Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов в рамках изучения элективных курсов
элективный курс (9 класс) по теме

Загуменова Эльвира Михайловна

Материал, надеюсь, будет полезен учителям-предметникам и заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, как опыт по организации элективных курсов в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnye_kursy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация работы по предпрофильной подготовке

учащихся 9-х классов в рамках изучения элективных курсов»

             На основании «Положения об элективных курсах предпрофильного обучения учащихся 9-х классов» в 2012-2013 учебном году в школе организованы 16 элективных курсов, из них:

8 – межпредметные (ориентационные), это

  1. «Мой выбор»
  2. «Избирательное право»
  3. «Астрономический калейдоскоп»
  4. «По законам красоты»
  5. «Дизайн с элементами фен-шуй»
  6. «Техническая графика»
  7. «Зеленые комнатные спутники человека»
  8. «Молодые голоса»

8 – предметно-ориентированные по

  1. Физике
  2. Химии
  3. Русскому языку
  4. Литературе
  5. Математике
  6. Иностранному языку

Кроме того, 22 элективных курса были предложены девятиклассникам в других учебных заведениях (школах, гимназии, ПУ №12, ПУ № 33, Доме детского творчества, педколледже, ветколледже, медколледже).

            В октябре месяце был составлен план-график работы школьных и городских элективных курсов и проведены 4 урока-презентации всех элективных курсов  в  каждом из девятых классов. В течение 2-3-х дней обучающиеся должны были подумать, посоветоваться с родителями и выбрать 4 курса для изучения по своему усмотрению.

           Надо сказать, что ребята с большим интересом восприняли информацию о БЕСПЛАТНЫХ дополнительных занятиях и записались как на школьные, так и на городские элективные курсы.

            18 человек выбрали курс «Менеджмент в туризме» при Доме детского творчества, 15 человек – «Углубленный курс английского языка» при педагогическом колледже, 16 человек – «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации» при СОШ № 4.

             Положительные отзывы у девятиклассников получили курсы «Анатомия с основами медицинских знаний» (медицинский колледж, 10 человек) и «Айболит» (ветеринарный колледж, 6 человек).

              В школе в 1 полугодии начали работать 10 элективных курсов. Некоторые из них ребята на сегодняшний день изучили. В их число входит элективный курс Балобановой Нэли Николаевны «Избирательное право». Мне посчастливилось побывать на итоговом занятии, которое проходило в виде игры «Выборы президента», в течение которой были соблюдены все этапы проведения выборов в реальной жизни. Каждый этап сопровождался кратким комментарием учителя. В этот день школа ГУДЕЛА: ДЕВЯТИКЛАССНИКИ ВЫБИРАЮТ ПРЕЗИДЕНТА! На доске в кабинете, где проходило занятие, висела предвыборная агитация партий. Участники игры должны были заранее поработать с электоратом, поэтому присутствующих было много (более 40 человек). Это учащиеся всех 9-х классов, которые были объединены в 3 политические партии. Каждая из партий имела слово для своей предвыборной агитации. Затем выступили кандидаты в президенты (Широбокова Ольга, Бузанов Кирилл, Бабожанова Зуля). В течение игры остальные учащиеся устроили настоящие испытания будущим президентам и имели возможность примерить на себя разные социальные и профессиональные роли:

  1. Члена партии
  2. Доверенного лица кандидата в президенты на выборах
  3. Журналиста
  4. Пиарщика
  5. Корреспондента
  6. Члена участковой избирательной комиссии
  7. Мужа или жены и другие

Завершение игры – голосование за понравившегося кандидата в президенты. Была сооружена импровизированная кабина для голосования, назначена участковая избирательная комиссия, которая и подвела итоги голосования. (Победила на выборах Широбокова Ольга).

            Огромный интерес со стороны обучающихся к данному элективному курсу – заслуга педагога.  Актуальность темы изучения, глубокое знание предмета, разнообразие форм проведения занятий, требовательность со стороны учителя – все это залог успешности курса.

            Также хочется остановиться на элективном курсе «Молодые голоса» Захаровой Валентины Николаевны. Она работает с детьми, изучающими удмуртский язык. Ее курс направлен на выявление и поддержку талантливых детей-удмуртов, знакомство учащихся с профессиями журналиста и корреспондента, работой типографии и издательства. Валентина Николаевна сотрудничает с ответственным редактором приложения к газете «Можгинские вести»  на удмуртском языке «Выль даур» Алёшкиной Галиной Михайловной. Ребята с увлечением занимаются исследовательской работой. Свои собственные сочинения представляют на суд профессионалов на встречах с удмуртскими поэтами и писателями, на городских и республиканских конференциях, направленных на изучение творчества отдельных удмуртских авторов (Широбокова Степана Павловича, Борисова Трофима Кузьмича и других).

          Элективный курс «Молодые голоса» привлёк учеников хорошо продуманной программой, имеющей профессиональную направленность, возможностью знакомства с профессией не только теоретически, а практически, возможностью высказаться на родном языке: рассказать людям о своих достижениях и проблемах, поделиться чувствами в стихах собственного сочинения.

         Несмотря на очевидные плюсы в работе курсов, есть и проблемы, которые необходимо решать. Школьная система элективных курсов напрямую связана с учебным планом – каждый элективный курс прописан в учебном плане и закреплен за определенным классом. В начале сентября каждого учебного года мы согласуем учебный план с Управлением образования и начинаем работать. А элективные курсы начинают свою деятельность позже почти на месяц. Пока мы решили, кто возьмет элективные курсы, пока написали программы, пока составили расписание, пока узнали список городских элективных курсов – наступил октябрь. В результате мы представляем нашу систему курсов детям, о которых в процессе подготовки почти забыли. Анализ выбора учащимися курсов показал, что меньше 10 человек записались на элективные курсы по технологии, химии, биологии, английскому языку, физике, и, напротив, 41 человек изъявил желание изучать избирательное право, 38 человек – курс по математике «Уравнения с параметрами», 29 человек – курс по русскому языку и литературе «Развитие речи на уроках русского языка и литературы», 34 человека – курс  по русскому языку «Пунктуация сложного предложения». Были вопросы от учащихся и по углубленному изучению истории, английского языка. Им хочется учиться в своей школе, у знакомых учителей, не все психологически готовы работать по выбранному направлению в чужом учебном заведении, особенно слабые ученики. И в наших интересах, чтобы 9-классники изучали элективные курсы в своей школе, а часы, отведенные на них, полностью вырабатывались.

         В связи со всем вышесказанным предлагаю:

   Начать работу по выстраиванию системы школьных элективных курсов на 2013-2014 учебный год уже в этом учебном году. Обращаюсь к классным руководителям 8-х классов: найдите возможность на классных часах провести беседу об элективных курсах, анкетирование по выяснению потребностей и желаний в изучении предметов, на родительском собрании – посоветоваться с родителями по данному вопросу. Если будет нужна помощь, обращайтесь.

   Тем самым мы можем скорректировать нашу систему под запросы учащихся, а учителям-предметникам - дать время продумать элективный курс в летние каникулы.  Возможно, курс и так интересен и ценен, но ему необходима хорошая  реклама. Может быть, возникло желание что-то изменить в программе: разнообразить формы работы, углубить отдельные темы для изучения, привлечь электронные образовательные ресурсы, наладить связи с общественностью и социумом, выйти за рамки банального повторения.

              Элективные курсы являются важной содержательной частью профильного обучения на старшей ступени общего образования, призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Только продуманная системная работа всех звеньев образовательной цепи поможет добиться намеченных целей и решить поставленные задачи.

АНКЕТА

для учащихся 8-х классов

(в пробелы № 1,2,3 необходимо вписать школьные предметы, направления для изучения)

  1. Я хотел бы изучать дополнительно: _____________________________
  2. Хотел бы изучать углубленно:__________________________________
  3. Считаю необходимым иметь прочные знания по___________________

____________________________________________________________

  1. О каком учебном заведении города хочется узнать? ____________________________________________________________
  2. В каком учебном заведении города хотел(а) бы посещать элективные курсы?______________________________________________________

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

Возможности выбора при изучении элективного курса

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ПРИ        ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:ВЫБОР СОДЕРЖАНИЯВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВЫБОР МИКРОСРЕДЫВЫБОР ФОРМ КОНТРОЛЯ  ПО  ТЕМЕ :ВЫБОР ФО...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

авторская работа по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов по теме "Химия и экология - содружество двух наук"

В работе представлена программа для внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов или данная работа может быть использована в качестве вариантивной части рабочей программы для привлечения внимания у...

Интегрированное занятие по теме «Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах» в рамках интегрированного элективного курса: «Математика. Искусство. Графика».

Интегрированное занятие по теме«Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах»в рамках интегрированного элективного курса:«Математика. Искусство. Графика»....