2011-2012 учебном году методическое объединение классных руково-дителей осуществляло свою работу в рамках темы: «Совершенствование форм и методов воспитания в гимназии через повышение мастерства клас-сного руководителя».

Целью в работе объединения было развитие и совершенствование профес-сионального мастерства классных руководителей.

Методическое объединение решало, следующие задачи:

-содействие развитию воспитательной системы

-развитие творческих способностей педагогов

-обеспечение развития педагогического сотрудничества, через создание через создание временных творческих групп классных руководителей.

В течение 2011-2012 учебного года было проведено 4 заседания, на которых рассматривались следующие вопросы:

- «Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год. Реализация творческого подхода в рамках составления планов воспитательной работы на год. Имидж классного руководителя».

-«Анкетирование классных руководителей, с целью определения факторов, влияющих на работу и настроение классных руководителей. Новинки с курсов и семинаров»

- « Как подготовить и провести классный час. Положение о классном часе».

-« Обмен опытом по проведению классных часов различной тематики» (круглый стол)

На заседаниях прозвучали доклады, интересные выступления.

Исходя из задач и целей методического объединения, классные руково-дители организовывали коллективное планирование и коллективный анализ работы классов, осуществляли взаимодействие в общем педагогическом про-цессе, вырабатывали и регулярно корректировали принципы воспитания и самореализации, обсуждали материалы аттестации классных руководителей.

Проанализировав работу методического объединения за 2011-2012 учебный год, считать работу методического объединения классныхруково-дителей удовлетворительной.

В 2012-2013 учебном  году необходимо обратить внимание на рассмо-трение следующих вопросов:

- уделить больше внимания применению классными руководителями школы различных воспитательных технологий;

- способствовать расширению взаимодействия семьи и школы;

- активизировать работу среди классных руководителей по созданию временных творческих групп;

- способствовать реализации принципа преемственного подхода в воспитании между начальной и старшей школой.

3. Под руководством ЗДВР Кашаповой Ф.Ф. обсудили  проект  плана учебно-воспитательной работы на 2012-2013 учебный год и плана МО;  классные руководители внесли коррективы и интересные предложения по работе с родителями по программе «Путь к Успеху» и по КТД.

4. Обсудили темы самообразования  классных руководителей по проблемам воспитательной работы,  затруднений учителей в воспитании учащихся. Поговорили о работе с детьми «группы риска» и с «трудными семьями».

РЕШЕНИЕ заседания секции ШМО классных руководителей:

1.Проанализировав работу методического объединения за 2011-2012 учеб-ный год, считать работу методического объединения классных руководи-телей удовлетворительной.

2.Обратить внимание на рассмотрение следующих вопросов: уделить больше внимания применению классными руководителями школы различ-ных воспитательных технологий;способствовать расширению взаимодей-ствия семьи и школы;активизировать работу среди классных руководителей по созданию временных творческих групп;способствовать реализации прин-ципа преемственного подхода в воспитании между начальной и старшей школой.

3.Исходя из задач и целей методического объединения, классным руково-дителям организовывать коллективное планирование и коллективный анализ работы классов, осуществлять взаимодействие в общем педагогическом про-цессе, вырабатывать и регулярно корректировать принципы воспитания и самореализации. Воспитательную деятельность в классах организовать на основе годового общешкольного воспитательного плана.

Руководитель и секретарь

ШМО классных руководителей:                                        /КАШАПОВАФ.Ф./